Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2011

18 сентября 2011: Может ли телевидение решить проблемы большого города. Гость - Михаил Швыдкой

Посмотреть и послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/812128-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева, и как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях сегодня Михаил Ефимович Швыдкой. Здравствуйте, Михаил Ефимович.

М.ШВЫДКОЙ: Добрый вечер, здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: И говорить мы сегодня будем даже не столько как с президентом Академии российского телевидения, а сколько с ведущим новой программы, которая вышла на канале ТВ Центр «Человек в большом городе». Ну, думаю, к общим проблемам телевидения все равно придется вернутся?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, мы вернемся, я думаю, вообще и к общим проблемам телевидения, проблемам культуры, если захотим.

Е.АФАНАСЬЕВА: Конечно.

М.ШВЫДКОЙ: Куда мы денемся.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но начнем, все-таки, с вашей премьеры, потому что самое свежее впечатление у зрителей, которые смотрят ТВ Центр. «Человек в большом городе» - ток-шоу, посвященное проблемам больших городов и, в частности, конечно, Москвы. +7 985 970-45-45 – наш SMS-номер, вы можете задавать вопросы Михаилу Ефимовичу. Если вы уже посмотрели эту программу, то можете комментировать, наверное, предлагать какие-то темы. Сколько? Недели 2, наверное, в эфире программа, да?

М.ШВЫДКОЙ: Было 3 программы, и она идет по средам, и я думаю, что мы будем продолжать над ней работать. Во всяком случае, она идет, вышла 3 раза, уже снято еще 3 программы и мы продолжим съемки.

Е.АФАНАСЬЕВА: В чем идея? Ток-шоу существует, вы ведете одно из ток-шоу на канале «Культура» много лет успешно. Почему вдруг потребовалось, захотелось делать еще одно ток-шоу о проблемах города?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я думаю, что эта программа – все-таки, не ток-шоу в чистом виде. Потому что мы хотели сделать программу, во всяком случае когда ее замыслил Андрей Козлов, мы обсуждали ее, он ее обсуждал долго с каналом, потом я присоединился к этому обсуждению в какой-то момент. Мы хотели сделать программу о людях в больших городах, о том, как живут люди в больших городах, потому что, в общем, в городах сегодня живет большая часть населения нашей планеты – это 4 года как произошло тому назад: с 21-го, по-моему, мая 2007-го года городское население стало преваливать над сельским. А люди живут сложно очень в больших городах, и большие города влияют на многое – на то, как складываются семьи, на то, как люди проводят старость, ну и так далее, и так далее.

Поэтому, честно говоря, это рискованная история, потому что у меня была идея снять о каких-то самочувствиях, что ли, людей в этих больших городах, и вообще о том, как живут, ну, я ненавижу слово «простые люди» (просто ненавижу его, потому что простых людей не бывает), но как живут нормальные, обычные люди. Потому что мы сегодня смотрим телевизор: это либо политики, либо то, что называется, медийные лица, некая такая условная жизнь. А есть жизнь, которая начинается, ну там не знаю, с давки в метро, в автобусе.

Е.АФАНАСЬЕВА: А пробки наши любимые.

М.ШВЫДКОЙ: Ну да. Нет, дело не только в пробках – пробки это пробками. Но, вот, что люди чувствуют, сидя в пробках, вот что интересно? Как там... Это не программа, это не... Я все время говорил: «Ребят, самое страшное, если мы сделаем программу как курс повышения квалификации для работников коммунального хозяйства». Вот это было самое страшное для меня. А главное – сделать программу о людях, которые живут вот сегодня, что они чувствуют, какие проблемы у них существуют.

Е.АФАНАСЬЕВА: В этой программе Москва – это один из 4-х, как я понимаю, городов, в которых присутствуют представители тех городов и обсуждают проблемы. Эти города другие выбираются каким образом как спарринг-партнеры?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, ситуация простая очень. Это зависит, во многом, от того, сумели мы направить корреспондентов там, которые могут поснимать в этих городах, нашли ли мы интересных людей? Потому что эти города – это же города, представляющие столицы или не столицы разных стран. Мы должны найти человека, который хорошо говорит по-русски, потому что мы, в общем, переводить... Я много работал с иностранцами на телевидении, которых надо переводить – это не лучший, в общем, вариант. И не скрою, что подчас это случайно. Но как выясняется, вообще проблемы городов общие, как ни странно. Хотя, естественно, все по-разному, да?

Например, мы снимали программу о том, как существует семья в Афинах. Вот, греческая семья более устойчива, пожалуй, чем семья в Париже или семья в Нью-Йорке и даже, боюсь, чем семья в Москве.

Е.АФАНАСЬЕВА: А чем определяется? Город определяет или это, все-таки, национальная традиция?

М.ШВЫДКОЙ: Это национальная традиция, большая связь с деревней, которая, в общем, в Москве, пожалуй что, прервана. Надо сказать, что даже в таких странах крестьянских как... Пускай на меня не обижаются мои коллеги, но где связь с землей такая, более прочная, ну, например, Эстония, да? Или, наоборот, Азербайджан или Армения, да? Вот там связь с крестьянской большой семьей, с крестьянской средой очень важна – они ее культивируют, поддерживают. В мегаполисах, конечно, этого нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вот в пресс-релизе, который канал прислал мне, я посмотрела темы, которые сняли и которые снимаются – это и подростки в большом городе, молодежь, зрелость, старость в большом городе, семья, мужчины, еда, животные в большом городе и так далее. Вас какая тема заинтересовала? Вы как житель большого города какую тему хотели бы в первую очередь обсудить, а не как ведущий программы?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, я вообще такой, я – горожанин, в принципе, до мозга костей. И, конечно, меня как любого человека, наверное, интересует свой возраст. Вот, что такое, там, не зрелые уже люди, а, скорее, старые люди в больших городах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не кокетничайте, Михаил Ефимович. Зрелость назовем ваш возраст. (смеется)

М.ШВЫДКОЙ: Ну, зрелость в большом городе, что влияет на семейные отношения. Вообще, меня интересуют отношения людей в больших городах. В этом смысле там понятно, что животные в большом городе – это тоже отношение людей, потому что многое продиктовано либо...

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что в Лондоне везде стоят урны специальные для собачьих, извините, какашек. И каждый выходит со своим совочком.

М.ШВЫДКОЙ: Да, это верно. Но дело не только в этом. Ведь, животных заводят по разным причинам. Например, от одиночества. Вот, многие люди заводят животных, потому что им одиноко жить. А некоторые заводят животных для того, чтобы воспитывать детей. Появление домашнего животного в городе – это почти подвиг, поэтому это зачастую связано с какими-то внутрисемейными отношениями. Это достаточно интересно.

Ясно, что есть же проблемы такие... Ну, например, когда ты снимаешь еду в большом городе... Вообще не хочу вас огорчать, 80% людей получают удовольствие, там, в течение жизни от еды. Там некоторые думают, что от книг или там от занятий любовью, там, или чем-то еще, но, на самом деле, 80% - это рецепторы, которые отвечают на появление пищи в нашем организме. Вот, что мы едим, да? Вы не можете себе представить, как возникло сразу напряжение, потому что многие производители еды, когда узнали, что мы снимаем эту программу, очень резкую сделали такую стойку...

Е.АФАНАСЬЕВА: Конечно. У них же контракты с московскими сетями.

М.ШВЫДКОЙ: Но дело даже не в этом! В разных городах всё по-разному. И тем не менее, универсальная проблема, например, еды – она связана с тем, что мы едим нечто, что было изготовлено, ну, прямо скажу, не вчера и не позавчера, иногда и даже не в прошлом месяце, ну и так далее. Дальше не хочу продолжать, потому что мы все равно едим, живем.

Е.АФАНАСЬЕВА: А то есть не захочется, да. Ну, вот, я, например, думаю, вы сказали, что больше интересуют проблемы ближе к своему возрасту и все. Вот, как раз мне кажется, что крупные города, Москва сейчас для более молодых людей – она более удобна, ну, потому что они более динамичны, они привыкли, может быть, уже к такой системе и посещений мест отдыха, которые новые у нас появились, - бары, рестораны, все прочее, чего не было раньше. А, вот, люди как раз более старшего поколения – они все с трудом находят какую-то систему именно отдыха и развлечений. Они привыкли либо дома у телевизора сидеть, либо какие-то ограниченные возможности.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, понимаете, дело в том, что... Вот я приведу простой очень пример. На каком бы вы спектакле сегодня ни были, в каком бы концерте ни были самом замечательном, в половине десятого часть зала уходит, потому что это пожилые люди, которым надо далеко ехать из консерватории.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, метро же работает до часа ночи.

М.ШВЫДКОЙ: Страшно, далеко. Люди немолодые. В этом смысле...

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они что, уходят, не досмотрев спектакля?

М.ШВЫДКОЙ: Да, да, да! Не дослушав концерт, даже если он самый замечательный. И это связано именно с тем, что они живут в большом городе. И это связано с тем, что, например, для многих людей моего поколения и старше, естественно, вот, там, например, моя мама – она никогда не хотела уехать из той квартиры, которую она когда-то получила, работая на заводе Лихачева в медсанчасти. Я ей предлагал: «Давай приблизимся, как-то съедемся поближе друг к другу». Нет, вот перемещение в пространстве – это колоссальные проблемы для людей уже зрелого и старшего возраста, например. Ну, просто поменять квартиру – это целая проблема! А представляете себе, когда людей из центра переселяют, там, по тем или иным причинам, сносят старый дом и переселяют их в спальный район? Это меняется уклад жизни, который складывался там десятилетиями.

Вот это все интересно необычайно, и это, на самом деле, не очень отличает Москву от других городов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Михаил Швыдкой, он презентует нам на радио «Эхо Москвы» свою новую программу «Человек в большом городе», которую ведет теперь на канале ТВ Центр каждую среду, начиная с 31 августа. И мы больше говорим уже, собственно, о проблемах большого города, нежели чем о ток-шоу.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, понимаете, ток-шоу... А что говорить о ток-шоу?

Е.АФАНАСЬЕВА: А может ток-шоу что-то изменить? Вот, в чем главный вопрос. Потому что передачи о каких-то проблемах городских – их, наверное, в каждом городе более-менее достаточно. Вот как раз у нас человек на сайт заранее написал, написала Ромашка-2011: «На центральных каналах не видела специальные передачи, которые напрямую поднимают проблемы города, однако у нас в Уфе каждую субботу выходит программа Времечко на канале «Россия 1. Уфа» и полностью посвящена проблемам города Уфы и городов Башкирии». И дальше она пишет, что как раз в режиме онлайн действует все.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, замечательно. Люди вообще интересуются средой своего обитания.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, гораздо больше, чем глобальными проблемами.

М.ШВЫДКОЙ: Гораздо больше, чем остальным. Больше, чем глобальными проблемами, безусловно, и выигрывают там, во многом, на сегодняшнем телевидении часто не федеральные новости, а местные новости. Есть сельские телекомпании.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, конечно: мне же важнее, что на моей улице, чем что происходит.

М.ШВЫДКОЙ: Да-да-да. И сельские телекомпании, рассказывая о жизни села, тоже вызывают огромный интерес. Мы же показываем, наша программа отличается от других одним, с моей точки зрения. Это такое познавательное ток-шоу, я бы сказал. Потому что когда сидят представители 4-х городов, а ты смотришь репортаж из этих городов и ты начинаешь рассказывать, а каждый из них рассказывает о том, что происходит в городе, какие проблемы существуют... Мы начинаем сравнивать, мы начинаем что-то узнавать. Это не чистое ток-шоу, а это попытка вписать российские города в некий общемировой контекст.

Знаете, когда я узнал, что в Берлине, например, не хватает детских учреждений, я не могу сказать, что я порадовался этому – это было бы неправда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Злорадствовал.

М.ШВЫДКОЙ: Я не злорадствую никогда. Но я понял, что это некая проблема любого большого города, понимаете? И мы так легко списали со всех балансов, как принято говорить, заводских учреждений всю социалку, а в Германии, наоборот, они призывают, наоборот, все крупные корпорации заводить свои социальные учреждения – там, детские садики и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, конечно. Когда человек приезжает как турист в какой-то город, он не видит проблем – ему нравится там, замечательные достопримечательности, кафе. Особенно люди обычно и денег скопят побольше, чтобы поехать отдохнуть, посмотреть. А как любит говорить Ирада Зейналова, небезызвестная вам замечательная журналистка, не путайте туризм с миграцией. Когда человек начинает где-то жить, тогда всплывают все проблемы.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, естественно. Понимаете, вообще мы же плохо представляем себе города. Вот я сейчас, в частности, занимаюсь созданием Театра мюзиклов в Филях, в ДК Горбунова, знаменитом ДК Горбунова и мы начали изучать окрестную ситуацию. Вот, недавно я встречался с очень умным, интересным человеком, префектом этого Западного округа, и мы обсуждали ситуацию, какие культурные учреждения есть в огромном общем районе, Выясняется, что все сконцентрировано, в принципе, в центре. И это тоже проблема большого города. Потому что если мы посмотрим, например, Токио, то вы увидите, там по периметру города построено 6 или даже уже 8 сегодня больших концертных залов. То есть людям для того, чтобы услышать музыку, не надо ехать в центр города. А это город, который не больше, чем Москва сегодня, во всяком случае.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю наш SMS-номер +7 985 970-45-45 – мы говорим сегодня с Михаилом Ефимовичем Швыдким, в первую очередь о его новой программе «Человек в большом городе» на канале ТВ Центр. Все-таки, кому адресована больше эта программа? Она адресована тем, кто в городе живет, или тем, кто им управляет?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, у нас такая игра, что мы создаем некий рецепт идеального города.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кому вы его прописываете?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, мы его будем посылать... Вот мы сейчас думали, все-таки, мы будем его посылать мэрам тех городов, которые участвуют в каждой конкретной передаче. Потому что, действительно, есть проблемы, которые иногда не замечаются управленцами. Они важны людям, да? Но управленцам нужны вещи, как бы, известные – чтобы работала канализация, чтобы шла вода, чтобы было тепло, чтобы было электричество и так далее. И до каких-то таких нюансов и тонкостей подчас управленцы не доходят именно потому, что они занимаются большими проблемами, такими, городскими.

Е.АФАНАСЬЕВА: А можете привести уже пример? Вот из тех программ, которые вы записали, какой рецепт, например, вы собрались выслать по той или иной теме руководству городов?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, ведь, есть вещи разные. Ну, например, вот когда мы говорили о семье, то выяснилось, что для того, чтобы семья была устойчивой, то очень много вопросов надо решать с детьми и с людьми самого старшего поколения. Вот, для того, чтобы люди, которые в таком активном возрасте находятся, нужно снять с них некоторые заботы. И, вот, в рецепте было и бесплатное обучение детей в музыкальной школе... Например, вот странно, да? Для сохранения семьи люди говорили, что детей надо чем-то занять, нужно обеспечить старшее поколение социально, тогда нагрузка на семью будет меньше.

Вот, мы об этом редко думаем. Мы думаем, что надо решать проблемы, непосредственно апеллируя в этой возрастной группе. Ан-нет, получается по-иному все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжим разговор с Михаилом Ефимовичем Швыдким в программе «Телехранитель» после выпуска новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии – Елена Афанасьева, в гостях сегодня – Михаил Ефимович Швыдкой. Начали мы программу с разговора о его премьере, о передаче «Человек в большом городе», которой 3 выпуска уже прошло на канале ТВ Центр, и продолжается работа над этим проектом. Говорим мы, соответственно, об этой программе, а также много вопросов, которые связаны и вообще с телевидением, и с другими проектами, в которых Михаил Ефимович участвует. Вот, например, человек с ником Арб40 спрашивает: «Как оцениваете новый новостной канал для Москвы?» Пишет, что его измучили информацией о пробках: «Когда я еду, я не смотрю телевизор, а когда смотрю, то никуда не еду. Странно, что редакторы этого не понимают».

М.ШВЫДКОЙ: Ну, видите ли, очень часто, например, когда мы ездим, я звоню либо своим помощникам, либо...

Е.АФАНАСЬЕВА: «Посмотрите, что с пробками».

М.ШВЫДКОЙ: «Посмотрите, что с пробками», и они смотрят с удовольствием. Вообще я думаю, что канал информационный для Москвы в высшей степени важен, потому что людям важно знать, повторю, среду, в которой они живут, важно понимать, что происходит в городе, и это в высшей степени полезно. Ну, поглядим, как он себя оправдает, хотя, вот, ясно совершенно, что одним из самых успешных проектов нашего телевидения были «Вести 24» - новостной канал, который делает ВГТРК, и понятно, что люди хотят знать информацию.

Е.АФАНАСЬЕВА: Забыла напомнить еще раз SMS-номер +7 985 970-45-45 – пожалуйста, задавайте свои вопросы Михаилу Ефимовичу, можете комментировать как программу «Человек в большом городе», так и другие проекты, которые Михаил Ефимович ведет, и вообще можете задавать разные вопросы. Насколько я помню, Михаил Ефимович никогда не отказывался отвечать.

Вот, например, есть вопрос, который пришел на сайт заранее: «Как вы прокомментируете ситуацию с отвратительными заказными фильмами про Ройзмана и фальсификацию интервью Дымарского? Ведь, люди в больших городах обладают интернетом и альтернативными источниками информации. Именно в больших городах многие не доверяют телевидению и тележурналистам.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, видите, в чем дело? Действительно, когда появляются альтернативные источники информации... Что значит «альтернативные»? Есть каналы, которые прямо или опосредованно принадлежат государству, и государство излагает свою точку зрения на те или иные проблемы. Когда я говорю «государство», понятно, что это может быть и президентская администрация, в которой я отчасти работаю, и другие правительственные структуры. И, естественно, люди, которые делают эти программы, понимают, что их будет смотреть какая-то часть аудитории, а другая часть аудитории, посмотрев эти программы, будет пользоваться интернетом, читать газеты и так далее. Поэтому я к этому отношусь достаточно трезво, понимая, что сегодня есть возможность значительно большая, чем, скажем, 25 лет тому назад получать информацию, ну а дальше делайте выводы сами, что называется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос от Ларисы: «Здравствуйте, Михаил. Какие программы на ТВ вам нравятся и вы считаете полезными? Остались ли еще такие? И не лучше ли развивать распространение интернета по стране?»

М.ШВЫДКОЙ: Видите, я считаю, что, безусловно, интернет надо распространять, развивать это великое открытие конца XX-го столетия. Но вы знаете, много мы разговариваем с коллегами журналистами сегодня о социальной журналистике, о том, что сегодня люди, как бы, выходят в интернет и становятся сами источником информации, выходят Вконтакт, занимаются блогами и общаются с помощью твиттера. Но моя позиция тут очень простая. Все-таки, за СМИ, за редакцией есть некий взгляд – это может быть взгляд какой-то политической партии, это может быть взгляд какого-то государственного института или это может быть взгляд, условно говоря, независимой группы журналистов. Но мы понимаем прекрасно, что они ответственны за эту информацию.

Интернет – это море очень часто непроверенной и достаточно свободно в этом смысле интерпретируемой и интерпретирующей разные события информации. Повторю, я – сторонник того, что нужно развивать все возможные СМИ. Вопрос в том, сохранятся ли печатные, но это уже отдельная тема.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Вы будете как-то отслеживать свои рекомендации мэрам городов, где снимали сюжеты?» - интересуется Дмитрий из Екатеринбурга. Это, вот, снова возвращение к «Человеку в большом городе».

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, мы, конечно, хотим вступить в некую такую обратную связь с администрациями, потому что, еще раз повторю, люди иногда предлагают какие-то идеи, о которых никто не думает. Сейчас это довольно распространено сегодня, кстати сказать, это в интернете проводятся такого рода вещи, когда вдруг открытия в физике совершают пекари, в химии – парикмахеры. Понятно, что это очень тяжелая работа просеивать кучи и тонны песка, чтобы получить бриллиант, но это бывает иногда. Люди ж сами живут в городе, они сами острее чувствуют, что нужно, что не нужно.

Е.АФАНАСЬЕВА: О других ваших проектах Дмитрий интересуется: «Что с программой «Приют комедиантов»? Какова ее судьба?»

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, «Приют комедиантов» нашел себе приют на канале ТВЦ. Мы будем выходить, видимо, в ежемесячном режиме. Во всяком случае, начиная следующий сезон, канал пригласил нас к сотрудничеству и мы будем выходить регулярно.

Е.АФАНАСЬЕВА: «От «Призрака оперы» какое впечатление осталось?» - интересуется Дима.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, как от «Призрака оперы».

Е.АФАНАСЬЕВА: Деликатно высказался Михаил Ефимович.

М.ШВЫДКОЙ: Нет, это такой, неплохой, мне кажется, проект, живой. И он даже в каком-то смысле привлекает людей к тому, что можно слушать классическую музыку. Это совсем не плохо, на самом деле. Просто, естественно, что в этой игре я всегда восхищаюсь отваге исполнителей эстрадных, которые идут на этот риск, потому что это большой риск, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А не было там за кулисами историй, когда они думали, зачем они пошли? Такой огонь и шквал критики.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, возможно-возможно, потому что... Ну, вообще нелепо такие проекты, нельзя сравнивать. Ну, может быть, условно говоря, только Лещенко Лев Валерьянович, который прошел, получил серьезное образование в ГИТИСе и который занимался оперным театром, во всяком случае, в студенческие годы и работал в московской оперетте, есть навык исполнения оперных произведений. А у других их нет, и надо сказать, что я как раз в этом смысле в высшей степени положительно отношусь к тому, что люди, уже имеющие репутацию, там, ведущих эстрадных певцов, рискнули спеть оперные партии. Нельзя их сравнивать с Еленой Васильевной Образцовой или там с Маквалой Касрашвили, или с Хиблой Герзмавой. Ну, это бессмысленно совершенно. Они понимали, на что они шли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивают: «Михаил Ефимович, появится ли в новой ТЭФИ хоть одна номинация, за которую могут голосовать зрители? Давно пора сделать как и трансляцию в интернете», - Эл (подпись).

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я, честно говоря, об этом не думал, потому что, в принципе, ТЭФИ – это премия профессионалов для профессионалов, этим она отличается. Но это уже не первый раз задается такой вопрос – надо подумать, что мы можем здесь сделать. Для этого я должен вынести это на правление, на совет учредителей. Это процедура. Президент Академии нашей – человек с достаточно ограниченными возможностями, но с огромным количеством обязанностей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но трансляция в интернете, наверное, достаточно проще.

М.ШВЫДКОЙ: Трансляцию в интернете – это сделать проще, чем решить вопрос о премии зрителей, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю, ТЭФИ развивается и, вот, будет скоро, даже не знаю как, фестиваль или конкурс ТЭФИ Содружество. Что это такое?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, это не конкурс, это фестиваль. Мы соберемся в Киеве накануне 6-го уже по счету форума творческой и научной интеллигенции стран содружества и обменяемся лучшими, покажем друг другу лучшие программы, посвященные историко-культурным проблемам наших стран.

Вообще, телевидение наших стран общается не очень активно, то есть обмениваются информацией и так далее, поддерживают друг друга.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, по-моему, украинские сериалы у нас идут активно, а наши – там.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, разумеется. Но это нечто иное. Профессионалы мало общаются, и я думаю, что это будет полезно. Во всяком случае, нам бы хотелось, чтобы этот формат сохранился и впредь. Конкурс – я против конкурса в таком случае, потому что все работают в разных обстоятельствах и, в общем, это, вероятно, ни к чему хорошему может не привести. А фестиваль, разговор профессиональный...

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть просто разные страны содружества покажут свои работы.

М.ШВЫДКОЙ: Представляют свои работы, связанные с историко-культурным наследием, и мы обсудим, потому что едет серьезная группа телевизионных критиков, в частности там Ирина Петровская и ряд других, которые будут обсуждать эти работы, и мы, я думаю, полезно для всех проведем это время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег интересуется: «Как вы оцениваете перспективы развития телеканала Игоря Угольникова, канала союза России и Белоруссии?»

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, Игорь Угольников показал, что он – человек талантливый. Не случайно он был, скажем, продюсером «Брестской крепости», картины, которая в высшей степени серьезной получилось – ее поставил режиссер Кот. И он вообще... Я помню его еще по студенческим их выпускным спектаклям – он был человеком в высшей степени талантливым.

Это тяжелый проект, с моей точки зрения, тяжелый в силу разных обстоятельств. Мы живем в странах близких, братских, но события и, так сказать, происходящее в наших странах не синхронно совсем. И делать такой канал позитива довольно сложно.

Но я вам хочу сказать, что, как ни странно, при том обилии информации, который есть в интернете, где угодно ее можно черпать (на радио, в телевидении и так далее), вообще плохо понимаем, как мы живем с соседями. Мы плохо знаем Украину... То есть мы знаем какие-то острые повороты внутренней политики Украины.

Е.АФАНАСЬЕВА: Газового конфликта.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, хотя бы газового конфликта, отслеживаем, следим все за судьбой Юлии Тимошенко и так далее. Но как живут люди, что с ними происходит, какой культурный контекст? Мы вообще про это плохо знаем. Ровно так же, как и с Белорусами. Там главный вопрос сейчас, конечно, был связан с проблемой, с судьбами людей, которые оказались после выборов в заключении и так далее, и проблемы экономические обсуждались в российской прессе. Но как живут люди, чего происходит там в реальной такой, повседневной жизни – этого мы знаем, в общем, недостаточно, с моей точки зрения. Поэтому у такого канала есть перспективы, я считаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я еще раз напомню SMS-номер +7 985 970-45-45. Если мы успеем, мы примем звонки по телефону 363-36-59. Из тех смсок, которые приходят, несколько вопросов по поводу программы «Жизнь прекрасна» - вернется ли она когда-нибудь?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, это вопрос к продюсерам каналов, потому что ее закрыли по обоюдному согласию группы СТС, канал «Домашний». Хотя я о ней скучаю, я, в общем, о ней все время думаю, потому что мне кажется, что это удачный формат, тем более, что он растиражирован сейчас на других каналах. Значит, он был удачным (вот скажем так). Поэтому, скажем, даже, вот, «Человек в большом городе» - мне не очень, может быть, все там нравится, как сейчас все происходит, мне не хватает некоторой, может быть, остроты. Хотя, я – противник крика вообще на телевидении, я считаю, что это... Ну, это не лучшее, что вообще существует в человеческой натуре. И тем не менее, мне, конечно, хочется вернуться в том или ином виде к этому формату «Жизнь прекрасна» - я просто его очень люблю. И люди, вроде, его любят. Тут меня до сих пор спрашивают, почему она не выходит в эфир.

Е.АФАНАСЬЕВА: Значит, это такой мессадж телевизионным руководителям...

М.ШВЫДКОЙ: Нет-нет-нет, избави бог.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, не от вас, а от слушателей наших и зрителей.

М.ШВЫДКОЙ: Я настолько сейчас занят, повторю, театром и теми программами, которые надо доводить до ума (я считаю, что мы будем доводить до ума программу «Человек в большом городе»), поэтому сейчас пока об этом речи нет. Но... Но хочется. Я люблю петь, понимаете? Хочется петь не только в ванной, что называется.

Е.АФАНАСЬЕВА: (смеется) +7 985 970-45-45, и дозванивайтесь, пожалуйста, код Москвы – 495, 363-36-59. Вот у нас есть первый звонок, давайте попробуем его принять. Добрый вечер. Как вас зовут, добрый вечер?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Юрий. Здравствуйте, Михаил Ефимович.

М.ШВЫДКОЙ: Добрый вечер, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Когда-то мы с вами пересекались, я когда-то у Бориса Николаевича Любимова работал заместителем в музее Бахрушина. Михаил Ефимович, всегда удивлялся, как вы все успеваете и будучи министром, и главой Роскультуры? И вот сейчас настолько... Я слушаю передачу – настолько разная и государственная деятельность, и ТЭФИ. Вот это как можно объять необъятное? Спасибо вам большое.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо большое. Ну, Козьма Прутков говорил, что нельзя объять необъятное. Но вы знаете, я вдруг в какой-то момент почувствовал, что у меня очень мало времени осталось активной жизни, активной деятельности. И я понял, что надо поменьше спать и побольше работать, вот и все. Других рецептов не существует.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но, все-таки, до бесконечности сокращать время сна невозможно.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, 3-4 часа достаточно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это какой-то такой тогда, уникальный феномен физиологический.

М.ШВЫДКОЙ: Пока – да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз есть вопрос, который по SMS пришел, правда, без подписи: «Правда ли, что вы написали диссертацию по фильму Гринуэя «Повар, вор, его жена и любовник»?»

М.ШВЫДКОЙ: Нет-нет-нет, я писал диссертацию о Бернарде Шоу и Томасе Эллиоте, а потом уже вторую диссертацию, докторскую о проблемах гуманизма в мировом театре.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так. Еще звонок, 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Максим меня зовут.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Максим.

М.ШВЫДКОЙ: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой. Могли бы вы прокомментировать, ваше мнение по поводу происходящего с ГАСО и Горинштейном, и вообще по поводу письма открытого от деятелей искусства в поддержку его? Спасибо.

М.ШВЫДКОЙ: Понятно. Ну, это тема, которая не сходит сейчас с полос газет и с самых разных радиостанций. Я напомню нашим радиослушателям, что дирижер Марк Горинштейн, который 9 лет руководит оркестром, вот в этот юбилейный сезон (а Госоркестру – 75 лет) в этом сезоне вызвал такую, резкую реакцию со стороны ряда музыкантов, и начался такой тяжелый конфликт.

У меня отношение к подобного рода конфликтам достаточно однозначное. Да, с одной стороны, в любом конфликте, ну, виноваты всегда 2 стороны – это и в семейных конфликтах, и в творческих то же самое. На руководителе лежит большая ответственность. Но примечательно, что речь идет там о характере музыканта, о характере дирижера, но никто не говорит о том, что этот оркестр, который был руинирован 9 лет тому назад, стал одним из, действительно, серьезных и ведущих коллективов и России, и мира.

Кроме того, знаете, дирижеров голосованием выбирают в западных коллективах – так бывает, да? Но там совершенно другая практика.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это так, как у нас когда-то и директоров заводов выбирали.

М.ШВЫДКОЙ: Да-да-да. Но там другая практика жизненная, и в этом смысле я думаю, что такие профсоюзные методы работы с лидерами – они не лучшие. Еще раз повторю, здесь меньше всего говорят о творчестве – говорят о каких-то, действительно... Знаете, дирижеры – люди непростые, и отношения дирижера и музыкантов Феллини запечатлел замечательно в своей картине.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.

М.ШВЫДКОЙ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Это Дмитрий, добрый вечер...

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, откуда вы, Дмитрий?

СЛУШАТЕЛЬ: ...Елена, Михаил Ефимович. Вы знаете, Михаил Ефимович, я по поводу голосования насчет ТЭФИ – это я слышал. А скажите, пожалуйста, почему ТЭФИ сейчас не показывают по федеральным каналам, а то по Пятому, по СТС? Вы знаете, не у всех они есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, спасибо, Дмитрий, спасибо за вопрос.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо большое, я вам признателен. Вот, должен сказать, что мы сейчас ведем переговоры и такое, предварительное согласие я получил от Константина Львовича Эрнста. Мы будем проводить национальный ТЭФИ 29 мая 2012 года в Большом театре, в обновленном историческом здании Большого театра (очень хочется мне, чтобы это было именно так, потому что мне очень хочется просто, чтобы поняли, что Академия жива и ТЭФИ жив, и это потребность сообщества).

Е.АФАНАСЬЕВА: И чтобы праздник был праздником для телесообщества.

М.ШВЫДКОЙ: И чтобы праздник был праздником. И предварительное такое согласие Константина Львовича Эрнста мы получили. Так что мы постараемся удовлетворить и эту потребность публики.

Е.АФАНАСЬЕВА: Какова ситуация сейчас с конкурсом ТЭФИ Регион, на котором была очень странная история, когда вдруг не Академия телевидения получила грант от Министерства печати, который обычно получала на проведение своего конкурса, а какая-то странная компания, которая никаких прав на ТЭФИ не имеет?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, это повсеместное явление. К сожалению, сейчас выигрывают не только эти конкурсы, но и другие, не только в Роспечати, но и в других ведомствах конкурсы компании, которые никакого отношения не имеют. Потому что закон об аукционах и тендерах таким образом устроен, что кто дает меньшую цену за проведение, тот и выигрывает.

Е.АФАНАСЬЕВА: А если я сейчас дам меньшую цену за строительство какого-то небоскреба, меня никто не спросит, что я его строить не умею?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, типа, даже не спросят... Ну, во всяком случае, я вам должен сказать...

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что я вообще не знаю, как кирпичи складываются.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, таков закон.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потрясающий закон.

М.ШВЫДКОЙ: Что называется, мы потеряли на этом очень большие деньги. Поэтому сейчас мне приходится искать у разных спонсоров и так далее, но, естественно, ТЭФИ Регион мы проведем в любом случае.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть эта организация, которая предложила, якобы, меньше денег, она ее провести не может?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, она предложила в 3 раза меньшие деньги. Провести она ее не может по одной простой причине...

Е.АФАНАСЬЕВА: Что у нее хотя бы нет прав на это.

М.ШВЫДКОЙ: Нет, дело в том, что в любом конкурсе ТЭФИ Регион надо вручать статуэтки скульптурные ТЭФИ, нашего приза, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, бронзового Орфея.

М.ШВЫДКОЙ: Вот, вручить ТЭФИ, бронзового Орфея никакая другая организация кроме нас не может. Поэтому когда организации пишут на конкурс, что они могут вручить эти статуэтки, они совершают определенный подлог.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть закон устроен таким странным образом: если они даже не имеют права, но они все равно имеют право выдвинуться и срубить вам деньги.

М.ШВЫДКОЙ: Ну... Знаете, как писал Эрдман, сейчас свобода – сумасшедшие дома отменили. Ну, вот, этот... Ну так, ну что я могу сделать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вы ничего не можете, но, вероятно, все-таки, те, кто писал закон об аукционах, должны были немножко подумать.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, я написал письмо и в ФАС, и в Минэкономики, и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. «Что такое «исторический Большой театр»?»

М.ШВЫДКОЙ: Историческое здание Большого театра – это то здание с колоннами и с колесницей Аполлона.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что есть еще новая сцена, да.

М.ШВЫДКОЙ: Потому что есть еще новая сцена, на которой, собственно, сейчас труппа Большого театра и работает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Давайте, наверное, последний на сегодня звонок попробуем принять. 363-36-59, добрый вечер.

М.ШВЫДКОЙ: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, здравствуйте. Ирина, Москва.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Ирина.

СЛУШАТЕЛЬ: Дорогие собеседники, скажите, пожалуйста, вот неделю назад был юбилей Гарри Бардина. И вы знаете, телевидение практически кроме «Линии жизни» 5-летней давности его никак не отметило. Могли бы дать ретроспективу его чудесных мультфильмов, которые несут добро, мораль, человеческие чувства. Зато Розенбаума по 2-м центральным каналам с его «Гоп-стопом» праздновали безумно, ну, с плясками и так далее. Почему так к доброте у нас относятся? Спасибо.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо за, ну, такое напоминание. Действительно, у Гарри Бардина был юбилей, его поздравляли, его отмечали там на разных каналах в информационных программах, безусловно. Но, вот, сделать ретроспективу – я думаю, что это под силу, пожалуй что, каналу «Культура». Хотя, я должен сказать, что его мультипликационные картины пользуются успехом у широкой аудитории. Ну, знаете, я думаю, что самое главное – верить, все-таки, в то, что к добру у нас относятся хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, я просто могу сказать, что не только Розенбаума юбилей отмечали. Сегодня был замечательный документальный фильм к юбилею Норштейна на Первом канале. Так что, в общем, это не факт, что только...

М.ШВЫДКОЙ: Нет, ну, кстати сказать, не надо уж так на Александра Яковлевича, что называется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Он теперь уже почти классик по сравнению с тем, кто нынче поет.

М.ШВЫДКОЙ: Он свою роль в такой популярной культуре играет такую, очень важную.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, Михаил Ефимович. Тогда, наверное, все-таки, придется спросить. Раз мы начинали сегодня с «Человеком в большом городе», посвятили этой программе большую часть нашего эфира, то какие темы ждать в ближайших выпусках?

М.ШВЫДКОЙ: Мы хотим, так, с одной стороны расширить круг тем, с другой стороны, все-таки, их сузить. Ну, когда ты говоришь о семье в большом городе, а семьи разные – богатые, бедные, среднего достатка. Это тоже очень важно. В ближайших темах будет, вот, тема еды в больших городах, что мы едим. Я считаю, что это важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть лучше не смотреть, а то вообще...

М.ШВЫДКОЙ: Нет-нет-нет, это будет трогательно вполне.

Е.АФАНАСЬЕВА: Трогательно? Обещаете?

М.ШВЫДКОЙ: Да, будет программа, посвященная образованию в больших городах, что это такое. Потому что сегодня даже в маленьких городах есть филиалы университетов, просто мы даже не знаем, какое количество. Будет тема, посвященная... Как мне кажется, она в высшей степени важна, вот, гендерным проблемам. Что такое мужчина в большом городе? Как он живет? Что такое женщина в большом городе?

Е.АФАНАСЬЕВА: А он отличается от мужчины в маленьком городе?

М.ШВЫДКОЙ: Конечно! Очень.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да?

М.ШВЫДКОЙ: Совершенно другие... И женщины отличаются. Совершенно другие.

Е.АФАНАСЬЕВА: А какие родовые, видовые признаки другие?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, есть одна вещь очень важная. Большие города предполагают анонимность жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, здесь можно существовать – тебя никто не знает.

М.ШВЫДКОЙ: Да, и тебя никто не знает, и это хорошо и плохо одновременно. И у мужчин колоссальные перегрузки в больших городах.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у женщин?

М.ШВЫДКОЙ: Не, и у женщин тоже. Но выход из этих стрессов очень разный у мужчин и женщин. Ну, все бегают трусцой, но есть еще какие-то специфические возможности. И это... Мне кажется вообще... Я еще раз хочу сказать, что меня очень интересует состояние человека, маленького, большого, взрослого и пожилого в большом городе, и как на него влияет... Ну, скажем, мы сидим с вами, окутанные электричеством, да? Вот, когда я хочу сделать программу об электричестве в большом городе или о музыке в большом городе, то это не программа о том, как работают электросети и куда можно пойти. А мы же живем, например, постоянно пронизываемые электричеством.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

М.ШВЫДКОЙ: Вот, что с нами происходит в это время?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ужас происходит.

М.ШВЫДКОЙ: Да, что-то происходит, на самом деле. Вот, так же мы живем в потоке музыкальном.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в каком шуме мы живем. Потому что когда уезжаешь куда-то в лес, там тебе тишина.

М.ШВЫДКОЙ: Да. А вы понимаете, что люди, которые живут в деревне, по-другому слышат? Это ж тоже очень интересно. Вот такие вот вещи будем обсуждать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что же, это Михаил Ефимович Швыдкой, мы представляли его новый проект «Человек в большом городе», который выходит на канале ТВ Центр. Спасибо, Михаил Ефимович.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо вам за то, что пригласили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Елена Афанасьева, прощаюсь с вами, до следующего воскресенья, до свидания.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо большое.