Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

25 января 2015: Интернет-телевидение против телевидение или внутри? Гости - Михаил Орлов, Максим Голополосов.

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1479510-echo/

Е.Афанасьева Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами персонах, программами, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня будем говорить с людьми, которые существовали сначала как оппозиция традиционному телевидению, а тут взяли и влились в это традиционное телевидение. Я хочу представить вам Михаила Орлова. Генеральный директор, создатель «Карамба ТВ», такого проекта, который существовал несколько лет в интернете как интернет-телевидение. Сейчас… он уже на меня смотрит, что-то хочет сказать.

М.Орлов Здравствуйте, сказать хотел. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

Е.Афанасьева И Михаил вместе с друзьями, коллегами создавал интернет-телевидение. И насколько, я знаю, встречаясь с ним на каких-то более теоретических разговорах о будущих медиа, противопоставлял себя традиционному. А вот недавно пришла информация о том, что компания СТС-Медиа приобрело «Карамба ТВ» и теперь это традиционное телевидение?

М.Орлов Нет.

Е.Афанасьева Вот так вот! Расскажите.

М.Орлов Ну, не настолько. Я надеюсь, у нас еще подъедет мой коллега…

Е.Афанасьева Сейчас я договорю, что мы еще ждем Максима Голополосова, ведущего интернет-проекта и телевизионного +100500. Он тут с Камчатки летел, опаздывает немножко, но надеемся, доедет.

М.Орлов Да, длинный путь с Камчатки до, собственно,студии эха. И, я так понимаю, мне надо ответить на вопрос.

Е.Афанасьева Да не, пока не надо. Я скажу наш телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Уважаемые слушатели, пользователи интернета, вы можете задавать свои вопросы, высказывать свои точки зрения. В вашем сознании потребительском, пользовательском, зрительском, противостоят эти два понятия: интернет-телевидение в интернете и традиционное телевидение, либо для вас это история одинаковая, разница только в том, с какого девайса потреблять. Я вот Михаила еле увела на программу, потому что, что называется, зацепился с ним Алексей Алексеевич Венедиктов, выясняя, куда развивается телевидение, и куда ему развивать свой сайт.

М.Орлов Боже мой, у меня целых два вопроса!

Е.Афанасьева Сейчас будет их много. Давайте по порядку тогда. Сейчас будет еще и третий. Оказывается, Миша пришел и сказал: «Родные пенаты…», и выяснилось, что он начинал-то он на Эхо ТВ. Вот, как рождается современно интернет-телевидение – из "Эха".

М.Орлов Из "Эха" отчасти. Но отвечая на первый вопрос, являемся ли мы теперь телевидением классическим или все-таки остались интернетом, у меня, честно говоря, нет какого-то однозначного мнения, потому что я считаю, что телевидение, что интернет – все-таки способы дистрибуции. И второй момент, который их отличает друг от друга – это, конечно, способ упаковки. Это так называемый маркетинг, не знаю… как потребляется контент. Тем не менее, после сделки я бы не говорил, что мы уходим только в телевидение. Я сейчас все-таки будущее, если говорить про будущее, это такая территория, на которой могут существовать проекты так называемые кросс-медийные. Это что-то, что может работать на различный платформах, кроссплатформенные проекты. Я наверное, надеюсь, несложно говорю?

Е.Афанасьева Сейчас будем переводить на общедоступный язык. Итак, платформы – это очевидно, самая простая вещь, это устройства, с которого вы смотрите ту или иную программу тот или иной ролик в интернете. И отличается вся современная медийность только тем экраном, с какого потребляют: бабушки и дедушки – если брать всех потребителей того, что мы с вами смотрим, как одну большую семью, - то бабушки и дедушки смотрят в традиционных телевизора чаще всего; наверное, мамы и папы с компьютеров, в лучшем случае с айпадов, а вот уже молодые дети – это практически живут они в айфонах своих, телефонах…

М.Орлов Да, в телефонах.

Е.Афанасьева И у них любое телевидение, будь оно традиционное или интернет-телевидение – оно все у них в айфонах.

М.Орлов Да, либо на YouTube.

Е.АфанасьеваНо YouTube тоже на этом... И даже, если они, что называется, хотят смотреть на большом экране, они все-таки со своего айфона через любые прочие приставки – Apple TV, другие коробочки и гаджеты перекидывают изображения со своего маленького экрана на большой.

М.Орлов В общем, да, удивительное дело, что если раньше, когда мы начинали, доля мобильного трафика было где-то процентов 20 от общего количества просмотров. Буквально за пару лет все очень сильно поменялось, и сейчас составляет 50%, и динамика идет к тому, что будет доля еще выше. Во-первых, появилась привычка потреблять контент с телефона, то есть с приложения зашел на YouTube – посмотрел ролики какие-то, посмотрел, кто что делает, посмотрел любимые шоу и форматы и все, и дальше занимаешься делами. Если это школьник, то он пошел учить уроки.

Е.Афанасьева В лучшем случае.

М.Орлов У меня ребенок пока маленький, но то, что я наблюдаю…

Е.Афанасьева Он тоже, наверное, с айпада запускает мультики.

М.Орлов Она айпадом лучше владеет, чем я – два года дочке, и она сидит, она смотрит ролики, потребляет какое-то сумасшедшее количество контента.

Е.Афанасьева Что называется, навигацию эти дети осваивают на уровне интуиции. Вы их не учите, куда надо нажать.

М.Орлов Она уже все знает, она знает куда нажимать, как пропускать рекламу в свои два года.

Е.Афанасьева То есть для этого поколения вы еще пока интернет-телевидения не придумали, это уже следующее…

М.Орлов Самое удивительное, от чего я обалдел недавно – такой был инсайд – что они смотрят…

Е.Афанасьева Двухлетние нынешние, поколение Z.

М.Орлов Я думал: ну, что будет смотреть ребенок? Наверное мультики – логично было предположить, что дети в основном смотрят мультики и это самое важно, что смотрят на айфоне. Но тут я был удивлен, и эту статистику, я думаю, подтвердит часть родителей – они смотрят, как раскрывают подарки… игрушки детские…

Е.Афанасьева Другие дети?

М.Орлов То есть мама, которая за кадром или другие дети. То есть на YouTube появилось целое направление, когда дети смотрят видеоролики с тем, как раскрывают подарки, допустим игрушки: свинка набор, медицинские свинки Пепы.

Е.Афанасьева Я и говорю: это следующее поколение, для них надо отдельные каналы создавать на YouTube, и канал подарков.

М.Орлов Я, когда на это смотрю, я думаю: я безбожно отстал. Мне, чтобы произвести контент, нужно найти героя, ведущего.

Е.Афанасьева Вы представляете, как отстает… наверное сейчас сидят слушатели и вообще не понимают, о чем мы с вами говорим.

М.Орлов Мне кажется, они могут понимать, если у них дети.

Е.Афанасьева И внуки… Давайте вот, о чем поговорим. Я напоминаю, что мы сегодня говорим о том, как существует интернет-телевидение. Как противопоставление телевидению традиционному или как его неотъемлемая часть и нечто внутри, и, что называется в пересечении, когда часть интернет-телевидения, это не только телевидение, ну, а телевидение больше, чем интернет, но какие-то зоны пересекаются. Вы существуете чуть более 4-х лет,«Карамба ТВ», да?

М.Орлов Чуть-чуть, да.

Е.Афанасьева И, естественно, развивались как интернет-проект, а потом, через год, если я не ошибусь, появился первый ваш проект, что называется, как любят теперь говорить, флагманский. +100500 стал появляться в виде традиционного телевидения. Он к тому моменту уже был очень популярен в интернете. Его смотрели, и популярен он был в том виде, какой интернет позволяет, то есть с ненормативной лексикой.

М.Орлов Очень популярный.

Е.Афанасьева С свободой комментариев. И, когда этот проект в эфире, если я не ошибаюсь, канала «Перец», то аудитория сильно критиковала. Естественно, на «Перце» вы не могли использовать ненормативную лексику, она была смягчена сильно или намеком шло. И те, кто любят интернет-вариант, они говорили, что они уже это все видели и в хард-версии, а те, кто не смотрит в интернете +100500, им это вообще было не нужно. Так, где суть? Каким образом интернет-проект становится телевизионным, нашли ли секрет этого успеха?

М.Орлов Я сейчас скажу очень неожиданную вещь: на самом деле большие консерваторы находятся не в телике, а в интернете.

Е.Афанасьева Вот так! Рассказывайте.

М.Орлов Почему? Потому что, если ты в интернете получил какую-то известность, они тебя считают за своего…

Е.Афанасьева Вот как Максим, которого мы ждем с Камчатки – Голополосов.

М.Орлов Да-да. Если они тебя считают за своего, то выход в телек…

Е.Афанасьева Презренный телик.

М.Орлов…Это предательство. Это предательство просто непростительное, потому что он же свой, а пошел туда – продался. Делает плохо – там запикивают еще мат, а сейчас вообще уже без мата. История, как мы попали туда, это отдельная песня, но аудитория отреагировала очень смешано, и очень много было, конечно, недовольства. Для того, чтобы существовать в вебе, и в принципе, взаимодействовать с аудиторией в интернете, нужно понимать, что, конечно, они не любят, когда происходит этот переход в телек и им очень не нравится, когда люди…

Е.Афанасьева А вы потеряли часть аудитории +100500 в момент, когда эта программа стала появляться еще в телеварианте.

М.Орлов Честно говоря, мы таких исследований не проводили, мы в принципе не подсчитывали, потому что, если говорить про +100500, то это, вообще, уникальный продукт. Уникальный проект тем, что до него такого количества просмотров единицы контента просто не существовало. Я говорю о просмотрах именно на регулярной основе, то есть выходит раз в неделю и набирает несколько миллионов просмотров, и до этого такого не было. Как бы есть сейчас, появились другие проекты «This is Хорошо», с которым мы соревновались в свое время, троллили друг друга, еще какие-то…

Е.Афанасьева И тоже был опыт у «This is Хорошо», когда в одной из программ Первого канала, была рубрика этого проекта.

М.Орлов Да, вообще, по поводу «This is Хорошо» и нахождение интернет-проекта на телеке – это такая штука, которая… вот эти законы, непонятно, как работают объективно. Даже я не знаю. Казалось бы, работаю в пограничных областях. Это такая зона исследований. Потому что, в свое время, прежде чем +100500 появился… О-о! Максим пишет, что он внизу.

Е.Афанасьева Очень рады, значит, он скоро появится в нашей студии.

М.Орлов Скоро он появится у нас.

Е.Афанасьева Вот, что значит, интернет-человек: сидит, одновременно отвечает в прямом эфире и переписывается со своим коллегой.

М.Орлов Я еще Фейсбук не включил.

Е.Афанасьева Сейчас легко мы можем еще пару гаджетов открыть. Это и есть то поколение современное, которое одновременно существует во всех средах.

М.Орлов Ну, вы мне льстите.

Е.Афанасьева Это еще не поколение вашей дочки…

М.Орлов Мне кажется, я себя уже чувствую консерватором в этой истории. На самом деле выход на телек был нелегкий, то есть это произошло с третьей попытки. Причем не с нашей третьей попытки.

Е.Афанасьева Третье – это имеется в иду, телевидение к вам три раза зашло, разные каналы?

М.Орлов Да, три раза заходило. Мы отбивались, мы честно…

Е.Афанасьева А, почему не хотели?

М.Орлов А, потому что и хочется и колется. С одной стороны, телевидение позволяет зарабатывать какие-то более-менее адекватные деньги по сравнению с интернетом.

Е.Афанасьева Потому что, хоть вы мне и говорили несколько раз, что вы умеете монетизировать интернет-просмотры. Мне вот как раз интересно, может быть, вы расскажете – как, потому что обычно говорят, что все хорошо в интернете, кроме монетизации.

М.Орлов – Оо, про это тоже можно рассказать. Я сейчас закончу историю. И мы думали, надо нам это или не надо. Решили попробовать, отчего нет? Начали вести переговоры с различные телеканалами, то есть к нам начали приходить. Потом мы поняли, если им интересно, то может, пообщаться… и в общем, у нас было два оффера, два предложения. Одно было от ТНТ, другое было от «Перца». И, честно говоря, мы сильно задумались: ТНТ – это так круто! Это сейчас подвожу к вопросу про «This is Хорошо», про +100500. ТНТ – очень круто…

Е.Афанасьева Но пошли на «Перец».

М.Орлов И у них было предложение: давайте вы будете делать какой-то продукт новый, нужно апгрейдить, как бы новое достижение… С «Перцем» была немножко проще история, потому что мы могли использовать то, что у нас было, и мы понимали, как эта штука работает в интернете. Соответственно, там период предпродакшна, подготовки проекта к эфиру занимает очень много времени, и не факт, чтобы у нас бы получилось. У «Перца» были более простые условия. И учитывая, что мы в принципе такие раздолбаи – по-другому не скажешь – решили: ну, давайте попробуем «Перец», посмотрим, что и так. Тем не менее, что перепрыгнуть долю ТНТ гораздо сложнее, чем перепрыгнуть долю «Перца». Вот, казалось бы, нужно метить всегда выше, но, тем не менее, мы выбрали довольно верное решение, во-первых, потому что +100500 является флагманским проектом «Перца» и по сей день О-о! Максим подошел! Во-вторых, непонятно, что было бы на ТНТ с нами.

Е.Афанасьева Теперь у вас, кроме +100500 на «Перце» выходят «Герои-интернета».

М.Орлов Да.

Е.Афанасьева Расскажите об этом проекте. Может быть, не все видели. В чем его фишка. Каким образом герои интернета существуют… тот же Максим, еще несколько его коллег в рамках телевизионной программы? Сразу скажу, что как вы только запустились, вас сразу подкалывали, главное, тем, что декорация, стол и присутствие ведущих чем-то отдаленно напоминало «Прожекторперисхилтон», и говорили, что типа вы делаете для интернет-аудитории.

М.Орлов Нас все, кто мог ругал.

Е.Афанасьева Только ленивый не пнул, да?

М.Орлов Только ленивый… Причем даже в интернете такой очень непростой проект… Я, прежде чем ответить на этот вопрос, скажу, что это не вторая наша программа на телевидении…

Е.Афанасьева Да, вот пришел Максим… Сейчас, Михаил закончит мысль – мы поздороваемся еще раз с Максимом.

М.Голополосов Без проблем.

М.Орлов Это не вторая наша программа. Вслед за +100500 выходит программа «Моя Россея», которая тоже нашего производства. У нас попытка начать производить продукт на основе UGC.

Е.Афанасьева Еще раз переводим…

М.Орлов – Ugc это пользовательский контент, видеоролики.

М.Голополосов Расшифровывается как User-generatedcontent.

М.Орлов Соответственно, это даже и не она вторая программа. До этого пробовали – у нас выходила программа «Страшная правда». Какие-то штуки получаются, какие-то нет, но вот «Герои» - это такой очень сложный ребенок, попытка сделать вечернее шоу с ведущими из интернета и не только.

Е.Афанасьева Это Максим Голополосов ведущий, здравствуйте!

М.Голополосов Да, всем привет!

Е.Афанасьева Мы может поздороваться. Это Иван Макаревич, да?

М.Орлов Да.

Е.Афанасьева Кто еще ведет с вами?

М.Голополосов И Евгений BadComedian.

Е.Афанасьева BadComedian – это не фамилия.

М.Голополосов Нет, это его никнейм.

Е.Афанасьева Для тех слушателей, которые не смотрят программу «Герои интернета» и не видят это все в интернете.

М.Орлов Женя, Евгений – мы зовем Женя – это на резидент «Карамбы», какпринято называть. И он, может быть, не очень известен в широких кругах, но в своих кругах так, конечно, цифры довольно значительные, потому что, когда ты набираешь полтора миллиона просмотра на ролик с критикой фильмов, мне кажется, это успех.

М.Голополосов То есть он имеет свой вес.

М.Орлов Критика – это вообще такая штука, которая очень специфическая, и кинокритиков часто не любят ни кинокритики, ни аудитория. Он делает это в хулиганской манере, ругает… И, конечно, та аудитория, которая у него есть, пришла на этот продукт.

Е.Афанасьева Мы сейчас вынуждены прерваться на новости. Как раз вовремя Максим подъехал – передохнет, выдохнет. И потом мы продолжим разговор. Говорим мы сегодня о том, как существует интернет-телевидение: как оппозиция телевидению традиционному или как соавтор, скажем так.

М.Голополосов Главное, про деньги сказать.

Е.Афанасьева Про деньги скажем чуть позже. Максим Голополосов и Михаил Орлов здесь в студии.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева Мы продолжаем программу "Телехранитель", в студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о том, как же существует интернет-телевидение: противостоит оно телевидению традиционному или постепенно вливается в него. Говорим с людьми, которые должны понимать в этом лучше других. «Карамба ТВ» создалась 4 года назад, как интернет-проект и теперь уже стала частью холдинга СТС-Медиа, соответственно, так или иначе, влилось в традиционные пути развития телевидения.

М.Орлов Ох уж эти пути традиционные.

Е.Афанасьева Ну, сейчас и расскажете…

М.Голополосов Это они в нас влились.

Е.Афанасьева Михаил Орлов, Максим Голополосов. Тут уже пишут: «Отдельный привет Максу. Превеликое спасибо за +100500», - Сергей из Москвы пишет. «О-о! Макс появился – давай жги!» - Денис из Пензы. А вот Илья спрашивает: «Я молодой человек и активный пользователь интернета. У меня есть Smart TV и так далее, а все равно предпочитают смотреть ящик. Почему? Это привычка или моя консервативная зашоренность, как вы считаете?»

М.Голополосов По правде, смотря что… Я, например, телевизор как телевидение я не смотрю. У меня на это время особо нет. И в основном вся моя деятельность, работа происходит в интернете. Но я телевизором пользуюсь, то есть я им пользуюсь как средством изображения картинки, то есть на него выводится картинка…

Е.Афанасьева Тогда вы пользуетесь не телевизором, а, собственно, экраном…

М.Голополосов Экраном, да, а телевидением… я даже не знаю, сколько ему лет, еще раз?

Е.Афанасьева Кому, «Карамбе ТВ»?

М.Голополосов Нет, молодому человеку…

Е.Афанасьева Он не подписал, сколько ему лет. Мы уже говорили о дочке Михаила, которой два года, которая свое смотрит через айпад в интернете. Вот интересный вопрос, например: «Я почитала специально в Википедии статью отдельно статью про +100500, отдельно про «Карамбу ТВ». Обнаружила, что программа +100500 вышла где-то месяца на 4 раньше, чем стоит дата создания «Карамбы». Как это было? Вы сначала придумали свой проект, он запустился и вас увидел Михаил?

М.Голополосов Да, примерно так и было. То есть мой проект начал становится очень быстро популярным.

Е.Афанасьева А вы начали его делать, что называется, на коленке.

М.Голополосов Да, дома. Все сам снимал, все сам монтировал и так далее. Потом начали с Мишей общаться, с его друзьями. Они начали мне помогать производить +100500, потом у Миши как раз появилась идея создать некий портал, который бы в себе собирал всякие развлекательные интернет-шоу.

Е.Афанасьева То есть у вас получился опыт…

М.Орлов Очень важное объявление: я ни разу не делал..., но хотел бы сказать всем спасибо, кто скидывался Максу тогда на камеру…

М.Голополосов Да! Еще раз.

Е.Афанасьева Вот как рождается телевидение современное интернет…

М.Орлов Да, потому что это нам как бы позволило встретиться с ним.

Е.Афанасьева А сначала вы на что снимали, Максим?

М.Голополосов Я у друзе камеру…

Е.Афанасьева А я думала, просто на телефон.

М.Голополосов Нет, телефона с камерой не было вообще тогда у меня.

Е.Афанасьева У вас, получается, опыт своего продакшна в нескольких вариантах: сначала совсем индивидуальный на коленке дома; потом производство для интернет-портала, и вот сейчас вы уже работаете как ведущий программы на канале.

М.Голополосов Ну да, даже нескольких, получается.

Е.Афанасьева В чем разница?

М.Голополосов Что касается +100500, сильно ничего не изменилось по правде.

Е.Афанасьева Но мат запикивали или вообще убрали.

М.Голополосов Да, единственное, что ненормативную лексику пришлось убрать в какой-то момент. То есть раньше мы просто запикивали ее, а потом пришлось ее убрать для телевизионной версии. А что касается интернет-версии, что выходит на YouTube – там все как и было, так и есть, то есть original. В общем, ничего не меняется. Единственное, что я не занимаюсь технической стороной вопроса, то есть я только пишу сценарий и выступаю перед камерой. А монтажом и съемкой уже занимаются другие люди, соответственно.

Е.Афанасьева То есть вы только творите.

М.Голополосов Да, я могу концентрироваться на творчестве.

Е.Афанасьева Человек с подписью ЕЕ пишет: «Не надо хвалить +100500. Шутки ниже пояса не смешные, непонятно, на кого рассчитанные. Юмора ноль. Комментарии не смешные…»

М.Голополосов И 5 миллионов подписчиков, почти 6 уже.

Е.Афанасьева А Илья ответил, что ему 27 лет. Возраст – это ключевой фактор, иди дело в другом?

М.Голополосов Еще дело, по правде, в том, где он живет.

Е.Афанасьева Ярославская область.

М.Голополосов Потому что я заметил такую историю, что в Москве телевизор не так много народу смотрит. То есть почти все мои знакомые взрослые молодые…

Е.Афанасьева Это вы говорите о своем, что называется, страте.

М.Голополосов Да, референтной группе.

Е.Афанасьева Да, референтной группе. А существует огромное количество людей, которые даже интернет-истории видят толькоуже если их покажут – знаете, совершенно бородатая, какая-нибудь баяновская шутка, но если покажет какой-нибудь телеканал более традиционный, молодую аудиторию России он все равно собирает.

М.Голополосов Это хорошо.

Е.Афанасьева И самые большие доли в программе Малахова, это «Автор жжет» выпуски, которые собирают героев этих интернет-роликов в студии, рассказывают, кто эти люди.

М.Голополосов Это хорошо, потому что, на этих историях, если, например, ты производишь контент для телевидения и для интернета одновременно, на историю, которая в интернете уже прошла, и потом ты ее засовываешь в телевизор, то есть можно на одной и той же истории два раза заработать – вот, почему.

Е.Афанасьева Вот про заработать мы сейчас и поговорим. Мы с Михаилом прервались перед новостями на этом. Я напоминают наш телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Ваши вопросы Максиму Голополосову +100500 - надо сразу говорить, - и Михаилу Орлову, руководителю проекта «Карамба ТВ». Гоша пишет: «Всем добрый вечер! Максиму привет от Гоши. Мальчик сколько которым он любезно сфотографировался в Касино, в магазине. Мальчишки мне завидуют и тоже хотят… Спасибо, Макс!» - Гоша, Москва, Касино. Вот так вот!

Итак мы прервались на вопросе. У нас как раз есть реплика от постоянного слушателя «Владимир в бане», в смысле не в бане, а в смысле, что его забанили. Он пишет: «YouTube тоже платит за просмотры. В чем проблема? Телеканал платит больше?»

М.Орлов Да.

Е.Афанасьева Да, Владимир.

М.Орлов Очень коротко.

М.Голополосов А в общем, если брать… ну, да, больше, можно сказать. Но мы-то не отрубаем одно от другого, то есть мы там и там.

Е.Афанасьева Вот, в чем вопрос, о чем мы пытались начать говорить с Михаилом, но не успели закончить тему. Существует традиционное телевидение, которое зарабатывает на рекламе. Реклама хорошо продается или хуже, смотря, как у канала дела идут. Это все меряется телеизмерителями на основе данных TNC распределяется эта реклама, и более-менее понятно. И никак не найдут телевизионщики – я говорю о традиционном телевидении – вариант, как монетизировать свой контент в интернете. То есть как собирать просмотре своих произведенных программ или фильмов адекватные суммы, чтобы это не было чистым пиратством, а деньги приходили, что называется, в копилку. Это должен быть совсем другой контент, как вы начали со своего интернет-контента или они просто не умеют? Михаил.

М.Орлов Это, мне кажется, здесь правда на двух сторонах, конечно. Потому что возьмем ту же самую «Амедиатеку». Смотрят же и «Игру престолов». Там есть наверняка какой-то десяток топов, самых популярных программ…

М.Голополосов Он пополняется, причем постоянно. У меня отец подписан даже на кабельный канал, что очень нетипично для России. У нас, вообще, за телевидение как-то платить не особо принято. Люди еле-еле в это входят. В Америке очень сильно развито кабельное телевидение – оно денег очень много приносит. А у нас, к сожалению, нет.

М.Орлов Меняется, вообще, в принципе отношение к оплате за развлечение.

М.Голополосов Это радует.

М.Орлов Когда я был студентом – заплатить за игру, поиграть…

М.Голополосов Или за музыку ту же самую.

М.Орлов Это было… это вообще ни разу не котируется. То есть, «ты что, дурак? Ты что, не можешь скачать, найти способ?» То сейчас, конечно, отношение меняется.

Е.Афанасьева Я смотрю, что теперь модно становится – честно платить за то, что ты потребляешь.

М.Голополосов Я, например, последние несколько лет музыку качаю только с магазина онлайн-дистрибуция, именно за деньги.

Е.Афанасьева Так вопрос в том, что не могут производители традиционного телевизионного контента, программ, сериалов грамотно отдать аудитории, чтобы платили за это или в чем?

М.Орлов Мне кажется, со всех стороны проблемы есть. Во-первых, рынок очень молодой, и все потихонечку начинают привыкать. Это к ответу на вопрос: что было, привычка или какая-то другая причина? Я до сих пор помню в кино 9 вечера на СТС. Вот, как я запомнил, кино на СТС, в общем-то, в 9 вечера постоянно смотрят. Так и здесь: у людей должна сформироваться привычка потреблять контент определенным образом. Она происходит, к сожалению, не сразу это мгновенное привыкание, а спустя какое-то время. И те, кто производит свой контент и мечтают, чтобы его смотрели в телевидении, во-первых, нужно подождать, а во-вторых, нужно понимать, что абы какой контент смотреть в интернете не будут. То есть там конкуренция сильно выше. Если в ящике это определяется количеством каналов, и есть какие-то привычные каналы, которые все смотрят - как правило там имеется пятерка основных, а все остальное переключается, - то в интернете часто приходится бороться за пользователя. И нужно понимать в какие каналы дистрибуции вставать...

Е.Афанасьева Макс, а вы можете определить, в чем разница человека, который смотрит вас в интернете и человека,который смотрит вас, условно, на «Перце»? Этот потребитель, как он отличается один от другого?

М.Голополосов Не знаю. Опять же, я считаю, что телевидение, телевизор – это больше тема для более взрослых людей, поэтому считаю…

Е.Афанасьева А вот как раз на вопросе Ильи о возрасте мы с вами и споткнулись. Где эта грань, когда потребляют только в интернете, а после нее – в ящике?

М.Голополосов Есть разные исключения. Мне кажется, что на ящике… Например, мой папа – ему 50 лет – он смотрит телевидение в основном и тот же самый +100500 на телеке. То есть в интернете не интересует… он не будет на это время тратить, потому что он на телеке каждые выходные – там все это показывают. Мне кажется, где-то от 40, может быть, лет.

М.Орлов 30+ по нашим наблюдениям.

Е.Афанасьева Мы, пока вас не было, с Михаилом этот вопрос обсудили. Момент, когда +100500 вышло в телевизионном варианте, а какова была реакция. Ваша интернет-аудитория, как отреагировала на то, что вы стали телевизионном проектом тоже?

М.Голополосов Да в принципе резкой реакции…, то есть резко положительной или резко негативной реакции не было, это все было плавно. В принципе большей части аудитории, которая в интернете меня смотрит, ей было параллельно… То есть мы как бы его продвигали активно…

Е.Афанасьева Получается,это две непересекающиеся аудитории?

М.Голополосов Нет, они пересекаются, просто они – я так считаю, я это так вижу, может быть, это и не так, - но они не очень сильно пересекаются. Это хорошо по правде.

М.Орлов Я сейчас попытаюсь дать комментарий на эту тему. Есть аудитория, которая любит комментить, то есть оставлять комментарии…

М.Голополосов В телеке так нельзя просто, да.

М.Орлов И она там все время что-нибудь делает. И эта аудитория ярко всегда проявляется. А есть аудитория, которая никак не проявляется. Вот они посмотрели – пошли гулять дальше. О них ничего неизвестно. Те, кто комментят – их как-то можно еще посчитать по возрасту…

Е.Афанасьева В интернете, вообще, легче посмотреть, кто тебя видит, потому что каждый клик, заход, вообще, все вычислить.

Е.Афанасьева Вот Макс пишет из Москвы: «А вот политическая сатира сейчас точно не перейдет на ТВ даже без мата. Возродись сейчас «Куклы» - их не пустят в эфир». Вот смотрите, интернет – открытое пространство, а, по сути, ярких проектов политической сатиры и там нет.

М.Голополосов Они есть, но просто… Странно, что сейчас политикой все интересуются, но они почему-то не настолько популярны. Меня, как обычного человека очень грузит информационный шум, который, например, сейчас в нашей стране происходит. Я улетал недавно в другую страну, там этих новостей нет – и мне гораздо легче. Легче живется из-за этого, да.

Е.Афанасьева Михаил, вы, как продюсер, который работаете с разных сторон…

М.Орлов Я тоже устал от «шума».

Е.Афанасьева Нет, вопрос в том, кажется, большие каналы не дают такие программы как раньше «Куклы» старые. Почему все-таки этого нет. Ведь если в интернете что-то востребовано, это должно где-то родиться, но подобного проекта политической сатиры, его нет и в интернете.

М.Голополосов Да есть они, просто они не очень популярны.

Е.Афанасьева Если они не популярны, значит, они плохо сделаны или не востребованы, или не нашли свою аудиторию.

М.Орлов Скажем там, опять же мы возвращаемся к вопросу о монетизации. Как правило, делать политическую сатиру…

Е.Афанасьева Как раз из республики Башкортостан вас просят рассказать о секретах монетизации все-таки.

М.Орлов Для того, чтобы заниматься качественной политической сатирой, этим могут реально заниматься хорошо люди образованные, как правило, которые понимают…

Е.Афанасьева И очень талантливые.

М.Орлов И очень талантливые, образованные. Как правило, в интернете им не могут предложить тех денег для того, чтобы покрыть расходы на создание такого контента. Конечно, в первую очередь это хобби.

М.Голополосов Да, то есть поначалу должен быть очень большой и сильный энтузиазм.

Е.Афанасьева Когда вы начинали дома снимать – это только чисто энтузиазм был?

М.Голополосов Да, я не планировал, что я буду на этом деньги зарабатывать, это будет популярно. Я просто решил попробовать, вот и все. И, когда я снял несколько эпизодов, друзья говорят: давай еще, давай еще. Ну, ладно, хорошо – начал дело делать.

М.Орлов Мы в свое время, года полтора назад, к Maker ездили в Штаты.

М.Голополосов Два года назад.

М.Орлов Да, два года назад ездили, собственно, обучаться американской системе продаж – как у них выстроен там бизнес…

Е.Афанасьева – Аа, все-таки надо этому учиться – начнем с этого.

М.Орлов Нам было интересно посмотреть, как коллеги наши работают. Тем более – для тех, кто не в курсе – компания Maker была куплена компанией Disneyза 500 миллионов долларов. То есть нам было интересно как работают, какие принципы, какое состояние. Мы поехали, посмотрели. И, допустим, со Штатами, если сравнивать Россию, у них просто больше доход…

Е.Афанасьева Но у них и на телевидении намного больше. Сколько они в эпизод сериала вкладывают, наши каналы не могут себе позволить.

М.Орлов Там очень важный момент экономической целесообразности. У них люди в принципе верят в рекламу. Причем это реальный факт, то есть ты включаешь кабельный канал, и человек, который твой сосед, он продает газонокосилки по кабельному каналу, и там какая-то играет музыка – ты сидишь, смотришь, думаешь: блин, прикольно!

М.Голополосов Да.

М.Орлов А в России к рекламе абсолютно негативное отношение. То есть реклама – это что-то навязываемое, это плохо – нужно переключить. У них есть вера в рекламу. У них рынок больше. И, если сравнивать доходы в России и в США, на доходы, которые в США, можно купить камеры… То есть очень быстро достигается порог, когда ты можешь как минимум себя обеспечивать за счет доходов с интернета. У нас есть знакомый Эд, который снимает квартиру, делает какие-то обзоры…

Е.Афанасьева На чем вы… Вот понятно, традиционное телевидение – на рекламе. Другие источники дохода несопоставимы. Если они и есть, но маленькая их доля в общих доходах традиционного телевидения. На чем зарабатывают интернет-проекты: все-таки на рекламе – я говорю о России, не об Америке и на о идеальной ситуации – или на этих количествах просмотрах, на оплате пользователей?

М.Голополосов Тут все вкупе.

Е.Афанасьева Но а пропорция какая?

М.Голополосов В зависимости от проекта. Например, на YouTube есть партнерская программа. То есть перед роликом он крутят преролл, любой рекламный ролик идет, и плюс еще контекстная реклама – куча всего интересного…

Е.Афанасьева Пока я не увижу их преролл, я не увижу тот выпуск программы, которую хочу.

М.Орлов Можно промотать иногда.

М.Голополосов Некоторые ставят себе плагины в браузеры всякие, чтобы пропускать.

Е.Афанасьева Контекстная реклама – я просто объясняю нашей аудитории – это, когда идет параллельно, тебе пытаются продать на полях то, где ты заходил где-то, или что-то поискал в поисковиках, а тебе тут же товары в YouTube предлагают параллельно с программой Макса.

М.Голополосов Да, так вот, это часть партнерской программы. Гугл сам сует, YouTube сам сует эту рекламу. Она может даже иметь какое-то отношение к твоему контенту, то есть близкое по духу, чтобы человек посмотрел что-то – увидел и зашел, что-то купил. А можно заработать на какой-то определенной заказной рекламе, то есть это какие-то спецвыпуски твоего шоу.

М.Орлов Спецвыпуски, интеграции, помогать другим продвигать каналы…

М.Голополосов Спецпроект, то естьсоздается специальный новый проект с уже известным человеком в интернете. У нас таких прецедентов была целая куча. Например, прошлым летом в августе я летал и вот девочка одна, наш блогер, девочка из Москвы Кейт Клэп – мы летали на Ибицу и делали там коммерческий проект, специально создавали его целиком с нуля. И нас использовали в качестве ведущих. Сейчас очень хорошо с этим становится. Когда я только начинал, такого не было вообще.

Е.Афанасьева А это всего 4-5 лет.

М.Голополосов Такое ощущение, что уже лет двадцать прошло.

М.Орлов Мы были, в общем, первопроходцами. Достаточно вспомнить, что YouTube впервые появился в 2004-м году.

Е.Афанасьева 10 лет назад, по сути.

М.Орлов По сути говоря, да. То есть до этого не было YouTube.

Е.Афанасьева Хорошо. Расскажите тогда вот о чем. Появилась какая-то надежда… Раньше было и как вы говорили, и все знают, что пиратство, страшное пиратство и даже западло заплатить какие-то деньги. Хоть в плохом качестве, хоть затертую «экранку», но найти где-то бесплатно посмотреть. Это было даже лет 10 назад: продюсеры, которые пытались выпускать фильмы на отечественный экран, пытались с этим бороться, потому что скачать где-то или купить диск – тогда еще пиратские диски были – с самым плохим изображением…

М.Голополосов Они в принципе и сейчас есть, но не так популярны, надеюсь.

Е.Афанасьева И вот вроде бы появляется поколение, которое готово платить небольшие деньги за контент. Вы на что все-таки рассчитываете сейчас: работать с этим поколением и как-то развивать максимально доступ, чтобы мне было удобней, взяв телефон, айпад и, имея любые приставки для вывода вашего продукта на большой экран домашний, чтобы мне было удобно его получить и оплатить; либо все-таки российский путь, – это искать монетизацию в рекламе, в спонсорстве и так далее?

М.Орлов Мне кажется, все зависит от проекта, то есть объективно – все зависит от проекта. Я приведу пример. Есть такая ниша, которая более-менее сейчас уже насытилась – детский контент. Мы его частично обсуждали…

Е.Афанасьева В интернете.

М.Орлов В интернете. Конечно, если дети, то, как правило, родителям для детей вообще ничего не жалко. Можно взять, платные каналы какие-то делать – кто-то экспериментирует, игрушки продавать… я думаю, что это будет смешанно, но все зависит от проекта. То есть там, где детский - там могу появиться платные каналы…

Е.Афанасьева То есть маме с папой легче заплатить какие-то деньги, чтобы знать, что тут ребенок не залезет никуда, ему не покажут ничего плохого: сиди, и смотри, дорогой.

М.Голополосов Ну, да.

М.Орлов Есть премиальные проекты типа «Амедиатеки», дай бог им здоровья. Я слышал, что у них там с аудиторией… все равно нужно, чтобы аудитория привыкла платить…

Е.Афанасьева Но честно скажем, что это большой прорыв, потому что Александр Акопов в этой студии представлял перед стартом, а это было, по-моему, год с небольшим назад всего-то, я сильно не верила в то, что у нас сейчас люди, которые все сидят и качают пиратское, что они начнут…

М.Голополосов Блин, вот по правде проблема такая есть. Я готов платить за сериалы какие-нибудь, но у нас лицензионного сериального контента не так много.

Е.Афанасьева По сути, мы сейчас потребляем «Амедиатеку» только, те, кто потребляет…

М.Голополосов Да, если платить за все это. А есть такие вещи, которые я бы хотел смотреть… И я могу смотреть в оригинале, я бы хотел за это платить. Но, если я, допустим, захожу в тот же самый зарубежный магазин онлайн-дистрибьюции, я хочу оттуда что-нибудь купить, они говорят: «В вашей стране это недоступно».

Е.Афанасьева Да, не продают.

М.Голополосов И мне ничего не остается… А я же хочу это смотреть, и мне приходится качать это…

Е.Афанасьева Быть пиратом.

М.Голополосов Да.

Е.Афанасьева Расскажите, Макс, по поводу «Героев интернета». Насколько я понимаю, эта программа, собственно, для телевидения придумывалась, не интернета?

М.Голополосов Я считаю, в моем видении – это, чтобы ближе познакомить зрителей…

Е.Афанасьева Вот как раз я и хочу спросить: это для слияния этих двух аудиторий? То есть это слегка разжевать тем, кто еще не в интернете о том, что там круто?

М.Голополосов Ну да, так в принципе и есть.

Е.Афанасьева Получается у вас и ваших сотоварищей это сделать, какой отклик?

М.Голополосов Это вот больше Мише известно.

М.Орлов Пока спорно. Здесь на самом деле происходит такой эксперимент в прямом эфире, потому что мы пытаемся нащупать ту грань, в которой будет интересно как в интернете, так и в телевидении. И местами получается. Я думаю, что будет у нас время дополнительное, если канал рискнет, конечно, мы доведем проект до нужных цифр, действительно хороших показателей. Аудитории все-таки различаются, на мой взгляд, телевидении и интернета, в потреблении немного различаются и языки различаются сами по себе. То есть то, что дозволено в интернете, не всегда дозволено на телевидении.

Е.Афанасьева Но при этом, Михаил, смотрите, некоторое время назад, может быть, те же самые лет 5-7, но, когда только широкополосных доступ стал появляться и качать видео стало легче, это не грузилось две минуты – по три часа. И сначала пошел какой-то контент очень короткий хоум видео чаще всего, именно на противопоставлении качественному по качеству видео больших каналов. Это вот живое такое. Но очень быстро насмотрелись этого быстро снятого, и по-моему – я хочу проверить свое ощущение на вас, профессионалах интернета – по-моему и в интернете сейчас профессионально снятый контент лучше воспринимается.

М.Орлов Очень хорошо воспринимается. Как бы суть в том, что UGC нормально идет, тот самый пользовательский контент, про который мы говорим…

Е.Афанасьева Но он уже лучше снят.

М.Голополосов Тут, в общем, все выросли, потому что, если, например, взять первый эпизод +100500 и сравнить его с тем, как сейчас выглядит шоу…

Е.Афанасьева Но вы же стали профессионалом, Макс, вы же были любителем.

М.Голополосов Да, с точки зрения картинки и технологии – это две разные вещи.

Е.Афанасьева Это Максим Голополосов, ведущий программы +100500, который начинал, что называется, дома, на кухне или где там было…

М.Голополосов У себя в комнате.

Е.Афанасьева У себя в комнате, а теперь уже ведущий на канале «Перец». Михаил Орлов, основатель «Карамба ТВ». Теперь они и в традиционный сферах телевидения, в «СТС – Медиа»