Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Дозор и дозорные

Елена Афанасьева

 

Если вам не доводилось видеть автомобильные пробки в новогоднюю ночь, в то время, когда всем добропорядочным гражданам, казалось бы, положено сидеть дома за праздничным столом, пить шампанское и потреблять салат «Оливье», то вам стоило бы между часом и двумя этой новогодней ночи оказаться в центре столицы на Новом Арбате. Уж там бы вы в пробке постояли! И потолкались бы в очереди, сплошь состоящей из персон, в очередях в принципе стоять отвыкших. А если бы далее вы успешно миновали строгих охранников и мерзнущие толпы жаждущих лишнего пригласительного билетика, то открылся бы вам путь в мир «иных».

«Иных», потому что избранных, удостоившихся приглашения на главную премьеру сезона. «Иных» потому премьера эта была фильмом о созданном фантазией писателя Сергея Лукьяненко мире «светлых» и темных», которые одним общим словом зовутся «иными». «Иных», потому что в стильном – сам по себе произведение современного искусства - пригласительном билете было сказано, что вы «те, кого избрали дозоры», и что «именно вам предстоит осуществить самые светлые мечты и переписать свою судьбу».

Для цели «переписывания судеб» на входе каждому приглашенному выдавали в особом конвертике «мел судьбы», ставший героем нового фильма, изначально представляемого своими создателями как «Первый фильм года». «Первый» по времени выхода на экраны – два часа новогодней ночи это уж первее не придумаешь! «Первый» по бренду главного создателя «Первого канала». «Первый» по замаху на первенство в российской киноиндустрии. По крайней мере, на первенство кассовое. Один кадр в новом фильме, когда герой насквозь пробивает билборд с рекламой «9 роты» чего стоит! Явно считывается желание показать, что кассовый успех конкурента будет побит!

В первую ночь нового года 2006 года блистательное московское общество начало с премьеры «Дневного дозора». И проще перечислить, кого в том обществе не было – были все. Чуть стыдясь своего присутствия в новогоднюю ночь на, казалось бы, «всего лишь кинопремьере», они нарочито списывали собственное появление в зале кинотеатра «Октябрь» на прихоти своих детей, а сами тем временем с упоением перечисляли в трубки мобильных список присутствующих: «слева Кобзон, сзади Сорокина, Венедиктов, Канделаки, справа Дибров, через ряд Макаревич, дальше Малахов с Кориковой, вон-вон Земфира пошла…». И далее по всему списку.

Что еще, кроме неистребимой жажды вечно быть в числе избранных, привело всех этих людей на ночную новогоднюю премьеру, так это грамотная, точнее сказать, уникальная для нашего кинорынка рекламная кампания «Дневного дозора». Еще в ноябре, когда на московских улицах только-только стали появляться первые елки, вместе с ними успели появиться и первые рекламные растяжки и билборды «Дневного дозора». Все это напоминало некий подарок в блестящей упаковке. И знаешь, скрыт в ней какой-то сюрприз, а до Нового года открывать нельзя. А хочется! И любопытство разбирает – стоящим ли окажется сюрпризец, заветным, долгожданным, или какое-то фуфло в красивой оберточке тебе под елку положили.

Дни шли, под «елкой» зрительского интереса завлекательных приманок – становилось все больше. Так появились и принципиально новые для рекламной индустрии теневые билборды, не видные днем и просвечивающие ночью. И всю высь в двадцать с чем-то этажей четырех высоток Нового Арбата покрыли вертикальные растяжки с портретами главных представителей «света» и «тьмы». И озвученные ворожащим голосом Анатолия Максимова проморолики «другого Дозора» в эфире «Первого канала» замелькали.

Венцом этой рекламной кампании и стала эта на удивление точно рассчитанная новогодняя премьера. Ведь это только принято считать, что Новый год исключительно семейный праздник. На деле же на семейные торжества вполне хватает последних часов старого и первого часа нового года, а к двум ночи даже самые отъявленные сторонники семейных праздников уже не прочь рвануть куда-нибудь на поиски приключений. Взрослым в Новый год ужасно не хватает детскости восприятия. Взрослым все же жаль, что они выросли, и вот еще одна новогодняя ночь пройдет без чудес…

Но в эту новогоднюю ночь чудеса им были предоставлены. В кинотеатре «Октябрь» чудеса обнаруживались еще до вешалки, с которой, как оказалось, теперь начинается только театр, ибо кино успело начаться еще на улице. Горящие факелы, выстроившиеся рыцари в доспехах, патрулирующие проход зрителей конные всадники в форме не нынешних милиционеров, а иных воинов света и тьмы, таинственный туннель, составленный из телеэкранов, и уводящий оторвавшегося от домашнего стола отмечателя Нового года в иную реальность

В ту ночь «Дневной дозор» шел во всех девяти залах кинотеатра «Октябрь». В большом зале ближе к трем ночи началась главная премьера, а после с двадцатиминутным интервалом в остальных залах фильм показывали для тех, кто дольше других отрывался от семейного стола. Правда, в отместку за опоздание им не досталась та часть шоу, которая происходила только в большом зале.

Премьера началась упавшими с потолка канатами, по которым в зрительный зал спускались сотрудники «дозоров». В ту же минуту загорелся занавес с логотипом «Дневного дозора», но огромное белое полотнище выгорело точно по кругу, который в рекламе фильма оказывался то первой буквой «о» в слове «дозор», то кругом, в который вписан известный гармоничный человек Леонардо да Винчи, то светом фонаря, пробивающего сумрак. На этой премьере выгоревший круг оказался ходом, через который на сцене появились продюсеры фильма Константин Эрнст и Анатолий Максимов и члены съемочной группы.

Но вся эта уникальная, обошедшаяся «Первому каналу» и компании-прокатчику «Гемини-фильм» в 2,5 миллиона долларов рекламная обертка так бы и осталась всего лишь дорогостоящей шелухой, если бы в ней оказалась пустышка. Но фильм получился. Причем, получился даже на удивление тех, кто первый из двух «Дозоров» не видел или категорически не полюбил.

Если первый «Дозор» полтора года назад пробивал барьеры американского кино в российском зрительском сознании, и его главная задача была именно пробить, то второй «Дозор» уже мог поставить себе задачу просто быть. Оттого и оказался более художественным, более многослойным, более всеохватным и по аудитории, и по жанрам, и по уровням восприятия.

И несравнимо более энергетичным. С первых кадров воинства великого Тамерлана, несущегося на покоряемый им Самарканд, и до последних кадров апокалипсиса, всепоглощающего уничтожения, которому подверглась такая узнаваемая Москва в ходе великой битвы света и тьмы, поток этой необъяснимой, но легко впитываемой энергии подхватывает и несет зрителя до того уровня «сумрака», на который каждый из смотрящих способен погрузиться. Не случайно Анатолий Максимов говорит о нескольких «точках глубокого бурения» в фильме, в коих обнаруживается залегание энергии, внутри которой открывается новая глубина.

Кто-то «донырнет» лишь до верхнего слоя сюжета. Кого-то восхитят уникальные спецэффекты. Рухнувшая Останкинская башня, сорвавшееся с остова, все сминающее на пути колесо обозрения, разрушенный каркас здания МИДа с уцелевшим старым советским гербом, лихой проезд автомобиля по отвесной стене гостиницы «Космос» и еще 40 минут потраченного на спецэффекты экранного времени, право, стоят того. И по уникальному для российского кино качеству, и потому что не представляют вставной зуб, а являются необъемлемой частью атмосферы фильма.

Кто-то, более начитанный и «насмотренный», считает цитаты из культовых произведений мирового кинематографа. Так известный кинокритик и социолог Даниил Дандурей насчитал не менее четырех десятков таких цитат. Кто-то задумается об особенностях цвета в этом фильме, и после долго будет разгадывать, чья же цветовая палитра стала первоосновой – Сезанна? Фалька?

Ну а кто-то пойдет на следующий уровень, и задумается о добре и зле, о светлом и темном начале не где-то вне, а внутри каждого из нас. И о вечной жажде отыскать тот мел судьбы, которым можно неправильности в наших жизнях переписать. Да только надо чтобы еще и отыскалась для этого мела правильная стенка, какую все же нашел Антон Городецкий. Сыгранный Константином Хабенским главный герой двух «Дозоров» лет 12 назад (а для нас еще в начале «Ночного дозора») пошел на сделку с темной силой. Сделка сорвалась, но темнота его жизнь изменила. И хоть сам Антон оказался «светлым», да только сын его Егор теперь должен быть коронован как великий «темный»… А любящая Антона Светлана должна стать великой «светлой». И каждый из них тянет Антона в свою сторону, тянет на разрыв. И ни одну из двух бесконечно любимых рук Антон бросить не в силах…

Впрочем, если вам безразличны мистические трактовки, вы можете увидеть в фильме совсем другую реальность. Константин Эрнст и Анатолий Максимов, утверждают, что «Дневной дозор» не о вампирах, а что «это кино о горожанине, которому немного за тридцать, живущем в январе 2006 года в Москве, 12 лет назад он развелся с женой, у него есть сын, который ненавидит его новую девушку». Что ж, вполне жизненная без всякой мистики ситуация. Или – еще один уровень восприятия – кино о том, как «герой от стрессов проваливается в свое подсознание и чудом из него возвращается».

Продюсеры изначально подчеркивали, что «Дневной дозор» принципиально иной фильм, нежели его приквел «Ночной дозор». Месяц назад в моей программе «Телехранитель» на радио «Эхо Москвы» Анатолий Максимов говорил, что в первом «Дозоре» создатели работали на молодежную аудиторию, а во втором уже на всех. А Эрнст уже после премьеры в этой же программе 1 января назвал «Дневной дозор» «вполне инь-яньской картиной», которую хорошо восприняли женщины, потому что фильм «вообще-то про любовь».

Пожалуй, множественность трактовок – главное, чем радует «Дневной дозор». Ведь он, в отличие от «Ночного дозора» может себе позволить уже не столь истово биться за кассу (касса уже сама по себе сложится, а зрители на русское кино пойдут еще и потому, что первый «Дозор» им эту дорогу проложил), а быть просто фильмом.

 

Вернуться к статьям