Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2014

30 ноября 2014: Российская история в сериальном формате. Гости - Александр Акопов, Ариф Алиев; Юлия Ауг (по тел.)

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1446246-echo/

Е.АфанасьеваДобрый вечер! В эфир "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда в по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые виляют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы поговорим о сериале, который стал событием этой недели. Канал «Россия 1» показывал сериал «Екатерина», посвященный Екатерине, вернее тому, как девочка, приехавшая в Россию из далекой-далекой небольшой немецкой провинции, стала великой российской императрицей. Вот об этом мы будем говорить с людьми, которые этот сериал сделали. Это Александр Акопов, глава компании «А-Медиа», продюсер этого проекта. Здравствуйте, Александр!

А.Акопов Здравствуйте!

Е.Афанасьева Ариф Алиев, сценарист.

А.Алиев Добрый день!

А.Акопов И за кадром еще человек двести, которые все это сделали.

Е.Афанасьева Да, сегодня по телефону у нас будет Юлия Ауг, которая блистательно сыграла роль Императрицы Елизаветы. Вы можете задавать свои вопросы уже сейчас. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Во второй части, если у нас останется время, мы сможем принять ваши телефонные звонки. Тему мы сформулировали: Как выглядит российская история в сериальном формате. Вот об этом мы и собираемся поговорить. Уважаемые гости, почему Екатерина, почему именно исторический сериал? Александр.

А.Акопов Мне кажется, это естественно, для человека – интересоваться историей. В какой-то момент мы вдруг обнаружили, что о Екатерине нет ни одного отечественного фильма, такого, где она была бы главной героиней, и можно было бы с достаточной степенью подробности рассмотреть ее судьбу и уже в дальнейшем, как политического деятеля. Хотя, кстати, зарубежных фильмов и сериалов было достаточно И молодая Екатерина, и такая Екатерина. В общем, российские кинематографисты и телевизионщики вдруг проснулись и обнаружили эту фабулу.

А.Алиев Мне нравятся сложные задачи. И, действительно, фильмов не было, где бы Екатерина II была главной героиней. Что касается западных фильмов – я их тоже посмотрел – это фильмы, в которых очень свободно обращаются с историей. К сожалению, мы так обращаться не можем. И я сразу заподозрил, что что-то тут не то. Ведь столько лет – могли бы снять сериал. Но согласившись, понял, что существует очень сложные драматургические тупики, а именно: прежде всего, довольно сложно было придумать сюжет. А сюжет получился очень простой.

Я думаю, после нашего фильма – заглянем на 20-30 лет вперед, а может быть, даже на год вперед – все фильмы, которые будут делаться про Екатерину, будут делаться по этому сюжету. А именно питчинг в трех словах: девочка из какой-то дыры немецкой, нищая относительно всех остальных, едет в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны с целью устроить свою жизнь. Она мечтает о любви, мечтает о прекрасном принце, мечтает иметь детей. Приезжает и все оказывается немного не так и совсем не так. Приезжает и живет после венчания 7 лет девственницей. То есть все рухнуло. В этом-то и есть сюжет, потому чтоона решила все-таки взять судьбу в свои руки, завести любовника и родить наконец хоть ребенка, ради чего она приехала. Потому что это же все под страхом смерти и заточения в монастырь. Ведь не родишь – и в монастырь. Ради ребенка же все делается. А 7 лет девственницей? И никто ничего не понимает, что происходит, почему не рожает. И, когда она рожает, выясняется, еще хуже ее судьба: детей-то отнимут, не дают видеться, не дают целовать, не дают просто на руках подержать. И девочка понимает, что она сможет иметь судьбу только, если станет императрицей. Такой сюжет.

Е.Афанасьева Так Ариф Алиев в нескольких словах описал 8 серий, которые вы сняли.

А.АкоповЭто не просто 8 серий, это 19 лет из жизни. Тут еще задача была – упаковать 19 лет биографии в 8 серий – это тоже, мягко говоря, не просто.

Е.Афанасьева Я как раз слышала, когда Александр Акопов представлял этот сериал в Санкт-Петербурге на Санкт-Петербуржском Медиа-форуме, перед НЕРАЗБ он сказал, что это типичная история для сериалов канала Россия, когда девочка из провинции приезжает. И тут в данном случае то, что зрительницы любят смотреть на этом канале.

А.Акопов По формальным признакам это так. Не только на этом канале, в общем, история девочки, приехавшей из провинции с столкнувшейся там с…, она имеет кучу различных воплощений, и это действительно, как ни странно, сюжет попадающий именно в эту категорию. Конечно, там в жизни Екатерины есть еще больше сюжетов. Например, сюжет о простой женщине, которая пытаясь защитить ребенка, вдруг становится политическим деятелем, или там еще, если поглядеть глубже, там есть сюжет, как немка становится русской – тоже можно посмотреть, там это тоже происходит. Там есть семейные сюжеты, чисто семейные. Что делать, если ваш муж, например, нехороший человек, ну и так далее. На самом деле в любом таком огромном массиве фактов, которые существуют, конечно, выбирается тот сюжет, который вы ходите рассказать именно этой аудитории. Поэтому история любви – это, конечно, естественный выбор, хотя, конечно, можно было бы повернуть историю по-разному.

Е.Афанасьева Тут уже много вопросов по поводу того, будет или не будет продолжение, другие сезоны, и выберите ли вы там новые повороты.

А.Алиев Скажем так, у нас нет окончательного решения канала на эту тему, но оно будет приятно в ближайшие дни, я думаю.

Е.Афанасьева То есть драматургии там хватит в этой судьбе, да, Ариф?

А.Алиев Да, пожалуй я только не соглашусь с формальными признаками. Тут дело несколько сложнее. Все-таки у нас история о Екатерине Великой. По формальным признакам мелодрама всегда предполагает золушку, то есть обычную девушку с обычными добродетелями.

Е.Афанасьева Вот Аня пишет sms» «О 7 годах девства никто не знает», - ведь сразу у вас главный крючок, вы зацепили слушателей наших. Вероятно на то, что это один из первых сериалов, Лика и Санкт-Петербурга пишет: «И Ауг не Елизавета, и Александрова не Екатерина. Фике –Орбакайте – фейерверк». Она, видно, вспоминает одну их частей фильма, которую снимала про гардемаринов наша знаменитая режиссер, где играла Кристина Орбакайте императрицу Фике, которую увезли гардемарины в Петербург, а ее маму играла Людмила Гурченко.

А.Акопов Это простейшие вещи. Опять же есть набор исторических фактов, есть то, как вы, человек, рассказывающий эту историю, хотите на это взглянуть. «Гардемарины» приключенческая в основном история с романтическими линиями и так далее. Она легче, безусловно, по духу. Мне кажется, и Ариф и актеры, которые работали по его текстам, просто старались сделать очень глубокое, очень серьезное исследование личности этих персонажей, их крайне непростых взаимоотношений. Мне кажется, то, что удалось, что эти персонажи предстали не строчками из учебника, а живыми людьми с, в общем, похожими на нас, обычных людей эмоциями, которые ведут, тем не менее, к большим серьезным последствиям в государственной жизни и истории.

Е.Афанасьева Я напоминаю, что мы говорим о сериале «Екатерина», который с большим успехом прошел на канале «Россия 1» на минувшей недели. Мы говорим с людьми, которые этот сериал сделали. Александр Акопов- продюсер сериала, Ариф Алиев, а чуть позже присоединится к нам по телефону Юля Ауг. Я вот, о чем хотела поговорить. Вот смотрите, на британском телевидении исторические сериалы много-много лет, сколько британское телевидение существует, являются одним из самых популярных жанров. Это и экранизация британской классики, и, собственно, костюмированные многосерийные фильмы по поводу их истории. Вот смотрят Тюдоров, и хоть там не меняется за всю жизнь Генрих VIII, и совершенно не похож на свой канонический портрет в исполнении Джонатана Рис Майерса, но люди смотрят эти страсти и держат там 4 или 5 сезонов, не помню. Почему к российской истории в таком сериальном длинном формате мы приходит только сейчас?

А.Акопов Я не думаю, что мы приходим только сейчас…

Е.Афанасьева А какие образцы, Александр?

А.Акопов У нас достаточно много вещей, который посвящены более поздним годам, скажем, прошлому веку, военные вещи, связанные с историей.

Е.Афанасьева Но это, начиная уже с Первой мировой и с гражданской.

А.Алиев Есть сериалы о Петре. Есть «Раскол» Досталя. Это о протопопе Аввакуме, насколько я помню, 20 серий. Да чего только нет.

Е.Афанасьева Да был и про Грозного сериал Эшпая, но как-то это все не становится событиями зрительскими, не держит так, как «Тюдоров» сидим и смотрим, пиратские скачиваем… Может, Александр Завенович на свой выложит ресурс...

А.Акопов Мы пиратские не скачиваем. Я согласен только с одним, что исторических сериалов должно быть больше, и может быть больше. Далеко не все интересные личности и сюжеты рассмотрены. Я должен обязательно сказать слушателям вашего радио, потому что у вас сегодня на сайте появился, на мой взгляд, странный вопрос о том, не нужно ли Отечественную войну переименовать во Вторую мировую…

Е.Афанасьева Александр Завенович, должна вас поправить, вот Анна Трефилова разобралась в этом вопросе, нам объяснила. Это предложение возникло на Украине, и в данном случае вопрос на сайте звучал не «нужно ли», а «Как вы отнесетесь, - спрашивали у слушателей "Эха", ¬ если вдруг произойдет такое переименование?» - спрашивали реакцию аудитории на такое предложение, а отнюдь не "Эхо" предлагает переименовать.

А.Акопов В Советском Союзе сказали бы «с чужого голоса». Тем не менее, в формулировке вопроса ничего этого нет, а звучит он, мягко говоря, странно. Поэтому есть необходимость объяснить людям, что такое Великая Отечественная война, и почему она так называется. Мне кажется, это тоже не все понимают.

Е.Афанасьева Вот как раз об Отечественной войне у нас как раз сериалов, слава Богу, достаточно много, и они появляются, и это неотъемлемая часть каждого телевизионного сезона, потому что к 9 мая очень хорошие сериалы, их можно перечислять много кратно. А вот о более ранней истории… Я, почему все равно этот вопрос задаю? Ведь в русской истории возможностей для драматургических построений не меньше, чем в «Игре престолов», который люди смотрят во всем мире не отрываясь, и в тех же «Тюдорах», о которых говорили или «Борджиа». Почему на нашей истории мы не создаем настолько…

А.Акопов Смотрите, во-первых, я должен вспомнить, что мы делали там новую мелодраму на вокруг исторических сюжетов, та же «Бедная Настя»…

Е.Афанасьева Да, «Адъютанты любви» вы делали уже с конкретными героями историческими.

А.Акопов Так что такие сюжеты были. Другое дело, что то, что мы сейчас сделали – мы действительно постарались – не будем применять каких-то слишком мощных терминов – мы постарались затронуть действительно очень серьезные темы, хотя опять-таки основной сюжет, безусловно, любовный, тем не менее, там просматривается много других вещей. Да, это все-таки попытка более глубокого исследования, нежели то, что возможно, мы делали раньше. Да, возможно, мы сделаем какой-то новый поток сериалов российских, которые посвящены более древним периодам жизни нашей страны.

Е.Афанасьева Ариф, вы, как сценарист, скажите, на базе российской истории можно создать настолько же затрагивающие зрителя хиты, которые я называла?

А.Алиев Вы сейчас все время приводите примеры: «Борджиа», «Тюдоры». Вот «Екатерина Великая», сериал – в чем была основная проблема для драматурга? А в том - вы сейчас удивитесь – помимо девственности 7-летней, что тоже, знаете…

Е.Афанасьева Трудно строить конфликт.

А.Алиев Основная проблема по сравнению с «Тюдорами» и «Борджиа» - это то, что Елизавета Петровна за 20 лет никого не казнила, вообще никого. Вот представьте, как можно делать кино «Борджиа», если никто не казнен.

Е.Афанасьева Ну что, на казни только можно строить, на убийствах драмы?

А.Алиев Я смотрел эти сериалы – там каждый пять минут… Там секс и отрубания голов.

Е.Афанасьева Так дальше Екатерина дает вам возможность секса в ее уже зрелые годы, что только снимай и снимай продолжение.

А.Алиев 7 лет не было секса вообще…

А.Акопов А дальше начинается вопрос, что главное в ее жизни.

А.Алиев Головы не рубят, секса нет – о чем снимать? А вы говорите: русская история. Целомудренная история, кстати говоря.

А.Акопов Если серьезно, то поводов огромное количество, персонажей огромное количество, коллизий огромное количество, поэтому уверен, что все это будет делаться и уже делается.

Е.Афанасьева Те вопросы, которые приходят сейчас на сайт. «Почему вычеркнули Дашкову? Это неправильно», - Юрий пишет, Москва.

А.Акопов Ее не вычеркнули, она просто стала активным действующим лицом уже совсем к концу нашей истории и концентрировались, в общем, не на ней.

Е.Афанасьева Дмитрий пишет: «Я знаток дома Романовых. Что я могу узнать из вашего сериала?»

А.Акопов Ответ: знаток дома Романовых вряд ли узнает что-то новое из нашего сериала. И сериалов что-то новое знатоки точно не узнают.

А.Алиев Можно я про Дашкову вставлю слово. Дело в том, что о Дашковой очень много писалось. Есть книги, исследования, и, кстати, есть даже сценарии, они хоть и не поставлены, но они есть, насколько мне известно. Это очень просто, потому что она сама про себя написала. А гораздо интересней нам показалось в истории этой мелодраматической, условно говоря, сделать, во-первых, нового Петра III – вот мне очень понравилось, как режиссер и актер справились…

Е.Афанасьева А здесь упрекают в некоторых эсэмэсках, что он говорит у вас без акцента.

А.Алиев Говорит без акцента, но вот почему-то никто не заметил, что у нас трезвый. Екатерина пишет в дневниках, что он все равно пьяный. И все, что раньше делали про Петра III, что н абсолютно алкаш… Я не помню, кто играл в «Гардемаринах», по-моему, там Михаил Ефремов – ну алкоголик ходил. Но сейчас всем, интересующимся историей легко интересоваться. Достаточно залезть и воспользоваться – богами нам дан Гугл – этим Гуглом и все узнать.

Е.Афанасьева Я должна извиниться Ариф, мы прервемся на выпуск новостей на "Эхе Москвы" и продолжим животрепещущий разговор.

А.Алиев Про алкоголика.

А.Алиев Не забыть желательно сразу пару-тройку источников поискать и посмотреть, как они друг другу противоречат.

Е.Афанасьева Об этом поговорим.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о сериале «Екатерина», который прошел на канале «Россия 1» с теми, кто этот сериал делал: продюсер проекта, глава компании «А-Медиа» Александр Акопов и сценарист Ариф Алиев, и с нами на связи по телефону будет Юлия Ауг. Из тех вопросов и реплик, которые заранее пришли на сайт "Эхо Москвы" Пресняков Сергей пишет: «Добрый вечер. Посмотрел несколько серий. Могу сказать одно: сериал имеет два безусловных плюса. Один – блистательная Юлия Ауг в роли Елизаветы, второй – это костюмы. К сожалению, на это плюсы заканчиваются. Минусов куда больше. Невнятная игра основного актерского состава. Видел, что у Яценко не было контакта с персонажами, не хотелось как-то сопереживать герою. Не поверил я персонажу актера. Непонятная линия с Генриха, отсутствие акцента у Петра Федоровича, да и вообще тотальное нежелание персонажей меняться со временем хотя бы чисто внешне. Все это помешало восприятию данного сериала,тем не менее, мне хочется сказать авторам большое спасибо за попытку. Все-таки это первый сериал, который отправляет нас не во времена СССР, а куда дальше и позволяет хотя бы на время отключиться от того, что нам показывали. К тому же вы наверняка заинтересовали своим сериалом людей, они начнут изучать историю страны».

А.Акопов Вот как раз это главное – об источниковедении. Самое главное, что происходит после выхода таких проектов, это действительно такой взрывной рост интереса к персонажам истории. Дальше, ребята, Википедия в помощь. Вот еще лучше – книги в помощь. Только, пожалуйста, берите по возможности, если вы серьезно собираетесь, как тот молодой человек, который знает все про Романовых, старайтесь несколько источников сравнивать, сличать между собой, потому что то, что написано в статье Википедии может все равно оказаться одной из точек зрения.

Е.Афанасьева Надежа вам по sms возражает, она пишет, что вы не знаете таких источников, как Ключевский, Карамзин, -Соловьев, Ляшевский, мемуары самой Екатерины. Мозгов не хватает сделать историю по первоисточникам, а Елизавета, к слову, отправляла гнить своих противников в Сибирь, самая жестокая и безжалостная императрица уничтожала противников голодом, нищетой по доносу.

А.Алиев Неправда. Было про казни сказано: не казнила ни одного человека.

Е.Афанасьева Я должна эту тему отложить чуть в сторону, мы продолжим. У нас на связи Юлия Ауг. Юлия, здравствуйте!

Ю.Ауг Здравствуйте!

Е.Афанасьева Во-первых, поздравляем вас с блистательной работой. Тут по тем письмам, по тем репликам, которые заранее на "Эхо Москвы" пришли. Человек пишет: «Очень понравилась игра Юли Ауг, захотелось посмотреть что-то еще с ее участием. И почему сериал назвали «Екатерина» тогда, как получилось, что правильней было бы называть «Елизавета»?»

Ю.Ауг Спасибо большое! Очень приятно.

Е.Афанасьева Юля, как вам такая героиня? Это ваша первая историческая героиня в вашей карьере?

Ю.Ауг Нет, вы знаете, это не первая историческая героиня в моей карьере. В моей карьере была доку-драма, которая называлась «Модернизация по-русски», в которой я играла Екатерину.

Е.Афанасьева То есть все впереди еще. Если создатели захотят продолжить, и там уже будет Екатерина в иной категории возрастной, а фигура другая у нее, том, может быть, есть шанс, что вы еще сыграете Екатерину? Нет? Акопов удивляется такому предположению.

Ю.Ауг Да, но это нужно так лихо завернуть сюжет, что вдруг Екатерина стала неотличима от Елизаветы. Я думаю, что если что, может быть, в каком-нибудь другом проекте. Но, конечно, хотелось бы.

Е.Афанасьева Остается спросить у сценариста: они похожи, эти женщины в уже сознательном возрасте, когда они императрицы были или нет? Ариф.

А.Алиев Я хочу тоже восхитится этой ролью.

А.Акопов Я хочу тоже присоединиться, поскольку мы с вами не виделись. Спасибо вам огромное.

Е.Афанасьева Это Акопов и Алиев.

Ю.Ауг Спасибо вам за то, что вы для меня написали, потому что мне кажется, что образ Елизаветы очень хорошо прописан. Мне было, что делать.

А.Алиев Спасибо. А на счет того, что характер или что-то еще, внешность – это не к сценаристу.

Е.Афанасьева Нет, а похожи эти женщины: Елизавета, когда она императрица и Екатерина времен, когда она уже императрица.

А.Алиев Я понял вопрос. В нашем сериале нынешнем Елизавета Петровна - антагонист Екатерины. Если продолжать, то, конечно, сама Екатерина станет антагонистом для, прежде всего, своего сына Павла.

Е.Афанасьева Такая неизбежность человека у власти.

А.Алиев Конечно. Екатерина сама начала детей отнимать. То есть вы правильно говорите, они похожи, да.

Е.Афанасьева Юлия, для вас, как для актрисы, для женщины, что в этом персонаже, в этой женщине было наиболее интересно? За что вы зацепились, чтобы ее сделать живой?

Ю.Ауг Я зацепилась за ее человеческие качества, за ее невероятное желание иметь детей и невозможность – это, наверное, женская трагедия самая большая, которую пережить очень тяжело. И, я думаю, был материал в сценарии, который это отражал. Если бы она могла забеременеть, она был была готова оставить престол. Но эта трагедия не позволила ей уйти от государственных дел. И это невероятное желание иметь детей, невероятное желание… наследник – это вторично, первично все-таки…она ведь на смертном одре вспоминает свою первую любовь. Все-таки Елизавет была очень женщиной, и очень хотела быть любимой, и, конечно, то, что в ее жизни появился Разумовский, который совершенно искренне ее любил, это было невероятным для нее счастьем, редким счастьем для царствующей особы.

Е.Афанасьева Юля, если сравнивать, например, женщину при власти, вы играете совершенно другой персонаж в фильме «Интимные места» - такая современная начальница, депутатка, бюрократка, но тоже женщина у власти как бы. Можете вы как-то сравнить эти ваши женские воплощения: современную и Елизавету?

Ю.Ауг Я сравнить их могу. Современная проигрывает Елизавете в человеческих качествах, потому что современная живого мужа смогла легко заменить вибратором и ей это было достаточно.

Е.Афанасьева Но потом же все равно шофера своего, водителя персональной машины нашла…

Ю.Ауг Ну притащила, а потом точно так же и отпустила. Все равно на раз. А для Елизаветы очень важно было, чтобы рядом с ней был человек, который ее любит. Он все-таки была очень женщиной.

Е.Афанасьева И еще вопрос, раз уж мы сегодня говорим об исторических сериалах и их восприятии не только создателями, но и зрителями, для вас, как для актрисы есть разница: играть в современно сериале, фильме или историческом?

Ю.Ауг Ну, конечно, есть, безусловно.

Е.Афанасьева Кроме костюма сложного, грима, боле сложных причесок.

Ю.Ауг Я понимаю. Ты все равно постепенно надеваешь на себя другой образ. И, несмотря на то, что в сценарии текст, который у нас есть, он очень современный, ты все равно постепенно, благодаря прическам, благодаря костюмам, благодаря интерьерам и благодаря все равно тому окружению тех мужчин-актеров, которые есть вокруг тебя, становишься другой. Ты начинаешь по-другому смотреть, у тебя становится другой взгляд, у тебя становится другой голос, становятся другие жесты. Ты все равно меняешься, к тебе прирастает другая кожа.

Е.Афанасьева Александр Завенович, где снимали? Юля говорит об интерьерах – где снимали?

А.Акопов Снимали, в общем, везде, где можно. Ну Чехия, конечно, выручает в таких ситуациях, потому что свеженькие, хорошо сохранившиеся и хорошо ухоженные интерьеры, но не только. Снимали, естественно, и в России.

Е.Афанасьева То есть исторических интерьеров наших российских того времени нет.

А.Акопов Это принципиальная вещь. Мы рассказываем историю отношений между людьми. Да, она происходила в определенную эпоху, эпоха должна быть видна, но это действительно современных диалог, это почти так, как бы разговаривали наши сегодняшние участники сегодняшнего такого же типа событий. Это все-таки современные прически, хотя они стилизованы. Это абсолютно современная музыка…

Е.Афанасьева Это заметно, потому что даже, когда смотришь «Войну и мир» Бондарчука, видно, что прически очень соответствуют времени 60-х годов и платья более стилизованы…

А.Акопов Поэтому тут не может быть вообще разговора о буквальной, детальной достоверности всех этих вещей. Есть та художественная правда, у которой, мне кажется, начиная со сценария и заканчивая режиссурой и игрой актеров, у нас, мне кажется, абсолютно точно воплощена эта правда характеров, правда их эмоций, устремлений и, как нам кажется, даже их мыслей. Вот эта правда у нас, по-моему, присутствует. А все остальное просто облегчает восприятие всего этого материала современным зрителем.

Е.Афанасьева Я напоминаю, что у нас по телефону Юлия Ауг. Юля, вам Димитрий из Екатеринбурга задает вопрос: «Есть ли в вас что-то от Елизаветы Петровны?»

Ю.Ауг Есть ли во мне что-то от Елизаветы Петровны? Я думаю, что нет.

Е.Афанасьева Спасибо, Юлия! С нами на связи по телефону была исполнительница роли Елизаветы Юлия Ауг. Мы продолжаем разговор в студии с Александром Акоповым, продюсером проекта «Екатерина», Арифом Алиевым, сценаристом. Здесь пишет Ростислав из Самары: «Я хотел видеть великую Екатерину, ее дела, а увидел свистульку с гусиным носом».

А.Акопов Дорогие друзья, мы не настаиваем на том, что то, что мы делаем, должно понравиться ста процентам земного шара. Мы понимаем, что есть люди, которым это могло не понравиться, тем не менее, большая часть аудитории канала «Россия» и существенная часть российской аудитории признала это художественное произведение достойным со всеми возможно существующими недостатками.

Е.Афанасьева Да, доля аудитории показывает, что смотрела огромное количество людей. Реплика от Ольги из Москвы: «Из фильма следует, что Петр Федорович не был отцом сыновей, тогда династия Романовых закончилась на Елизавете. Это так. Значит, ваш сериал доказывает, что все, что было после Петра, это уже не династия Романовых».

А.Алиев Это не совсем так, и на самом деле непонятно, почему. Там неоднозначно все это сделано, в общем, сознательно.

Е.Афанасьева Кто был отцом Павла, вы не говорите однозначно.

А.Алиев Знаменитая же реплика Александра Третьего, когда ему объясняют, что «вы никакого отношения не имеете», он говорит: «Слава Богу, я русский». Легенда, что ли, или полулегенда. Но дело в том, что получилось так, что и Салтыков и Петр, если вы посмотрите на разные портреты, это одно лицо.

Е.Афанасьева Мы сейчас еще раз прервемся на рекламу и продолжим животрепещущую тему, были Романовы после Петра или нет.

РЕКЛАМА

Е.Афанасьева Мы продолжаем разговор в программе "Телехранитель" о сериале «Екатерина». На животрепещущем вопросы мы остановились: продолжалась ли династия Романовых после Петра III, или он не был отцом детей?

А.Алиев Если вы внимательно смотрели, у нас нет окончательного ответа на этот вопрос. Мы его подвесили. Мы показали обе возможные версии, и показали, в общем, вполне оправданную последовательность действий конкретных людей в конкретные часы или минуты, почему даже никто из них, в конце концов, мог окончательно не знать, кто есть кто. Единственное, что мы знаем, Это дальнейшее портретное сходство наследника с Салтыковым.

А.Алиев С Салтыковым почти одинаковые лица.

А.Акопов Похожи очень, да.

А.Алиев Надо проводить генетическую экспертизу на самом деле, пора уже. Мое личное мнение не как сценариста, а как такого же читателя и изучателя: конечно же прервалась линия. Если вы посмотрите, кто такой Петр III. Это сын царевича Алексея. Все остальные дети умерли Петра Первого. И, собственно, Петр III, он очень хотел ребенка и ничего не выходило, не получилось ничего.

Е.Афанасьева Скорей всего, мы перейдем к другим вопросам, не менее животрепещущим. «Скажите, - спрашивает Ольга из Тюмени, - почему вы используете современный текст и слег в историческом тексте. Режут слух словечки из жаргона НЕРАЗБ. Это задумано или обычная небрежность?»

А.Акопов Это задумано, это действительно так. Это стиль. Вот смотрите, я вам могу сейчас рассказать любую историческую легенду, историю. Я буду рассказывать ее современным языком, потому что я живу в 2014 году и вы живете в 2014 году. Я постараюсь что-то процитировать, что-то стилизовать, будут употреблять вещи типа «ваше величество», «ваше высочество», но я постараюсь сделать так, чтобы в все-таки поняли.

Е.Афанасьева Но если говорить тем языком, то завязнешь, да?

А.Акопов И чтобы для меня было естественно. Давайте попробуем открыть литературу того века и попробовать почитать. Еще Пушкина не было, это язык совсем непонятный сегодняшнему читателю.

А.Акопов Тут на самом деле в сторону сценариста этот вопрос. Конечно, эта фраза: «Ты профессионал, а придет любитель…» - естественно я знаю, что слово «профессия» появилось гораздо позже, а производная от слова «профессия» - это вообще 19-й век. Я таких не употребляю. Но, когда актер начинает играть, и режиссер входит в раж, начинается некоторая аберрация. Я считаю, ну что в этом плохого?

Е.Афанасьева Следующий вопрос: «Почему архитектурный фон в фильме не соответствует эпохе? Где Растрелли?»

А.Акопов Я уже сказал. Еще несколько десятков миллионов долларов и все бы соответствовало.

Е.Афанасьева У вас много компьютерной графики, да?

А.Акопов Относительно немного. Мне кажется, она использована достаточно аккуратно. Она точно у нас в кино не главное.

Е.Афанасьева Из тех вопросов, которые на сайте. Вот уже упомянутый Сергей Пресняков задает несколько сразу: «Будете ли вы смотреть и оценивать аналогичный сериал «Екатерина Великая», который в следующем году покажет «Первый канал», не боитесь ли конкуренции?»

А.Алиев Я обычно смотрю не из-за этого, а если мне кто-то говорит, что это сделано хорошо, я стараюсь посмотреть.

Е.Афанасьева Там, насколько я знаю, играет Екатерину Снигирь. «Сколько еще сезонов планируете и будет ли присоединение Крыма. Дойдете ли вы до этого периода?»

А.Акопов Это вопрос к каналу, который определяет политику, мы бы очень хотели это сделать.

Е.Афанасьева Но, как я понимаю, если вы говорите, что переговоры ведутся, то это будет следующий какой-то сезон, опять не вся жизнь дальнейшая Екатерины? Это будет тоже какой-то период из ее жизни? Вопрос к сценаристу?

А.Алиев Она еще после того, как стала императрицей, прожила огромную жизнь.

Е.Афанасьева То есть ее еще на много сезонов можно разбить.

А.Алиев Нет, на много - вряд ли, потому что зритель вряд ли ждет чего-то…

А.Акопов Если вы спросить, что мне больше всего обидно – больше всего обидно, что сама история переворота – там каждый день богат такими поворотами, что… Я бы с удовольствием, да, но так никто не делал. Правда, мы уже показали финал как бы – то, чем закончилось. Но я бы в принципе я бы следующие 10 серий снял бы только про переворот, потому что это просто фантастическая история сама по себе: как она в итоге оказалась императрицей. Жалко, что в этом формате нам не удалось сделать.

Е.Афанасьева Так может, отдельный… Сейчас очень модно делать спин-оффы, ответвления, углубления, развитие отдельных линий.

А.Акопов Вопрос только в том, как эту историю рассказать, чтобы зрителю было интересно. Я уверен, что Ариф Тагиевич найдет соответствующие ходы.

Е.Афанасьева Илья из Ярославской области спрашивает: «Кстати, как вы относитесь к так называемому единому учебнику истории, где вдруг окажется, что ваш сериал не соответствует его концепции?»

А.Акопов В данном случае это уже единый источник, который пишется по сценарию единого учебника…. Я положительно отношусь к тому, что будет единый учебник, но, конечно, рядом с ним должны лежать еще куча разных пособий, которые предоставляют какие-то детали или другие точки зрения.

А.Алиев Я четче скажу: я за единый учебник, я считаю, что вредно, когда несколько учебников. И если вы посмотрите – я-то посмотрел – вот эти отзывы. Это беда. Люди говорят: «Мы читали много чего…» и путают Мировича с Милорадовичем, чего только не пишут, это невозможно… Надо, прежде всего, учиться в школе, ребята.

Е.Афанасьева Людмила пишет: «Рекомендую всем прочесть роман Пикуля «Фаворит», сюжет фильма очень схож с сюжетом книги. Пикуля читали Ариф перед тем, как писать?

А.Алиев Я читал в детстве. Ничего похожего нет, что вы? Вот я говорю: в школе не учились…

Е.АфанасьеваСпрашивает Аня: «Есть ли сериал в интернете?». Она не успела посмотреть.

А.Акопов Наверное, уже есть, да.

Е.Афанасьева У вас «Амедиатеке» или на сайте канала, или, где искать?

А.Акопов Нет.

Е.Афанасьева Кстати, был вопрос, будет ли «Амедиатека» показывать на своих каналах?

А.Акопов Может быть.

Е.Афанасьева То есть это разные бизнесы.

А.Акопов Да, пока не знаем.

Е.Афанасьева Понятно. Тут активно идет спор, уточнения, чей же все-таки сын Петр III.

А.Акопов Ну вот, пожалуйста, это одна из важных дискуссий, очень хорошо – давайте зацепимся за это и поизучаем немножко историю замечательных времен. Лена пишет: «Петр III Федорович – сын дочери Петра Первого Анны и герцога Голштинского, сын царевича Алексея Петр II.

А.Акопов Так. Ты что-то напутал.

А.Алиев Что-то я не то сказал.

Е.Афанасьева Расскажите, есть ли у вас еще какие-то идеи не по поводу Екатерины – развивать исторические сериалы, исторические проекты.

А.Акопов Слушайте, моя бы воля, я бы снимал только исторические сериалы, потому что там столько материала потрясающего, который необходимо знать. Хотите, про Отечественную войну расскажу? Меня это затронуло, знаете, почему? Я прочитал одну английскую книгу. Английский профессор из Кембриджа на основании дневников немецких офицеров пишет о первых днях войны. Книжка называется «Операция Барбаросса» и там причины повала Германии. Там четко видно, почему война Отечественная. Потому что все немецкие офицеры пишут об одном и том же: «Зашли в страну. Когда заходили в другие страны – все выстраивались в ряд, приветствовали немецкие войска и шли по своим делам. Пришли в эту страну. Мало того, что офицеры сбиваются в кучи – понятно. Мало того, что солдаты без офицеров начинают мочить всех подряд – старики, дети бросают какие-то бутылки, душат наши солдат в туалетах. Какая-то неправильная война. При этом они полностью отрезаны от своего командования, у них нет связи со страной, они окружены. Все эти решения они принимают самостоятельно». Вот это и есть народна Отечественная война, такая же, как война 12-го года. Между прочим, есть об этом и Брестская крепость. Там последнего человека немецкие офицеры наградили, как известно, за доблесть. Поэтому какие могут быть вопросы, но оказывается, они есть. Значит, надо снимать о людях в окружении. У меня дядя погиб в окружении под Смоленском. Придется сделать, чтобы люди понимали, что такое Отечественная война.

Е.Афанасьева Мне кажется, у нас как раз люди понимают.

А.Акопов Нет, видимо, не понимают, видимо, знают какие-то события, но не понимают, почему она Отечественная.

Е.Афанасьева Но в принципе, конечно, поколения меняются.

А.Алиев Пока еще не меняются. У меня отец, например, жив, он участник войны, фронтовик 92 года, он меня слушает. Привет, папа!

Е.Афанасьева Нет, я говорю о тех, кто сейчас растет на разных учебниках растут, вот, может быть, они уже не совсем понимают, почему.

А.Акопов Значит, единый учебник тем более нужен…

А.Алиев Конечно, единый. Я вот стал что-то говорить, что-то не то сказал…

Е.Афанасьева Заметили.

А.Алиев У Петра Великого две жены, царевич Алексей от первой жены.

Е.Афанасьева Да, мы говорили сегодня о сериале «Екатерина», который с большим успехом прошел, превысил долю канала других современных сериалов канала «Россия». Значит, история российская всячески интересует и история девочки из провинции, приехавшей покорять столицу столько веков назад, она не менее трогает и не менее интересна: и любовь и ненависть и власть, и все прочие категории, которые в вашем сериале были затронуты. Я желаю вам удачи. Если будет продолжение, приходите еще к нам в эфир, рассказывайте о том, что вы делаете. И снимайте другие исторические и не исторические сериалы. Александр Акопов, продюсер этого проекта, Ариф Алиев, сценарист. Я Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания!