Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Newsweek

Телевидение рикошетом

На новый сезон каждый игрок телевизионного рынка предпочитает взирать из своего окопа

Елена Афанасьева

 

Телевизионщики как школьники. Учебный год, то есть сезон, у них заканчивается с наступлением лета. Дальше каникулы - сокращение объемов информационного вещания, переход в режим повторов, что вызвано летним оттоком зрителей на дачи и в отпуска. Нынешняя система телеизмерений, на которой основываются рейтинги и, соответственно, рекламные поступления, меряет исключительно так называемое «домашнее телесмотрение». Уехавший из дома зритель для измерений потерян, оттого летом и падают рейтинги. Но с первых осенних недель каждый канал, подготовив заранее портфель новых программ, адаптированных лицензионных шоу, сериалов и фильмов, отправляется в путь за З. Не за Знаниями, но за Зрителем, от которого телевидению нужен не он сам, единственный и неповторимый, а лишь факт включения этим неповторимым своего вполне повторимого телевизора, что приносит каналу рейтинги, а с ними и рекламу и деньги.

С прошлой недели первый залп премьер уже выдали каналы «Россия», НТВ и СТС. «Россия» стартовала «Красной капеллой» - основательной и богатой телесагой о разведке. Не успевшее еще после летней смены руководства радикально обновиться НТВ вынуждено начинать с того лучшего, что осталось в закромах канала от предшественников – последним сезоном купленного сериала «Секс в большом городе» и перекупленной с «Культуры» «Школы злословья» (вязание и прочее сматывание клубочков двух интеллектуалок-ведущих в ответ на забубенные трели Жириновского – слишком яркий образ абсурдности всего, ныне происходящего как в так называемой общественной жизни, так на самом ТВ). СТС, объявив революцию, начал все же с вполне эволюционного (дай бог, что б не стало стагнационным!) продолжения экранизаций детективов Донцовой. Даже традиционно не спешащий со стартом «Первый канал» (уверенный, что окончательно после летнего отсутствия зритель возвращается к экранам лишь к концу сентября, оттого и откладывающий основные залпы своих премьер на следующий месяц) с этого понедельника обновляет сетку «Пятью вечерами». Обещано, что шоу для так называемого «позднего дневного прайма» будет более респектабельным, чем предыдущая «Большая стирка» с тем же Андреем Малаховым.

Начало нового года у телевизионщиков, как и у школьников, налицо. Но при всей респектабельности отдельных премьер при определении нового телевизионного года ассоциации возникают все больше не школьные, а фронтовые. На языке так и вертится строчка про броню, которая «крепка и танки наши быстры».

С танками то все понятно – в предстоящий год 60-летия Победы танков и громких слов на телеэкране ожидается предостаточно. Телеканалы заканчивают производство военных сериалов, не забыты и традиционные упражнения в риторике. Так утром 1 сентября канал ТВЦ около часа вел прямую трансляцию с открытого урока на котором, сидя за учительским столом, большое количество громких и общих слов о битве под Москвой школьникам говорил сам мэр Москвы Лужков. (В это время в северной Осетии боевики захватывали в заложники учеников и учителей, не успевших дождаться своего первого в этом году урока, но привычной еще несколько лет назад мгновенной реакции на трагедию у телевидения не случилось).

Своим размахом и глобальностью телевизионное празднование юбилея победы обещает быть скорее похожим на размашистое чествование 30-летия Победы в 1975-м (когда батальность полотен затмевала трагедию человека на войне), а не отдельные попытки поменять эпическое и человеческое местами, как это случалось на следующих менее огосударствленных юбилеях. Так что танки в наличии. А броня?

«Броня» в ассоциативном ощущении предстоящего телевизионного года взялась совсем из другого ряда - из тотальной закрытости всех участников телевизионного процесса. Прошлой зимой-весной многие из основных игроков телевизионного рынка, не сговариваясь, употребляли слово «окуклившись»: «Живем, окуклившись». Если зимой все сжимались каждый внутри своей отдельно взятой компании, канала, программы, предпочитая свои головы из этой «куколки» не высовывать, то теперь при всем желании высунуть голову, проявить себя как-то неадекватно на унылом забетонированном телевизионном поле, уже практически невозможно. Тонкое окукливание окончательно превратилось в крепкую броню. Каждый внутри. Каждый в себе. Все закрыты, и люки задраены. И высовывать не желает никто. Чревато! «Кабы чего не вышло!» – девиз сезона.

«Сегодня логика успеха не демонстрировать успеха», – определил суть происходящих ныне процессов один из недавно еще наиболее заметных игроков в телевизионные баталии, переведенный в формальный запас, но не потерявший ни нюха, ни навыков. Главная примета наступившего сезона - не демонстрировать успешности. Не высовываться! Не лезть вперед! Не быть заметным, отличным от общего серого фона. Выделялся прежде Парфенов – и где теперь тот Парфенов? На появление одного из самых ярких профессионалов отечественного ТВ в эфире наложен высочайший запрет. Сразу нескольким телеканалам запрещено брать Парфенова к себе. То есть, может какой-никакой разовый документальный проектец у Леонида Геннадьевича и случится, а так чтоб регулярно, раз в неделю или даже, упаси бог, ежедневно выделяться на общем фоне – ни-ни!

Тихо. Ровно. Позиционно.

Из того, что профессионалы называют «контентом» - содержанием телепрограмм, то едва ли новый сезон намерен нас радовать разнообразием. Кроме предюбилейного военного теле-кинопродукта нас ждет волна все более и более дорогих и богатых сериалов, успешно осваивающих технологичность западного сериального потока. Прочно обосновавшаяся на телеэкране документалистика завершит свой разворот от практически вытравленной ныне публицистики (вместо которой в эфире осталась одна госпропаганда по образу и подобию душевных фильмов о хорошем человеке Ахмаде Кадырове на канале «Россия») к разного рода историзму и нарождающемуся (или возрождающемуся) жанру документальных проектов о науке и познании.

По аналогии с прижившимся у нас понятием «инфотеймент» - скрещением информации ( information ) и развлечения ( entertainment ), новый научный виток документалистики, появляющейся в «Новом дне» «Первого канала», в отдельных проектах СТС и «Культуры», можно определить как «сайнстеймент» - скрещение с развлечением науки. Взяв за основу познавательные программы корпорации BBC , отечественные телепроизводители, похоже, готовы в новом сезоне представить новый неожиданный подход к познанию на почве чисто российской.

Иных глобальных открытий в эфире ожидать не приходится. Доминируют дубли - «Народный артист» (канал «Россия) и «Ты - супермодель» (СТС) под порядковым номером «2», а «Фабрика звезд» и «Последний герой» на «Первом канале» уже под номером «5»… Все прочее – за кулисами. Но и там нет прежней свободы маневра. Телевидение, которое долго зачищало поляну, сужало пространство и ограничивало доступ в святая святых любых новых игроков, теперь живет в малюсенькой посудной лавке и ощущает себя в ней слоном.

Рынок сузился так, что любой удар рикошетит. А если вы живете в крохотной комнатушке, то даже по врагам не стоит стрелять боевыми патронами – чревато!

Вернуться к статьям