Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // TJournal

Иммиграция в настоящее

http://tjournal.ru/paper/afanasyeva-digital?_utl_t=tw

Елена АФАНАСЬЕВА

Директор креативного планирования Первого канала

 

ИММИГРАЦИЯ В НАСТОЯЩЕЕ

 

 

Горшок с айпадом, веселый прикол, часто встречающийся в сети - не только образец коммерческой смекалки и не столько повод для оханий и аханий всех выросших и вырастивших своих детей без такого горшка. Горшок с айпадом - финальная точка в окончательном разделении мира на Digital Natives и Digital Immigrants. Natives растут в этом мире, постигая цифровую реальность в полном смысле этого слова "с горшка".

Когда американский писатель, эксперт по современным образовательным системам Марк Пренски (Mark Prensky) в 2001 году в своей работе "On the Horizon" предложил это деление нового мира на Digital Natives и Digital Immigrants, его мало кто понял. Тогда на знаковом рубеже веков и тысячелетий мы все, по сути, только начинали познавать азы нового цифрового мира. И сегодня,  тринадцать лет спустя, уже успели забыть, что в 2001-м только у некоторых из нас был домашний интернет (с бесконечным разрывом модемных соединений), слово "торрент" в нашем лексиконе не присутствовало, а о просмотре  прямой трансляции футбольного матча с метро с телефона отчаивались мечтать только самые безумные.

И  только теперь до нас доходит, что имел в виду Пренски -   мультимедийность бывает приобретенная, а бывает врожденная. Поколения Digital Natives и Digital Immigrants никогда не будут говорить на одном языке. Попытки разговора на одном языке с теми, кто и не думает иммигрировать в цифровую среду, даже не обсуждаются! Вы понимаете, о чем я, если вам хоть раз доводилось наблюдать, как бабушки и дедушки слушают разговоры своих внуков-подростков! Они не просто не понимают! Они остаются в полной уверенности, что внуки их дурят - не может же этот бессмысленный набор слов и фраз, действительно, что-то значить!

Российские теоретики и практики медиа так и не нашли универсальный перевод терминам Пренски. "Цифровые уроженцы и цифровые иммигранты", "мультимедийность врожденная и мультимедийность приобретенная"... Варианты разнятся, смысл остается.

Эти новые Natives, рождаются в "прямой трансляции" с папиных айфонов, серфят по сети в поисках мультиков прежде, чем начинают говорить и постигают эту самую мультимедийную реальность столь же естественно как любой ребенок учит родной язык. Теория поколений уже отнесла их к "поколению Z" и ничегошеньки про них еще не знает! Если понятно, что у выросших в 90-е и 2000-е иное клипово-ссылочное мышление, то какое мышление у этих, начинающих с горшка с айпадом, не знает еще никто.

Если вы думаете, что вы с ними, то глубоко ошибаетесь!  Вы, в лучшем случае, "игреки" или "миллениумы" ("Generation Y", "Generation Millennium"). Это если вам сейчас  от 14 до 30 лет. Безусловно, язык новой мультимедийности вы знаете в совершенстве, учить его вы начали в раннем или не самом раннем детстве, но все же он у вас не врожденный. Вам сначала прочли "Колобок" или "Мумми Троллей" по бумажной книжке, а только потом пустили к компьютеру.

Из вас только "миллениумов-пограничников" (ту часть, которая по времени рождения ближе всего к поколению следующему, и в себе несет черты сразу двух генераций) можно вкупе с "зетами" отнести к Digital Natives. Остальные, которые по времени рождения ближе к восьмидесятым, чем к двухтысячным, как бы ни казались себе совершенными в собственной диджительности и мультимедийности, в этом новом мире уже иммигранты!  Хоть и полностью ассимилировавшиеся. А вместе с вами иммигранты и "иксы" ("Generation X").

Они - точнее, мы" - родились между 1964 и 1984 годами, провели нормальное советское или постсоветское детство с двором и телевизором. Язык нового цифрового мира знаем относительно хорошо, но учили его во вполне сознательном возрасте. И с ассимиляцией у нас очень по-разному. В зависимости от места жительства, работы и среды. Говорят же, что любое деление на поколения верно только в крупных городах, а там, куда еще не дотянули оптоволокно, и на поколения не делятся, а уклад жизни передается от старших к младшим по привычке.

Ассоциация Пренски с иммиграцией очень точна. Те, кто в сознательном возрасте решаются на смену страны и жизненного уклада, обычно объясняют переезд интересами детей, которые "вырастут там". Сами же иммигрировавшие в лучшей или худшей степени адаптируются к новой реальности. Кто-то осваивается и занимает значительные ступени на местной иерархической лестнице, кто-то и подниматься по ней не собирается, а живет на своем условном "Брайтоне". Но без салата "Оливье" и "Иронии судьбы" для любого из переехавших Новый год не Новый год! И речь даже  не о разных культурных кодах, а о подсознании, диктующем  внутреннее ощущении свободы и счастья. Или несчастья.

На этом и остановимся. О наших с вами родителях и  бабушках-дедушках и речи нет. Среди тех, которого теория поколений определяет как "Бэби-бумеров" (рожденные с 1943 по 1963гг.) и ""Молчаливых" (1923-1943гг.), даже "иммигрировать" в цифровую среду решаются единицы. Прочие и про мультимедийность не слыхали, и страна им такая не нужна. Им и у телевизора хорошо с "Улыбкой пересмешника" (сериал, в ноябре  собравший на Первом канале долю аудитории больше 45% - ЕА) и "Юрмалиной" (фестиваль юмора канала "Россия-1"). В их почтовом ящике до сих пор случается бумажная газета, а стационарные домашний или рабочий телефон остается доминантным.

И что же теперь с этими "рожденными", "иммигрировавшими", и "не желающими двигаться с места" делать современному телевидению? Тому самому телевидению, которое живет исключительно на доходы от рекламы, а реклама продается по данным домашнего телесмотрения стационарных телевизоров, у которых все чаще можно застать только тех, кого Марк Пренски в своей статье даже не упомянул?

Телевидение зарабатывает преимущественно на зрителях, которые язык новой мультимедийности даже учить не начинали. Поэтому с такими невиданными долями идет в эфире Первого канала сериал "Дом с лилиями" Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, чьи первые телевизионные саги "Тени исчезают в поддень" и "Вечный зов" ваши бабушки смотрели еще в свои молодые годы.

Обоим режиссерам уже за восемьдесят, но они, по меткому определению одного из телевизионных гуру, "слово знают!".  В их сериалах иной язык, иное течение времени, иные культурные коды, считываемые теми, кто проводит свою жизнь у стационарного ящика в углу комнаты. Внуки, зайдя в эту комнату во время одной из серий, ничего кроме плоского кадра, картонной декорации и актерского наигрыша не увидят. Бабушки видят и свою жизнь, и мечты прошлом, которое могло бы сложиться так, как не сложилось.

Эти зрители преданы (у них, обычно, нет других планов на вечер), и достаточно постоянны - если начали смотреть, то пару-тройку сезонов полюбившемуся проекту обеспечат. Но они уходят. В прямом смысле. Аудитория каналов, рассчитанных преимущественно на возрастную аудиторию (таких как "Россия-1"), уменьшается не только потому, что конкуренты работают лучше, но и потому, что естественная убыль среди их зрителей в разы выше, чем среди зрителей других каналов.

Но это проблема не только "России-1". Постепенный уход из жизни тех, кто привык к вечеру у телевизора как к основному виду досуга, и распределение доходов телеканалов  на основе данных только домашнего телесмотрения заводит традиционное ТВ в тупиковый путь. Дальше ничего. Будущее за поколением зрителей, начинающим жизнь на горшках с айпадами, а этих уже никакими силами около более или менее плоской коробки комнатного телевизора не удержать! Этим нужно "телевидение на вынос", "телевидение с собой", чтоб начать смотреть на Mac, перекинуть на плазму в общей комнате - сестре показать понравившийся фрагмент на большом экране!- дальше свернуть в айфон, чтобы досмотреть по дороге к метро, а в школе или институте сбросить товарищу на планшет - наслаждайся, бро! Да и само телевидение должно быть таким, чтобы им не лень было его с собою тащить! С соответствующим качеством картинки, цвета, звука, о которых бабушки не привыкли задумываться. со считываемы ими, а не бабушками культурными кодами - бабушки кто такой Джаред Лето не поймут и группу "Труд" не обсудят.

За ними будущее. Но как идти в это будущее, если сама телевизионная дорога мостится  за счет отмирающего настоящего?

Разные телеканалы к этому разделу поколений относятся по разному. Кто-то, как НТВ, его вообще не собирается замечать. Кто-то, как ВГТРК, создает отдельные каналы - для традиционных зрителей "Россия-1", а в большом пакете нишевых каналов, может, и более динамичная аудитория что-то свое найдет. Кто-то, как Первый канал выбирает два пути сразу.

С одной стороны федеральный канал с охватом 99% жителей страны должен быть телевидением для всех. Но заставить смотреть одинаковые программы "миллениумов", "зетов" и их бабушек из поколения "молчаливых" невозможно. Исключения бывают два раза в год - в новогоднюю ночь под бой Курантов и в День Победы. Плюс еще в редких случаях, когда телепроект становится большим, чем просто телепрограмма (таких как "Голос").

В остальное время бабушек и внуков вместе у экранов не свести. Поэтому внутри Первого канала много разных "каналов". Для дневной аудитории свой, для ночной - совершенно другой. Те, кто смотрит "Вечерний Ургант", в большинстве своем не видели Ивана в "Смаке", а аудитория ночного канала "Городские пижоны" ни разу не видела Елену Малышеву в утреннем эфире программы "Жить здорово" (зато за счет этой аудитории набирают миллионы просмотров ее хиты в YouTube!).

Кроме этого деления одного большого канала на несколько "каналов" внутри, есть и еще один путь. Несколько лет назад во время выступления на главной международной  телевизионной площадке MIPCOM в Каннах генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил, что будет делать для нового поколения зрителей, "родившихся после 1980-го", отдельный канал "Первый. Digital".

Процесс оказался не из легких. Вплотную к созданию канала приступили только летом этого года. И назначенный генеральным директором "Первый. Digital" Алексей Ефимов прекрасно понимает, что силами только Digital Immigrants его не создать. Профессиональный и управленческий опыт Эрнста, Ефимова и всей команды  Первого может и должен быть усилен новым ощущением мира тех, на кого этот канал рассчитан. Сделать канал интересным для себя Digital Natives могут только сами. Но после того, как научатся технологии и организации  телевизионного производства у Digital Immigrants.

Поэтому Первый канал и проводит Питчинг новых проектов и идей для тех, кто думал, что "к Эрнсту со своей идеей не попасть". Поэтому Первый канал и открывает в следующем году "Школу Первого канала", для всех, кто хочет получить качественную профессиональную базу для своего творчества.

Велкам!

 

 

Вернуться к статьям