Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Телесезон 2005-2006: индустриальные итоги.

Елена Афанасьева

 

Лето в зените - телевизионный сезон на закате.

Правило это старо ровно настолько, насколько стара система медиаизмерений, не умеющая фиксировать зрительский интерес дачников и отпускников. Регулярные рейтинговые измерениям в нашей стране начались десять лет назад, следовательно, все десятилетие с наступлением лета рейтинги падали, с ними падали и рекламные сборы, и телевизионщики, как школьники, отправлялись в отпуск, продлевая застойный период порой до конца сентября.

Последние пару-тройку сезонов летнее уныние особенно на больших каналах не столь заметно. Огромный все увеличивающийся поток рекламных денег позволяет «Первому» и «России», а вслед за ними и подтягивающимся меньшим каналам, и летнюю паузу превращать в кокетливый бантик на хвостике минувшего телесезона (финал 200-серийного хита «Не родись красивой» на СТС). Или в репетиционную комнату, где провалы и неудачи не столь страшны, как в рекламоемких декабре или марте (вернувшийся в эфир «Первого» пусть пока не всегда удачный, но живой разговор Бермана и Жандарева со своими гостями, разномастные премьеры ТНТ и т.д.). Кому что больше по душе.

Но, не смотря на чреду летних проб, ошибок и обретений основной сезон пройден. И, как водится, время подводить итоги. Что в телевизионном 2005-2006-м было главным, определяющим вектор развития?

Телевидение из просто развлечения давно превратилось в сферу политики и бизнеса. Поэтому, итоги традиционно приходится подводить по нескольким составляющим – идеологической, индустриальной и содержательной.

Если в идеологической составляющей в сезоне 2005-2006 ничего принципиально нового не наблюдалось (площадка защищена настолько давно и настолько основательно, что даже случившийся в этом сезоне уход Ирэны и Дмитрия Лесневских, а вслед за ними и ведущей Ольги Романовой и руководителя информационной службы Елены Федоровой с REN TV , мало что изменил в общей картине общественно-политического и новостного вещания), то индустриальные и творческие успехи сезона более чем заметны. О них и поговорим поподробнее. Сегодня речь об индустрии, о телевидении как бизнесе.

Среди бизнес-итогов года, бесспорно, наиболее ярким является выход российской медийной компании «СТС-медиа» на биржу. То, о чем в свое время так долго мечтал ныне покинувший Россию Владимир Гусинский, и большую часть пути к чему успела до своего разорения пройти компания «Медиа-Мост», шесть лет спустя удалось претворить в жизнь прибывшему в эти годы в Россию Александру Роднянскому и возглавляемой им компании «СТС-Медиа». Выход на биржу, и все, что в российских телевизионных и бизнес-кругах сейчас называют короткой аббревиатурой IPO , бесспорный прорыв, показывающий прозрачность, надежность и инвестиционную привлекательность российской медиа-сферы (по крайней мере, ее отдельных сегментов). И открывает путь другим российским медиа-гигантам. Не случайно, «Газпом медиа», в конце июня заявил о собственных подобных намерениях, и даже (возможно, дабы подчеркнуть свою прозрачность) впервые в истории объявил о выплате дивидендов собственным акционерам.

Другой важной составляющей этого телевизионного года для медийной индустрии стал галопирующий рост рекламного рынка. Рост столь бурный, что объем рекламы, деньги за которую готовы были платить рекламодатели, перестал умещаться в эфире больших и малых каналов. Стало казаться, что еще чуть-чуть, и нам всем придется, согласно старой шутке, просить телеруководителей не прерывать своими глупыми фильмами и передачами нашу любимую рекламу. На 44 минуты эфирного времени каждой серии умного и тонкого фильма Александра Прошкина «Доктор Живаго» на канале НТВ пришлось 26 минут рекламы! О чем еще можно было говорить!

Принятые Госдумой поправки в закон «О рекламе» более строго ограничили допустимый объем рекламного времени внутри каждого телевизионного часа, и навели прочий порядок в количестве и качестве рекламы не ТВ. И это, едва ли не единственное за последние годы, решение думцев, которое не вызывает у меня отторжения, напротив, при отдельных оговорках, кажется вполне своевременным и взвешенным.

Третья отличительная особенность этого сезона – предчувствие цифрового телевидение, которое просто разлилось в телевизионном и правительственном воздухе. Грядущая цифровизация всего ТВ наложила свой отпечаток не только на множащиеся в эфире информационных выпусков госканалов репортажи с совещаний, где вице-премьер Медведев грозит этой самой цифровой эрой телевизионщикам и связистам, но и на отношения основных медийных корпораций друг с другом. Самые сильные и богатые из них понимают, что в ближайшее десятилетие на смену конкуренции программами придет конкуренция каналами. Оттого и множатся почкованием, в дополнение к уже имеющимся своим главным каналам, и плодят так называемые «нишевые» каналы. Так в прошлом году от СТС был отпочкован канал «Домашний», так в этом сезоне к уже имеющимся у себя «России», «Культуре» и «Спорту» государственная корпорация ВГТРК добавила круглосуточный информационный канал «Вести 24». Если вспомнить, что в этом сезоне стартовал и еще один столь же государственный, хоть и англоязычный канал « Russia Today », то информационная палитра станет ясна.

Впрочем, цифровая эра цифровой эрой, а эфирное телевидение, десятилетиями дотягивающееся руками двух своих главных каналов до 98% территории страны, вряд ли так скоро уступит свои позиции. Предполагать, как станет развиваться цифровое вещание в России трудно. То ли останется игрушкой больших городов и маленьких, но продвинутых центров. То ли столь же успешно завоюет все пространство необъятного отечества, и дойдет до каждой избы, до каждого чума быстрее, чем туда дотянут свои метровые передатчики большие каналы, как в иные деревни и села мобильная связь добралась быстрее стационарных телефонных линий.

Гадать не стоит. Стоит только понимать, что даже при начале массовой цифровой эры в такой извечно централизованной стране как России большие государственные каналы всегда будут большим, чем просто телеканалы, а телевидение всегда будет большим, чем просто медиакультурный ресурс. Посему и конкуренцию внутри разбившейся на две пары («Первый»-«Россия», НТВ-СТС) «большой четверки» самых успешных и самых массовых каналов никто не отменял.

Что случилось в отношениях этой четверки в минувшем телесезоне?

Год назад канал «Россия» догнал и почти обогнал своего извечного конкурента «Первый» за счет так называемого «сдвоенного длинного мыла» - двойной линейки предпраймовых, ранневечерних сериалов для домохозяек, типа «Кармелиты» и «Исцеления любовью», а так же за счет бесконечного «Кривого зеркала». Но в прошедшем сезоне закрепить свой успех второй канал не сумел. Петросяновский вид юмора постепенно перестает приносить такие рейтинговые дивиденды как несколько сезонов назад, длинное мыло поставили в свои сетки вещания и конкуренты. А лидерство в серьезной сериальной линейке, заявленное «Мастером и Маргаритой» и «В круге первом» канал «Россия» поддержать не смог. После нескольких месяцев игры на равных, с марта этого года «Первый» вернул себе лидирующие позиции, и стабильно удерживает их с небольшими отклонениями, вызванными футбольной неразберихой в июньско-июльском эфире.

У «Первого» в этом сезоне не было таких знаковых премьер как прошлогодняя «Гибель империи». Более, того, многие критики отнесли к неудачам вполне рейтинговые сериалы «Есенин» и «Золотой «Теленок». Но в целом канал позволил себе в этом сезоне право на эксперимент, и, даже меняя коней на переправе, удержал рейтинговое превосходство. Кульминацией такого превосходства над конкурентами стал день 9 мая, когда «Первый» собрал небывалую среднесуточную долю аудитории 38,7% по России, а рейтинг премьерного показа «9 роты» в тот день составил 50,9%, не многим уступая традиционно самому рейтинговому проекту сезона – Новогоднему обращению президента.

Среди прочих важных для телевизионной индустрии моментов минувшего сезона, стоит назвать целый поток фильмов, спродюсированных и «раскрученных» телеканалами. Если в 2004-м «Ночным дозором» «Первый канал» только попытался пробить брешь в плотном окружении американского кино на наших экранах, то в этом сезоне сразу несколько лидеров кинопроката превратили эту брешь в устойчивый поток.

«9 рота» и «Питер FM » (СТС), не столь коммерчески удачные, но все же присутствующие на рынке кинопроекты канала «Россия» («Охота на пиранью») и абсолютный лидер киносезона «Дневной дозор» («Первый») лишний раз подтвердили, что главным из всех искусств для кино является ТВ. И не потому, что без мощного телепромоушна нельзя заставить зрителя пойти в кино, а потому, что много лет занимающиеся телевидением продюсеры, такие как Константин Эрнст и Анатолий Максимов, Александр Роднянский и Игорь Толстунов, Валерий Тодоровский, лучше чувствуют потребности и желания аудитории, нежели чем их сугубо киношные коллеги.

В чреде значимых событий и смен руководства ТВЦ (полгода у Александра Пономарева и его команды ушло на обновление канала, результаты которого, как обещано, станут видны уже в начале нового телесезона), и искусственное создание еще одного крупного почти федерального «канала российских регионов» на базе питерского пятого канала, выигравшего конкурс на право вещания в 41 регионе, и развитие множества мелких каналов – от «Звезды» до «Ностальгии». Но это уже, скорее, плоды грядущей цифровиации, о чем мы говорили в начале.

А о творческих итогах минувшего телесезона в следующий раз.

Вернуться к статьям