Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Телесезон 2005-2006: что скрыто за цифрами рейтингов

Елена Афанасьева

 

В предыдущем тексте речь шла об индустриальных итогах телевизионного сезона – доходах, расходах, рейтингах, рекламе и IPO . Сегодня о том, что за всем этим набором бизнес терминов скрыто, и без чего не было бы ни рейтингов, ни рекламных доходов, ни выхода на биржу – о творческой составляющей. О том содержании телепрограмм, сериалов и фильмов, которое и заставляет зрителя смотреть этот напичканный электроникой ящик.

Какой была собственно телевизионная начинка сезона 2005-2006?

В этом сезоне ярко проявилось то, о чем наиболее прозорливые телевизионные руководители предупреждали еще пару сезонов назад, когда маховик российских сериалов только стал раскручиваться. Сериалов стало столько, что они перестали «работать». Даже премьерные показы вполне качественного сериального продукта перестали собирать те рейтинги, на которые рассчитывали их создатели. О повторных показах и говорить не приходится. Время, когда «Улицы разбитых фонарей» и при пятом и при восьмом показе собирали невиданные доли аудитории, безнадежно миновало.

Трудно понять, как даже самый приверженный сериальному жанру зритель умудряется выплывать в море, состоящем из 250 часов премьерного сериального производства СТС, более чем 700 часов производства канала «Россия», не считая все прочие каналы и независимых производителей, которых расплодилось видимо не видимо. Именно поэтому, что выделиться в этом бурном потоке практически невозможно, «выстреливают» не хорошие качественные сериалы вообще, а сериалы очень точно попадающие в свое время, в свою аудиторию. При этом хорошо снятые и грамотно поданные зрителю.

Даже при отменном качестве попавший не к своему зрителю и не грамотно «поданный» сериал не станет событием, как при неправильном показе на НТВ не стал событием сериал «Доктор Живаго». И напротив, даже при примитивном для уровня современной режиссуры и для уровня развития телевизионных технологий сериал «Мастер и Маргарита», при его точной раскрутке каналом «Россия», становится событиям, вопреки своему унылому качеству. Золотая середина – сериал Глеба Панфилова «В круге первом», чуточку не телевизионный, страдающий от излишне бережного отношения Солженицына-сценариста к диалогам, написанным Солженицыным-романистом, но с блистательными актерскими работами и с точной «раскруткой» канала «Россия». В следующем сезоне таким событием может стать сериал «Тихий Дон» Бондарчука-отца, если, конечно, Бондарчук-сын сумеет достойно смонтировать выкупленные «Первым каналом» у итальянских продюсеров исходники родителя.

В любом случае, при огромном бурном потоке сериалов, в новом сезоне «работать» будут только абсолютно точно попадающие в запросы аудитории. Как в этом сезоне в запросы аудитории попала 200-серийная лирическая мелодрама «Не родись красивой». Колумбийская история Бетти-дурнушки, превращенной усилиями компании «А-медиа» в историю любви некрасивой Кати Пушкаревой, привлекла сразу несколькими составляющими. Нестандартной героиней - нарочитая дурнушка на фоне гламурных красавиц всех прочих сериалов. Грамотной эксплуатацией вечной любви зрительниц к сказкам про Золушку, когда многовечернее ожидание сказочного превращения важнее самого финала. И местом действия – офисом. До «Не родись красивой» герои новых русских сериалов любили-дружили-убивали, но не работали. В «НРК», правда, тоже не слишком перетрудились, но, по крайней мере, место действия из квартир и загородных домов переместилось в офис, где проводят большую часть жизни основные зрительницы сериалов.

Эфирное время с 8 до 9 часов вечера, когда на СТС шел сериал «Не родись красивой», для всех остальных каналов стало головной болью – отток зрителей был очевиден, и все каналы ломали голову над вопросом, как затмить Пушкареву. Но то, что было преимуществом СТС в минувшем сезоне, может стать головной болью самого канала в сезоне следующем. Вопрос «Как затмить Пушкареву?» стоит теперь перед СТС. Рейтинги этого сериала в три с половиной раза превышали среднюю долю канала и, по сути, «держали» сезон СТС (не случайно, по субботам, когда «НРК» не было в эфире, среднесуточная доля канала падала с 10-11 до 5-6%). Найдет ли канал адекватное продолжение, дабы подать его к столу «прикормленного» зрителя в новом сезоне – большой вопрос.

О случившемся в этом сезоне разделении «документалистики» и «документалки» я подробно писала зимой. Наряду с суперпроектами, такими как «Братство бомбы» Льва Николаева и «Битва за космос» («Первый»), «Вторая мировая. Русская версия» Виктора Правдюка (ТВЦ), основной документальный эфир был забит «желтой» или гламурной продукцией, создаваемой для повышения рейтингов в вечернее время, в котором разрешена реклама пива. На иной расклад пивные рекламодатели не были согласны.

Резкая криминализация и скатывание в стилистику трэша канала НТВ еще один из ключевых содержательных моментов сезона. Телевидение «Чисточердечных признаний», «Программы Максимум» и сериала «Зона», рассчитанное на суровую мужскую аудиторию, собирает свои рейтинговые плоды. Поставившему НТВ на трэшевый путь Владимиру Кулистикову удалось то, что не удавалось двум его предшественникам, пытавшемся реанимировать НТВ после развала – резко повысить рейтинги. А как от этих рейтингов пахнет и какое послание несет такое телевидение в общество, руководство НТВ, похоже, не интересует настолько, что только вмешательство президента заставило их убрать сериал «Зона», обучающий нормам жизни «по понятиям», с раннего вечера, когда телевизор смотрят дети на более позднее время. Говорят, победителей не судят. Похоже, руководители НТВ уверены в этом. А как рассудит их жизнь – вопрос к ним и к их совести.

Возрождение дискуссионных форматов – еще один контрапункт сезона. Пока не взлет, пока только первые робкие поползновения задвинутых глубоко в ночь программ «Национальный интерес» («Россия»), «Судите сами», «Гордон 2030», «Обсуждение со зрителем» («Первый»). Но нижняя точка падения интереса зрителей и каналов к этому жанру, похоже, пройдена год-два назад в пору закрытия «Свободы слова» Савика Шустера, ухода из эфира Светланы Сорокиной и тотального засилья шоумена от телеаналитики Владимира Соловьева. Начался мучительный путь наверх. А ток-шоу молодых и про молодых («Сто вопросов взрослому» ТВЦ, «Большие» «Культура, «Молодцы» MTV ), о которых я писала в «ЕЖ», это новые свежие ростки на этом пути.

Минувший сезон изменил отношение профессионалов и особо внимательных зрителей к ТНТ как исключительно к каналу «Дома-2». Нет, самый длинный отечественного ТВ не исчез из эфира, но параллельно с ним канал позволил себе столько экспериментов с форматами, затронул столько нетронутых нашим ТВ тем, что впору отдать должное профессионализму команды Романа Петренко. Шоу «Кандидат», «Офис», «Капитал» и объявленный «Кандидат 2» с фигурой уровня Владимира Потанина в роли ведущего – едва ли не единственный телевизионный сегмент, заставляющий зрителя учиться новым подходам к современному бизнесу, умению трудиться и выживать в джунглях современного предпринимательства. Плюс попытка поисков нового, отличного от петросяновско-аншлаговского вида телевизионного юмора в «Комеди Клаб», и ТНТ заслужило свою толику признаний.

Что дальше? Что в телевизионном 2006-2007?

Строить предположения – не благодарное дело. Но наметившаяся тенденция снижения рейтингов «Кривых зеркал» и «Аншлагов», повышение зрительского внимания не просто к дорогим и успешным западным форматам, но к форматам хорошо адаптированным для российской аудитории («Не родись красивой» или «Моя прекрасная няня» против провалившейся попытки трансформации сериала «Грейс в огне» в «Любу, дети, завод»), вернувшийся в эфир живой разговор в студии )будь то ток-шоу как «Судите сами» или интервью как «На ночь глядя») и внимание телевидения не просто к многосерийному мыло, а к нужному людям кино, внушает некий оптимизм.

Быть может, нас с вами ждет не самый унылый сезон. Доживем до сентября.

Вернуться к статьям