Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Доброй ночи и удачи… малыши.

Елена Афанасьева

 

Голливудскому секс-символу, красавцу-сердцееду из сериала «Скорая помощь», одному из самых востребованных актеров 2000-х Джорджу Клуни нужно было стать режиссером и снять свой фильм об американском телевидении 50-х, чтобы напомнить нам вопросы, которые в последние шесть лет здесь, в современной России мы не рискуем задавать ни себе, ни другим. Неприлично стало, что ли, подобные вопросы произносить вслух.

А именно – должно ли телевидение ради цели собственного коммерческого выживания идти только в русле интересов аудитории, выдавая в эфир исключительно рейтинговые программы, или же оно обязано, жертвуя рейтингом, заставлять зрителя думать, даже если этот зритель думать не слишком хочет?

Должна ли журналистика задавать власти вопросы, которые власть не желает слышать, или же ради чувства собственного самосохранения должна довольствоваться исключительно вмененной ей ролью.

Должны ли журналисты открывать обществу глаза, если общество это, по его собственному ощущению, хорошо себя чувствует с закрытыми глазами.

Номинированный на Оскар фильм «Доброй ночи и удачи» (« Good Night , And Good Luck ») рассказывает всего лишь о нескольких днях из жизни телеканала CBS в 1954 году. О нескольких днях, возможно, изменивших американскую историю. Тогда, в разгар деятельности сенатора Маккарти и возглавляемой им сенатской комиссии, начавшей антикоммунистическую истерию, казалось, вся Америка не слишком сопротивлялась подобным «зачисткам» и не требовала раскрывать ей глаза. Все, включая самих сотрудников CBS , покорно существовали в заданных условиях. В условиях, когда участия в коммунистических собраниях бывшей жены, случившиеся задолго до уже расторгнутого брака, могли стать поводом не только для травли одного из журналистов, а симпатии отца и сестры коммунистам были автоматическим сигналом для увольнения из армии не пожелавшего доносить на родных летчика ВМС Мило Радуловича. Америка, казалось, нормально себя чувствовала в заданных условиях, и предпочитала видеть в еженедельном эфире авторской программы культового ведущего CBS Эдварда Мюрроу интервью со звездами Голливуда и с Микки Маусом. Но Мюрроу рискнул говорить о Маккарти и маккартизме.

«Мы должны всегда помнить, что обвинение – это не доказательство, и что признание вины зависит от улик и должного ведения суда. Мы не будем жить в страхе, когда каждый боится другого…Мы потомки не трусливых людей, не тех, кто боялись писать, говорить, объединяться и защищать мероприятия, которые в какой-то момент были не популярны…». Это подлинные слова из программы Мюрроу «Смотрите сами», показанной 9 марта 1954 года. И когда они звучат в фильме, слишком хочется спросить – вам это ничего не напоминает?! И задуматься, отчего в России не нашлось своего Мюрроу?

Понятно, что Джордж Клуни снимал свой фильм не о России. Для него, выросшего в семье телерепортера и, по его собственному признанию, «с детства впитавшего убежденность, что долг массмедиа - информировать людей и вселять в них чувство ответственности за происходящее», и что «это основа журналистики», и в современной Америке с ее бушевским правлением и с нынешним американским телевидением вопросов хватает. Но все же это фильм о нас.

Когда в начале фильма Эдвард Мюрроу в исполнении Дэвида Стрэйтэйрна, при вручении ему в 1958 году премии гильдии радио и телерепортеров, произносит свою знаменитую речь о роли телевидения, каждое его слово с абсолютной точностью проецируется на современную российскую ситуацию. Вплоть до фразы, что если «Если исследователям СМИ через 20 лет попадет мониторинг недельного вещания всех 3 каналов, он найдет лишь свидетельства трусости и упадка, в которых наше ТВ завязло».

Мюрроу говорит это награждавшим его коллегам, ожидавшим традиционного набора благодарностей, а получившим краткий памфлет о сути телевидения. И, когда видишь эту сцену в фильме Клуни, право, становится дико обидно, что у нашего телевидения нет такой гильдии профессионалов. Что Академия российского телевидения ограничила свои функции исключительно раздачей статуэток ТЭФИ, и во всем телевизионном сообществе не найдется ни одного Мюрроу, способного напомнить коллегам, что «ТВ не может являться лишь способом развлечения и ухода от реальности. Оно должно сообщать о важных, актуальных для общества проблемах, даже если само общество не хочет смотреть этим проблемам в глаза. Иначе, телевизор будет не более чем ящиком с чепухой».

Россия – не Америка. У нее иная – генетическая - история страха. И иная система всей цепочки отношений телевидения и общества. Мюрроу рискнул первым пойти против течения, но его первый шаг был востребован и поддержан обществом. Тем самым обществом, которое включает в себя и телекритиков, которые успели уже в утренние (отпечатанные к половине четвертого утра!) газеты выдать свои комментарии, и коллег Маккарти по сенату, в ответ создавших комиссию по расследованию деятельности самого сенатора, и руководство ВМС, восстановившего Мило Радуловича на службе.

Общество это включало в себя и владельца телекомпании CBS Уильяма Пейли, который (при всех оговорках и ограничениях) все же поддерживает Мюрроу и его продюсера Фреда Френдли (в фильме сыгранного самим Клуни). Да, потом Пейли уберет программу «Смотрите сами» из прайма, и чуть позже, по сути, уберет самого Мюрроу из эфира. Но это будет потом. А пока, перед началом этой реальной войны с конкретным сенатором Маккарти и маккартизмом в умах миллионов, владелец телекомпании дает понять Мюрроу и его продюсеру Фреду Френдли (сыгранному самим Клуни), что он с ними.

Были ли такие владельцы телекомпаний в короткой истории постсоветского телевещания в России? Наверное, были. Гусинский начальных времен НТВ, когда его интересы по большинству вопросов не вступали в противоречие с интересами власти, мог позволять своим журналистам то, что им после не позволяли уже никто и никогда. Освещение старым НТВ первой чеченской войны тому подтверждение. Ирэна Лесневская, собственной спиной прикрывавшая своих журналистов все время, пока ей принадлежал названный ее именем канал. Пожалуй, и все…

На нынешнем телевизионном пространстве таких владельцев больше нет. Все нынешние руководители телеканалов лишь наемные менеджеры, не способные прикрыть своих журналистов уже хотя бы потому, что уязвимы - легкоснимаемы с должности – сами. Все нынешние каналы - не зависимо от формального статуса собственника – государственные. И как быть, если без иных каналов, таких как старое НТВ, как показанное Клуни CBS , и без таких владельцев, как Пейли, реально независимое (от продиктованного властью единомыслия) телевидение невозможно? Ответа на этот вопрос в сегодняшней России нет.

За последние несколько лет мы, кажется, уже свыклись с тем, что новости лучше узнавать из Интернета, важные для общества вопросы обсуждать в газетах, а фильмы смотреть на DVD . Свыклись, и легко сдали телевидение смотрящим Петросяна и Ко. И тем самым дали теленачальникам повод говорить, что на своих каналах они показывают не то, что хотели бы смотреть сами, а то, что требует аудитория. А эта аудитория, мол, не желает обсуждения острых болезненных тем (рейтинг подобных программ резко падает), а желает одного – развлекаться! Свыклись, и не нашли среди себя ни одного человека с мудрым мужеством и с авторитетом Мюрроу, способного напомнить всем, что телевидение это не только «ящик с чепухой». Дождались, пока нам об этом напомнит Клуни.

«Профессия журналиста состоит в том, чтобы задавать власти вопросы, - после премьеры фильма на фестивале в Венеции сказал Джордж Клуни. - Это не является делом вредным или антипатриотичным. Это дело ж изненно необходимое, потому что без таких вопросов со стороны общества власть загнивает».

Пойдет ли нам пришедшее из Голливуда напоминание впрок, или мы снова, оценив эстетический уровень фильма, зароем голову в песок? Оригинальное название фильма, которым стала фирменная фраза Мюрроу « Good Night , And Good Luck » на русский переводили по-разному. Кто «Доброй ночи и удачи», а кто и «Спокойной ночи…». Так и хочется переиначить «Спокойной ночи и удачи,…малыши». Малышами только быть не хочется. А ведь есть риск такими телевизионными «малышами» и остаться.

Вернуться к статьям