Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2014

1 июня 2014: Как стать полиглотом по ТВ? Гости - Дмитрий Петров, Екатерина Ливергант

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1331010-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Тема нашей сегодняшней программы – можно ли стать полиглотом по ТВ, по телевизору. И очевидно, что в гостях те люди, которые помогают вам стать, ну, если не полиглотами, то хотя бы один или несколько языков выучить. Это создатели цикла «Полиглот» на канале «Культура», это сам главный наш полиглот Дмитрий Петров. Добрый вечер.

Д.ПЕТРОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: И шеф-редактор этой программы Екатерина Ливергрант. Здравствуйте, Екатерина.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы будем сегодня говорить, естественно, об этом цикле. И я так полагаю, что как всегда будет много вопросов не столько о телевидении, но и о том, как же, все-таки, выучить язык. Но призываю, все-таки, больше говорить о телевидении наших зрителей и слушателей. Наш SMS-номер как всегда +7 985 970-45-45. И во второй части программы вы сможете позвонить нам и по телефону в прямой эфир. А сейчас пока ваши SMS-вопросы, реплики. Очень хотелось бы узнать, удалось ли кому-то за время существования программы изучить языки с помощью программы «Полиглот». А если да, то как много языков? Вот, от вас мы ждем смсок и звонков в первую очередь. Еще раз, +7 985 970-45-45.

Дмитрий, вы были уже у нас в гостях несколько лет назад, когда ваш цикл, по сути, только начинался, то ли один, то ли два было в тот момент было языка. Сейчас какой уже?

Д.ПЕТРОВ: Сейчас по каналу Культура можно увидеть 6-й цикл, на этот раз он посвящен языку хинди.

Е.АФАНАСЬЕВА: С ума сойти. До этого, значит, были какие языки? Катя, наверное, подскажет как шеф-редактор.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Английский, потом был итальянский, потом был французский, испанский, немецкий и хинди.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему хинди вдруг в числе более употребимых здесь у нас в России, ходовых, я бы сказала, языков вы выбрали вот сейчас хинди?

Д.ПЕТРОВ: Ну, во-первых, мы начали с пяти наиболее распространенных европейских языков, с которыми многие зрители, многие жители нашей страны, которые учились в школе или где-то еще, знакомы и по школьному обучению, и по туристическим и прочим поездкам. После этого, разумеется, встал вопрос, какие еще языки могут быть интересными и в разной степени полезными. Хинди, точнее хиндустани, потому что его разговорная форма охватывает и язык, который используется в Индии, и язык, который используется в Пакистане под названием урду. Говорит на этом языке где-то 1,5 миллиарда человек. Я думаю, это само по себе уже немаловажная причина. Кроме того, многие из наших сограждан по разным причинам ездят в эту страну – кто-то отдыхать, кто-то за духовным опытом, кто-то по каким-то другим причинам. Но тем не менее, это одна из стран, которая за последние годы стала привлекать наших туристов. Кроме того, индийская культура нравится очень многим, интересует очень многих тоже в очень разных аспектах. Кому-то нравятся какие-то духовные практики, кого-то привлекает индийское кино или индийская музыка. У кого-то деловые контакты. В общем, причин немало.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть найти участников программы было, наверное, судя по рассказу Дмитрия не так сложно? Или, Екатерина, все-таки, сложней? Как вы находите героев вашей программы, которые будут учить? И сложнее ли было найти на хинди, чем, условно говоря, на английский?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ну, мы ищем, конечно... У нас есть разные способы. Конечно, мы ищем среди персон известных среди прочего. Но я всегда помню главный завет от Димы, который он мне сказал, еще только когда мы начинали этим заниматься, что эти люди должны быть так или иначе замотивированы, они не могут быть случайными. То есть они могут быть сколько угодно известны, но если им это совершенно не нужно, не интересно, то смысл их прихода в нашу студию абсолютно никому не понятен.

Поэтому мы, конечно, для начала пытаемся понять, кому это может быть любопытно. А потом мы подбираем группу – все-таки, это 8 человек и они должны быть все максимально разные. То есть мы каждый раз пытаемся в нашей студии создать такую микромодель, ну, конечно, не общества в целом (это было бы слишком громко), но хотя бы чтобы это были какие-то очень разные люди, более-менее разного возраста, разных занятий, разных взглядов, чтобы возникало какое-то... Это же, все-таки, формат наш называется «Реалити-шоу». Это же, все-таки, они там, действительно, 16 дней занимаются, учатся. Происходит какая-то жизнь. Чтобы это было интересно, и мы тоже, и зрители за всем этим наблюдали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как для хинди-то вот этих замотивированных искали? Кто оказался из известных людей, селебрити замотивирован на хинди?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ну, там прямо совсем таких уж селебрити, которых узнают на улице, среди наших учеников не было. И мы даже потом после записи с Димой обсуждали, что, в общем, это удивительно, но это даже хорошо в этом смысле оказалось.

У нас был Александр Гаврилов, очень многим известный литературный деятель, который очень увлекается Индией и ему было интересно выучить. У нас была замечательная писательница Алиса Ганиева молодая. Марина Москвина, тоже писатель. У нас была Полина Осетинская, пианистка, которая изначально сказала, что «Ну, я даже не знаю. Может, лучше сербский?» Я говорю «Полин, ну, у нас хинди». Она говорит «Ну да, попробую».

Просто это для многих такой эксперимент, действительно. Они же учатся по-настоящему. Тут вообще всё происходит как в обычном классе. Абсолютно от звонка до звонка они занимаются. И поэтому, конечно, такую группу мы собрали и, действительно, они получились все очень разные. И, по-моему, в этот раз было очень интересно. Вот сейчас это в эфире идет, вы можете убедиться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из тех вопросов, которые уже идут в большом количестве по SMS, Евгений из Петербурга спрашивает «У вас на передаче присутствуют известные люди. Из них хоть кто-нибудь иностранным языком овладел?» Что вы ответите Евгению? Вы проверяете потом, овладели ли ваши ученики телевизионные этим языком? Сталкиваетесь ли вы дальше с тем, как их судьба, говорящих на этом языке, складывается?

Д.ПЕТРОВ: С некоторыми из тех, кто участвовал, поучаствовал в одном из этих проектов, я продолжаю общаться. Иногда просто на уровне переписки, может быть, даже в режиме SMS. Причем, даже в таком режиме мы переписываемся неизменно на том языке, который они изучали. И насколько я знаю, многие из них, ну, в частности, ветераны итальянского, английского курса, уже отчитались, что они побывали в соответствующих странах, что у них была возможность использовать этот язык.

И в том, что касается хинди, здесь, пожалуй, интересно, что здесь уж точно все были с чистого листа, потому что если европейскими языками кто-то, может быть, когда-то занимался или хотя бы имеет представление об этих языках, но здесь и для участников, и для меня самого вызов заключался в том, что язык этот обладает определенными структурами, определенными характеристиками, которые нельзя сравнить с более знакомыми языками Европы. Поэтому задача была очень интересной.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз из тех вопросов, которые пришли заранее на сайт «Эха Москвы», человек с ником Бориноак пишет «Сделайте, пожалуйста, курс на иврите либо арабском и на китайском либо японском, как учить языки с альтернативной парадигмой письменности? Как превратить этих пляшущих человечков в информацию?» Вот такая, с одной стороны, просьба, с другой стороны, вопрос.

Д.ПЕТРОВ: Ну, уважаемый Бориноак поставил, конечно, серьезную задачу.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Практически не решаемую.

Д.ПЕТРОВ: Перечислив арабский, иврит, японский, китайский в одном флаконе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Всё разное.

Д.ПЕТРОВ: Да, это всё очень разное. Но отвечу на такой вопрос, который, наверняка, возник у многих и возникнет, вероятно, если наши проекты будут продолжаться. По поводу письменности. В том, что касается хинди, в том, что касается китайского и, вероятно, некоторых других языков, на базовом уровне, на элементарном уровне мы, прежде всего, ориентируемся на разговорной устной речи. Самую лучшую методику изучения языков изобрела сама природа – мы сначала учимся говорить, а потом уже читать и писать. Поэтому мы пользуемся в соответствующих языках той транскрипцией, то есть латинской адаптацией соответствующего языка, которая принята и была придумана самими этими народами. Это верно и в том, что касается хинди, и, вероятно, мы будем придерживаться такого же принципа с какими-то другими языками. Потому что когда обучающийся овладевает механизмом, базовым алгоритмом устного уровня какого-либо языка, это закладывает очень хорошую платформу, фундамент для того, чтобы продвигаться дальше, если ему это будет интересно, и уже на последующих уровнях овладевать письменной стороной языка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что сегодня в программе «Телехранитель» мы говорим о том, как стать полиглотом с помощью телевидения, с помощью программы «Полиглот», которая уже много сезонов выходит на канале Культура. Дмитрий Петров, ведущий этой программы, Катерина Ливергрант, шеф-редактор.

Из Свердловской области Таня из Екатеринбурга спрашивает «Цикл «Полиглот» - это такая потрясающая идея. Как вообще появилась эта программа на Культуре? Вы – мои величайшие герои». Вот так. Катя, как появился этот цикл на канале Культура, откуда взялась идея?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Тут мы с Дмитрием, на самом деле, не герои, тут герой один, кто это придумал, это главный редактор нашего телеканала Сергей Леонидович Шумаков – это его идея и он это всё придумал. А мы уже просто воплотили, как смогли и как сейчас это, собственно... Формат не менялся за эти 6 сезонов – мы продолжаем делать это всегда одинаково. И самое главное для нас, конечно, что зритель полностью вовлечен в этот процесс обучения, и для нас это играет огромную роль, поэтому можно заметить, что всегда можно видеть титры с тем, что происходит на уроке, с тем, что мы пишем на доске.

И я так понимаю, что для зрителей это играет огромную роль, потому что мы всё время получаем письма, когда нас просят «А вот эти вот таблицы и схемы подержите подольше. А титры уберите пораньше». То есть люди этим очень активно пользуются. И, действительно, они параллельно тоже записывают что-то в тетради. И вот этот момент, на самом деле, это и есть магия, когда не только те 8 человек, в студии которые, учатся, но и учится еще огромное количество зрителей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это такая традиция.

Д.ПЕТРОВ: Ну, мы называем это «девятый участник».

Е.АФАНАСЬЕВА: Это такая традиция советского Четвертого канала учебного, где выходили программы по основным языкам. Ну, по-моему, там был английский, немецкий, испанский, французский. И кто хотел, брал тоже тетрадочку и пытался учить.

Очень много вопросов по SMS. Еще раз напоминаю, +7 985 970-45-45. Попробуем, может быть, такой блиц. Дмитрий, спрашивает ваш тезка Дмитрий: «Можно ли простому обывателю, не обладающему способностями, овладеть одним или более языком?»

Д.ПЕТРОВ: Ну, я бы сказал, что изучение языка если сталкивается с какой-то трудностью, то прежде всего психологического характера. Очень многие наши соотечественники почему-то убедили себя в том, что они не способны, что нужен какой-то особый специальный дар или талант. Есть просто люди, которые делают изучение языка, работу с языком своей профессией. Но абсолютно все люди, которые владеют хотя бы одним языком, в том числе и родным уже по определению предрасположены к изучению каких-то других языков.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все ограничения у нас в голове?

Д.ПЕТРОВ: Абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: И без подписи из Москвы: «Спасибо огромное. Проблема в быстрой смене подписи внизу картинки. Если нет интернета, записать нереально. Без записей освоить язык сложно».

Много достаточно вопросов именно по сочетанию вашего проекта с интернетом – можно ли это купить в интернете, есть ли у вас проекты, которые не выходят на канале Культура, но есть такие же в интернете?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Нет, других проектов нет, всё выходит на телеканале Культура. И больше того, на сайте телеканала Культура все наши проекты лежат, все доступны, всё можно смотреть абсолютно в любой момент.

Д.ПЕТРОВ: И бесплатно.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Бесплатно, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Алекс спрашивает «Будет ли фарси? Очень ждем».

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Даже не знаю. Будет?

Д.ПЕТРОВ: Ну, я думаю, когда мы распечатаем второй десяток...

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас будет много вопросов, будет то или то, потому что я вижу по количеству языков, которые вас интересуют.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Всё будет, всё будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Главный недостаток этого проекта, - пишет человек с подписью Эхофил, - у выпускника может не быть условий для повторения знаний и они быстро уйдут». Согласны ли вы с тем, что знания быстро уйдут, если ваш выпускник не будет повторять?

Д.ПЕТРОВ: В ходе этого курса и вообще то, что я задумывал в рамках этой методики, это создать некий несгораемый запас базовых знаний о языке. То есть важны две вещи. Так как отдельные слова могут запоминаться, потом забываться, важны две вещи. Во-первых, понять алгоритм языка и довести его по возможности до автоматизма. И во-вторых, что еще более важно, перестать бояться, почувствовать, что язык – это не просто набор слов и грамматических правил, а это некое состояние, некое измерение, в которое вы можете войти и в которое при необходимости вы сможете вернуться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Рупрехта интересует, правда ли, что в арабском нет прошедшего времени?

Д.ПЕТРОВ: В языках семитской группы просто немножко другой подход к глагольной системе. Там учитывается завершенность, не завершенность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Разные понимания времени в разных ментальностях. «Будет ли у вас чешский?» - интересует Соню.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Вот, мы буквально, по-моему, только что это обсуждали.

Д.ПЕТРОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Обратите внимание, пожалуйста, на финно-угорские языки – финский, венгерский, эстонский, марийский. Возможно, в сравнении», - просит Влад. «Планируете ли вы сделать латинский и древнегреческий?» - Сергей Субботин спрашивает. Видите, сколько у вас запросов.

Д.ПЕТРОВ: Да. Ну, может быть, мы когда-нибудь дойдем и до древних языков.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Тогда без аудиторий? (все смеются)

Д.ПЕТРОВ: Если кто-то будет планировать поездку.

Е.АФАНАСЬЕВА: Илья из Ярославской области опять интересуется китайским: «Ведь, это уже стратегическое направление, если так можно выразиться». Планируется ли вы китайский?

Д.ПЕТРОВ: Да, стратегические направления мы, конечно, учитываем в наших планах и будем им уделять очень пристальное внимание.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. «Уважаемый Дмитрий, поделитесь вашей методой обучения», - просит Вадим. Вадим, ну, это, наверное, надо учиться, когда вы смотрите передачу. Я так понимаю.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Так быстро не получится, конечно.

Д.ПЕТРОВ: Да. В двух словах об этом не скажешь. Но в качестве первого шага рекомендую посмотреть что-нибудь из наших программ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из Ростовской области Лия пишет «Дмитрий, я в восторге от ваших занятий. Повторила английский, французский, учила испанский. Сейчас – хинди. Мне 60 лет, по образованию врач. Здоровья и удачи. А армянский будет?»

Д.ПЕТРОВ: Обязательно! Ну, как можно обойти этот великий древний язык?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ирина пишет «Спасибо Дмитрию Петрову за уроки испанского. Самое главное, прошел страх перед языком, который я до сих пор еще со школы испытываю перед немецким. Выйдет ли бумажный учебник по испанскому языку с вашими уроками? Мобильное приложение предназначено для гаджетов Apple, а мой Samsung оно не скачивает. Хотелось бы бумажную версию. Еще раз спасибо за уроки».

К вопросам про бумажные и не бумажные версии мы вернемся после новостей на «Эхо Москвы». В программе «Телехранитель» Дмитрий Петров и Екатерина Ливергрант, создатели цикла «Полиглот».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня создатели цикла «Полиглот», ведущий этого цикла Дмитрий Петров и шеф-редактор программы Екатерина Ливергрант. Вопросов очень много. Еще раз напоминаю, +7 985 970-45-45. Мне сегодня, по-моему, даже нечего делать, только сиди и читай вопросы слушателей, которых в огромном количестве сегодня приходит.

«Мне нравится, как Дмитрий ведет занятия. С такой мягкой обаятельной улыбкой», - пишет Ольга.

«Дмитрий, как вам удается столько знать языков и не путаться?» - интересуется ваш тезка Дмитрий Мезенцев.

Д.ПЕТРОВ: Для меня язык, как я уже говорил, это не просто набор каких-то слов и грамматических правил, это определенное состояние. Поэтому первое, с чего я начинаю, когда приступаю к какому-то курсу обучения, я предлагаю покопаться в себе и найти какие-то ассоциации. Ассоциации, связанные с каким-нибудь языком, могут иметь отношения к цвету, вкусу, запаху, каким-то воспоминаниям. То есть обязательно должно быть что-то эмоционально-психологическое, что служит ниточкой, которая привязывает к этому языку. И если удалось создать вот такой невидимый ключик для пространства каждого языка, то они никогда не будут путаться. Это всё равно, что ключи к разным комнатам, но ключи такого, эмоционального устройства.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у вас ключи есть?.. Вы можете подобрать свой ключик к любой комнате языковой? Или, все-таки, есть языки, к которым вам либо не удалось свой собственный ключик найти, либо вам... Ну, бывает, знаете, на каком-то эмоциональном подсознательном уровне отторжение и не хочется даже приступать к изучению.

Д.ПЕТРОВ: Языки, которые я когда-либо изучал, привлекали меня или привлекают не только в силу каких-то утилитарных потребностей. Иногда это просто вызов, иногда какая-то профессиональная необходимость. Но я бы сказал, что, в принципе, подобрать ключик в хорошем смысле можно, конечно, к любой комнате, если считать языки вот такого рода помещениями, комнатами. Но определенная мотивация обязательно должна быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Катя, за время, пока вы шеф-редактор этой программы, у вас количество изученных языков изменилось? Вы втянулись? Стали учеником Дмитрия?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: К сожалению, нет. Я - нет, потому что я, все-таки, всё время слежу за процессом и у меня там много всяких функций. Но должна вам сказать, что всегда обучение происходит не только в комнате, собственно, в студии, а в аппаратной всегда есть несколько человек, которые сидят с блокнотами. И испанский выучил наш ассистент режиссера. И звукорежиссеры пишут. Все, кто хотя бы как-то могут отвлечься на какое-то время от процесса, все записывают и все учат. Это совершенно точно.

Нет, ну, испанский я очень как-то... Я знаю французский и мне было проще. То есть я очень много для себя нового. С хинди, конечно, я не могу сказать, что я продвинулась. Несколько слов, конечно, я запомнила – там были какие-то смешные совпадения с русским, просто не буду рассказывать, чтобы зрителям было интересно смотреть.

Д.ПЕТРОВ: Ну, некоторые операторы переговаривались.

Е.АФАНАСЬЕВА: На хинди. Уже на хинди, да?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: А что делать? Потому что это же очень животрепещущая тема. Но вообще, конечно, это затрагивает нас всех абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Ольга из Ростовской области считает, что 18 часов – неудобное время, слишком рано.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ну, это уже, что называется...

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вот пишут без подписи из Москвы «Установил на iPhone’е Полиглот и учу английский. Спасибо за методику». Татьяна спрашивает «Дмитрий, почему ваши учебники так дорого стоят? Планируете ли вы издать более доступный учебный материал?»

Д.ПЕТРОВ: Ну, я, честно говоря, сам не имею отношения к книжной торговле, я только создаю методику и создаю такой, учебный продукт. И, наверное, это уже вопрос к другим инстанциям.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему в школах учат язык совсем не так, как вы рекомендуете, сначала говорить, потом писать, то есть где бедные детки сразу пишут?» - ТС подпись.

Д.ПЕТРОВ: Ну, это тоже, наверное, вопрос не ко мне, а к сложившейся системе обучения. Я не хочу противопоставлять свою методику такому, существующему, общепринятому подходу. Но я думаю, что некоторые элементы, конечно, могли бы сделать процесс обучения в школах более дружелюбным и доступным, чтобы не отбивать охоту.

Е.АФАНАСЬЕВА: «После итальянского купила еще самоучитель, слушаю арии из опер», - пишет Ольга. «А сколько языков можно вообще изучить? Валерий Вольнов из Москвы».

Д.ПЕТРОВ: Я думаю, что ограничений и противопоказаний не существует. Более того, изучение иностранных языков – это абсолютно медицинский факт, это не я придумал – продлевает жизнь, отодвигает старческий маразм и повышает иммунитет организма. Это официальный научно-доказанный факт.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы продолжаете увеличивать количество изученных вами? Вы сейчас учите еще какие-то новые языки?

Д.ПЕТРОВ: Ну, услышав пожелания радиослушателей, я чувствую, что придется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда продолжаем читать, кто что просит. «А как насчет древних языков?» - спрашивает Маша. Уже был вопрос про древние языки. «Дмитрий, прослушала ваш курс. Занимаюсь. Эра из Санкт-Петербурга».

«Что важнее, знание грамматики или выработка навыков? Валерий Павлович из Кимовска».

Д.ПЕТРОВ: Я думаю, здесь не надо противопоставлять, потому что с самого начала должны быть какие-то алгоритмы, связанные с комбинаторикой, то есть с умением создавать из даже не очень большого числа элементов языка большое количество комбинаций. И параллельно с этим необходимо эти алгоритмы доводить до автоматизма. То есть это процессы, которые должны идти параллельно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Таня из Екатеринбурга пишет «Вспоминаю про Дмитрия каждый раз во время английской части программы Плющева «Один» на «Эхе». Удается довольно осознанно следить за эфиром, благодаря его урокам».

«Как совершенствовать язык после 16 уроков?» - спрашивает Таня из Челябинской области.

Д.ПЕТРОВ: Слава богу, в наше время очень много источников информации, каналов, через которые мы можем воспринимать язык. Даже если нет возможности ездить в страну, где на этом языке говорят, мы можем... У нас всегда есть доступ к телевизионным программам, к фильмам, к музыке, к книгам. Сейчас всё это доступно и, исходя из своих предпочтений и, может быть, своего темперамента, можно выбрать что-то для себя. Например, смотреть телевизионные программы или читать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос заранее на сайт пришел, тоже человек Бориноак, который уже задавал один вопрос «Знакомы ли вы с Николаем Замяткиным? (название Вас невозможно обучить иностранному языку). Нет ли совместных проектов? Кажется, вы оба учителя от сохи, то есть практики до мозга костей, нацеленные на результат, а не на процесс».

Д.ПЕТРОВ: Нет, не имею чести знать коллегу.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Много ли полиглотов появилось после просмотра? Наверное, нужно много работать самому», - пишет Макс. Есть ли у вас какие-то отклики, Катя? Пишут ли на канал, пишут ли в вашу программу? Какие отклики зрителей?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Да. Пишут письма бесконечно. Это очень похоже, то, что вы читаете, на то, что нам приходит. Люди спрашивают, какие будут еще языки и задают, конечно, какие-то вопросы и по методике тоже. Но в целом, конечно, если там что-то непонятно бывает в курсе, что-то, какие-то вопросы, они присылают уточнения. Но, как правило, мы просто обращаем их уже к конкретному моменту урока, они что-то повторяют и вопрос снимается сам собой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, Марина тоже требует вернуть прежнее время показа программы «Полиглот». Вероятно, это надо передать руководству канала Культура.

«Будут ли татарский, диалекты Северного Кавказа и другие языки РФ?» - человек с подписью Ант7.

Д.ПЕТРОВ: Ну, вы... Благодаря этим вопросам и запросам, я чувствую, что я буду жить бесконечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, ваш цикл будет длиться долго.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Мне кажется, я тоже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Анна пишет «Спасибо, Дмитрий. Благодаря вам, свободно чувствую себя в Италии, говорю и понимаю». Так. «Дорогой Дмитрий Юрьевич, спасибо огромное. Мне 75 лет, начала с вами итальянский, теперь продолжаю сама», - пишет Татьяна.

«В своих планах обратите внимание на норвежский, шведский, датский языки. Спасибо. Ирина».

«Где-то год назад вы говорили, что вы учите литовский или латвийский на том уровне, чтобы суметь допросить языка уже готового». Вы такое говорили, Дмитрий? Расскажите.

Д.ПЕТРОВ: Не думаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет? Что-то, Рупрехт, вы, по-моему, перепутали. Или приписали Дмитрию какие-то другие слова.

Уважаемые слушатели, еще раз напоминаю, мы говорим сегодня с Дмитрием Петровым, автором и ведущим программы «Полиглот» и с шеф-редактором этой программы Екатериной Ливергрант. Вы можете присылать свои вопросы +7 985 970-45-45. А также вы можете попробовать дозвониться нам в прямой эфир по телефону. Код Москвы 495, 363-36-59. Давайте попробуем звонки принять. Возьмите наушники. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер, Елена.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, уважаемые полиглоты. Большую благодарность, во-первых, хочу выразить за программу – очень интересно, познавательно, побольше бы таких передач.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, извините, что-то у нас сорвался звонок сегодня. Перезвоните попробуйте – я запомнила ваш номер и еще раз попробую вывести вас в эфир. Другой звонок примем. Не снимайте наушники пока. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут? И приемник выключите, пожалуйста, говорите с нами только по телефону.

СЛУШАТЕЛЬ: Людмила меня зовут, мне 70 лет. И я вот с вашей программой изучала немецкий. То есть я его когда-то в школе изучала, и думаю, ну, все-таки, немножко он мне знакомый, потому что на другие языки я не отважилась. Вот. И я настолько увлеклась... И когда закончилась эта программа, мне было так тоскливо. И несколько дней я вживую смотрела, израсходовала весь месячный лимит интернета, чтоб повторно слушать, смотреть вот это вот.

Теперь мне сын скачал на флешку все ваши уроки, и я продолжаю изучать и очень-очень вам благодарна.

Д.ПЕТРОВ: Спасибо за теплые слова и спасибо вашему сыну.

СЛУШАТЕЛЬ: Ой, Дмитрий, я вам очень благодарна. Вы просто очаровательный человек.

Д.ПЕТРОВ: Спасибо.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Давайте еще звонок. 363-36-59. Дозванивайтесь, пожалуйста. Добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Николай из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: У вас до сих пор стоят эти таблицы ваши, прошедшее, будущее, настоящее и так далее. В общем, очень-очень понравилось, тоже на флешке есть, слушаем. Но хотел бы вам предложение такое сделать. В курсе нынешней политике нашей страны нельзя ли нам уже переходить, ну, например, к допросу военнопленных и так далее? Понимаете? В какой роте, где чего, где живет бургомистр. Как раньше там: «Где староста ваш?»

Д.ПЕТРОВ: Николай, это очень ценное предложение, но мы стараемся изучать языки и обучать языкам для того, чтобы находить взаимопонимание между народами, чтобы не приходилось воевать и допрашивать военнопленных.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Валентина Петровна из Москвы. Я должна вам сказать, что я возмущена в высшей степени. Я – преподаватель английского, немецкого и французского и хотела выучить итальянский. Это было такое безобразие! Как же можно за 16 уроков выучить язык, причем, заниматься глаголами? Тут нужно взять разговорные формы. Нужно было, прежде всего, ознакомиться с курсом Китайгородской, экспресс-курсом английского языка и потом уже преподавать. Я возмущена, что канал Культуры допустил вот такой урок. Хотя, сам преподаватель очень симпатичный, прекрасно владеет языками. Но преподавать (НЕРАЗБОРЧИВО) совершенно неприемлемо. Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что скажете? Что ответите, Дмитрий?

Д.ПЕТРОВ: Ну, вы знаете, я всегда оговариваю, что за 16 часов, разумеется, невозможно выучить язык. Я сам профессиональный переводчик и обучаю профессиональных переводчиков и прекрасно это понимаю, что для профессионального владения языком требуются годы и годы. И всегда оговариваю, что за 16 часов мы можем сделать 2 вещи. Во-первых, ознакомить с базовыми структурами языка, и ознакомить с очень базовой разговорной формой данного языка. И во-вторых, помочь людям перестать бояться изучения языка как такового.

Еще звонок примем. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Игорь. У меня короткий вопрос к Дмитрию. Дмитрий, планируете ли вы вести обучение литовскому языку? Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо.

Д.ПЕТРОВ: Ну, вы знаете, я, в принципе, был бы готов заниматься любым языком, если будет на это достаточный запрос со стороны зрителей, со стороны телевизионной аудитории. То есть, в принципе, мне был бы даже интересно заниматься каким-то не совсем обычным, не общепринятым языком, потому что это и профессиональный вызов, и обязательно найдутся люди, которым это будет интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Катя, а есть уже планы, какие следующие языки? Уже утверждены каналом Культура следующие циклы ваши?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Нет, пока нет. Мы, в общем, ждем от Дмитрия, чтобы он, в общем, назвал тот язык, который он хочет дальше. А мы, соответственно, уже команда будем...

Е.АФАНАСЬЕВА: Дмитрий, так, может, вы откроете тайну? Что вы хотите дальше в ближайшем будущем?

Д.ПЕТРОВ: Ну, я думаю, один из вариантов – это провести SMS-голосование.

Е.АФАНАСЬЕВА: О, сейчас у нас будет огромное количество SMS. Я думаю, что даже из тех, которые уже приходят, трудно выбрать. Полярность просто огромная.

«Полиглот» - великолепный проект с уникальным ведущим. Всем рекомендую», - пишет Роман из Чикаго.

Опять: «Как с языком идиш?» - интересует Максима из Петербурга. Ну, уже, как я понимаю, Дмитрий запишет все ваши пожелания и составит рейтинговое голосование ваше.

«Почти 20 лет обучаем русскому жестовому языку. Педагоги – глухие носителя языка. Мечтаем о таком обучении на культуре», - пишет Анна Комарова. Что скажете, Катя? Возможно ли такое обучение?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Мне кажется, это просто не в рамках нашего проекта. Это совсем другая история. Может быть, это и неплохо, но, по-моему, это не к нам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивают: «Почему нет утренних повторов «Полиглота?» Люба из Петербурга». Ну, наверное, это тоже стоит передать руководству канала.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Да, и, по-моему, там повторы какие-то шли. Не знаю, утренние, но днем, по-моему, повторяли.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Где вы учились?» - интересует Антона из Москвы.

Д.ПЕТРОВ: Я учился на Переводческом факультете Иняза. Раньше это был Институт иностранных языков имени Мореса Тореза. Сейчас называется Московский Государственный Лингвистический Университет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей благодарит вас за курс и спрашивает «А будет ли второй уровень языков?» То есть вернетесь ли вы к изученному в рамках проекта языку, предлагая следующий уровень?

Д.ПЕТРОВ: Вы знаете, это как раз одна из идей, которая существует и которую мы обсуждаем.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Но надо сказать, что каждый раз, когда заканчивается курс, группа, которая уже чувствует себя абсолютно сплоченной, они говорят «Ну, давайте же. Давайте поедем в Германию, давайте поедем в Испанию и будем там дальше еще изучать, и тоже всё это будете снимать». Но пока, конечно...

Е.АФАНАСЬЕВА: В чем проблема? Канал не хочет таких продолжений или слишком много тех языков, которые еще не изучены, Кать?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ну и языков много, и мне кажется, конечно, опять же, тоже это вопрос формата. Но это уже будет совсем другое. Здесь очень важно, что это очень локальная штука такая, что они, действительно, сидят в классе, они учатся. А там уже это дальше – это другое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из Петербурга без подписи: «Смотрю английское ТВ после ваших уроков». «Почему эсперанто так и не стал языком общения?» - Владимир из Серпухова интересуется.

Д.ПЕТРОВ: Может быть, по той причине, о которой я говорил ранее. В языке недостаточно создать идеальную структуру и идеальный словарь. Язык, прежде всего, это определенный менталитет, определенная история культуры и традиции народа. Если бы был некий народ, который взял бы на вооружение эсперанто, вероятно, это стал бы живой разговорный язык.

Е.АФАНАСЬЕВА: Опять без подписи из Петербурга: «А что делать, если мне проще говорить, чем слушать и понимать?» Редкий случай.

Д.ПЕТРОВ: Вы знаете, на самом деле, половина людей говорит о себе, что «Я всё понимаю, но ничего сказать не могу», другая половина говорит о себе ровно наоборот «Я всё могу сказать, но ничего не понимаю», что говорит о том, что причина, опять-таки, исключительно психоэмоционального характера.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Подбор участников становится всё лучше раз от раза».

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Ученики вызывают уважение и симпатию. Таня из Екатеринбурга». Ну, я думаю, это комплимент команде, которая вместе с Катериной работает.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Спасибо. Очень приятно, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Много ли у вас уже?.. Очередь из желающих есть, которые звонят и говорят «Когда будете учить такой-то язык, меня не забудьте, пожалуйста»?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ну, могу вам сказать, что несколько человек на китайский уже записались.

Е.АФАНАСЬЕВА: После сегодняшнего точно у вас будут записываться на все языки сразу – а вдруг будет.

«Говорить могу...» Ну, это примерно то же самое: «Говорить могу, понимаю англичан очень плохо. Что делать?» Это та же самая примерно история, на которую уже ответили.

В качестве критики: «Будет ли цикл передач про русский язык? Илья из Ярославской области». Можно ли также учить русскому не иностранцев, а носителей языка?

Д.ПЕТРОВ: Это тоже одна из идей – обучать русскому... Вы имеете в виду иностранцев русскому?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, я так понимаю здесь, что это здесь носители языка, все-таки, спрашивают.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: А. Тогда смысла, по-моему, нет.

Д.ПЕТРОВ: Ну да.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему вы не изучаете языки народов России?» - Денис из Перми спрашивает.

Д.ПЕТРОВ: Почему бы нет?

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему бы нет. Запишут. Давайте учить украинский.

«Дмитрий, вы – кумир всей нашей семьи. Дети 8 и 11 лет, и мы с мужем. Вы внесли дополнительный смысл в нашу жизнь. Вместе учим английский, на очереди испанский, немецкий. Спасибо, что вы есть. Гуля».

«Неправда, что нельзя так учиться. Я смогла учиться только по этой методике». Таня, вероятно, возражает звонившей преподавательнице. «Официальные программы меня блокируют сразу. Так что «Полиглот» - единственный вариант для таких как я».

«Дмитрий, при изучении новых незнакомых языков вы сами пользуетесь собственной методикой?» - спрашивает Анна.

Д.ПЕТРОВ: Конечно. Формально как и все я учил в средней школе 2 иностранных языка – английский и немецкий. В институте – английский и французский. А все остальные языки я уже осваивал сам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из Ростовской области «Спасибо Дмитрию за основы английского. Всё по полочкам разложил. Очень полезно. После непродолжительного закрепления материала у меня сплошное удовольствие. Смотрю фильмы и ТВ-шоу с английскими субтитрами. Крайне приятно и эффективно».

«Давайте татарский!» - пишет Елена. «Дмитрий, предлагаю польский. Зная его, можно украинский и белорусский». «Хотелось бы сербохорватский», - пишет Екатерина. Алексей требует «А латынь?»

«А, может, есть похожие на Дмитрия артистичные учителя других языков?» - спрашивает Влад.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: А зачем?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, по-моему, Дмитрий столько знает языков, что других не нужно.

Д.ПЕТРОВ: Ну, может быть, чтобы параллельно, вот, все перечисленные языки.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Ой. Это будет чересчур, я боюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Здравствуйте. Спасибо за программу. Предлагаю устроить голосование по следующему языковому циклу на сайте канала Культура», - пишет Олег. «Как вы подбираете девочек на вашу передачу?» - спрашивает Ролик. Девочек. Как с девочками?

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Вы знаете, это, действительно, хороший вопрос, потому что иногда (не скрою) мы следим за тем, чтобы не были все блондинки или все брюнетки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Все-таки, это телевидение.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Да, да, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: А отвлекает привлекательность обучающихся преподавателя?

Д.ПЕТРОВ: Привлекает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Польский требует Надя. «Португальский не планируете?» - спрашивает Людмила из Петербурга. Ну, мне кажется, что сегодня мало языков, которых не упомянули здесь наши слушатели и ваши зрители.

«Спасибо за проект. Повторила с вами английский и французский». «Хотелось бы болгарский и норвежский», - пишет Елена из Вологодской области. Причем, география сегодня SMS-вопросов так же огромная.

«Не могу говорить, так как всё перевожу в письменном виде в уме. Что делать?» - спрашивает Таня.

Д.ПЕТРОВ: У многих людей переход на иностранный язык вызывает примерно такие же ощущения как прыжок в холодную воду. Поэтому очень важно избежать напряжения, которое блокирует естественный поток обмена информацией, чем и является речь на иностранном языке.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Интересно было бы взглянуть на родной язык с точки зрения вашей методики. Сама проходила курсы английского в вашем центре. Спасибо. Евгения из Москвы». Это, вероятно, вот то, о чем вы говорили, русский для иностранцев.

Д.ПЕТРОВ: Ну, в этом центре обучают как раз иностранным языкам русских. Но я последнее время очень плотно работаю над методикой русского языка для иностранцев. И даже недавно на книжной ярмарке в Лондоне представил пособие по русскому языку для англоговорящих.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Что вы думаете о самой популярной программе изучения языка Розетты Стоун? Евгений из Рязани». Вот так категорически: самая популярная и всё. Я почему-то не слышала. Может быть, профессионалы знают.

Д.ПЕТРОВ: Ну, вы знаете, я воздержусь, чтобы давать какие-то критические оценки. Но в то же время не встречал людей, которые достаточно серьезно освоили иностранный язык по этой системе.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Дмитрий, у вас был курс казахского языка на телевидении Алма-Аты, - пишет Михаил. – Можно ли его выложить в интернете?» Вы в Алма-Ате преподавали казахский?

Д.ПЕТРОВ: В принципе, на YouTube есть программа, которая называется «ТілашарENTER», которую я записал на алма-атинском телевидении.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть просто это так, как приезжает, например, из Англии преподаватель и на русском телевидении записывает уроки русского языка? Наверное, это примерно так выглядело?

Д.ПЕТРОВ: Ну, мы к этому стремимся.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему это так было востребовано там? Там много людей, которые не говорят по-казахски, проживая в Казахстане?

Д.ПЕТРОВ: Довольно много, особенно в больших городах.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это вот для, в основном, русского населения?

Д.ПЕТРОВ: Ну, скажем так, русскоязычного населения. Это могут быть представители разных национальностей, не владеющие государственным языком.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Есть ли электронные носители ваших курсов?» - интересуется Александр из Москвы.

Д.ПЕТРОВ: Сейчас как раз мы работаем над этим. И я думаю, до конца года в формате приложений и в других форматах уже появятся электронные носители.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, как я понимаю, что уже для Apple-устройств есть, судя по репликам ваших зрителей и наших слушателей. Вероятно, это будет развиваться.

Ну что, уважаемые наши слушатели? Такого количества SMS, такого большого количества регионов я давно не видела. Видно, востребованность того, что делают мои сегодняшние гости...

Д.ПЕТРОВ: И упоминания стольких языков.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, да-да-да. Гости – создатели программы «Полиглот» на канале Культура, Дмитрий Петров, Екатерина Ливергрант, шеф-редактор программы. Ну что? Вам только теперь голосование устраивать по следующему циклу. И мы доложим нашим слушателям, какой язык победил.

Спасибо большое. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: Спасибо.

Д.ПЕТРОВ: Спасибо. До свидания.

Е.ЛИВЕРГРАНТ: До свидания.