Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2004

22 августа 2004: В гостях: Манана Асламазян , по тел. руководители телекомпаний России

Е. АФАНАСЬЕВА
Добрый день, в эфире 'Телехранитель', программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть, в студии Елена Афанасьева. Каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые определяют развитие нашего телевидения. Сегодня наша тема - это региональное телевидение России. Давно прошли те времена, когда единое Гостелерадио являлось центром жизни и мышления. Возникло за минувшие 10-15 лет множество региональных компаний, которые в своих городах являются реальными конкурентами Первому и Второму каналу, превосходят даже их по рейтингам. Может быть, не первые, но есть и активно конкурируют. И об этом, и о том, какова сегодня ситуация на региональном телевидении, мы будем говорить с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации 'Интерньюс', которая в нашей стране активно занимается развитием, помощью телевидению, этими толчками, которые дают импульс развитию регионального телевидения. Я хочу сказать о том, что, конечно, мы говорим о региональном, это не значит, что адресуемся исключительно немосковским слушателям, потому что и в Москве есть местное телевидение. Москва - это не только каналы Первый, Второй, Четвертый (НТВ), 'Культура' и ТВЦ, и ТВ-Столица, и М-1, которые в последнее время активно работают именно как местное телевидение. У нас на связи телефонной будет руководитель медиа-холдинга 'Четвертый канал' Екатеринбурга Игорь Мишин, это негосударственный холдинг, и руководитель студии телевидения 'Дон-ТР' из Ростова-на-Дону Людмила Бородина, это телекомпания, входящая в структуру ВГТРК. Мы сможем задать им вопросы, о том, как живут сегодня государственные и негосударственные местные телевидения. Манана, как кажется вам, какова нынче ситуация для регионального телевидения России? Она развивается, вектор, со знаком плюс, со знаком минус или идет какой-то застой?
М. АСЛАМАЗЯН
Добрый день, во-первых, уважаемые радиослушатели. Лена, точно так же, как ты сказала, что сейчас уже Гостелерадио не существует и т.д., и 15 лет назад возникли негосударственные телекомпании, то точно также нельзя характеризовать одним словом состояние регионального телевидения в России сегодня, потому что региональное телевидение в России - это большое количество таких, как 'Дон-ТР', структур, входящих в структуру ВГТРК, телекомпаний государственных. Это большое количество частных негосударственных телекомпаний, работающих в крупных городах России, где активно развивается экономика. Это и огромное количество маленьких телекомпаний в маленьких городах, которые тоже называются частными, негосударственными, независимыми, муниципальными, как угодно их можно назвать. Так вот, если говорить о крупных компаниях, то ситуация, конечно, очень положительная в экономическом смысле, потому что у большинства телекомпаний уверенно растут доходы, у них рекламные рынки развиваются в городах, поэтому телекомпания стала больше зарабатывать, она может позволить себе купить лучше технику, больше платить чуть-чуть своим сотрудникам, показывать более интересные программы, изготовлять их. А на маленьких рынках, к сожалению, ситуация как была очень тяжелой, так и остается, потому что если нет экономики в городе.
Е. АФАНАСЬЕВА
Эти рынки зависят от величины города или от величины компании? Т.е. трудно маленьким городам или трудно маленьким компаниям, которые не успели начать вовремя, как, например, 'Четвертый канал' в Екатеринбурге?
М. АСЛАМАЗЯН
В основном, к сожалению, трудно маленьким городам, потому что нет рекламных рынков, нет рекламодателей, нет денег. И конечно, очень низкий уровень менеджмента в этих городах, поэтому телекомпания как бизнес-структура развивается медленно, плохо и т.д. Но у этих маленьких компаний есть современно другой потрясающий плюс, поэтому я, честно говоря, люблю даже больше с ними работать, чем с крупными холдингами в таких городах-миллионниках, потому что дистанция между людьми, работающими, пяти журналистами, работающими на этих маленьких компаниях, и сотней тысяч жителей, живущих в этом городе, значительно короче.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это действительно совершенно другая атмосфера.
М. АСЛАМАЗЯН
Интонация другая у этих телекомпаний, атмосфера другая. Их все знают, они ходят по улицам, их узнают, с ними здороваются, им звонят чаще. Я была буквально две недели назад в Борисоглебске, там проходил пятый фестиваль телевизионных программ, называется 'Моя провинция'. Так вот, все работники этой маленькой телекомпании Борисоглебска, которые сидят на чердаке, в каком-то фанерном помещении с двумя магнитофонами, по-прежнему продолжая работать, их знают все в лицо. Праздник, который они устроили для города, этот фестиваль, привлек практически весь город, был на площади, был салют, банкет, все, что угодно. И это абсолютно другая атмосфера на этих телекомпаниях, поэтому с ними интересно. Очень хочется им помочь. Но, конечно, зарабатывать им негде, поэтому их будущее, в общем, для меня очень под большим вопросом.
Е. АФАНАСЬЕВА
Через некоторое время мы включим телефон и вы сможете присоединиться к нашему разговору. В 17:27 у нас будет 'Рикошет', мы зададим вам вопрос, лично для вас какие телевизионные новости важнее, это общегосударственные, которые дают федеральные каналы, такие, как Первый, Второй, НТВ, или местные новости вашего региона? В 17:27 вы сможете присоединиться к разговору. А пока мы продолжаем разговор с Мананой Асламазян. Манана, некоторое время назад вы регулярно проводили конкурсы 'Новости - время местное', 'Интерньюс' организовывал. Потом стало проходить ТЭФИ-регион, куда, в общем-то, достаточно плавно вошла эта информационная составляющая вашего конкурса.
М. АСЛАМАЗЯН
Влился конкурс, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
В этом году несколько уникальная ситуация. Выяснилось, что очень трудно проводить ТЭФИ большое и ТЭФИ региональное подряд, поэтому пройдет ТЭФИ не осенью, как в прошлом году, для регионов, а весной. И как-то получилось, что этот год получился без большого телевизионного смотра для регионов, нет какого-то такого, нет возможности сравнить, сопоставить, увидеть, как развивается региональное телевидение. У вас проходят все равно какие-то семинары, встречи, как вам кажется, что сейчас самое главное для телекомпаний региональных? Их главное бедствие кроме финансового, это?
М. АСЛАМАЗЯН
Потухшие глаза. На самом деле, мы будем проводить в этом году свой конкурс, потому что мне кажется, та болезнь, которой, к сожалению, заражены наши национальные каналы, единомыслие, отсутствие разнообразных серьезных новостей, отсутствие нормальных жителей, граждан нашей страны на экране и т.д., к сожалению, охватывает и большие региональные телекомпании, потому что, казалось бы, они достигли финансового успеха. Вроде все хорошо зарабатывают, все есть там и т.д., но они не стали неотъемлемой частью своего города, своей аудитории, своей локальной части, того пункта, где они живут. Так вот, к сожалению, им стало скучно, мне кажется. С приходом благополучия финансового ушел какой-то азарт, ушло желание потрясать основы вообще жизни и т.д. На самом деле, мы с тобой говорили, Лена, перед началом, я не знаю, можно говорить или нет, пусть Алексей Кириллович простит меня. Алексей Кириллович Симонов, руководитель, президент фонда защиты гласности, написал книгу, он написал книгу о том, как развивалось региональное телевидение за прошедшие 15 лет, и он назвал ее, по-моему, потрясающе - 'Конец праздника непослушания'. Т.е. время, когда молодым ребятам, начинающим телевидение в разным городах России, казалось, что они сейчас строят новую жизнь.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но это, наверное, не только для регионального телевидения хорошее определение.
М. АСЛАМАЗЯН
Конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
И для телевидения, а может, для всей, в общем-то, такой когда-то всколыхнувшейся части страны, а сейчас потухшей, погасшей, как вы сказали о погасших глазах в самом начале. У нас страна, по-моему, с несколько погасшими глазами.
М. АСЛАМАЗЯН
Это глобальная проблема, Лена, но об этом можно говорить бесконечно. Оно конечно, проблема точно также коснулась регионального телевидения, как и всех остальных. Поэтому, к сожалению, мало новых проектов, мало надежд на то, что их передачи смогут вообще что-то такое изменить в жизни их города, в жизни их соотечественников, в жизни их компаний там и т.д. Поэтому, честно говоря, мы для себя решили, что ТЭФИ - это замечательный конкурс, он профессиональный конкурс, он определяет лучшие программы за сезон, он определяет лучших исполнителей, продюсеров, журналистов и т.д. И региональный ТЭФИ точно также определяет лучшие программы. Но для нас очень большая проблема - ушедшая с регионального телевидения социальная тематика. Т.е. нам кажется, что есть огромное количество тем, которые, к сожалению, точно так же, как не освещают большие национальные каналы, точно также боятся освещать региональные телекомпании. Это то, что для себя мы так внутренне называем табуировано. Они в целом, конечно, не табуированы, об этом можно говорить, но просто интерес к ним угас. Это и здоровье нации, это национальный вопрос, это вопросы толерантности, это вопросы отношения к чужому вообще, к любому. Поэтому мы для себя решили, что для того, чтобы заменить наш конкурс 'Новости - время местное', который мы проводили несколько лет подряд, мы начнем в этом году новый такой смотр региональных телекомпаний. У конкурса пока еще нет названия, региональные телевизионщики предлагают несколько таких - 'Время действовать', 'Время Ч', т.е. расшифровывают его как 'Время чрезвычайное', 'Частное', 'Честное' и т.д. Мы еще не придумали точное и окончательное название. Но это будет конкурс табуированных тем, мы попробуем посмотреть, какую же социальную тематику и каким образом, с каким уровнем анализа предлагают сегодня региональные телекомпании своей аудитории. Причем, конечно, каждая компания работает в отдельном городе, в зависимости от уровня квалифицированной подготовки журналистов, в зависимости от уровня их представлений о том, что же такое журналистика, эти компании по-разному удовлетворяют, освещают эти темы. Но мы посмотрим в целом по стране, что получится.
Е. АФАНАСЬЕВА
Здесь вопрос есть от нашей слушательницы из Саратова Аллы Сергеевны - как развивается телевидение в Саратове, спрашивает она и упоминает одну из редакторов местных, которая переехала в Москву, это, в общем, по-моему, общая тема. Потому что, конечно, приток очень хороших местных журналистов в Москву, где их поглощают крупные структуры, особенно такие большие, как ВГТРК, например, это жалуются все региональщики.
М. АСЛАМАЗЯН
Знаете, у меня вчера был очень грустный день, потому что как-то так случилось, что в одном регионе мы решили для себя сравнить, сколько человек прошло через наше обучение и сколько из них осталось в журналистике. Дело в том, что мы 13 лет уже учим региональных журналистов разным аспектам их профессии, журналистов - журналистике, директоров мы учим, как руководить. Через наши тренинги прошло 13 тыс. человек за эти годы. И мы вчера взяли один конкретный регион, из которого на наших семинарах за эти годы побывало 127 человек. Из одного города, конкретного города 127 человек в разное время учились на наших семинарах. Сейчас в журналистике осталось 28, т.е. практически четверть из тех людей, которые когда-то начинали. Текучесть большая. И текучесть по нескольким причинам, мне кажется. Прежде всего, конечно, платили мало, самые активные находили другие возможности зарабатывать, уходили, потому что для них, видимо, журналистика не была миссией, не была призванием и т.д. Вторая текучесть, безусловно...
Е. АФАНАСЬЕВА
Манана, извините, перебью, мы сейчас запустим наше электронное голосование.
М. АСЛАМАЗЯН
Хорошо.
Е. АФАНАСЬЕВА
И продолжим тему, в чем же причина того, что региональные журналисты, яркие и блестящие, уходят из профессии или уезжают в Москву. Итак, сейчас 'Рикошет'.

РИКОШЕТ
Е. АФАНАСЬЕВА
Итак, мы говорим с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации 'Интерньюс', о том процессе оттока местных журналистов, не только переезда в Москву ярких лидеров, в общем, это было всегда. И большая часть крупных московских ярких замечательных звезд, они все начинали, большая часть начинали в провинции. А именно об уходе из профессии, о том, что пришли в свое время молодые талантливые ребята. Кто-то воспринял профессию как миссию, кто-то воспринял как способность зарабатывать деньги. И они уходят.
М. АСЛАМАЗЯН
Уходят по-разному, уходят чаще всего в пиар, в отделы взаимоотношений, связей с общественностью какого-то местного начальника или местных органов власти, или местных крупных структур и т.д., потому что они знают, что такое журналистика, хотят зарабатывать больше. И этих людей мне не жалко. Если журналист путает журналистику с пиаром, ради бога, пусть уходит, может быть, они были случайными людьми. Уходят некоторые, действительно, не очень большой процент, но довольно талантливых, энергичных замечательных людей, уходит и уезжает в Москву. И слава богу, если им здесь удается устроиться так, чтобы они могли раскрыться еще больше. Но, к сожалению, все, с кем мне приходилось сталкиваться, а это, поверьте, не десяток людей, а сотни людей, которые из провинции приехали, пытались устроиться в Москву, потом приходят к нам и говорят - не можем, атмосфера другая, не хотим здесь, не хотим из Москвы уезжать, но и в СМИ не во всяких им хочется работать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Мы продолжим наш разговор с Мананой Асламазян после новостей.

НОВОСТИ
Е. АФАНАСЬЕВА
Еще раз добрый день, в эфире 'Телехранитель', в студии Елена Афанасьева, со мной Манана Асламазян, руководитель некоммерческой организации 'Интерньюс'. Мы задавали вам вопрос, какие лично для вас новости важнее, общегосударственные или местные. И голоса распределились почти поровну, 49% проголосовало за общегосударственные, 51% за местные. А слушательница Ирина на пейджер написала вопрос, аналогичный вопросу, что важнее в обеде, первое блюдо или второе, ответить невозможно. Всего приняло участие 490 человек. Странное такое несоответствие, в общем, слушателей не так много, как всегда, проголосовало, а вопросов на пейджере множество. Мы обязательно чуть позже на них ответим, а сейчас у нас на связи из Ростова директор студии телевидения 'Дон-ТР' Людмила Бородина. Добрый день, Людмила.
Л. БОРОДИНА
Добрый день, Елена, добрый день, Манана.
М. АСЛАМАЗЯН
Здравствуйте.
Е. АФАНАСЬЕВА
Мы говорим сейчас о том оттоке кадров, который невольно случился в последнее время на местном телевидении, о том, что уходят из профессии молодые люди, многие из тех, кого учила организация 'Интерньюс', которую представляет, возглавляет Манана. У вас есть эта проблема, Люда?
Л. БОРОДИНА
Вы знаете, у нас есть, конечно, проблема утечки и перетечки кадров, но, на самом деле, это не самая большая проблема, которая у нас сейчас существует. Я слушала эфир с самого начала. Сейчас разбередил душу ваш разговор, естественно. И сейчас услышала результаты рейтинга. Вы знаете, наш рейтинг по поводу того, какие новости интересуют людей, конечно, другой, т.е. другие цифры. У нас местными новостями интересуются гораздо больше, чем федеральными. Это и понятно, потому что гораздо интереснее знать, например, что происходит в соседнем дворе, чем там где-то далеко. И в самом начале эфира вы говорили о том, что маленькие компании. У нас немаленькая компания, у нас город-миллионик, и 'Gallop' нас считает, но по сути наши ведущие, наши журналисты, они тоже не ездят на иномарках бронированных, понимаете, они ездят на работу в автобусах. И они слушают людей, разговаривают с ними, т.е., по сути, у нас это общение остается.
Е. АФАНАСЬЕВА
Люда, скажите пожалуйста, из всех вопросов, которые приходится решать вашей компании, она государственная, но деньги, как я понимаю, вы получаете не только из бюджета, но и сами зарабатываете, что для вас сейчас главное? Это вопрос материальный какой-то, нехватки средств или вопрос нехватки кадров? Или тех погасших глаз, о которых Манана говорила? Может быть, какого-то ужесточения контроля? Что сейчас первично?
Л. БОРОДИНА
Что первично, а что вторично?
М. АСЛАМАЗЯН
Сложный вопрос задала.
Л. БОРОДИНА
Очень сложно, конечно, ответить на этот вопрос. Вы знаете, самая большая беда, которая, я думаю, вне зависимости от того, государственная компания или частная, это контент, контент программ.
Е. АФАНАСЬЕВА
Контент, я скажу слушателям, это содержание эфира, это то, что слушатель видит, собственно, по телевизору.
Л. БОРОДИНА
И здесь мы просто пожинаем плоды, понимаете, телевидение - это отражение того, что происходит в обществе, зеркальное отражение. Если какое-то время, десятилетие, не занимались спортом, то сейчас мы смотрим Олимпиаду и говорим - ну где же наше золото, где наше серебро, да? А спортом-то не занимались, ведь это же выращивать нужно было.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но телевидением, в общем-то, занимались в прошедшие 10 лет, как занимались из центра, так и на местах пытались заниматься. Манана хочет что-то сказать.
М. АСЛАМАЗЯН
Лена, занимались ровно тем, что принесло такой результат, мне кажется. Людмила, я не знаю, согласитесь вы или нет, но вы говорите - содержания не хватает, вам не хватает, как мне кажется, не развлекательного содержания, потому что развлекательных программ на центральных каналах огромное количество. Вы партнер ВГТРК, и там у вас 90% времени идут национальные программы, развлекательного и не менее развлекательного характера. Мне кажется, самая большая проблема - это очень резкое за последнее время сокращение острых программ на телевидении, как на центральных каналах, точно также и уходят какие-то публицистические, слово неправильное, может быть, в обозначении телевизионных программ, но публицистические программы, программы социальной направленности, программы прямого эфира. Точно так же, как они исчезают и с центральных каналов, мне кажется, их количество сокращается и на региональном. Поправьте меня, если я не права.
Л. БОРОДИНА
Я на 100%, даже на 150% с вами согласна, с прошлого года, т.е., конечно, канал 'Россия', по сути, в регионе, это большой корпункт, т.е. мы выходим 13 раз в день с новостями. И у нас четкие и жесткие рамки, т.е. мы должны 8-10 минут, большая часть, допустим, большее время - это 20 минут, выходить в информационном стиле. Это информационные программы. Здесь есть свои плюсы, правильно, это современная форма подачи, здесь есть некий драйв. В общем, это то, что зрителям нравится, то, что они смотрят. Я вам уже говорила о том, что рейтинги, например, наших выпусков, конечно, выше, чем федеральных, но есть и свои минусы. Вы помните, что на ТЭФИ говорил тот же Познер, т.е. это причесывание под одну гребенку. В принципе, выходят новости-клоны, ничего интересного нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, Людмила, я перебью, мы с Мананой несколько раз участвовали в жюри разных конкурсов, где были местные новости. Как раз, когда выходят новости 'Вести' с приставкой какого-то региона, то сразу видно, что это все примерно одинаковые студии, одинаковое оформление, но очень трудно найти отличие, понять, чем отличаются 'Вести' в одном краю страны от 'Вестей' в другом.
Л. БОРОДИНА
Эти строго установленные рамки, они-то как раз и влияют на тот самый контент, о котором я вам говорю. Но Манана затронула еще очень больную для нас тему, это тема ухода больших форматов, ухода культурных программ, программ социального характера. Да, конечно, это большая беда. Так вот, почему я говорила о спортсменах, я возвращаюсь к этому, потому что понимаете, наша компания была компанией, которая делала документальные фильмы, по 'России' эти фильмы шли на ура.
М. АСЛАМАЗЯН
Да, Расторгуев у вас делал замечательно.
Л. БОРОДИНА
Конечно, и сейчас десятилетие эти фильмы не были востребованы, т.е. вообще эта сфера деятельности нашей не была востребована. И вдруг сейчас, когда появилась возможность делать фильмы, мы пришли к тому, что их некому делать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Потому что потеряли кадры, уже ушли из профессии те, кто делал, документалисты.
Л. БОРОДИНА
Конечно, это селекционная работа, т.е. здесь точно так же, как работать нужно десятилетиями над воспитанием хорошего спортсмена, который сделает золото, здесь нужно тоже вести селекционную работу.
Е. АФАНАСЬЕВА
А кроме документального кино, у вас уходят ребята? Вы их вырастили, подготовили, они вдруг поняли, что журналистика, в общем, это не та профессия, которую они хотели заработать, можно где-то рядышком, в другой профессии?
Л. БОРОДИНА
Вы знаете, с телевидением, в принципе, Лена, вы уж знаете, рождаются всегда.
М. АСЛАМАЗЯН
Расстаться трудно.
Л. БОРОДИНА
Да, это рождаются в душе с этим. Расстается только очень малое количество людей, переходит в какую-то другую сферу деятельности, может быть, становится денежная какая-то часть привлекательной более, но, на самом деле, из телевидения только в телевидение и уходят. Но только на другой уровень переходят. Наверное, так я бы ответила.
М. АСЛАМАЗЯН
По-разному, все-таки из маленьких городов переезжают в большие, из больших в Москву, откуда-то уходят в разные места.
Л. БОРОДИНА
Уровень свой повышают каким-то образом.
М. АСЛАМАЗЯН
В некоторых случаях они, действительно, вынуждены уходить, потому что на маленьких компаниях, у вас тоже не очень хорошо платят, но все-таки платят гораздо лучше, чем в маленьком городе, я не знаю.
Л. БОРОДИНА
Конечно.
М. АСЛАМАЗЯН
Поэтому когда у тебя уже появляются дети, ты пришел, я не знаю, в 20 лет после института такой, многообещающая работа, телевидение и т.д., а год, два, три, каждый день катушка, новости, и зарплата не повышается, конечно, хочется чего-то другого. Поэтому я не могу осуждать всех, кто бросает, особенно на маленьких компаниях, работу. Осуждаю я себя, вы знаете, я сейчас слушала вас, Люда, и думала, четыре, пять, шесть лет назад, когда мы делали семинары для руководителей телекомпаний и т.д., я говорила - зачем вы производите столько некачественного продукта, как вам не стыдно, вы должны конкурировать с большими национальными каналами, ваши местные программы очень скучные, плохого качества? Не умеете их делать, лучше делайте только новости хорошо и сокращайте ваши другие программы, культурные, я не знаю, про бабушек и дедушек, краеведческие и т.д.
Е. АФАНАСЬЕВА
В итоге ВГТРК и выстроило абсолютно так свою политику, они сделали большие корпункты, они выстроили грамотно новости, а про бабушек и краеведческие программы, в лучшем случае, ушли на небольшие дециметровые каналы, которые смотрит, конечно, гораздо меньше зрителей, чем вторую кнопку.
М. АСЛАМАЗЯН
К сожалению. Процесс еще и мировой, понятно, что развлекательное телевидение очень в мире во всем там набирает, можно на это бесконечно кивать и говорить о том, что зритель не хочет или пипл не хавает, по-разному, вы знаете в зависимости от терминологии. Но если хорошо делать, так зритель хочет качества еще.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ольга пишет, например, у нас, что смена кадров на телевидении - это замечательно, потому что региональные программы часто ведут журналисты с 20-летним стажем, их лица и манера подачи информации уже надоели несмотря на их профессионализм. Вот такое мнение на пейджере.
М. АСЛАМАЗЯН
Где она нашла, это несколько ГТРК, которым больше 20 лет.
Е. АФАНАСЬЕВА
Людмила, вашей компании сколько лет?
Л. БОРОДИНА
Нашей компании 45 лет.
М. АСЛАМАЗЯН
Таких несколько всего было, их всего 40 на всю страну было таких старых, остальным всем значительно меньше.
Е. АФАНАСЬЕВА
Мы приглашаем слушателей присоединяться тоже к разговору, говорить о том, что они думают о региональном телевидении, о местном. Это программа 'Телехранитель', говорим мы с Мананой Асламазян, руководителем некоммерческой организации 'Интерньюс'. И на связи по телефону у нас Людмила Бородина, директор студии телевидения 'Дон-ТР' из Ростова-на-Дону. Пожалуйста, звоните нам. Мы готовы выслушать ваши точки зрения о региональном телевидении. Здесь есть несколько вопросов на пейджер. Например, пишет Игорь - уходят хорошие журналисты, обученные 'Интерньюс', потому что вступают в конфликт с администрацией и властью, уходят не только журналисты, дальше там более подробно об одной ситуации. Людмила, а у вас конфликты какие-то случаются во взаимоотношениях, может быть, с местной властью или это достаточно выстроенная ситуация, раз вы государственное телевидение?
Л. БОРОДИНА
Вы знаете, на самом деле, конечно, совершенно свободных вообще людей даже нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
Телевидение, свободное от власти, формулирует Владимир Владимирович Познер, когда говорит о независимости какой-то, раз мы упоминали сегодня главу академии телевидения.
Л. БОРОДИНА
Я не знаю, может быть, он говорил о чем-то идеальном, что хотел бы видеть. Но что есть на самом деле или нет, я в этом сомневаюсь. Что же касается региональных компаний, я беру нашу компанию, от власти она зависит гораздо меньше, чем, скажем, федеральные каналы.
М. АСЛАМАЗЯН
Людмила, дело в том, что, я с вами абсолютно согласна, конкретные ГТРК региональные сейчас значительно меньше, чем это было до того, зависят от местных властей, поскольку председатель ваш назначается из Москвы, поскольку финансируетесь вы из федерального бюджета и т.д. Т.е. та зависимость, которая была еще 10 лет назад, она, безусловно, с приходом Олега Борисовича Добродеева перешла на второй план.
Е. АФАНАСЬЕВА
Т.е. Олег Борисович как крупная фигура на телевизионном рынке, позволил своим телекомпаниям играть в более не зависимую от местной власти игру? Я правильно вас, Манана, поняла?
М. АСЛАМАЗЯН
Безусловно. А негосударственные компании, которые в вашем же регионе, безусловно, сильно зависят от власти. Они зависят от власти во многих вопросах, не только каких-то политических, но и чисто экономических, помещения, свет, вода, я не знаю, место для строительства дома и т.д. И в этом смысле сейчас для меня, если раньше я воспринимала для себя региональную телекомпанию как некую команду людей, то сейчас я абсолютно четко для себя различаю журналистов этой компании и руководителей этой компании. Во-первых, очень много сменилось или вступило, если раньше эти телекомпании региональные негосударственные принадлежали двум-трем, одному энтузиасту, который 10 лет назад это все начинал, то постепенно власть заставляет их каким-то образом, я не знаю, какое слово приличное употребить, отдать часть имущества племянникам, сыновьям, я не знаю, каким-то дальним родственникам представителей этой власти. Потому что, естественно, формально ни один губернатор, ни один мэр не владеет телекомпанией лично. Так вот, как только возникают новые владельцы у телевидения и меняется баланс, взаимоотношения между людьми, которые начинали вместе 10 лет назад журналистами и менеджерами, я просто миллион примеров таких могу назвать, когда они начинают меняться. И бывшие единомышленники становятся теперь уже не врагами, по крайней мере, но начальник пытается как-то выстроить своего журналиста. Если он, журналист, покладистый, то с радостью соглашается и выполняет любые пожелания. Если нет, то уходит.
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте попробуем подключать слушателей, у нас одна телефонная линия занята связью с Ростовом, поэтому трудно к нам дозвониться, но все время мигает телефон. Присоединяйтесь, я пока прочту с пейджера. Василий пишет, что в Питере есть два независимых канала, один из них ТРК-Петербург, принадлежит администрации, весной вообще испортился, прошел реорганизацию, второй '100' не лезет в политику, а лучшие новости в Питере - НТВ-Петербург. Такое мнение. Манане Евгения говорит -огромное спасибо за труд, 5 лет была корреспондентом в регионе, сейчас шеф-редактор на центральном канале, но 'Интерньюс' помог изменить жизнь.
М. АСЛАМАЗЯН
Спасибо.
Е. АФАНАСЬЕВА
Таких мнений очень много. Я уж все зачитывать не буду, распечатаем потом пейджер для Мананы. Отлично знаете, что независимости СМИ нет, наиболее независимым является 'Эхо Москвы', не будем зачитывать опять все комплименты. У нас есть из Кемерова сообщение, что местное телевидение приводит в ужас, т.к. большинство программ выполнено абсолютно непрофессионально. Что касается новостных, они необъективно освещают ситуацию в регионе. Может быть, потому, что они слишком зависят от местной администрации, считает Ольга из Кемерова. Алло, добрый вечер, вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ (МОСКВА)
Если, конечно, время не лимитировано, то я бы сказал так, если взять региональные новости, во-первых, то, конечно, по М1 идут слабые новости. Утренний эфир, понятно, с 8 до 11, там идет все нормально по будничным дням. А если взять, конечно, федеральные новости, то сильнее 'России' нет. Для Москвы, 'Региональная Москва' и федеральные новости. У меня такая оценка.
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо вам за вашу точку зрения. Манана, как вы считаете, в Москве могут быть местные новости или Москва от этого отрешена?
М. АСЛАМАЗЯН
Безусловно, такой огромный город, как Москва, заслуживает не одного, несколько выпусков местных новостей. В Нью-Йорке, например, есть сетевые большие новости, которые делает АВС и т.д., есть 'Нью-Йорк 1', который с утра до вечера делает бесконечные очень интересные новости, связанные с жизнью ньюйоркцев, с их бытом, их проблемами, вопросами и т.д. Это обязательно. Почему в Екатеринбурге должны быть местные новости, а в Москве их не должно быть? Другое дело, я бы тоже, если бы отвечала на этот вопрос, я бы не знала, как ответить, потому что, безусловно, человеку нужно много информации разнообразной, в том числе и федерального характера. Поэтому сказать, что местные новости важнее, чем национальные, а национальные важнее, чем местные, невозможно. А потом, иногда бывают новости, которые вообще всю страну, они, в принципе, локальные, но что такой 'Норд Ост' был? Это же не общенациональная история. Я, может быть, неправильный пример привела.
Е. АФАНАСЬЕВА
У Людмилы в регионе, который Людмила представляет, был скандал с журналисткой и Киркоровым, который стал. Людмила, вы его освещаете больше, чем центральное телевидение, или в таком же объеме?
Л. БОРОДИНА
Я думаю, что объем-то, может быть, и такой же, но просто у нас несколько меняется тематика, т.е. для нас Ароян - это наша жительница, к ней обращаются люди непосредственно. Понимаете, чем региональное телевидение отличается от федерального, у нас оно открытое, т.е. у нас открыт канал общения, интерактив, т.е. люди могут позвонить и задать вопрос лично, не куда-то далеко, а здесь рядом.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вопрос спорный, это новость местная или это новость федеральная? Как бы вы ответили, Людмила и Манана?
Л. БОРОДИНА
Начнем с того, что эта новость была сначала на местном уровне, а потом она уже раскрутилась дальше и дальше, кстати сказать, не без помощи 'Эха Москвы', 'Эха Ростова' то есть, как раз впервые она прошла именно по радио.
М. АСЛАМАЗЯН
То, что касается кумиров, очень часто становится новостью национальной. На этом построено огромное количество программ на телевидении, вы посмотрите, поэтому в этом смысле местная или не местная, конечно, эта новость стала общенациональной только потому, что Филипп Киркоров - фигура общенационально известная. А если бы это касалось какой-нибудь звезды ростовской эстрады, то вряд ли 'Эхо Москвы' или какая-то другая компания.
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо. Люда, мы вынуждены попрощаться с вами, чтобы могли ответить на вопрос слушатели, потому что трудно держать канал связи. Большое вам спасибо, удачи, успехов, а мы продолжим с Мананой Асламазян, еще у нас есть несколько минут. Мы ждем ваши звонки и готовы на них отвечать. Манана, как вам кажется, когда у вас будет конкурс в ближайшее время, я вернусь к тому, что я как раз участвовала в нескольких проводимых вами конкурсах в качестве члена жюри. И прошлым летом было очень грустное ощущение, в отличие от предыдущих лет, когда все члены жюри, а там были известные телезвезды и руководители телевидения, специалисты, были в каком-то очень удрученном состоянии.
М. АСЛАМАЗЯН
Дело в том, что для чего проводятся конкурсы, не только для того, чтобы выяснить победителя, выдать ему какой-нибудь приз, да. А для того, чтобы, особенно для локальных телекомпаний, которые не видят работы друг друга, если мы все видим центральные каналы, у нас есть возможность разговаривать друг с другом, хороший или плохой ведущий Парфенов, предположим, то жители одного города не видят, естественно, телекомпанию, работающую в другом городе. Поэтому конкурс - это место, где можно сравнить, где можно посмотреть друг на друга, понять как бы уровень, критерий профессии.
Е. АФАНАСЬЕВА
Не только сравнить, увидеть, как этот вектор развития регионального телевидения.
М. АСЛАМАЗЯН
И вектор развития, абсолютно согласна абсолютно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Который в стране, как ни странно, несмотря на разность регионов, вдруг сливается в общую сумму.
М. АСЛАМАЗЯН
Так вот, 5-6 лет назад, когда начинали конкурс 'Новости - время местное', мы все, приезжающие на конкурс звезды отечественного информационного вещания, проводили семинары, учили и говорили, мы без конца смотрели вместе программы и пытались эту планку выстроить. И очевидно, очень хорошо ее выстроили, потому что через 4 года, после того, как уже четвертый конкурс, третий конкурс проводился, все программы внешне выглядели очень квалифицированно, профессионально, безусловно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Профессионализм очень сильно повысился.
М. АСЛАМАЗЯН
Но куда-то ушла эта непрофессиональная интонация.
Е. АФАНАСЬЕВА
Искренность, да?
М. АСЛАМАЗЯН
Искренность, и все стали делать, как у больших.
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте послушаем, да, что считают наши слушатели. Добрый вечер, вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬ ВЛАД (ЕКАТЕРИНБУРГ)
Я в свое время много лет работал в Пермской ГТРК в прямом эфире, ведущим прямого эфира, и учился профессии, в том числе, в центре 'Практика' в Нижнем Новгороде.
М. АСЛАМАЗЯН
Нины Зверевой, да.
СЛУШАТЕЛЬ ВЛАД
Она очень великолепный человек, до сих пор ей благодарен за то, что она дала мне в профессии. Но вынужден был уйти, потому что прямой эфир ушел из ГТРК, сейчас там одни новости, а я любил интервью в прямом эфире, это настоящая журналистика. Сейчас занимаюсь международными разными делами. Мне кажется, что в том числе и в этом тоже, нет прямого эфира - нет настоящего телевидения.
М. АСЛАМАЗЯН
Скучно или нескучно?
Е. АФАНАСЬЕВА
Что-то у нас со связью, к сожалению, мы вынуждены выключить. Видите, Игорь позвонил как один из примеров того, что как-то уходят из эфира люди. Добрый вечер, вы в эфире, алло.
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ (КОРОЛЕВ)
Я вас немножко знаю, точнее, я учился в 'Интерньюсе', большое спасибо, я учился и на организации отдела продаж, и на руководителя.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ощущение, что вы учили всю страну, Манана, видите, сколько.
М. АСЛАМАЗЯН
13 тыс., я же говорю.
Е. АФАНАСЬЕВА
Звонки совершенно не отбираются на 'Эхе' и попадают все время ваши ученики.
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ
Да, большое спасибо. Но вы знаете, у меня такая ситуация, что мне пришлось уйти из директоров, я 10 лет был руководителем телекомпании местной небольшой, полный тупик.
Е. АФАНАСЬЕВА
Игорь, а что случилось, почему тупик?
СЛУШАТЕЛЬ ИГОРЬ
Понимаете, явного такого конфликта какого-то, чтобы что-то было, нет. Но просто тупик, когда мы выросли и поняли, журналисты и редакторы, и уперлись в то, что дальше уже такие отношения внутренние городские, что все. И тут и финансовые, и организационные, понимаете, и этот тупик настолько угнетал, что пришлось просто уйти.
М. АСЛАМАЗЯН
Я попробую объяснить слушателям, потому что я понимаю, почему Игорь говорит о том, что тупик.
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо вам, Игорь, да.
М. АСЛАМАЗЯН
Маленький город Королев, рекламы нет, деньги будут поступать из муниципалитета. Я сейчас не говорю про королевского мэра, но я предполагаю, что есть какой-нибудь маленький договор.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ситуация типична для всей страны, для небольших городов, да.
М. АСЛАМАЗЯН
Да, абсолютно типична. Договор между телекомпанией и муниципалитетом. Муниципалитет думает, что если он дает 20 тыс. руб. в месяц телекомпании, то она должна выполнять любые ее пожелания. А 20 тыс. руб. в месяц для телекомпании - это ничто, потому что телевидение - вещь очень дорогая. Создаваемый телевизионный продукт стоит дорого, это люди, это техника, это связь, это оплата электричества и т.д. А деваться дальше некуда. Королев, он вещает на свои маленькие 100 тыс., предположим, поэтому, к сожалению моему глубочайшему, я говорю, что, с одной стороны, в этих телекомпаниях работают энтузиасты, интонация там потрясающая, они хотят служить своей аудитории. С другой стороны, с точки зрения экономики, с точки зрения настоящего телевизионного бизнеса это бесперспективные компании. Их кто-то должен финансировать. Если финансирует власть, то она требует выполнения своих требований. Если финансирует какое-то крупное предприятие, то оно будет требовать от того же Игоря, чтобы он с утра до вечера говорил.
Е. АФАНАСЬЕВА
Если в Королеве несколько компаний, разными структурами финансируемых, это хорошо. Вот если все в одной...
М. АСЛАМАЗЯН
Как правило, нет. Как правило, у нас все маленькие города имеют одно градообразующее предприятие, одного крупного директора, который все решает в этом городе.
Е. АФАНАСЬЕВА
Добрый вечер, вы в эфире, алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Я тоже из города Королева.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вот как у нас.
СЛУШАТЕЛЬ
Безработный тележурналист. В общем, знаю, о чем говорит Игорь, есть тут такая компания 'Подлипки'.
М. АСЛАМАЗЯН
Вы были в Борисоглебске?
СЛУШАТЕЛЬ
Нет, я не был.
М. АСЛАМАЗЯН
А, я просто не расслышала.
СЛУШАТЕЛЬ
Я просто хочу предложить проводить конкурс 'Время местное' персонально среди компаний, где аудитория до 100 тыс. населения.
Е. АФАНАСЬЕВА
Есть, конкурсы делятся, новости на новости больших городов и на новости маленьких.
М. АСЛАМАЗЯН
У нас так и было, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Понятно, что новостям Ростова и Екатеринбурга конкурировать новостям Королева или какого-нибудь маленького города невозможно, поэтому и на ТЭФИ делятся номинации.
СЛУШАТЕЛЬ
Я как раз из Свердловской области, я знаю, что маленькие студии испытывают самые большие трудности по технике, по финансам.
Е. АФАНАСЬЕВА
'Интерньюс' пытается помогать.
М. АСЛАМАЗЯН
Их очень много, они действительно испытывают очень большие трудности. И я даже не знаю, каким образом, человек, который сможет придумать, что сделать, каким образом независимым способом финансировать маленькие региональные телекомпании и маленькие районные газеты, по-моему, заслуживает спецприза ТЭФИ и любых призов и т.д., потому что это действительно проблема. Люди работают, в принципе, выход, конечно, есть. Если бы это были такие общественные, все говорят об общественном телевидении, по большому счету, но если город хочет иметь свое собственное телевидение, если жители хотят каким-то образом каждый день узнавать, где перекроют воду, по какой улице, я не знаю, на какой улице будут ремонтировать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вот видите, вы пришли к тому, что спрашивать сегодня, да, надо было, наверное, задавать вопрос, готовы ли платить вы за свои местные новости.
М. АСЛАМАЗЯН
Может быть, но в развитых странах это решается путем создания таких общественных телекомпаний, community TV, когда телекомпания финансируется.
Е. АФАНАСЬЕВА
Антон, последний самый вопрос с пейджера, спрашивает, обучаете ли вы людей, уже работающих на телевидении?
М. АСЛАМАЗЯН
Только таких.
Е. АФАНАСЬЕВА
Насколько я знаю, обучают. К сожалению, у нас время истекло, мы на множество вопросов и звонков ответить не успеваем. Это была программа 'Телехранитель', вела ее Елена Афанасьева, у нас в гостях была Манана Асламазян, директор некоммерческой организации 'Интерньюс', которая занимается обучением, в первую очередь, региональных телевизионщиков. На связи по телефону была Людмила Бородина, директор студии телевидения из Ростова-на-Дону. Всего доброго, до встречи через неделю.
М. АСЛАМАЗЯН
До свидания.