Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

27 сентября 2015: Чехов в прямом эфире. Гости - Фекла Толстая, Марина Брусникина (по тел.), Наталья Анастасьева

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1629610-echo/

Е.Афанасьева Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда, по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

И изредка мы начинаем говорить о том, что находится не только, собственно, в том традиционном телевидении, каким мы привыкли его обозначать и видеть, а в смежных жанрах. Мы говорим иногда о кино, о театре, мультимедиа. И вот сегодня в полном смысле будем говорить о мультимедиа-проекте, в котором сочетается литература в первую очередь, театр, современные интернет-среды, интернет-телевидение и все прочее. Проект называется: «Чехов жив». Он в эфире был 25-го числа этого месяца. И создатели этого интернет-проекта нам сейчас о немрасскажут. В студии у нас режиссер проекта Наталья Анастасьева, здравствуйте, Наташа.

А.Анастасьева Здравствуйте!

Е.Афанасьева К сожалению, не смогла приехать Фекла Толстая, ноона с нами на связи по телефону. Здравствуйте, Фекла!

Ф.Толстая Добрый вечер.

Е.Афанасьева Да, простудилась. Вся отдала себя проекту. Чуть позже мы поговорим еще с театральным режиссером Мариной Брусникиной, которая представляла и готовила всю мхатовскую часть. МХАТ с Чеховым плотносвязан в этом проекте. Извините, я тоже простужена, как Фекла, но доехала.

Если вы, уважаемые слушатели, видели фрагменты этого проекта, знаете о нем, вы можете нам писать. Телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45.

Фекла, расскажите, пожалуйста, откуда идея, вернее продолжение?

Ф.Толстая Лена, ну, в прошлом году мы с компанией «Гугл» сделали проект, первый из этой серии. Он назывался «Каренина. Живое издание». И вот команда в этом отношении не изменилась. Наташа – мы начинали вместе с ней Каренину делать. Тогда этобыло 36 часов, и для нас, в общем, важно было дойти до конца не то чтобы любыми путями… мы вообще в первый раз нащупывали и пробовали такой формат, а сейчас, в этом году уже хотелось пойтидальше. Уже хотелось подумать о том, как снято, что мы видим. Может быть, включить, как это у нас называлось, театрализованные элементы. И, собственно говоря, автор, которого в этом году выбрали – Антон Павлович Чехов – конечно, не только его проза замечательная, но для всех русских актеров, для всего русского театра великое имя. Поэтому проект получился. Нашим партнером основным стал Московский художественный театр. Многие другие замечательные российские театры к нам присоединились. И вот такой мы постарались сделать чеховский полутеатральный марафон.

Е.Афанасьева Я хотела спросить Наташу. Наташа, вам, как режиссеру, как было сочетать среды разные? Ведь все-таки съемка телевизионного качества велась, эфирного, трансляция в интернете, театр.

А.Анастасьева Это совершенно мне казалось, поначалу несочетаемые вещи, но потом, когда ты представляешь себе это пространство: как бы мировая сцена, состоящая из многих-многих кусочков, и как бы немного отдаляешься, как будто со спутника наблюдаешь за этим проектом и становится очень интересно. Потому что ты можешь одновременно ставить несколько спектаклей, одновременно в разных совершенно уголках земли,на разных маленьких сценках происходит одно…

Е.Афанасьева Расскажите подробней тем, кто не видел…

А.Анастасьева Как устроен?

Е.Афанасьева … Как этот ваш проект, длящийся столько часов, устроен. Как вы сочетали разные сцены, как один спектакль играли люди в разных городах, как читали известные люди один рассказ или одну повесть.

А.Анастасьева Сначала нужно было создать этот гипертекст, потому что в отличие от Льва Толстого, где у нас был…

Е.Афанасьева Готовый роман.

А.Анастасьева Да, готовый роман. Тутнужно было придумывать вообще драматургию, как можно 24 часа держаться и какая у нас главная идея. И очень часто мне говорили «гуглеры» наши – можно их так?..

Е.Афанасьева «Гуглеры» — это…

А.Анастасьева Да, мы их так ласково называем.

Е.Афанасьева Представители «Гугл», которые осуществляли трансляцию, да?

А.Анастасьева Да. Они говорили: «Расскажи одним простым предложением свою идею». А было очень много слов. И постепенно это все выкристаллизовывалось, ивот этот гипертекст был как бы на сутки – жизнь современного человека – положен на чеховские смыслы. Что мы всегда можем питаться Чеховым, что он среди нас, его архетип среди нас. Это была очень интересная работа подготовительная. А потом это нужно было уже это все положитьне только на временную и текстовую какую-то основу, а еще нужно было это все прожить. Скорее здесь какой мистериальный смысл, когда праздники в Риме или Греции длились неделями или как пасхальная история. Это что-то из этой серии, когда ты не просто прочитал свой кусок вовремя и потомзабыл и не интересуешься, что было раньше, что было потом, а именно ты проживаешь этот текст огромный этого автора вместе с миллионами… не только с теми, кто читает, но и с миллионами зрителей. И, наверное, в этом какой-то театр… как бы пратеатр – то, что изначально было.

Е.Афанасьева Я хотела спросить, Фекла, вы человек телевидения, литературы, радио. Чего в этом проекте больше, какое среды из того, что нынче называется мультимедиа?

Ф.ТолстаяОх, ну это трудно. Сейчас я подумаю над этим ответом. Я просто, Лена, просите, может быть, тем, кто не так хорошо знаком с этим проектом, нужно какие-то базовые вещи сказать, что каждый человек в этом проекте читал примерно одну страничку – 3 минуты.

Е.Афанасьева 24 часа были разбиты: каждому – 3 минуты.

А.Анастасьева Там 705 чтецов было в итоге.

Ф.Толстая Да, и в каждый момент времени к эфиру подключено насколько площадок – 5-6. Потом они, отработав несколько часов, уступают место другим. Я имею в виду, что там…Владивосток или Якутск сменяет, когда мы спим и так далее.

Е.Афанасьева То есть Сингапур, Якутск, Владивосток были именно для того, чтобы втянуть ту часть, которая заснула уже в европейской части и добавить масштаба? И Нью-Йорк, да, я у вас видела в проекте?

А.Анастасьева Да.

Ф.Толстая Лена, мы не можем так относиться утилитарно, что мы позвали Сахалин только потому, что нам спать надо.

Е.Афанасьева Я не поэтому, я говорю, что были, что называется, зрители, слушатели, потребители в тот момент, когда Европа спала. Это не только те, кто бодрствовал, чтобы посмотреть, но и те, у кого были активные сутки. Суббота, да, уже была?

А.Анастасьева Да, в этом же тоже смысл определенный. Да, конечно.

Ф.Толстая Да, и, мне кажется, что в этом отношении это и мировой проект, но он очень подходит для нашей страны, потому что есть такое объединение, что совершенно спокойно жизнь закольцовывается: кто-то лег спать, кто-то встал. Что касается того, на что это больше похоже — на радио или не телевидение – то, конечно, он сделан… и вот, собственно, тот формат, который в прошлом году я сформулировала, простите за тавтологию, он такой, телевизионный, именно такие переключения. Но, конечно, телевидение не может себе позволить такой масштаб.

Е.Афанасьева Телевидение не даст 24 часа в сутки – начнем с этого. Какой бы ни былвеликий проект и великий писатель, 24 часа в сутки ни один канал, еслитолько это не какой-то маленький канал, не позволит себе.

Ф.Толстая Это правда. К тому же телевидение все время считает, что оно должно менять, угождать публике, если не такой, то сякой: вот здесь аудитория такая, здесь – сякая. Интернет в этом смысле интересней, потому что на страницу в интернете ты приходишь сам. Ты хочешь туда прийти – ты нажимаешь этот адрес и пишешь: «YouTube» или ты пишешь: «Чехов жив. Гугл». У тебя меньше обязательств, что ли. Это дает возможность сделать более свободные форматы. И это, на самом деле, именно свобода этого формата и привлекает очень многих замечательных, известных людей, которые согласились принять участие в нашем проектеабсолютно бесплатно, бескорыстно, и относились к этому, как к какой-то приятной, интересной затее, которая их объединяет.

Конечно, в этом очень много такой… акции или такого гигантского флэшмоба. Потому что интересно то, что потом остаются эти видео версии Чехова. Но очень важно ощущение, что очень важно, что сию минуту я пришел читать, а где-то рядом еще и еще сотни людей тоже объединены сегодня этой же любовью и особым отношение к Чехову. Вот это какое-то единение, оно меня совершенно завораживает, и, мне кажется, что оно и для участников одна из интересных мотиваций, зачем принимать участие.

Е.Афанасьева А я напоминаю, что это Фекла Толстая. Она с нами на связи по телефону, к сожалению, приболела немного после такого гигантского проекта. В студии режиссер проекта «Чехов жив» Натальная Анастасьева. Мы говорим об этом уникальном проекте, который с полудня 25-го, пятницы сутки был, онлайн, что называется. Где его теперь можно посмотреть постфактум.И если у вас данные, сколько вас людей посмотрело, Наталья?

А.Анастасьева Я к этому не подготовилась. Надо было мне, конечно, посмотреть эти данные. Но, конечно, после этого эфира тяжелого вместо того, чтобы спать…

Е.Афанасьева То есть вы 24 часа реально…

А.Анастасьева У меня было полтора часа сна. Я думала, что это будет больше, но там начались какие-то сбои, нужно было что-то срочно переделать. И, конечно сложно спать, когда такая происходит вещь. Но я кинулась смотреть сразу и все мы, и уже выложены многие фрагменты. Просто они висят в трансляции. Может быть, я невнимательно искала. Я смотрела только самое лучшее, за что болела или то, что я проспалаза полтора часа.

Е.Афанасьева То есть это уже разбито на то, что называется интернет-форматом именно на эти небольшие трехминутки?

А.Анастасьева Вы знаете, я думаю, это разбито просто самим нашим жанром, потому что у Чехова короче дыхание, чем у Льва Николаевича, и поэтому легко найти просто по названию рассказа.

Е.Афанасьева Фекла хочет добавить. Да,Фекла.

Ф.Толстая Прошу прощения. Тут очень хорошая идея наших коллег из «Гугл», что сразу, практически с колес весь этот эфир разрезался на произведения чеховские, потому что понятно, что невозможно мотать туда-сюда 20-часовой ютюбовский файл.

Е.Афанасьева То есть, Фекла, если, например, я хочу посмотреть, что я пропустила, то, как я это сейчас сделаю, как пользователь? Я вбиваю название рассказа и «Чехов жив», да?

А.Анастасьева Можно уже увидеть окошечки, картиночки, в «YouTube» видны названия: как будто книги стоят на полочке. Это очень интересно.

Е.Афанасьева Как вы отбирали людей для участия в этом проекте? Понятно, у вас есть актеры, тем более, МХТ, который связан с Чеховым. У вас есть известные люди. Были ли люди, что называется, простые?

А.Анастасьева Очень много в этом году читало простых людей.

Е.Афанасьева Каким образом они попадали к вам?

А.Анастасьева Был анонс, была интереснейшая история с конкурсом, а до этого был тест, тоже не менее интересный. И я поразилась тому, что все мои студенты в Хоровой академии или в ГИТИСе, они все прошли этот тест.

Е.Афанасьева А что за тест?

А.Анастасьева Кто-то из героев в мире Чехова.

Е.Афанасьева Фекла, кто оказались вы в мире Чехова? Вы проходили этот тест, честно признайтесь?

Ф.Толстая Меня все спрашивают, да. Я оказалась… недавно проходила еще – все время попадаю в Петю Трофимова… Но, я думаю, что это ничего, это все-таки хорошо. Какой-то парень, не лишенный надежд на будущее. Потому что я уже говорила, что у меня собственное ощущение какое-то, что я должна была быть Раневской. Не потому, что я какая-то такая великая гран-дама, а потому что вокруг все рушиться и ощущение от этого очень пессимистичные. Я хотела бы здесь еще упомянутьимя замечательного драматурга, замечательного знатока Чехова – имя Лены Греминой. Лена… Елена Анатольевна, конечно, как правильней было бы сказать с уважением к ней, она помогала нам вот эти архетипы чеховские, которые, в общем, в определенном количестве они повторяются в чеховских рассказах, выделить. Это и был такой корпус персонажей, и на основании этого был сделан такой тест, чтобы понять, кто вы такой или кто вы такая?

Е.Афанасьева Наташа, кто вы оказались?

А.Анастасьева Я попадала все время то в милую грешницу – Анна Сергеевна из «Дамы с собачкой», то я была Варей, по-моему…

Е.Афанасьева Есть ли данные по этим тестам?..

А.Анастасьева Ой, простите, можно я добавлю про Елену Анатольевну, которая этот тест создавала и придумывала очень жесткие такие формулировки. Например, у нас был «Дауншифтер», или «Терпила» – Иона из рассказа «Тоска». Потом мы это, конечно, все смягчили. И, когда она сама уже на нашей пресс-конференции, на плазме, под камерами и журналистскими этими всякими журналистскими взорами прошла этот тест, и вдруг она получает ответ, что она «вечная страдалица», и она говорит с ужасом: «Это работает!» Она не ожидала, что это будет работать.

Е.Афанасьева Я все время задаю вопрос для тех наших слушателей, кто опоздал: Сейчас можно этот тест пройти?

А.Анастасьева Да, можно.

Е.Афанасьева А где его можно искать?

А.Анастасьева Можно набрать: «Чехов жив». И всегда попадете туда, куда надо.

Е.Афанасьева Фекла, а есть информация о том, сколько людей заполняло. Кого больше унас среди зрителей, пользователей – кого оказалось больше, каких типажей в современной России?

Ф.Толстая Вы знаете, более миллиона 200 тысяч раз был пройдет тест.

Е.Афанасьева Ничего себе!

Ф.Толстая Это не значит, что все эти люди прислали видеозаявки потом для участия в конкурсе… Но видеозаявок было тоже несколько тысяч. И Наташа со своими коллегами из режиссерской группы все это просматривала. Но мне было приятно узнать, что очень много персонажей, которые как Лопахин, то есть человек дела.

Е.Афанасьева То есть у нас сейчас больше Лопахиных в стране или кого?

А.Анастасьева Может, выбирался этот персонаж, но потом, кто читал, совершенно прелестно читали этот монолог.

Е.Афанасьева Кто эти люди, как вы их отобрали, Наташа?

А.Анастасьева Я посмотрела, я думаю, что под две тысячи заявок. Они выкладывали короткое видео, писали имя, фамилию, чтобы мы их могли потом найти. Смотрела Москву и разные города другие…

Е.Афанасьева Мы сейчас, извините, Наташа, прервемся на новости. Фекла, мы вас потом еще раз позвоним, поговорим с Мариной Брусникиной и позвоним вам. Сейчас – новости.

Ф.Толстая Договорились.

НОВОСТИ

Е.АфанасьеваМы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. И говорим сегодня о мультимедийном проекте «Чехов жив», который 25-го числа стартовал, закончился 26 сентября при помощи «Гугл». В студии у нас режиссер проекта Наталья Анастасьева, была по телефону Фекла Толстя — мы к ней еще вернемся – продюсер проекта.

Мы прервались н очень интересной теме: как отбирались простые люди, не звезды, не актеры, которые участвовали в проекте. Наташа сказала, что отсмотрела более 2-х тысяч заявок. Как вы их нашли, и как они вливались в этот проект?

А.Анастасьева В этом году был просто какой-то бум по участникам конкурса. И это было совершенно чудесное время, когда в течение, наверное, месяцев двух или трех мы все это просматривали. Это было коротко видео по результатам теста, либо это свой какой-то кусок самый любимый, то есть человек мог прочитать все, что он хочет из Чехова.

Е.Афанасьева А дальше вы как-то, что называется, пристегивали к тем площадкам, на которых у вас шла трансляция?

А.Анастасьева Да. Первый отбор был очень понятный: Можете ли вы читать в этих городах? Там были даже люди, которые из Ростова-на-Дону приезжали в Таганрог, чтобы участвовать – такие были случаи. Но, сели человек не может, к сожалению, мы не могли его вывести ни по Скайпу, никак. В этом году была такая очень серьезная подготовка, чтобы была качественная трансляция, и точки, места, силы откуда идут, были очень важны.

Е.Афанасьева Таганрог, Мелихово, Сахалин…

А.Анастасьева Да-да, Баденвайлер…

Е.Афанасьева Ялта, наверное?

А.Анастасьева Ялта – к сожалению, нет. Я уже предлагала сделать просто в нейтральных водах на пароходе хотя бы, чтобы берег был виден, но этого не произошло…

Е.Афанасьева А в чем была проблема?

А.Анастасьева «Гугл» — американская компания.

Е.Афанасьева – Аа! «Гугл» — американская компания. Не считает Ялтунашей. Понятно.

А.Анастасьева Когда узнал директор «Чеховского салона» Хайнц Зецер, что не будет Ялты – а я прижала туда, просто приезжала, не потому, что меня посылали в командировку, просто была оказия – я заехала, я поговорила с ним в Германии. И у него были на глазах слезы просто.

Е.Афанасьева Действительно, когда политика вмешивается в культуру, это, конечно, очень грустно.

А.Анастасьева Культура выше политики, но почему-то не в этом случае, к сожалению.

Е.Афанасьева Это очень обидно, потому что проект-то международный.

А.Анастасьева Да, международный. Хочу сказать все-таки, читали все. То есть, например, Дворкович… и кто-то, кто прошел по конкурсу, неизвестный никому.

Е.Афанасьева В списке я смотрю здесь и Ольга Голодец, министр…

А.Анастасьева И Голодец читала, прекрасно читала, кстати.

Е.Афанасьева И Наталья Солженицына.

А.Анастасьева Наталья Солженицына.

Е.Афанасьева И Константин Эрнст и другие, очень известны. Фигуристка известная Наталья Линичук, и блогеры, и кого только не было.

А.Анастасьева Да. Известные были. Но все-таки к конкурсантам хочу вернуться, потому что у меня просто обливалось кровью сердце, когда нужно было выбрать, например, по квоте 120 чтецов на Москву… или их там было сначала 60, а их больше тысячи и все прекрасные – тут уже просто… Мы стали писать: «Резерв». Мы стали писать слово «резерв», потому что это невозможно…

Е.Афанасьева Понятно. Мы сейчас поговорим по телефону с Мариной Брусникиной, режиссером педагогом. Она заслуженная артистка России. Занималась организацией мхатовской, да? МХТ Чехов… Марина, Здравствуйте.

М.Брусникина Здравствуйте!

Е.Афанасьева Я хотела спросить. Вот Наташа нам сейчас рассказывалао том, как читали простые люди. Видели ли вы те моменты, где читали не актеры, непрофессионалы Чехова?

М.Брусникина Да, вы знаете, я видела.

Е.Афанасьева Какие у вас, как у педагога, как у мастера были ощущения, как эти люди простые читали,и насколько это адекватно смотрелось вместе с профессионалами?

М.Брусникина Вы знаете, мне кажется, тут и задачи такой не стояло, чтобы смотрелось адекватно. Это затея, она очень самобытная: именно Чехов на абсолютно разные голоса. Тут же поставишь никакую общую задачу и вынесешь общий смысл. Это закон многоголосья: кто как может, кто как понимаешь.

Лично у меня было потрясение от двух человек, который читали «Крыжовник», финал «Крыжовника». Это не были актеры. И я вдруг услышала как же потрясающе по смыслу, просто, глубоко они это сделало. А так, мне кажется, это именно ценность – многоголосье.

Е.Афанасьева Марина, для МХТ, насколько это был проект новый, интересный или это просто это в русле того, что МХТ всегда занимается Чеховым?

М.Брусникина Нет, это, конечно, очень интересно. В таком формате никогда никто не делал в МХАТе чтения. И актерам это было настолько непривычно, что, в общем, они волновались. И поэтому специально меня попросили, чтобы я еще помимо того, что я распределяла, я еще с каждым должна была раза два прочитать, пройти для того, чтобы люди уверенно себя чувствовали. И для многих… Я живу в ощущении, что все читали Чехова, скажем так, поскольку я его читала…

Е.Афанасьева Наивная уверенность.

М.Брусникина У меня было столько открытий! Даже воМХАТа, у нас в коллективе люди, которые говорили: «Спасибо тебе большое, что ты дала мне этот кусок. Я прочитал рассказ, я вообще никогда не читал этого рассказа». Таких людей было очень много. То есть это еще образовательная история для МХАТа тоже.

Е.Афанасьева Как вам кажется, эти проекты, насколько они – может быть, это очевидно для нас -они стряхивают пыль, что называется, с наших классиков?

М.Брусникина Наверное. Не знаю. Я не знаю, у меня нет такого ощущения глобального, поскольку я все не посмотрела, естественно, еще…

Е.Афанасьева Я уточню вопрос, Марина. Например, вам, как педагогу или как режиссеру, после этого ставить Чехова в МХТ и с вашими студентами будет легче или сложнее?

М.Брусникина Ну, мне кажется, все равно. Кто во что верит. Потому что ты веришь во что-то — в то ты и веришь, что ты слышишь – то ты и слышишь, каждый слышит то, что он хочет. Я думаю, что это, конечно, многих приведет к Чехову. Люди будут открывать книжку, читать.

Е.Афанасьева Кто из мхатовцев принимал участие, расскажите? Я думаю, что все перечислить, конечно, трудно, но хотя бы несколько имен.

М.Брусникина У нас был список 40 человек только артистов таких вот более-менее известных, помимо этого былеще 21 человек молодые артисты и 20 выпускник мастерской Брусникина -81 человек принимало у нас участие.

Е.Афанасьева Среди них, кто из наиболее известных имен?

М.Брусникина Олег Павлович Табаков, Наталья Максимовна Тенякова, Ирина Петровна Мирошниченко, Стас Дужников, Дмитрий Дюжев, Сергей Чонишвили, Дмитрий Брусникин, Наталья Швец…

Е.Афанасьева Марина, а были ли случаи, когда вы распределили, что вам приходили, говорили: «Дай мне, пожалуйста, другой кусочек, мой самый любимый другой».

М.Брусникина Я на это говорила, у меня была отговорка, что у меня других нету, у всех такие.

Е.Афанасьева Спасибо большое за участие в нашей программе, за организацию. Марина Брусникина, заслуженная артистка России, педагог и режиссер представляла Московский художественный театр, как главный организатор этого проекта. Мы говорим о проекте, который называется «Чехов жив», и, действительно, показывает Чехова в реальностях, что называется, интернет-эпохи и мультимедийной конструкции.

Наталья Анастасьева, режиссер проекта «Чехов жив». Сейчас мы вернемся по телефону к Фекле Толстой, продюсеру. Наталья, в чем была разница между первым вашим проектом, где читали «Анну Каренину», кроме того, что это огромный роман, и этим нынешним, чеховским – для вас, как для режиссера разница, в чем была?

А.Анастасьева Разницаколоссальная, потому что, когда ты попробовал, почувствовал этот формат, и ты думаешь, что можно было сделать по-другому, и все так думали. И мы решили уже оторваться – такое слово, может быть, не совсем уместно, — но похулиганить, попробовать более творчески к этому подойти. И все время думали о каких-то театрализациях, поэтому появился МХТ…

Е.Афанасьева До какой степени театрализовалась вся история, кроме того, что у вас одна и та же пьеса разыгрывалась в разных театрах, как я понимаю, да?

А.Анастасьева У нас появилась такая история, мы ее называем «прошивки». В эфире она называется по-другому. Такой диагноз от доктора Чехова, когда живой камерой сняты живые молодые люди, которые говорят одну из его каких-то коротких и ярких, блестящих цитат, которые годятся на все случаи жизни современного человека. Ну, например: «Краткость – сестра таланта», или: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». Разные-разные цитаты, и они пронзали нашу трансляцию такими интересными вкраплениями.

Потом мы пробовали читать рассказы по-разному, мы придумывали какие-то форматы флэшмоба. Вот как раз студенты и выпускники МХТ и другие артисты сделали два прекраснейших флэшмоба в МХТ. Мы там прочли «Жалобную книгу» на 21 человек и устроили такой флэшмоб в гардеробе, когда у каждого тоже было по короткой фразе, все лезли в камеру, что-то там говорили, кричали. Это были интересно попробовать.

Е.Афанасьева С точки зрения режиссера, это, наверное, колоссальной сложности работа – вот это все выстроить, чтобы все работало, не было провисов. Как организованотехнически? Сколько примерно камер, операторов?

А.Анастасьева О! Да, это еще нужно говорить о картинке. Потому что, если был раньше формат Скайпа в «Карениной», ну, такой план, который называют «молочный», «пасхальный».

Е.Афанасьева Да, человек сидит перед экраном, читает.

А.Анастасьева Сидит. Мы только говорили: «Вы, пожалуйста, смотрите в камеру почаще: глаза – зеркало души. Не надевайте что-нибудь в крапинку, а то будет стробить…

Е.Афанасьева Теперь всюду флэшмоб.

А.Анастасьева Или у нас было на хороших, таких жирных площадках, как МХТ – у насона, вообще, была особая, потому что оттуда все начиналось, там заканчивалось, и это была мощная наша поддержка в художественном смысле. Там было 6 камер. На других площадках – 3, 2. На самых далеких сложных – по одной, но тоже кадр выстраивался интересно.

Е.Афанасьева Тогда сразу возник вопрос, его часто повторяю наши слушатели. Я еще раз напомню номер. Если у вас есть вопросы или реплики, вы видели этот проект «Чехов жив», пожалуйста, телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45. Ваши вопросы Фекле Толстой, продюсеру ирежиссеру Наталье Анастасьевой.

Александр Оленин спрашивает: «А чья финансовая поддержка? Исключительно«Гугл» или кто-то принимал участие в финансировании?» Потому что сразу, конечно, вопрос: откуда средства на такую организацию? Фекла.

Ф.Толстая Это проект «Гугл» абсолютно целиком и полностью. Но здесь, что важно сказать. Конечно, такой мощный проект на всю страну с 6-ю камерами 3-мя камерами, он требует, понятно, что финансирования,координации и так далее. Но очень важно сказать, что все те технологии, на которых сделан проект,они абсолютно бесплатные и это как бы и есть важная идея. Я думаю, это то, почему «Гугл» — не только поэтому, но и поэтому – вкладывает в этой деньги – потому что система связей, видеоконференций Hangouts, она абсолютно бесплатно. «YouTube» абсолютно бесплатен. И то же самое можно сделать… Вот если соберется 100 человек, 200 человек, не важно, 30 человек, какие-нибудь школьники Свердловской области и что-то захотят вместе сделать, ничто им не помешает это сделать. Это абсолютно открыто, абсолютно бесплатно.

Я хотела еще, если можно добавить к тому, что вы спрашивали про режиссуру. Никак не умаляя Наташину работу, которая, действительно, просто титанический труд сделала, но весь проект, идея проекта, в частности, была в том, что вы отдаете какие-то части эфира, например, тому же Художественному театру, главному партнеру. И мы просто были настолько счастливы, что мы могли прикоснуться к сотрудничеству, увидеть невероятный профессиональный уровень всех служб, всех отраслей работы художественного театра. Но такие замечательные были театры, как Большой драматический театр в Санкт-Петербурге, Александринский театр, Малый драматический тетра, театр Европы под руководством Льва Абрамовича Додина.

Е.АфанасьеваТагангрогский театр, где Чехов гимназистом…

Ф.Толстая Саратовский театр. Новосибирские театр «Глобус». Екатеринбургский ТЮЗ, Красноярский театр юного зрителя. То есть много совершенно потрясающих организаций. Когда вы берете их в партнеры, это не имеет смысла навязывать им какое-то определенное, жесткое, художественное решение и режиссировать их от начала до конца. То есть, по сути, для нас было важно дать им возможность, дать им площадку, создать условия для того, чтобы они свой собственный голос, какой они хотят, представили в этом проекте – вот это очень важно. Потому что, если представить себе, что это не зависит от уровня режиссера, опыта режиссера, масштаба режиссера… Мне кажется, не один режиссер не сможет это все в прямом эфире сделать как бы по его воле, чтобы все происходило…

А.Анастасьева Мы все на «Чайке» были на премьере. Мы не знали, что будет никто.

Ф.Толстая Да, да. Абсолютно был сюрприз.

А.Анастасьева Это было чудо! Каждый раз, каждый театр выдавал какие-то сюрпризы.

Е.Афанасьева То есть, расскажите. «Чайка» была именно той пьесой, которая игралась на все театры сразу.

А.Анастасьева Да. Мы разделили эту пьесу, хотя Чехов не делил ее на явления, мы разделили ее на короткие кусочки и называли их явлениями. Единственная моя, может быть, режиссура была в чем – мы нашли драматурга Михаила Угарова, современного Чехова, который в Мелихово, из Мелихово, из того флигеля, «Чайка», где Чехов, прячась от своих назойливых родственничков, писал эту пьесу, и оттудадраматург Михаил Угаров читал ремарки. И это был такой голос оттуда.

Ф.Толстая Замечательно читал, замечательно.

А.Анастасьева Это единственное, что мы как бы сделали для того, чтобы связать эти разные театры. Например, Андрей Могучий и его труппа, они сделали вообще оперу. Они пели «Чайку». Кто-то читал совершенно так классично, нейтрально…

Е.Афанасьева То есть вы начинали с МХТ, да?

А.Анастасьева Да, и заканчивали.

Ф.Толстая Там была еще Александринка… И, знаете, те, кто знает историю постановок «Чайки»…

Е.Афанасьева Да, где провалилась «Чайка»…

А.Анастасьева Мы начали делать…Александринка, МХТ – в начале это было важно, именно эти два театра должны были начинать. К тому же, чтобы не запутать зрителятрансляцией, мы не могли взять, и чтобы у нас сразу семь Аркадиных существовало и так далее. Это просто мы сами сошли бы с ума. И мы просто дали по действию на два театра. То есть первое действие МХТ и Александринка. Второе – Новосибирский «Глобус» и Екатеринбург. Потом третье играли Саратовский имени Слонова и Таганрогский театр. Вот Таганрогский театр играл в музее, например, в чеховском — в гимназии. То есть как бы он пошел на место силы и играл в зале, где Чехов сдал экзамен.

Ф.Толстая А Саратовский театр – у них это былапросто постановка. При том, что мы всегда говорили, что это не спектакль, а это читка пьесы, но Саратовский театр взял просто постановку. Понимаете, Лена, это очень интересно, что из этого всего возникает мозаика самых разных прочтений Чехова, самых разных пониманий его текста. Вот это одна из самых важных и интересных вещей – что каждый читающий или артист, не артист, он вносит какое-то свое разное, новое, другое отражение замечательных чеховских текстов в сегодняшнем дне. Если сделать такой проект через 10-15 лет,он наверняка будет отличаться, и это будет характеристика времени.

Е.Афанасьева Наташа, задает вопрос вам Наташа из Москвы: «Добрый вечер! Кто и как отбирал произведения для прочтения?»

А.Анастасьева Я отбирала.

Е.Афанасьева Чем вы руководствовались, Наташа?

А.Анастасьева Я просто взяла все эти 12 томов и начала думать..

Е.Афанасьева Сколько из 12 томов поместилось в 24 часа?

А.Анастасьева По-моему, 45 произведений у нас. Много цитат. И есть у нас несколько блоков… Ну, невозможно, все засунуть в одну трансляцию, а хочется. И мы сделали, например, диалог монологов, где самыезнаменитые монологи из его пьес читали на разных языках. Или парад архетипов, где фрагменты архетипические – то, что как бы немножечко перекликалось с тестом, который люди проходили – то есть, мы сделали парад архетипов: и Душечка были и хищница Маша из «Моей жизни» и «человек дела» и так далее. Просто невозможно было устоять, хотелось все запихнуть. Письма были, «Остров Сахалин» был. И множество цитат из записных книжек, из писем.

Е.Афанасьева Естьвопросы похожие. Илья из Ярославской области спрашивает: «А в чем смысл этих проектов: просвещение или просто приятное времяпровождение?» Евгений из Алтайского края уточняет: «Каков результат проекта?»

А.Анастасьева Смысл? Знаете, сейчас все как-то ищут какую-то национальную идею. Вот прекрасней этого ничего нет – когда людей объединяет классика, литература, музыка, когда такое всеобщее бдение по поводу того, что у нас есть. Это наши главные ценности, по-моему. Я это так понимаю.

Е.Афанасьева Фекла, как вы бы ответили: результат, в чем?

Ф.Толстая Вы знаете, если нужны какие-то такие жесткие цифры, показать эффективность, то я всегда, конечно, пасую…

Е.Афанасьева Я думала, это«Гуглу», важнее…

А.Анастасьева Книга рекордов Гиннеса за «Каренину» есть уже.

Ф.Толстая Да. Для меня, конечно, результат – это год литературы. Понятно, что внимание к литературе и хотелось показать этот новый формат и новый тип взаимодействия с текстом, и, конечно, это очень во многом направлено на молодую аудиторию, у которой нет такойпривычки — читать. И мы стараемся какие-то пути проторивать новые, какие-то обертки добавлять современные, которые в итоге должны привести человека к тексту. А дальше уже наша работа заканчивается, потому что лучше, чем Лев Николаевич или Антон Павлович мы точно не сделаем их работу.

И для меня, конечно – я согласна с Наташей – для меня, если говорить о патриотическом воспитании, простите за такое отвратительное официозное словосочетание, — но, тем не менее, для меня вот это патриотизм. Потому что для меня ощущение Родины – это, прежде всего, понятие культурное, это понятие языковое, литературное. И мне очень кажется важным, что серьезные государственные чиновники, например, принимали участие в этом. Во-первых, это очень демократичный формат. Вот студент из далекого острова Сахалин — а вот вице-премьер Ольга Голодец. И мы все равны перед этими текстами. Для нас для всех Чехов в каком-то смысле одинаковый, для каждого разный, но для всех он важен. А, кроме того, я всегда приветствую, когда государство обращает внимание, в сторону культуры поворачивается. Вот если так получилось – ну, прекрасно. Потому что где-то, как часто культура оказывается между погодой и спортом…

Е.Афанасьева Ну, как был в советской программе «Время»: «И о погоде…».

Ф.Толстая Я занимаюсь… Это такой пиар литературы, что ли.

Е.Афанасьева Скажите, Фекла, сколько времени занимает подготовка такого проекта. И тут, естественно, есть вопрос, Наташа спрашивает, можно ли ожидать следующие проекты, будет ли Пушкин, или кто будет дальше?

А.Анастасьева Я мечтаю о том, чтобы это было опять. Времени занимает много. Я думаю, что «Гугл» начал буквально сразу, как только закончилась «Каренина».

Е.Афанасьева А «Каренина» закончилась… по срокам просто уточните.

А.Анастасьева – 3го, по-моему, октября был эфир.

Е.Афанасьева То есть почти год.

А.Анастасьева Да.

Ф.Толстая – 34 октября. Где-то в начале этого года, в феврале-марте мы начали думать о том, какой новый проект делать. То есть, вобщем, полгода. Открыт этот проект был в конце июня на пресс-конференции в Художественном театре. Но к тому моменту уже были подготовлены тесты, архетипы, уже было понимание, что мы делаем, с кем мы делаем, общая концепция.

И ядолжна сказать еще по поводу культуры. Мне кажется, этот проект очень важен для культурных учреждений, которые в нем участвуют. Я не имею в виду таких великих, как МХТ или «додинцы» и так далее, то есть эти театры, работающие на мировом уровне, они прекрасно знают, как устроено дело. Но какие-то, например, маленькие институции, как в прошлом году Снежинская библиотека Свердловской области – для них взаимодействие с огромным бизнес-гигантом – это очень важно простос точки зрения того, что они видят, как люди работают, они видят новые технологии работы. Я не имею в виду IT, я не имею в виду компьютеры, а вот то, какстроится проект, как общаются менеджеры, как добиваются результата. Потому что, конечно, культуре надо очень учиться у бизнеса для того, чтобы не сидеть, сложа руки, и ждать, когда придет один из трех посетителей, а что-то делать в современной рыночной ситуации, чтобы двигаться к пользователю, читателю, зрителю.

Е.Афанасьева Фекла, наш эфир, к сожалению, стремительно заканчивается. Естественно, вопрос все-таки: Кто следующий? Как вы выбираете, и есть ли уже наметки, кого будут читать следующий раз?

Ф.Толстая Ничего не скажем!

Е.Афанасьева Вот так!

А.Анастасьева Понимаете, у нас такой большой выбор.

Е.Афанасьева Да уж, русская культура дает огромный выбор. Ну что ж, я думаю, мы еще раз напомним тем, кто пропустил, не все посмотрел, не прошел этот замечательный тест с архетипами. Где это можно посмотреть, Наталья? Слушать, смотреть…

А.Анастасьева Нужно просто набрать в поисковике «Чехов жив» и на «YouTube» вы найдете ссылки и выйдите на страницу проект, где можно пройти этот тест.

Е.Афанасьева Фекла, что добавите? Не выдадите – я поняла. То есть еще где-то год подождать, и мы увидим следующий проект, и будем записываться читать в очередь: вдруг нас Наталья выберет.

Ф.Толстая Да, да, я надеюсь, что так и будет. А кроме того, я призываю всех делать собственные такие проекты. И, как я уже сказала, абсолютно открытые технологии. Объединяйтесь. Для меня это очень дорогая идея. В эпоху, когда ищут врагов…

Е.Афанасьева Искать друзей, единомышленников и проводить флэшмобы по литературе. Спасибо, Фекла! Это Фекла Толстая, продюсер проекта «Чехов жив». У нас в студии была Наталья Анастасьева, режиссер проекта этого проекта. По телефону Марина Брусникина, режиссер МХТ. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья. До свидания!

А.Анастасьева До свидания!