Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2014

20 апреля 2014: Сыграть и спеть Примадонну. Гости - Александр Стефанович, Александра Волкова, Дина Гарипова

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1301668-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня у нас в гостях создатели сериала «Кураж», проекта нашумевшего, вызвавшего самые разные отклики от горячего восхищения и одобрения до глубокого неприятия и возмущения. Вот об этом мы сегодня с ними и поговорим.

Александр Стефанович. Здравствуйте, Александр Борисович.

А.СТЕФАНОВИЧ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: И две прекрасные дамы, Александра Волкова, которая сыграла главную героиню, и Дина Гарипова, которая пела за главную героиню.

А.ВОЛКОВА: Здравствуйте.

Д.ГАРИПОВА: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы поэтому и сказали «Сыграть и спеть за Примадонну», или «Сыграть и спеть Примадонну» - вот так сформулировали. Уважаемые наши слушатели, зрители, если у вас есть вопросы, SMS-номер +7 985 970-45-45. Ваши комментарии и реплики мы будем читать. Начну вот с чего. Как вам?.. Вы, вероятно, следите за откликами на ваш сериал. Как вам кажется, вы ожидали такой реакции или другой? Александр?

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, ну, с самого начала было ясно, что это будет самый скандальный проект.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Самый скандальный» скромно сказал Александр Борисович.

А.СТЕФАНОВИЧ: Самый скандальный проект, да, потому что он затрагивает известную фигуру косвенно, потому что я хочу еще раз подчеркнуть для всех зрителей и слушателей «Эха Москвы», что мы никогда не декларировали, что мы снимаем биографический фильм об Алле Пугачевой. Мы делали картину, основанную на моей автобиографической книжке, веселую, легкую, отвязную картину, которую должны были сделать, вообще-то, к 8 марта. Нам было так заказано: подарок к женскому дню, комедия музыкальная. И мы эту картину делали. Но в силу производственных обстоятельств там кто-то заболел, что-то сорвалось (ну, кино вы знаете, что такое). И это совпало с юбилеем Аллы Борисовны.

И когда я в первый раз услышал рекламу по Первому каналу «История Примадонны, рассказанная ее мужем», я вздрогнул, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы чего хотели-то, Александр Борисович?

А.СТЕФАНОВИЧ: Подождите, послушайте. Позвонил туда, на канал и говорю «Вы чего, с ума сошли?» Они говорят «Александр Борисович, а что такого особенного? У вас герой – муж Примадонны и он рассказывает историю. Это не про вас, неправда, это вот про тех». Ну что? У меня аргументов уже больше не было.

Что же касается откликов, то я знаю, что они совершенно разные. Во-первых, хочу поблагодарить всех, кто выразил всю свою ненависть по отношению к этому сериалу, потому что чем больше этой вот ненависти, тем выше рейтинг. Это с одной стороны. И с другой стороны...

Е.АФАНАСЬЕВА: Но рейтинги, действительно, высокие.

А.СТЕФАНОВИЧ: Рейтинги очень высокие. И с другой стороны, тем больше обложек с Александрой Волковой и Диной Гариповой, которые здесь присутствуют. И это тоже говорит о том, что людей эта картина затронула.

Но если говорить серьезно, то, конечно, меня интересовали, прежде всего... Ну, приятно, конечно, там какие-то восторженные отзывы зрителей. Проклятья я пропускал мимо ушей, потому что я в этом уже наученный человек. Когда-то я сделал картину «Душа», по сравнению с рецензиями на которую, вот это всё просто детский лепет на лужайке.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы закаленный.

А.СТЕФАНОВИЧ: Я закаленный. Так отвечу на этот вопрос. Но меня больше всего, если говорить, интересовало мнение людей, которые эту историю наблюдали. Это Карен Шахназаров, там условно говоря, это оператор Владимир Климов, это композитор Александр Журбин, это его жена Ирина Грицкова, которые были у нас в гостях, которые смотрели на всё. И все обвинения, которые там абсурдные совершенно «Этого не могло быть! Это всё выдумка! Это самопиар режиссера, неизвестно откуда взявшегося» и так далее, вот эти люди смотрят картину и говорят мне «Саш, мы это все видели. Молодец, отлично, всё здорово».

Е.АФАНАСЬЕВА: Самая смешная шутка, наверное, которая гуляла, когда шло вот то самое промо, о котором вы говорили, когда не показывали лица главной героини, показывали копну рыжих волос, и все смеялись, что, конечно, это опять сыграл Безруков.

А.ВОЛКОВА: Естественно. А еще говорили «Так весь сериал будешь вот так вот?»

А.СТЕФАНОВИЧ: Но я пропускал, что Безруков у нас должен был сниматься.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Но шутки шутками, но надо отдать должное Сергею, он прекрасно реагирует на такие подколки и в Twitter’е, например, во время закрытия Олимпиады он написал, что Зайку, Мишку и Леопарда – это тоже он. Так что, в общем, ну, шутки шутками, но вообще у вас была достаточно сложная задача, потому что сколько вы ни добавляли бы одну букву к имени героини, все всё равно ждали увидеть молодую Пугачеву. Как вы нашли Сашу, как вы искали? Давайте начнем с Саши. Саша, страшно было играть вам?

А.ВОЛКОВА: Ну, я не скажу, что страшно. Да, я, конечно, безусловно, я волновалась перед началом съемок. Но волновалась за то, что это главная роль, это, естественно, ответственно и такой многообещающий проект. Но Александр Борисович очень быстро как-то меня успокоил, сказал, что я прекрасно справляюсь и вообще я замечательная артистка. Я успокоилась, стала получать удовольствие.

Е.АФАНАСЬЕВА: А не было ли?.. Ну, я не знаю, как это назвать. Ну, соблазна, желания. Ну, вот, есть сейчас сложный пластический грим, который применялся там на фильме про Высоцкого и который используется, например, в таких проектах как «Точь-в-точь», когда можно воссоздать лицо ближе к оригиналу. Не было ли у вас вот этого желания сделать, все-таки, более похоже на оригинал?

А.СТЕФАНОВИЧ: И еще раз повторю...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет. Саша машет головой «Нет». Кто не видит ее в телевизоре.

А.СТЕФАНОВИЧ: Еще раз повторю то, что я говорил 5 минут назад. Мы не снимали фильм про Аллу Пугачеву. Я снимал фильм о своей молодости, о том, как я снимал картины на Мосфильме и в мою орбиту попала такая девушка из эстрады. И, вот, на этом сюжете я решил сделать вот такую веселую, разбитную, легкую комедию.

Что касается схожести Саши и прообраза, скажем так. Ну, хотя это не совсем прообраз, да? Это не биографический фильм.

Мы снимали в объекте, в котором работали музыканты Пугачевой бывшие, и к которым Алла неоднократно приходила. И на эту съемку, естественно, подтянулись люди, которые ее видели и которые с ней работали. Они сидели, молчали, они всю съемку промолчали. И когда я выходил, подошел к ним попрощаться, потому что я многих из них знаю просто лично, они посмотрели вслед Саше и сказали «Какого ангела вы сделали из той девушки, которую мы знаем». Это была правда.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть оригинал не таким ангелом был?

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, нет. Алла гораздо более резкая, жесткая, на самом деле. А Саша очаровательная, легкая, веселая.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще один вопрос тогда по поводу того, как вы искали главную героиню. А не было ли желания взять кого-то из молодых певиц? Ну, вот, сегодня, например, в проекте «Точь-в-точь», по-моему, 3 или 3 девушки поют песни Пугачевой. Естественно, там посыл такой, что надо петь именно как Пугачева в то время, какое они берут (там и «Арлекино», и «Эй вы там, наверху», и другие песни, «Миллион алых роз»), не было ли соблазна взять певицу молодую и дать ей играть и петь?

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет. С самого начала я просто когда увидел Дину в «Голосе», я понял, что, вот, эту девочку нужно обязательно привести в кино. И в этот момент как раз я работал над сценарием, и я считаю, что голос Дины – это наше национальное достояние. Я считаю, что это великая певица. Диночка, я понимаю, что она сейчас будет краснеть.

Е.АФАНАСЬЕВА: За год с небольшим большой славы Дину так и не испортила эта слава – она, бедная, краснеет.

А.СТЕФАНОВИЧ: Да, она краснеет. Дина – удивительно цельный человек со стержнем своим и так далее. И когда мы записывали это, наоборот, Дине мы говорили (я там, музыкальный редактор, те, кто присутствовали, были на съемках), «Диночка, ни в коем случае Аллу не повторяй. Сделай это так, как это органично для тебя».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот об этом мы сейчас и поговорим. Это Дина Гарипова. Напоминаю, что здесь Александр Стефанович, Александра Волкова, говорим о сериале «Кураж». Вот, мне сейчас кажется, что у вас, наверное, была даже более сложная, может быть, задача, чем у Саши Волковой, потому что ей можно было сказать, что «Я играю не Пугачеву, - как говорит режиссер, - а я играю молодость режиссера, образ и так далее, я мягче и ангел». Вы поете песни, которые знает вся страна именно в том исполнении, в котором знает. И поете не так, как... С одной стороны, вы не делаете точь-в-точь как воспроизведение в той программе, которую сегодня певицы делают, и не делаете так, как делали вы в «Голосе», совсем по-своему, да? Вот, когда вы пели «Не отрекаются, любя» с Градским, даже в другой версии.

Здесь надо было, наверное, вам что сделать? Найти что-то среднее, чтобы это было и узнаваемо как Пугачева, и по-своему? Либо совсем спеть как Гарипова?

Д.ГАРИПОВА: Ну, здесь скорее чтобы это было немного узнаваемо, с одной стороны. Потому что мы всё равно привыкли слышать эти песни так, как они звучали тогда, когда исполняла их Алла Пугачева. И это, безусловно, было очень яркое исполнение, потому что до сих пор песни слушают, любят. И постоянно они узнаваемы любым возрастом.

Но с другой стороны, я не ставила перед собой задачи, как и сказал режиссер, что нужно повторить. Это было бы тоже неправильно, это было бы, ну, не знаю, некрасиво, наверное, с моей стороны. Это, все-таки, уже и другой человек исполняет, и другой тембр голоса. Это была абсолютно другая подача. И здесь я старалась немного сохранить вот ту историю, которую уже вложили в песню, плюс прибавить что-то свое. И к тому же то, что я исполняла на сцене, вообще в принципе я поняла, что исполнение на сцене и исполнение в кино – это 2 разные вещи.

На сцене тебе дается 3 минуты, и ты рассказываешь одну историю полноценную одного какого-то персонажа, от чьего лица ты исполняешь эту песню. А когда ты в кино, ты должен понимать еще, в какой момент, в какой эпизод это войдет, что чувствует при этом главная героиня, где она будет находиться – в студии или на сцене, или напевает там, идя по городу. То есть перед каждой песней мы в студии... Это уже тут подтвердит Александр Борисович о том, что он мне рассказывал «Вот, вот эта песня будет, в общем, здесь. Там у нее произошло то-то, она переживает вот это-то». И всё, я вникала.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы пели отдельно? Не так, как на озвучании, например, накладывается речь? Вы пели отдельно?

Д.ГАРИПОВА: Нет, я пела отдельно, до начала фильма.

А.СТЕФАНОВИЧ: До начала съемок мы сделали запись большую. Извините, можно я одну просто маленькую вставочку сделаю опять, чтобы было понятно? Вот, знаете, есть замечательный фильм у режиссера Павла Лунгина «Лунапарк». И вот там есть такой персонаж, композитор, который написал все советские песни. Он там и Пахмутову, и Дунаевского, и всех остальных. Вот, Дина примерно и Саша, и я тоже, мы делали про Примадонну. Дина поет песни совсем не все, которые пела Алла. Например, «31 июля» она не пела никогда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сколько песен всего спела Дина?

Д.ГАРИПОВА: Так, сколько их было? Их было изначально около 16 или 17.

А.ВОЛКОВА: По-моему, 15, да?

Д.ГАРИПОВА: Ну, в итоге осталось 15.

А.СТЕФАНОВИЧ: Потом мы добавили эту песню на стихи Мандельштама.

Д.ГАРИПОВА: Да. «Я больше не ревную» которая.

А.СТЕФАНОВИЧ: «Я больше не ревную», да. То есть мы сделали такой, ну, я не знаю, постарались сделать некий собирательный, что ли, образ, основанный на моих воспоминаниях.

Е.АФАНАСЬЕВА: А как вы решали вопрос с авторскими правами на песни? Это всегда самая такая, дорогостоящая часть очень многих бюджетов. То есть вы просто отдельно покупали у наследников или у живых авторов права на новое исполнение?

А.СТЕФАНОВИЧ: Да. Не на новое исполнение – мы просто покупали права. С Александром Сергеевичем Зацепиным встретился в Париже, где я тоже живу, и мы договорились. он нам отдал права на это. Вдова Леонида Дербенева Вера Ивановна была вообще в восторге от этой идеи, что Лёня Дербенев будет герой картины. Более того, она дала еще бумагу такую, что можно использовать имя. У нас же никто не назван: там Алла – Гала и так далее. А, вот, Леонид Дербенев у нас Леонид Дербенев. Она попросила. Потому что в ее квартире мы и снимали, в ее квартире произошло наше с Аллой знакомство, в ее квартире произошла эта разборка с дирижером. И Вера Ивановна была свидетелем этого. И она была второй раз свидетелем, спустя 35 лет, когда сидела на съемках и хохотала так же, как 35 лет назад.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я хочу спросить вот что. Дина, значит ли это, что вы теперь можете петь все эти 15-17 песен на своих концертах? У вас теперь есть на это права? Мы можем это послушать?

Д.ГАРИПОВА: Ну, в принципе, нет запретов... Вообще и до этого никогда нет запретов на живое исполнение песни. Естественно, у меня те концерты, которые я давала и до этого в рамках тура, туда периодически могли входить какие-то песни. Там, например, «Не отрекаются, любя» - я могла ее исполнять, потому что это исполнялось вживую и тут уже есть своя технология, как это всё с концертов там рассчитывается, уточняется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Отчисления авторам.

Д.ГАРИПОВА: Да. То есть это всё решается вопрос по фильму. А на живых концертах, конечно. Но, вот, выпуск альбома – это вряд ли.

А.СТЕФАНОВИЧ: Но Александр Сергеевич, я думаю, будет очень рад и доволен, кстати.

Е.АФАНАСЬЕВА: Соответственно, вы записали песни. И когда снимали эпизоды с песнями, Саша уже под фонограмму Дины работала.

А.ВОЛКОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тяжело ли работать под чужую фонограмму, когда это, вот, с одной стороны, известная песня, а, с другой стороны, это часть героини, спетая другой актрисой и певицей.

А.ВОЛКОВА: Ну, безусловно, это нелегко, так скажем. Тем более, что это первый мой такой опыт в кино и вообще в карьере, так скажем. Мне пришлось, да, выучить песни, как они спеты, с каким настроением. Присвоить их, по-хорошему, себе. И исполнить, чтобы это было убедительно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю, Саша из известной театральной киносемьи. Ваш папа – великий актер Николай Волков, любимый актер Эфроса, да?

А.ВОЛКОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ваш дедушка был Стариком Хоттабычем для всех советских детей.

А.ВОЛКОВА: И для меня. (смеется) В первую очередь.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у вас это первый опыт в кино? Или были раньше?

А.ВОЛКОВА: Нет, это не первый опыт в кино. Но просто такой, глобальный – первый, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы играете в Ленкоме?

А.ВОЛКОВА: Да.

А.СТЕФАНОВИЧ: Но, вы знаете, решающим моментом...

Е.АФАНАСЬЕВА: Дедушка оттуда откуда-то выдернул из бороды волосок.

А.СТЕФАНОВИЧ: Да-да-да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И внучка получила главную роль.

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, решающим моментом было то, что Саша сказала, что Николай Николаевич Волков, который играл вместе с Аллой Пугачевой в картине «Женщина, которая поет» возлюбленного ее поэта – это ее отец. Вот тут я был просто потрясен. Я понял, что звезды сошлись.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я помню эту сцену, когда у него рождается строка «Та женщина, которая поет».

А.СТЕФАНОВИЧ: Да-да. Звезды сошлись, и я сказал Саше, что «Знаешь, роль твоя».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Я напоминаю, что мы говорим с создателями сериала «Кураж» сегодня. В студии – Александр Стефанович, Александра Волкова и Дина Гарипова. Наш SMS-номер +7 985 970-45-45. Больше всего вопросов, конечно, «А как приняла сериал Алла Борисовна?» - спрашивает Евгений.

А.СТЕФАНОВИЧ: Ну, вы знаете, вот, когда Алла Борисовна идет на концерт, как вы думаете, она звонит мне и спрашивает, какие песни ей петь? Ну, так поэтому я...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, то, что вы разрешения на сериал не спрашивали у Аллы Борисовны, мы уже поняли. А какие-то отклики доходили до вас?

А.СТЕФАНОВИЧ: Вы знаете, я думаю, что я вчера... Вот, была программа у Малахова, и я попросил Аллу досмотреть сериал до 12-й серии, потому что сказал ей... И это абсолютная правда. «Алла, это история нашей с тобой любви. И поэтому ты посмотри его до конца, и потом будешь составлять свое мнение».

Это же... Ну, если так взять его, вот только ту линию историческую, скажем так, это история, как встретились 2 молодых человека, амбициозных, наглых, нахальных, веселых, озорных и как они делали карьеру вот этой замечательной девушки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы» и продолжим разговор в программе «Телехранитель».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о сериале «Кураж», который идет по Первому каналу. Прошло 8 серий, еще осталось 4, да? Говорим мы с Александром Стефановичем, режиссером, исполнительницей главной роли Александрой Волковой и Диной Гариповой, которая спела все песни за главную героиню. И прервались перед выпуском новостей на вопросе, который больше всего волнует наших слушателей, судя по смскам. Еще раз напоминаю SMS-номер +7 985 970-45-45 – вы можете задавать вопросы и высказывать свои реплики. Вот, Евгений из Пермского края сформулировал его: «Как восприняла сериал Алла Борисовна?»

Александр Борисович говорит, что попросил ее судить после 12-й серии. Значит ли это, что вы нормально общаетесь? Потому что очень много слухов, что как раз в отличие от всех других бывших мужей Примадонны у вас с ней чуть ли не война.

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, никакой войны у нас нет. Но мы 35 лет не виделись, мы как развелись, вот, я последний раз видел ее в суде, где мы подписали мировое соглашение о разделе имущества и, так сказать, о расторжении брака. И с тех пор... Ну, так жизнь сложилась, потому что я больше времени провожу во Франции там, а она здесь и, в общем, мы, как бы, не соединялись.

Но я отношусь к ней, чтобы было понятно, с огромным уважением, понимаете? Во-первых, я благодарен ей как своей бывшей возлюбленной, естественно. И с другой стороны, я считаю ее великой певицей, великой личностью. И я отношусь к ней, еще раз повторяю, с огромным-огромным уважением. Но мы с ней не общаемся, так сказать, в жизни.

Единственное, что меня часто просят сделать какое-то обращение через телеканалы. И если день рождения и что-то, я ее по телевидению поздравляю, желаю ей счастья в личной жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы разговаривали, судя по всему, перед?..

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Или это просто вы публично попросили ее посмотреть?

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, это просто было... Вчера была программа у Малахова.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть там, в программе?

А.СТЕФАНОВИЧ: На программе Малахова мне задали примерно аналогичный вопрос.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Девушки юные и прекрасные, и явно родились уже после того, как эта эпоха, о которой вы рассказываете, прошла. Кто-то ее называет застоем, вы доказываете, что не могла быть эпоха застоем, когда было такое количество гениальных и талантливых людей и в кино, и на эстраде.

Девушки, вопрос к вам. Как вам было погрузиться в эту эпоху? И что вы для себя нового о том времени узнали с точки зрения... Ну, Саша играла и в тех реалиях, и реквизитах, Дина пела. Александра Волкова.

А.СТЕФАНОВИЧ: Ну, поскольку у нас была очень хорошая атмосфера на съемочной площадке, очень было весело, как-то легко, у меня возникло ощущение, что то время – оно было какое-то очень... Ну, люди были по-хорошему наивны, они верили в светлое будущее, они были очень оптимистичны. Вот такое у меня ощущение, очень положительное. Мне кажется, каких-то таких ощущений душевных положительных сейчас в наше время, так скажем, не хватает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дина?

Д.ГАРИПОВА: Ну, я, пожалуй, во многом присоединюсь, потому что, правда, атмосфера была на съемках – я присутствовала в эпизодах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дина сыграла первый раз в сериале, да?

Д.ГАРИПОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Узнать ее трудно, потому что это такая секретарша на Мосфильме, да?

Д.ГАРИПОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: С какой-то невероятной прической.

А.СТЕФАНОВИЧ: Которая поет фальшивым голосом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это надо было долго вглядываться, где же там Гарипова, чтобы ее найти. Ну, с дебютом вас, Диночка.

Д.ГАРИПОВА: (смеется) Спасибо большое. Я, конечно, вообще не ожидала, что когда-нибудь окажусь в подобном образе, и глубоко рада тому, что у меня получилось, все-таки, сняться в кино, хотя бы в маленьких эпизодах. Но это было очень интересно. И, действительно, атмосфера была очень дружелюбной, какой-то семейной. Я не успела зайти вообще на съемочную площадку, как мне начали все, вся съемочная группа говорить о том, что «Ой, так здорово. Ты не переживай. Мы тебе тут подскажем, поможем». Когда мы в кадре работали, тоже... Ну и переглядывались, как-то друг друга улавливали.

Мне было очень комфортно, и вообще вот это ощущение того времени – оно у меня тоже сложилось такое, глубоко приятное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дин, а как певице как вам кажется, тогда молодой талантливой начинающей певице было легче пробиться и стать такой известной? Либо сейчас больше возможностей?

Д.ГАРИПОВА: Мне сложно сравнивать. Я не могу сказать точно, как это было.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вы знаете историю, которую рассказал Александр Борисович, и вы знаете свою историю, историю ваших ровесников.

Д.ГАРИПОВА: Ну, в каждом времени есть свои проблемы, есть свои сложности. И... Не знаю. Мне кажется, что и тогда, и сейчас было сложно и есть, но, тем не менее, всегда есть возможность и всегда есть шанс, что ты найдешь, все-таки, вот ту дорожку, которая тебя приведет. Нужно просто верить в то, что у тебя всё получится, и стараться, прилагать к этому как можно больше усилий.

А.СТЕФАНОВИЧ: Вот, извините, можно я добавлю? Знаете, время, вот, действительно, ну, с одной стороны, это была моя молодость и вся молодость вспоминается как светлая какая-то...

Е.АФАНАСЬЕВА: В молодости и небо синее, и трава зеленее, да?

А.СТЕФАНОВИЧ: Да. Но с другой стороны, это, конечно, было суровое времечко, потому что, во-первых, была цензура, был Лит, не было студий звукозаписи, в которых можно было записываться. Это делалось для Аллы по ночам на Мосфильме под мою картину, там, предположим.

Запрещено было композитору, даже такому как Давид Тухманов, которого я там чудом притащил на Мосфильм, работать, потому что он не был членом Союза композиторов. Понимаете? И эти все ограничения, безусловно, были, распространялись на певцов. И пробиться, войти туда, мне кажется, тогда было сложнее. Сейчас возможностей гораздо больше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще из вопросов, которые заранее наши слушатели на сайт прислали. Человек, ник у него ИренкаП, она пишет: «Может, хватит уже Александру Стефановичу кричать на всех углах, что он создал Пугачеву? Хотя, в последнее время он сбавил обороты и теперь речь идет о том, что он помогал любимой девушке. Если он такой гениальный, чего же он больше никому и не помог, а?» А?

А.ВОЛКОВА: А?

Д.ГАРИПОВА: А? (все смеются)

А.СТЕФАНОВИЧ: Отвечаю. Никогда нигде я не говорил, что я создал Пугачеву. Это, так сказать, такой миф, созданный вредными людьми, скажем так. Я всегда говорил одну вещь. Всегда. И повторю ее сейчас. Алла – безумно талантливый и самодостаточный человек. Всё, что я делал, я помогал просто любимой девушке. Потому что мы встречались по вечерам. Она приезжала с Москонцерта, я с Мосфильма. Мы сидели по вечерам, и она мне говорила «Там то-то, вот такие-то проблемы». Я ей подсказывал как человек со стороны какие-то вещи. Знаете, это не был проект Пригожина «Валерия», условно говоря. Это просто была такая легкомысленная болтовня за столом. Там под бутылочку вина или просто под яичницу какую-то, в зависимости от того, что у нас было на столе.

И в результате этого... А Алла могла этим советовать следовать, не следовать. Она вообще абсолютно самостоятельный человек. И в результате что-то у нас такое получилось. У нее получилось (вернее так).

Теперь относительно того, почему я не создал других певиц. Это не мое дело – я не занимаюсь продюсерством, понимаете? Но я помогаю любимым девушкам. Одна из моих девушек, например, Мисс Вселенная, которую я встретил на улице. Мисс Москва, Мисс Россия, Мисс Вселенная. Другая стала знаменитой художницей. Третья стала знаменитой писательницей. И я каждой из них помогал. Я стараюсь помочь девушкам, которых я обожаю, в силу того, что я в них влюблен. Я считаю, что мужчина должен делать всё для любимой.

Е.АФАНАСЬЕВА: У меня вот какой вопрос Александре Волковой. Саш, вы когда играли, все-таки, в том времени... Я понимаю, что тщательно подбирали и костюмеры, и декораторы, и, в общем, все аксессуары того времени. Вас как человека современного из сегодняшнего века что больше всего удивило в бытовых деталях той жизни?

А.ВОЛКОВА: Да меня ничего не удивило. Надо сказать, что мода, как бы, если говорить о костюмах, она, как бы, возвращается. И некоторые детали, допустим, моих костюмов, аксессуары... Я принесла свои босоножки на съемочную площадку, я в них играла. Были мои бусы. Очень многое мне... Ну, это как бы, стиль во многом похож на мой стиль.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но только люди без мобильных телефонов умудрялись выстраивать отношения и вести бизнес.

А.ВОЛКОВА: Да, да, да.

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, вы знаете, как? Мы же переписывались с Аллой с помощью моей пишущей машинки. Когда она уезжала на гастроли, то она оставляла мне на пишущей машинке какое-то любовное послание. Когда я уезжал, я оставлял ей. И мы читали. Вот, на пишущей машинке этот листочек. «Олимпия» машинка. Она у меня сохранилась, она снялась в фильме, в этом «Кураже».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот еще какой вопрос. Вы сказали, что единственный человек из реально существующих назван своим именем, потому что дала разрешение вдова.

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, еще один – Карен Шахназаров. Тоже написал «С удовольствием я тебе... Пусть мой герой называется своим именем».

Е.АФАНАСЬЕВА: Два человека. Я хотела спросить, как отреагировали некоторые другие люди, которые узнают себя в тех героях, которых вы, может быть, слегка назвали по-другому? Потому что мне где-то показалось, что даже пародийно... Вот, Михаил Боярский, который встречается там с героями, ну, просто пародией выглядит. К вам звонят с криками «Что ж ты из меня такое сделал?»

А.СТЕФАНОВИЧ: Ну, понимаете, Миша – мой друг. Мы с ним провели все детство в одном доме Гончарная, 17. Я жил в квартире 23, он в квартире 21 надо мной. И поэтому Миша, ну, никак не может обижаться.

Но я вам хочу сказать, там есть еще интересная вещь. Там, например, есть рассказ о подпольном ресторане «Арлекино» и там стоит хозяин, Торнике Капалишили, который герой, артист, который играет его. За его спиной стоит настоящий Торнике Капалишвили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только на 40 лет старше.

А.СТЕФАНОВИЧ: Да. Также стоит Алик Тайванчик, актер, который его играет, Максим Зыков. А за ним, вернее, рядом с ним сидит Алимжан Тохтахунов, то есть тот человек, которого называли Алик Тайванчик. Все довольны, счастливы и радостны.

Вы знаете, я говорю, мы делали такую хулиганскую веселую картину. Ее нужно воспринимать... Это комедия. Если воспринимать ее всерьез, ребята, ничего не получится: вы там и будете искать биографический фильм о Пугачевой мрачный. А это просто хулиганская отвязная легкая комедия.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из тех вопросов, что слушатели прислали на сайт, человек Беталсмирнов пишет: «Милая Дина, вы исполнили свою партию настолько лучше оригинала, что боюсь возмездия со стороны заинтересованной особы».

Д.ГАРИПОВА: О, господи.

Е.АФАНАСЬЕВА: «А вам – спасибо». А другой вопрос от Гульнары вам же: «Как вы решились? Советовались ли вы с кем-нибудь? И готовы ли морально к критике? Лично мне ваш голос очень нравится. Удачи. Спасибо».

Д.ГАРИПОВА: Спасибо, в первую очередь, за положительные отзывы. Естественно, когда мне вообще предложили всю идею участия в этом фильме, исполнения песен, которые уже давно знакомы многим из нас практически всем, я первым делом... Ну, вы знаете, у меня есть прекрасный советчик и прекрасный друг, который появился...

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр Борисович Градский.

Д.ГАРИПОВА: Да, который появился на «Голосе». И там с тех пор каждый раз, когда у меня какой-то вопрос возникает серьезный, мне нужно что-то решить, я могу в любой момент ему позвонить. И тут тоже произошло примерно так же. Я сказала ему, что «Вы знаете, мне предлагают вот в таком-то проекте принять участие. Как вы думаете вообще, получится не получится, стоит не стоит?» Он, конечно, тоже однозначно не мог ответить, сказал «Ну, ты решай сама, конечно. Ты должна понимать, что это будет, пародия или твое исполнение, что кино – это совсем иная ситуация».

Я тоже к его словам прислушалась и поняла, что, все-таки, надо попробовать. Он никогда не делал так, чтобы говорил мне там «Иди» или «Не иди», он всегда оставлял всё на мое усмотрение. И сейчас так же поступает, за что ему, конечно, огромное спасибо. Я согласилась.

Е.АФАНАСЬЕВА: А именно как с музыкальным наставником вы советовались, как точнее спеть что-то, с Александром Градским?

Д.ГАРИПОВА: Ну, во время записи он не присутствовал, поэтому сложно было по этому поводу советоваться. Но когда я их записывала, у меня, слава богу, большая команда была в студии. Это были и режиссеры, которые знают, когда это должно прозвучать и как это примерно должно выглядеть в кадре. Это были и музыкальные редакторы, композиторы. Поэтому мы вместе с ними искали вот то звучание, которое должно получиться в итоге.

А.СТЕФАНОВИЧ: Можно я маленькую вещь добавлю? Во-первых, я сам звонил Градскому, потому что Саша мой друг много лет, уже лет 40 мы дружим. И поблагодарил его за Дину. Это первое. И попросил, чтобы он не...

Е.АФАНАСЬЕВА: Дина, а я... Извините, Александр Борисович. А вы же и на слепых прослушиваниях, по-моему, Пугачеву пели? Или нет?

Д.ГАРИПОВА: Нет, я пела «А напоследок я скажу».

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вы на этом пели, на финале, да?

Д.ГАРИПОВА: По-моему, это даже четвертьфинал. «Ты на свете есть» и «Не отрекаются, любя» у меня было.

А.СТЕФАНОВИЧ: А во-вторых, знаете, очень интересный момент. Вот, мало кто сейчас уже представляет, кем была Алла Борисовна в 1975-76 году. И, вот, после фантастического взлета по популярности «Арлекино» в 1975 году, в 1976 году вот эта волна схлынула. И она потеряла работу, ее там не принимали в Москонцерт, из «Веселых ребят» ее выгнали и так далее. В общем, это была такая история.

И вдруг новый взлет популярности у нее был после того, как она спела в «Иронии судьбы».

Е.АФАНАСЬЕВА: Но тогда же не сразу все знали, что это она поет.

А.СТЕФАНОВИЧ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это же уже потом стало известно.

А.СТЕФАНОВИЧ: Но потом это было раскручено, это как раз... Ну, вот, понимаете, сейчас опять не скромно будет говорить, но я, вот, как бы, приложил к этому определенную руку, что когда говорить, когда не говорить чего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Первый имиджмейкер советский.

А.СТЕФАНОВИЧ: Ну, понимаете, еще раз. Вот, одну вещь я вам скажу. Вы, наверное, слышали эту историю про записную книжку, где она мне там...

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Сетевизор – показывайте, вот

А.СТЕФАНОВИЧ: Вот, Сетевизор, где она кровью расписалась и так далее. Так вот это написано 24 октября 1976 года, да? А теперь я переворачиваю следующую страничку. На следующей страничке – 25 октября 1976 года, на следующее утро здесь есть запись, там написано «Театр Аллы Пугачевой». Это был мой ей подарок, это первая идея, которую я ей сказал, что нужно делать. И эта сцена есть в фильме. Поэтому люди, которые говорят, что это выдумано, это всё там притянуто за уши, вот я вам лично просто показываю это документальное свидетельство.

Е.АФАНАСЬЕВА: Инга пишет «Ну, зачем создавать впечатление об Александре Стефановиче, не совсем соответствующее истине? Честно поведанная история только добавляет симпатий автору». «Уважаемый Александр Борисович, – без подписи из республики Татарстан, с Дининой родины, - чем является для вас этот сериал? Это исповедь, прощение, сожаление или что-то другое?»

А.СТЕФАНОВИЧ: Нет, это... Ну, я получил от Первого канала предложение о сотрудничестве. Я – писатель, я принес им 7 своих романов. Они выбрали этот. Я настаивал на совершенно другой работе. Но в конечном счете они меня убедили, что можно сделать вот такую легкую веселую картину, да еще и какие-то элементы эпохи, что ли, туда внести. Понимаете, сейчас уже люди трудно себе представляют, что нельзя было прийти в интеллигентный дом без нового анекдота про Брежнева. Знаете? Нельзя было разговаривать с людьми определенного круга без того, чтобы не процитировать Омара Хайяма, Луиса де Камоэнса, Франсуа Вийона, Пастернака и так далее. Это был код какой-то. И это вот в фильме герой Фекленко это говорит.

Может быть, сейчас это звучит немножко архаично чуть-чуть. Но эти вещи я хотел внести в картину, рассказать, какая была эпоха. Может быть, не во всех деталях, потому что это был бы серьезный разговор, а это вот в нашей комедии вот это примерно так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Расскажите, девушки, где вас можно?.. Понятно, что фильм занял какое-то время. Где вас можно увидеть, услышать? Александра Волкова, Саш, вы в театре играете, где снимаетесь еще?

А.ВОЛКОВА: Я играю в любимом мной, горячо любимом мной театре Ленком. Играю очень хорошие роли. Например, Кончиту в спектакле «Юнона и Авось». Играю Элис в спектакле «Аквитанская львица» Глеба Анатольевича Панфилова. И во многих спектаклях еще. Меня можно увидеть в Ленкоме – я там.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дина, как часто вас можно увидеть, услышать?

Д.ГАРИПОВА: О, в этом плане я такая, неуловимая немного получаюсь, потому что я постоянно в разных городах нахожусь. И постоянно мои мероприятия тоже могут возникать буквально за день. Ближайшее, где я планирую побывать, это будет концерт Алины Кабаевой. Тоже он периодически, каждый год, по-моему, проходит. То есть в ближайшее время я буду там. Буквально вчера было мероприятие в Крокусе, в Крокус Сити Холле, там у нас проходил татарский фестиваль «Татарская песня».

И, в принципе, у меня постоянно какие-то мероприятия по Москве, в Казани, в Зеленодольске. У меня было мероприятие с моим фондом благотворительным – тоже это первое его мероприятие (он только начинает работу). Вот примерно так. Это ближайшие планы. А самое такое тоже у меня желанное – это уже так, вплотную начать записывать песни к альбому, который я планирую уже выпустить в течение этого года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вам дался этот год с небольшим после вашей победы на «Голосе»? Какой главный вывод за этот год вы для себя сделали? Слава – это приятно, хорошо? Или это трудно? Что?

Д.ГАРИПОВА: Я стараюсь просто не стремиться к славе. У меня не было никогда такой цели достичь славы. Ну, не знаю. Это для меня было всегда странно. Это просто часть профессии в данном случае, потому что профессия певца, тем более если ты пытаешься выйти на какой-то высокий уровень, это в любом случае предполагает то, что, наверняка, тебя узнают и эта профессия будет публичная. Так что я спокойно к этому отношусь, я хорошо воспринимаю то, что меня начали узнавать на улице, то, что люди могут подойти, что-то рассказать, что-то пожелать, может быть, какое-то предложение сделать по песне, например. Бывает и такое, что подходят и говорят, что «Вы знаете, вот, вам очень подойдет такой-то романс или такая-то песня». Иногда даже, правда, задумываюсь и для себя какие-то мысли откладываю.

Так что здесь всё отлично. После победы в «Голосе» у меня жизнь закипела, и много всего происходило.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пойдете ли вы на финал детского «Голоса»? Будете ли вы там болеть за детей?

Д.ГАРИПОВА: Я бы очень хотела туда попасть. Если у меня получится, я, конечно, с удовольствием приду. Если же нет, то постараюсь проследить за всем в эфире.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас есть свои любимчики среди деток?

Д.ГАРИПОВА: Ой, я обычно, знаете, я обычно об этом не рассказываю, потому что это будет некое навязывание моего мнения. Поэтому не хотела бы этого говорить – пусть у каждого будут свои любимцы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вот, вы прошли этот стресс этих отборочных туров и когда выбывают. Как вам кажется, дети могут это выдержать или есть часть аудитории, которая бесспорно приняла «Голос», разделилась на 2 половины и кто-то говорит «Нельзя детей так мучить». Ваше мнение?

Д.ГАРИПОВА: Ну, вы знаете, перед тем, как запустить этот проект, я честно переживала о том, что детская психика вообще в принципе очень ранима. И когда ребенок стоит за кулисами и ждет своего выхода, и настолько высокий уровень конкурса... Вообще это телевизионный конкурс, там профессиональные артисты сидят в жюри и не только артисты, но и в данном случае продюсеры и авторы песен многих. Это огромный стресс.

Я помню, как я, будучи, в принципе, уже взрослым человеком по сравнению с ребятами, стояла за кулисами, я помню, как у меня колени подгибались и я просто боялась, что я вдохнуть не смогу со страху, когда выйду на сцену. Но я как-то собралась, сдержалась и помню, что этот вот стресс, переживания – это всё, конечно, присутствовало. И я очень переживала за то, как дети это всё будут воспринимать. Я не представляла, как это будет происходить. И тогда уже тоже во многих интервью говорила, что «Пожалуйста, дорогие родители, будьте внимательны к своим детям и пожалуйста, объясните им, что это конкурс, это просто концерт, это просто сцена. Они должны просто получать удовольствие от того, что они делают, чтобы не дай бог их не накручивали, не говорили, что «Ты обязан выступить хорошо. Мы тебя будем ругать за это». Потому что по-разному, бывает, относятся родители. И я очень хотела, чтобы они их правильно настроили.

Но сейчас я смотрю, что происходит, и понимаю, что они – бойцы, они огромные молодцы. Я их поздравляю.

Е.АФАНАСЬЕВА: У нас уже осталось мало времени. Из тех смсок, которые нам приходят, Алиса из Самары спрашивает: «Спросите про журналистку, которая с вами путешествует, и про Кондратьеву. Кто это, на самом деле? И про поэта Горина. Кто это? Кто?» (все смеются)

А.СТЕФАНОВИЧ: Значит, Кондратьева – это вымышленный образ абсолютно. Это образ советской власти. Тогда советскую власть иносказательно называли...

Е.АФАНАСЬЕВА: Которая так удачно трансформировалась в современную.

А.СТЕФАНОВИЧ: Да. Софья Васильевна, или Софья Власьевна, да? И вот эта Софья Власьевна – это вот такой... Мне нужен был такой, как бы, персонаж, который олицетворял бы собой советскую власть. Вот это выдумано.

Что касается композитора Горина, то это Леня Гарин – это прообразом его являлся. Он погиб, так же его убили во время нашего пребывания в Сочи. И третий там... Кого там?

Е.АФАНАСЬЕВА: Кондратьева, журналистка, которая с вами.

А.СТЕФАНОВИЧ: А, журналистка, я вам расскажу. Однажды ко мне домой пришла журналистка из такого, желтого таблоида, главный редактор которого был моим знакомым. И она стала мне задавать вопросы довольно дурацкие. Я ей сказал «Послушай, ты абсолютно не подготовлена. Потому что вот это нельзя спрашивать, потому что этот любовник вот этого, а эта – любовница вот этого, а это...» И так далее.

На следующий день этот главный редактор мне звонит и говорит «Слушай, иди, приходи к нам и подпиши материал, потому что то, что ты наболтал, ты из судов не вылезешь». Я пришел и говорю «Послушай, это я просто ликбез этой журналистке устраивал». У нее на шее висел кулончик, и она на этот кулончик-диктофончик аккуратно всё записала, сделала распечатку и решила сдать. Ну, мне повезло, что главный редактор был мой знакомый.

Эту историю я решил использовать. А кроме того, ну, дописал этот образ такой журналистки Олеси Серегиной, которая является шеф-редактором очень крупного сайта. И она мне, в общем, рассказала. Она работала в большом информационном холдинге желтом (не будем называть его – все мы знаем, о чем идет речь), она там работала, она мне рассказала все детали, как бы, по вытаскиванию информации.

И вот из этого был создан, написан образ, которого не существовало, и его сыграла блистательная Аглая Шиловская.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? У вас осталось 4 серии. Вы говорите, что у вас веселый фильм, веселый сериал, комедия. А насколько я знаю, вы говорили, что, в общем, ждут какие-то эпизоды из биографии ваших героев, которые заставят не только смеяться, а трагедия в конце?

А.СТЕФАНОВИЧ: Ну, трагедия – сильно сказано, потому что, я говорю, жанр этого, все-таки, такой водевиль или, там, мюзикл, или оперетта (мы так для себя ставили такую задачу). Абсолютно несерьезный, понимаете?

Но как во всякой истории любовной там всё это заканчивается мелодраматично. И я думаю, что женщины с платочками будут сидеть у экранов и жалеть о том, как расстались эти наши герои. А расстаются они так, как не придумаешь никогда, так, как в жизни было. Я рассказал довольно правдиво.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что. Спасибо сегодняшним гостям. Александр Стефанович, режиссер, Александра Волкова, актриса, Дина Гарипова, певица. Мы говорили о том, можно ли сыграть Примадонну, спеть за Примадонну или спеть как Примадонна. Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.

А.СТЕФАНОВИЧ: До свидания.

Д.ГАРИПОВА: До свидания.

А.ВОЛКОВА: До свидания.