Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2005

20 ноября 2005: Итоги ТЭФИ 2005. Гость - Владимир Познер

ТЭФИ-11: все тайны поименного голосования.
Е. АФАНАСЬЕВА
Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда, каждое воскресенье мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким телевидение будет сегодня и завтра. И событием этой недели, естественно, была премия ТЭФИ, 11-я церемония, разделенная на два этапа, когда вручались профессиональные призы телевизионщиков в номинациях «Профессии» и «Лица», в среду и в пятницу, и говорить об этой церемонии и обо всем, что связано с ТЭФИ и оценкой профессионалов профессионалами, мы будем сегодня с президентом академии телевидения Владимиром Владимировичем Познером. Добрый день, Владимир Владимирович.
В. ПОЗНЕР
Добрый.
Е. АФАНАСЬЕВА
Добрый. Вопросы, которые, я сразу скажу наши координаты, чтобы могли задавать вам вопросы слушатели, 725-66-33, это у нас эфирный пейджер, достаточно новый, кто еще не успел запомнить, 725-66-33. Во второй части программы, как обычно, вы сможете задать вопросы Владимиру Владимировичу по телефону и во второй же части программы будет викторина. В качестве призов сегодня пять ответивших правильно наших слушателей смогут прийти в следующее воскресенье в студию программы «Времена» и посмотреть живьем процесс того, как делаются программы «Времена», посидеть на трибуне для зрителей. И плюс к этому фонд академии телевидения предоставил призы от своих спонсоров, это конфеты и чай, так что подсластим вам, уважаемые слушатели, разговор о телевидении, может быть, не совсем сладкий. Это все во второй части передачи, сейчас можете задавать свои вопросы, высказывать свои мнения, я думаю, что многие слушатели видели церемонию в записи на канале «Россия», что вам показалось интересным, что неинтересным, с чем вы не согласны, а пока начнем все-таки об этом говорить с Владимиром Владимировичем. По Интернету уже пришли многие вопросы, и несколько вопросов звучат, так или иначе, таким образом, Ринат из Самары – скажите, пожалуйста, в чем состоит престиж награды ТЭФИ. Есть еще другие вопросы, которые, так или иначе, формулируются, зачем это нужно, есть ли необходимость вручать, например, награды ТЭФИ или такой необходимости нет?
В. ПОЗНЕР
Вы знаете, я думаю, что нет необходимости вообще в каких-либо наградах, можно не вручать, и государственные премии можно не вручать, и Нобелевскую можно не вручать, хотя много денег, это было бы обидно. Но, в принципе, нет никаких причин, почему.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но ТЭФИ не денежная премия, там нет составляющей.
В. ПОЗНЕР
К счастью, как раз, к счастью. Я думаю, что смысл этого заключается в том, это профессиональная премия, это оценка, которую тебе дают твои же товарищи по индустрии, по работе, и всякому человеку, в том числе, как известно, и кошке, доброе слово приятно. В данном случае, это доброе слово, это оценили твою работу. Ни у кого денег мы не отнимаем, это наш профессиональный праздник. Я не очень даже понимаю, почему возникает вопрос, нужно ли это или не нужно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тот буклет, который академия подготовила к церемонии этого года, руководители разных каналов, учредители академии, высказывали свои мнения насчет того, что же такое телевидение, что такое ТЭФИ. Я позволю себе, т.к. слушатели этот буклет не видели, несколько отрывков зачитать. Например, Олег Попцов, приз ТЭФИ – это ярмарка тщеславия, так, Александр Роднянский, приз ТЭФИ, руководитель СТС, временный и шаткий компромисс профессионалов диаметрально противоположных убеждений, Владимир Ханумян, исполнительный директор СТС, считает, что приз ТЭФИ – это поощрительный приз за уже полученное удовольствие от успешно проделанной работы. Ирена Стефановна Лесневская, теперь уже экс-глава холдинга RenTV, считает, что телевидение – это зло, а приз ТЭФИ – это признанное и меньшее зло. Роман Петренко, руководитель ТНТ, считает, что приз ТЭФИ – это культурный арбитр нашего телевидения, спасибо академикам за то, что в тяжелой борьбе с искушениями и личными интересами они выбирают лучших. А Владимир Кулистиков, руководитель НТВ, считает, что приз ТЭФИ – это знак, что телеакадемики либо слышат о вас впервые, либо относятся к вам как к безобидному травоядному, либо считают ваш талант стихийным бедствием, противостоять которому бессмысленно. К чьему мнению вы бы присоединились или у вас собственное, Владимир Владимирович?
В. ПОЗНЕР
Во-первых, у меня, конечно, есть собственное. Здесь, конечно, мои коллеги упражняются в остроумии и острословии, и на здоровье. И вообще надо к себе относиться, я считаю, с юмором и скептически, не слишком пафосно, но, на самом деле, приз ТЭФИ – это все-таки оценка работы. Это планка какая-то, это хорошо, это хорошая работа. Я думаю, что при всем остроумии и даже при всей иронии нет человека, который бы не обрадовался, когда он получает ТЭФИ. Я лично таких не знаю.
Е. АФАНАСЬЕВА
Даже самые признанные и известные профессионалы обычно бывают очень рады.
В. ПОЗНЕР
Очень, очень, несомненно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте поговорим, мы назвали сегодняшнюю тему программы «Все тайны поименного голосования», потому что в этом году впервые голосование было поименным. Я очень кратко напомню тем слушателям, которые не так детально, как мы с вами следим за процессом голосования в академии, что первые годы долгие академики голосовали тайно, закрытым голосованием, они ставили галочки в переданных им списках троек, компания «Эрнст энд Янг» подсчитывала, тщательно хранила. Вы всегда подчеркивали, что никто до момента разрывания конверта не знает.
В. ПОЗНЕР
Так оно и было.
Е. АФАНАСЬЕВА
Этого. Потом решили внести драйв в церемонию, ввели голосование в зале пультами, это длилось два года.
В. ПОЗНЕР
Два года.
Е. АФАНАСЬЕВА
Позапрошлый и прошлый. И в этом году, т.к. голосование пультами было достаточно стихийным и очень много было, может быть, совпали сезоны, как вы считаете, почему совпало с тем, что говорили о протестном голосовании, о корпоративном голосовании, голосовании вопреки.
В. ПОЗНЕР
Это все так, два года назад, как раз когда говорили о корпоративном, вернее, о протестном голосовании, это был тот год, когда Первый канал не получил ни одного ТЭФИ.
Е. АФАНАСЬЕВА
Именно когда голосовали вживую, потому что накануне была церемония закрытая, то, что сейчас называется «Профессией», на закрытой вы проголосовали тайно, и там у Первого канала было достаточно большое, как всегда, они лидировали.
В. ПОЗНЕР
Правильно, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
А на второй части, когда голосовали в зале, они не получили одной статуэтки, да.
В. ПОЗНЕР
И было понятно, что здесь что-то происходит и неслучайное явление. В прошлом году было чуть лучше, но все равно сильно чувствовалось корпоративное давление.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ни один из начальников в прошлом году ни одного из крупных каналов не пришел.
В. ПОЗНЕР
Да, не пришел, и поэтому в этом году, когда пытались какой-то выход из этого, в общем, неприятного положения, Константин Эрнст предложил открытое голосование и был поддержан Добродеевым, после чего…
Е. АФАНАСЬЕВА
Руководители Первого и Второго канала, соответственно.
В. ПОЗНЕР
Совершенно верно, потом были разосланы письма всем членам академии, 129 человек, с вопросом, вы за или против открытого голосования. Против высказались только 12 человек, для меня это было неожиданно, я думал, что гораздо больше будет против. И как мне представляется, конечно, не только мне, это открытое голосование и смена группы 12 выборщиков, которые, одна группа за некоторые номинации, потом следующая группа, другие.
Е. АФАНАСЬЕВА
5-6 номинаций и менялись.
В. ПОЗНЕР
Эти смены и это открытое голосование дали гораздо более приемлемый, скажем так, результат, на мой взгляд, чем было до сих пор. И кстати говоря, в этом году и в самом зале настроение было гораздо более, как вам сказать, доброжелательное, в какой-то степени даже домашнее, чем в прошлые годы. Люди были более улыбчивыми, как-то охотнее аплодировали, что-то произошло.
Е. АФАНАСЬЕВА
А чем вы это объясните? То, что не надо подозревать всех коллег в том, что они против тебя, ты конкретно знаешь, кто за, кто против, или почему?
В. ПОЗНЕР
Я думаю, что люди взрослеют элементарно.
Е. АФАНАСЬЕВА
В общем, уж не маленькие ваши коллеги-академики.
В. ПОЗНЕР
Понятно, тем не менее, возникает понимание того, что довольно стыдно на себя смотреть со стороны, когда у вас такая кислая мина, когда вы не можете улыбнуться победе соперника, когда вы покидаете зал, потому что не вы победили и т.д., все-таки люди поддаются улучшению. И мне кажется, что это происходит. Плюс тот факт, что открыто голосовали, это тоже очень позитивно, что люди не боялись, я так голосую публично, пожалуйста, смотрите. В этом был плюс.
Е. АФАНАСЬЕВА
Когда эта система задумывалась, каюсь, мне казалось, что скандалов вокруг поименности голосования будет много. Может быть, это сказывался мой опыт давней работы парламентским корреспондентом, когда в думе после открытых голосований все бежали и брали распечатки, потом сверяли, кто же там за кого, это до того, как все встроила партия власти, когда все голосуют теперь единогласно. И в этом году мы посмотрели, в общем, ничего неожиданного я для себя не увидела, я и мои коллеги, пишущие о телевидении, достаточно внимательно конспектировали, записывали фамилии академиков, кто за кого. И я, по-моему, насчитала два случая, когда кто-то из академиков проголосовал против продукции, по сути, даже один, против продукции своего канала, на котором он работает. И этот конфликт, мне сказал, случится, Михаил Дегтярь, работающий на канале ТВЦ, участвовал в голосовании среди академиков, когда выбирали лучшую информационно-аналитическую программу, и со счетом 6-5 победила программа «Истории в деталях» на канале СТС против программы «Времечко», которая выходит как раз на ТВЦ. Было это в среду. В четверг он уже был, насколько нам известно, вызван на ковер, то ли это было по телефону, то ли лично, не знаю, Олегом Максимовичем Попцовым, руководителем ТВЦ, и получил, мягко говоря, нагоняй. Вот такой случай, который стал известен.
В. ПОЗНЕР
Вы его не спрашивали, самого Дегтяря, было это или нет?
Е. АФАНАСЬЕВА
Попцова нет, Дегтяря спрашивала, было.
В. ПОЗНЕР
И он подтвердил?
Е. АФАНАСЬЕВА
Да.
В. ПОЗНЕР
Что получил головомойку?
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, причем, к сожалению, подставились мои коллеги, которым позвонили от производящей структуры «Времечка», спросили, кто голосовал за «Времечко», кто против, Аня Качкаева, обозреватель радио «Свобода», с чистой совестью назвала то, что она успела законспектировать.
В. ПОЗНЕР
Понятно, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это и стало началом разборок.
В. ПОЗНЕР
Если это на самом деле так было, это, собственно говоря, говорит о самом Попцове, о его отношении к этому. Я считаю, что совершенно необязательно голосовать за продукцию собственного канала, я ни на одном канале не работаю, поэтому у меня нет этой проблемы. Но ведь и Константин Львович Эрнст, и Добродеев неоднократно говорили своим сотрудникам, чтобы они забыли о том, что могут быть какие-то последствия.
Е. АФАНАСЬЕВА
Начальники позволяли себе.
В. ПОЗНЕР
Естественно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тот же Олег Борисович проголосовал за «Фабрику звезд» в тот момент, когда в номинации была программа Юрия Башмета, которая выходит на его канале «Культура».
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но это уже отношение начальников, это несколько иное.
В. ПОЗНЕР
Хорошо, первый шаг, я все равно считаю, что так пойдет дело. Конечно, некоторые, может быть, боятся, говорят, да, они говорят, потом будут неприятности, посмотрим. Но все-таки не было корпоративного голосования в том противном виде, в каком оно было последние два года. Оно гораздо меньше чувствовалось.
Е. АФАНАСЬЕВА
А в каком противном оно было два года, Владимир Владимирович?
В. ПОЗНЕР
Оно было просто, когда у вас 129 человек голосует, тогда корпоративность сказывается в гораздо большей степени, чем когда 12, потому что в 12…
Е. АФАНАСЬЕВА
Против кого дружили?
В. ПОЗНЕР
Не против кого, а за себя.
Е. АФАНАСЬЕВА
За себя?
В. ПОЗНЕР
За себя, конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но тогда получается, смотрите, какая странная вещь, я посмотрела по составу академиков, даже эти 12, которые попадали, отбирались, так или иначе, иногда это, понятно, это метод случайных чисел компьютера.
В. ПОЗНЕР
Компьютер отбирал этих людей.
Е. АФАНАСЬЕВА
Иной раз попадало три человека с канала ТВЦ, конечно, в пропорциональном составе, канал ТВЦ не занимает столько места на объеме, например.
В. ПОЗНЕР
Это не имеет значения.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но у нас есть, например, огромная структура ВГТРК, это канал «Россия», это канал «Культура», где немало академиков работает, я не беру «Спорт».
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, и это 89, по-моему, или они чуть меньше, но огромное количество ГТРК, у нас много академиков, которые работают в регионах именно в ГТРК.
В. ПОЗНЕР
Не много, но есть.
Е. АФАНАСЬЕВА
Есть, мы внимательно смотрели данные, кто попадает в 12 голосующих, там тоже были регионалы. Получается, что людей, связанных с ВГТРК в числе академиков больше, чем связанных с каким-то другим каналом.
В. ПОЗНЕР
Да, тем не менее.
Е. АФАНАСЬЕВА
Естественно, логично, они будут голосовать за продукцию своих.
В. ПОЗНЕР
Не получилось так.
Е. АФАНАСЬЕВА
Почему? «Культура», если сложить «Культуру» и «Россию», то вполне получилось.
В. ПОЗНЕР
Это два разных канала, все-таки это не надо складывать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но ВГТРК.
В. ПОЗНЕР
Хорошо, понимаете, я здесь не вижу корпоративного голосования, в этом году, мне кажется, что все было гораздо чище. Если было бы так, то и я не должен был получить ТЭФИ, и многие другие не должны были получить ТЭФИ, если было бы так, как вы сказали. А против, просто в моей номинации была как раз, еще был Архангельский, который работает на «Культуре», и был Брилев, который работает на «России», а выиграл все-таки я. Это просто как один пример. А 16-го выиграл Брилев, так что…
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы имеете в виду программа сама, не он как персона.
В. ПОЗНЕР
Он как программа, а я как ведущий. Поэтому я не думаю, что это так очевидно, как говорите вы.
Е. АФАНАСЬЕВА
Здесь был вопрос на пейджер, почему не было результатов голосования, когда вы получили приз, но я с этим не согласна.
В. ПОЗНЕР
Как не было? Еще как было.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я лично, просто лично записала, могу даже процитировать, кто проголосовал за Владимира Владимировича – Колосов, Любинский, Синельщикова, Журавлев, Парфенов и Урушев, так что нет тайны никакой.
В. ПОЗНЕР
Парфенов – это не Первый канал, Урушев – это не Первый канал.
Е. АФАНАСЬЕВА
Урушев – это Ханты-Мансийск.
В. ПОЗНЕР
Это Ханты-Мансийск и т.д., да.
Е. АФАНАСЬЕВА
В этом году Первый канал получил 14 статуэток, «Россия» – 6, «Культура» – 7.
В. ПОЗНЕР
6 и 7 – это 13.
Е. АФАНАСЬЕВА
Хорошо, мы не считаем, давайте, это такое командное первенство, как на Олимпиаде, да, наши, не наши.
В. ПОЗНЕР
Я к слову, что даже когда вы складываете, это меньше, чем Первый канал.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это уже все-таки ваша аффилированность с Первым каналов сказывается, Владимир Владимирович.
В. ПОЗНЕР
Нет, просто объективно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я не об этом, я о канале «Культура». С огромным уважением относясь и к этому каналу, и к этому очень многим программам, получившим ТЭФИ, и к работе Смелянского, и т.д., все-таки были номинации, в которых, мне казалось, что за «Культуру» голосовали как кнопка «воздержались», чтобы не попадать в жернова между теми же монстрами Первого и Второго канала. Например, я вам приведу самый конкретный пример, тут даже не это, игра «За семью печатями», это был, пожалуй, единственный результат из 20, сколько всего было там, 26 и 13?
В. ПОЗНЕР
26 и 14.
Е. АФАНАСЬЕВА
14, почти, да, из 40 номинаций, который меня искренне удивил, эта игра телевизионная признана лучшей, «За семью печатями». Обычная детская нормальная игра.
В. ПОЗНЕР
Неплохая.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но снятая в стилистике 70-х гг.
В. ПОЗНЕР
Конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
В студии и все, конкурировать с «Последним героем» и программой «Что? Где? Когда?».
В. ПОЗНЕР
Смешно.
Е. АФАНАСЬЕВА
С точки зрения телевизионной.
В. ПОЗНЕР
Смешно, но я не могу вам объяснить. Это у вас единственное, у меня это не единственное.
Е. АФАНАСЬЕВА
Нет, есть еще несколько, когда «Культура» тоже получала.
В. ПОЗНЕР
У меня тоже есть несколько, мне было совершенно очевидно, что в этой, среди этих трех, конечно, «Последний герой», с точки зрения съемок, с точки зрения всего, самая сильная программа, но вообще…
Е. АФАНАСЬЕВА
И «Что? Где? Когда?» с 30-летней историей, которая так жива до сих пор.
В. ПОЗНЕР
Конечно. Ну что делать, так проголосовали, я не понимаю, почему, боялись за кого-то проголосовать, это смешно. Непонятно, непонятно.
Е. АФАНАСЬЕВА
У меня вообще ощущение, что эту программу могли и не видеть даже.
В. ПОЗНЕР
Тогда как за нее голосовать?
Е. АФАНАСЬЕВА
Очень много было ощущения, что академики, тем более, когда мы точно видели тех 12, кто голосует, были ситуации, особенно когда участвовали региональные работы какие-то, например, интервьюера получил Соловьев против Юлии Мучник и Жени Енина, которых мы с вами видели не раз, будучи на телевизионных конкурсах.
В. ПОЗНЕР
Здесь у меня есть сомнения.
Е. АФАНАСЬЕВА
Серьезные сомнения, что видели эти работы.
В. ПОЗНЕР
Что члены академии смотрели работы Енина и Юлии Мучник, потому что, на мой взгляд, они оба значительно сильнее Соловьева как интервьюеры.
Е. АФАНАСЬЕВА
Абсолютно согласна.
В. ПОЗНЕР
И просто, более того, они блестящие интервьюеры, и тот, и другая. И конечно, это очень обидно, но понимаете, как, есть ответственность, человек понимает, что он должен все посмотреть. Или человек – а, черт с ним, как-нибудь обойдется, и не смотрит. А потом голосует то, что он знает. Соловьева он видел, он и голосует, и все.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, видел, а региональные программы, конечно, не видел.
В. ПОЗНЕР
Это очень жаль. Но это ответственность самого академика.
Е. АФАНАСЬЕВА
А почему дали спецприз телеканалу «Культура», причем даже без формулировки в этом году, кроме тех голосований в зале, было два приза, вернее, один разделенный, не разделенный на две части, а равный, это за личный вклад в развитие телевидении и спецприз. Спецприз даже без формулировки, просто каналу «Культура», за то, что он жив, за то, что он есть, за что?
В. ПОЗНЕР
За то, что он есть, за то, что он делает, понятно. Как телевизионное явление. Я, опять-таки, голосовали как голосовали, но договорились, что, в принципе, спецприз будет даваться не человеку, всегда не человеку, а программе или каналу, а за личный вклад только человеку. Так договорились в дальнейшем.
Е. АФАНАСЬЕВА
В этом году приз за личный вклад получила Ирена Лесневская, это было буквально, произошло через месяц после ее отставки, плюс Лев Николаев, один из, даже не знаю, мэтров, один из последних столпов.
В. ПОЗНЕР
Безусловно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Просветительского телевидения у нас.
В. ПОЗНЕР
Да, конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я в последнее время, когда вручают приз за личный вклад, я все время думаю, человеку надо обязательно как-то подойти к какому-то итогу очень такому, не к обиде будет и Льва Николаевича, и Ирены Стефановны, сказано, и к возрастному, и к какому-то профессиональному, чтобы этот приз получить?
В. ПОЗНЕР
Мне кажется, что, к сожалению, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Т.е. активно действующие люди, вносящие вклад в телевидение?
В. ПОЗНЕР
Если вы посмотрите аналог этого, будь то Оскар за личный вклад в развитие американского кино, будь что, это всегда люди, которые уже как бы в уходе.
Е. АФАНАСЬЕВА
Какой-то очень грустный приз тогда.
В. ПОЗНЕР
Грустно, поэтому, например, я знаю людей, не буду показывать пальцем, которые, когда их предлагали, говорили – ради бога, только не надо.
Е. АФАНАСЬЕВА
Боялись сглазить.
В. ПОЗНЕР
Я еще не готов к этому.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но Ирена Стефановна тоже не готова, она сказала, что начнет все сначала.
В. ПОЗНЕР
Но все-таки, чтобы говорить о личном вкладе, что-то должно быть. Из тех людей, которые относительно молодые, я бы сказал, что за личный вклад мог бы получить абсолютно справедливо Парфенов, мог бы абсолютно справедливо получить, на мой взгляд, Женя Киселев, мог бы абсолютно получить Добродеев.
Е. АФАНАСЬЕВА
Эрнст.
В. ПОЗНЕР
Эрнст мог бы получить. Т.е. ряд людей, которые уже такой вклад сделали.
Е. АФАНАСЬЕВА
Максимов.
В. ПОЗНЕР
В телевидение, что несмотря на то, что им 40, 42, 44, они все могли бы получить. Может быть, к этому и подойдут, потому что, конечно, приз в связи с уходом на пенсию, извините, конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Грустный приз.
В. ПОЗНЕР
Это немножко грустновато.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы бы отказались, наверное.
В. ПОЗНЕР
Я и отказывался неоднократно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вчера в программе «Человек из телевизора» потеснил Иру Петровскую Алексей Венедиктов, который на двух церемониях побывал, активно высказывал свое мнение, просто сейчас, убегая в коридоре, сказал – немедленно прочитай мою расшифровку, я там очень много вопросов, которые, сказал, надо это Познеру задать. Надо, вынуждена послушаться и задать.
В. ПОЗНЕР
Начальник.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, у нас до новостей всего полминуты, поэтому один из этих вопросов.
В. ПОЗНЕР
Хорошо, очень быстро отвечу.
Е. АФАНАСЬЕВА
Например, он спрашивает, почему, считаете ли вы, что развлекательное телевидение, все-таки у нас было информационно-развлекательное, теперь забило его по качеству и по всему развлекательное телевидение, стало основным.
В. ПОЗНЕР
Да, считаю.
Е. АФАНАСЬЕВА
И все, значит ли это, что, например, в следующий раз в номинации «Интервьюер» Познер, Соловьев будут конкурировать, например, с Тиной Канделаки или с кем-то, это будет на равных?
В. ПОЗНЕР
Может случиться.
Е. АФАНАСЬЕВА
Видите, как кратко, можно даже не продолжать.
В. ПОЗНЕР
Вы мне дали 30 секунд, я отвечаю.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, уже в студии ведущий новостей, мы прервемся на новости и продолжим наш разговор с Владимиром Познером в программе «Телехранитель».

НОВОСТИ
Е. АФАНАСЬЕВА
В студии Елена Афанасьева, и говорим мы с президентом академии российского телевидения Владимиром Познером о прошедшей на минувшей неделе церемонии, 11-й церемонии ТЭФИ.

ВИКТОРИНА
Е. АФАНАСЬЕВА
Я уж все-таки довыполню указания Венедиктова, задам еще несколько его вопросов.
В. ПОЗНЕР
Давайте, давайте.
Е. АФАНАСЬЕВА
Что он сказал, почему Пивоваров был выдвинут один в номинации «Лучший ведущий», хотя это ведущий о двух головах, раз парное ведение, он должен был выдвигаться – Пивоваров, Вацуева.
В. ПОЗНЕР
Потому что это лучший ведущий, а не… бывает в паре один лучше другого, был выдвинут НТВ, Пивоваров, академия не имеет права поправлять выдвижение. Как НТВ выдвинул, так академия и рассматривает.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вчера, когда они спорили с Петровской, Ирина говорила, что она тоже выступает за то, чтобы академия вышла за рамки просто присуждения премии, а выступает за то, чтобы академия участвовала в обсуждении общественно-политической ситуации, инициировала дискуссии по поводу телевидения, но, к сожалению, академия по-прежнему считает, что она существует только для того, чтобы присуждать премию. Венедиктов потребовал задать этот вопрос Познеру. Задаю.
В. ПОЗНЕР
Я не могу согласиться с Ириной Евгеньевной по одной простой причине, в академии очень разные люди с очень разным мнением и представляющие очень разные интересы. Как только туда внесут политику, я гарантирую развал академии, люди начнут выходить из академии.
Е. АФАНАСЬЕВА
Что чуть было не случилось в прошлом году, когда было одно письмо, которое кто-то подписал, кто-то нет.
В. ПОЗНЕР
Совершенно верно, 26 человек подписали. Так вот, я вам хочу сказать, что, опять-таки, посмотрите вокруг в мире, академии, будь то которые занимаются Оскарами, Эмми и прочее, не занимаются ничем другим, понимая, как это опасно. Просто этого не надо делать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Еще один вопрос, который звучал у них, который я хотела задать. В общем, с голосованием в зале разобрались, система сейчас кажется наиболее оптимальной, все довольны, но очень много вопросов, по-прежнему, к отбору троек. К отбору троек, если сравнить тех, кто был номинирован в каждой, т.е. представлен каналами в каждой номинации, те, кто попал, очень много вопросов. Кажется, что все-таки далеко не всегда лучшие попадают в тройки.
В. ПОЗНЕР
Да, я с вами согласен.
Е. АФАНАСЬЕВА
Будете ли вы что-либо делать с этой системой?
В. ПОЗНЕР
Я считаю, что есть только один способ, а это именно расширение академии за счет профессионалов и отбор определенных категорий только профессионалами. Например, дизайн. Дизайнеры имеют свой конкурс, который называется «Облик канала», 425 человек имеют свой закрытый сайт в Интернете и голосуют. То, что они отобрали как лучший дизайн, совершенно не совпадало с тем, что отобрали академики. Почему, потому что академики, большинство, не разбираются профессионально в дизайне. Им нравится/не нравится.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вкусовщина получается.
В. ПОЗНЕР
Очень многие номинации должны отбираться только, сугубо профессионалами, потому что судить о том, хорошая программа ли, это одно дело, а операторская работа или освещение или звук – это дело.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я с вами согласна. Когда выиграл как лучший оператор телепрограммы Алексей Сеченов за «Новогоднюю ночь на Первом», я удивилась, думаю, там «Последний герой» был представлен. Мне профессионалы потом объяснили, что рядом с Сеченовым никто не стоит сейчас. Но это я как непрофессионал понять не могу.
В. ПОЗНЕР
Они понимают, поэтому это нужно так.
Е. АФАНАСЬЕВА
Так что это должны.
В. ПОЗНЕР
Это так, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
И что дальше академия думает по поводу расширения или не расширения?
В. ПОЗНЕР
В принципе, есть понимание того, что надо расширяться.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но я знаю, что вы хотели, сторонник того, чтобы расширяться очень сильно.
В. ПОЗНЕР
Да, постепенно, я понимаю, что сразу нельзя, но я думаю, что это будет происходить. Мы понимаем, что это больше денег, что это надо расширять тогда штат фонда, потому что невозможно справиться с объемом работы. Но у нас нет другого выхода, на мой взгляд, нужно обязательно расширяться за счет профессиональных работников телевидения. Путь обычно такой, каждый член академии имеет право выдвинуть ежегодно одного кандидата, а потом на общем собрании голосуется.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но, по-моему, между этими двумя ТЭФИ вы никого не добавляли накануне?
В. ПОЗНЕР
Не было, но мы будем выходить на это, последний наш разговор был таким, что мы будем выдвигать каждый, а мы определили.
Е. АФАНАСЬЕВА
А если много человек выдвинут одного, например, человек 10 или 15 академиков за одного и того же?
В. ПОЗНЕР
Тогда он этого достоин. Тогда уже ясно, если 10 человек считает, что его надо, так его и надо. Но я все-таки думаю, что мы определим количество ежегодно, которое можно принять, скажем, 30 человек, эти 30, которые наберут наибольшее количество голосов, они и станут членами академии.
Е. АФАНАСЬЕВА
Потому что у слушателей как раз много вопросов, Галина пишет – когда представляли выборщиков, называли только фамилию, а нам, простым людям, многие неизвестны, нельзя ли представлять подробно?
В. ПОЗНЕР
С критикой совершенно согласен. Нужно, конечно же.
Е. АФАНАСЬЕВА
По крайней мере, называть кто это.
В. ПОЗНЕР
Говорить, что это такой-то, такой-то, который делает то-то. Да, это правда. Еще есть один минус, все-таки, наверное, количество выборщиков должно быть нечетным.
Е. АФАНАСЬЕВА
Чтобы не было 4-4-4, как на развлекательной программе.
В. ПОЗНЕР
Да, или 6-6, а чтобы было 13 человек.
Е. АФАНАСЬЕВА
Не понравилось вам решать своим президентским голосом судьбу программ.
В. ПОЗНЕР
Тяжело, вы знаете, один раз можно, но три раза.
Е. АФАНАСЬЕВА
Много вопросов, сейчас я очень кратко то, как это было на закрытой части церемонии, которую слушатели не видели, при новой системе голосования, если равное число академиков проголосовало за одну программу, переголосовывается без учета третьего номинанта. Если опять, дважды была ситуация, когда было 5-5, потом 6-6, тогда Познер вынужден как президент академии. А в одной программе было 4-4-4, «Пока все дома», «Квартирный вопрос», «Розыгрыш», и здесь было много вопросов на пейджер, как вы решали эту ситуацию, почему именно «Розыгрыш»?
В. ПОЗНЕР
Вы знаете, я смотрел на это с точки зрения телевизионной работы, профессионально как сделана программа, насколько она сложная, как она сделана. И для меня совершенно очевидно, что из этих трех «Розыгрыш» – наиболее сложная телевизионная и наиболее профессионально делаемая программа. Но именно не потому, что она мне больше нравится, вы поймите, вопрос, не что я смотрю с большим удовольствием, а что является телевизионным продуктом в большей степени. Я так и выбирал.
Е. АФАНАСЬЕВА
И еще такой вопрос, когда я внимательно смотрела, я-то, в общем, академиков знаю намного лучше.
В. ПОЗНЕР
Конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Но все равно попадались фамилии, я потом искала на сайте академии телевидения, кто эти люди, попадались люди, которые, я думаю, что они уже в отставке, потому что там глава московского представительства какой-то там региональной компании, еще кто-то, не буду цитировать, чтобы не обижать людей. Мне кажется, некоторые люди попадали в академию как руководители каких-то подразделений, с этой должности ушли, чаще всего региональные, ГТРК или что-то. Нет ли, не предусмотрена ли система ротации?
В. ПОЗНЕР
Нет, даже не ротации, вот что предусмотрено, что если человек возглавляет канал, является учредителем, таким образом.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это имеется в виду только учредитель академии.
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
А другим каналам?
В. ПОЗНЕР
Вы знаете, наверное, нам к этому надо подходить, потому что если это, условно говоря, чиновник, которого назначили главой канала, а потом он ушел, его назначили куда-то.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я даже могу сказать, господин Гамзер, руководитель московского представительства ГТРК «Ямал-Регион» (Салехард).
В. ПОЗНЕР
Он ушел?
Е. АФАНАСЬЕВА
Я не знаю, ушел или нет, московского представительства, даже не компании, а только здесь в Москве представительства, был человек, который преподает в Оренбургском университете. Я думаю, в Московском университете тоже достаточно теоретиков телевидения.
В. ПОЗНЕР
Наверное, есть такие недочеты, постепенно. Постепенно, Лена.
Е. АФАНАСЬЕВА
Не все сразу.
В. ПОЗНЕР
Не все сразу, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте все-таки, слушателям пообещали, телефон разрывается.
В. ПОЗНЕР
Давайте.
Е. АФАНАСЬЕВА
Будем чередовать звонки с вопросами на пейджер.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА (Москва)
Хочу вас поздравить, во-первых, с ТЭФИ.
В. ПОЗНЕР
Спасибо, спасибо.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАМАРА
Во-вторых, хочу сказать, что мне очень понравилась церемония, система голосования создавала такую интригу для нас, зрителей, чего не было прежде. А в-третьих, позвольте задать вопрос, неужели, ваше личное мнение мне очень интересно, уважаю вас, что Анастасия Заворотнюк, на мой вкус, очаровательная куколка, неплохо сыграла, но неужели это лучшая исполнительница женской роли по итогам года?
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо, Тамара, давайте дадим возможность ответить.
В. ПОЗНЕР
Могу вам сказать, что ведь речь идет не вообще по итогам года, а из тех программ, которые были выдвинуты. Попала Заворотнюк, попала с «Лестницей», как же ее, замечательная.
Е. АФАНАСЬЕВА
Инна Чурикова.
В. ПОЗНЕР
Инна Чурикова.
Е. АФАНАСЬЕВА
И Светлана Крючкова за роль в «Брежневе».
В. ПОЗНЕР
И Светлана Крючкова. Поскольку мы все открыто голосовали, я вам могу сказать, что я бы проголосовал за Чурикову. Все-таки надо признать, что Заворотнюк очень здорово сыграла и выиграла с колоссальным преимуществом, из 12 членов жюри 9 проголосовали за нее. И как вы понимаете, они работают не на СТС, так что такая оценка.
Е. АФАНАСЬЕВА
Там были и на СТС работающие, но, по крайней мере.
В. ПОЗНЕР
Но только не 9 же человек.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ваши вопросы к Владимиру Познеру.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА
Добрый вечер, Владимир Владимирович, я вас тоже поздравляю.
В. ПОЗНЕР
Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА
У меня такой вопрос, мне не удалось посмотреть награждение ТЭФИ, но, насколько я поняла, «Дети Арбата» вообще ничего не получили. Скажите, кто как голосовал и почему такое произошло?
В. ПОЗНЕР
Я вам не могу сейчас сказать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Кто как, я посмотрю сейчас, одну секунду.
В. ПОЗНЕР
Но мне кажется, что программы, которые соревновались с «Детьми Арбата», посмотрите, там не было ли «Штрафбата»?
Е. АФАНАСЬЕВА
Был, и «Гибель империи» была.
В. ПОЗНЕР
И «Гибель империи», на мой взгляд, эти обе программы сильнее, и «Штрафбат», и «Гибель империи» сильнее как телевизионный продукт, чем «Дети Арбата», поэтому здесь я не вижу ничего удивительного. Опять-таки, не исходите из своих симпатий, а попробуйте смотреть на вещи профессионально, это то, что мы должны делать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Могу даже сказать, что за «Детей Арбата» проголосовала Светлана Бодрова.
В. ПОЗНЕР
Одна.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вдова Сережи Бодрова и замечательный профессионал, работающие в «ВИДе». За «Штрафбат» голосовали Любимов, Млечин, Григорьев, Брилев, Добрусин, Петренко, Лесневская, Китаева. За «Гибель империи» – Шепотинник, Мишин и Роднянский. Но это как за сериал. При этом накануне получил приз как лучший режиссер Владимир Хотиненко.
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это Владимир Владимирович Познер перевесил одним своим голосом, потому что было равное число с режиссером «Штрафбата» Николаем Досталем.
В. ПОЗНЕР
Совершенно верно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Т.е., в общем-то, практически равные работы.
В. ПОЗНЕР
Очень тяжело было, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, профессионалы признавали. И там же получил приз как лучший оператор Илья Демин, это сериал тоже.
В. ПОЗНЕР
Нет, Назаров.
Е. АФАНАСЬЕВА
Илья Демин, «Гибель империи», оператор.
В. ПОЗНЕР
А, «Гибель империи», да, конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА
И художник получил, сейчас, а, Константин Мельников, художник. А «Штрафбат» получил как сериал лучший, так что тут мнения как раз фифти-фифти.
В. ПОЗНЕР
Фифти-фифти, да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Считай, получились. Если у вас есть вопросы Познеру, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ
Хочу вначале поздравить Владимира Владимировича.
В. ПОЗНЕР
Спасибо.
Е. АФАНАСЬЕВА
И представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ КОНСТАНТИН
Меня Константин зовут. Я хочу просто выразить свое мнение, что Владимир Владимирович – это тот человек, который делает телевидение независимым, т.е. его интересно смотреть и слушать. Он, действительно, пытается узнать, что и как.
В. ПОЗНЕР
Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ КОНСТАНТИН
А теперь я хочу покритиковать то телевидение, российское у нас, которое есть, просто дело в том, что я не могу понять, почему, ваша программа «Времена», она сейчас на телевидении, не считая канала RenTV, по-моему, единственная. Канал RenTV отдельно и программа «Времена».
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте только более кратко, Константин, сформулируем вопрос, времени мало.
СЛУШАТЕЛЬ КОНСТАНТИН
Вопрос о свободе СМИ, просто поподробнее вы бы не могли сказать?
В. ПОЗНЕР
К сожалению, поподробнее не могу из-за времени, могу сказать одно, если вы посмотрите печать, я думаю, вы со мной согласитесь, что там большая свобода, там есть и крайне левые, и крайне правые, и коммунистические, и даже, я бы сказал, профашистские и все, что посредине, и ругают Путина, и все, что угодно. А телевизионные каналы, особенно федеральные, там довольно серьезные ограничения во всем, что касается информации. Это ограничения, идущие сверху, в основном, из президентской администрации, это чрезвычайно затрудняет работу. Поэтому, по сути дела, информации стало мало интересной, нет выбора. И вы ссылаетесь на RenTV, где все-таки еще какой-то выбор есть. Это плохая ситуация, я надеюсь, что власть начинает понимать, что от такого контроля она не только что ничего не выигрывает, но она проигрывает.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы, получая приз, как раз сказали, что благодаря гендиректору Первого канала Константину Эрнста, сказали, что отнимаете у него жизнь.
В. ПОЗНЕР
Да, это правда.
Е. АФАНАСЬЕВА
Почему вы отнимаете у него жизнь?
В. ПОЗНЕР
Потому что я знаю, что на него обрушивались удары неоднократно из-за моей программы, это знаю как факт. И я знаю, что он отстаивал эту программу тоже не раз, и я знаю, что у него бывали просто неприятности. Мне никто не звонит, но ему-таки звонят и с него требуют объяснений, поэтому я искренне совершенно говорю, что, наверное, ему со мной непросто. И в конце концов, он мог бы и отказаться, но не отказывается.
Е. АФАНАСЬЕВА
На пейджере, в Интернете была интересная реплика от Инги, домохозяйки из Москвы, лауреаты ТЭФИ будущего года – Робски, Собчак, Лолита, продолжите список.
В. ПОЗНЕР
Вы знаете, не остроумно. На самом деле, все-таки не забывайте, что академики, эти 129 человек, они же не меняются из года в год, их точка зрения не меняется, вряд ли будет то, что вы говорите. Я не представляю, чтобы проголосовали за этих людей те самые люди, которые являются академиками.

ВИКТОРИНА
Е. АФАНАСЬЕВА
Теперь уже вы можете задавать вопросы Владимиру Владимировичу, продолжим наш разговор.
СЛУШАТЕЛЬ
Вы знаете, я хотел узнать.
Е. АФАНАСЬЕВА
Только представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ
Дело в том, что я давно смотрю «Би-би-си» и CNN, скажите, пожалуйста, к сожалению, ваши программы, мои любимые.
В. ПОЗНЕР
Почему «к сожалению»?
СЛУШАТЕЛЬ
В основном, т.к. я хорошо знаю английский язык, я смотрю только «Би-би-си», я могу надеяться, что в будущем с вашей помощью наше телевидение в какой-то степени обгонит?
Е. АФАНАСЬЕВА
Хорошо, будем надеяться.
В. ПОЗНЕР
Да, это, я не могу ответить на этот вопрос совершенно. Моя помощь, какая моя помощь, я просто могу делать программы, которые я делаю, вот и все.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИКТОРИНЫ
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте еще примем звонки.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА СВЕТЛАНА
Чтобы не было таких казусов, как Заворотнюк выигрывает у Чуриковой, а почему вы не сделаете так, как на «Эмми», там же есть номинация «Лучший драматический сериал», «Лучший комедийный сериал», «Лучший актер ситкома»?
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо.
В. ПОЗНЕР
Вы абсолютно правы, более того, на «Эмми» существует порядка 450 номинаций, 450, а у нас 40, т.е. в 10 раз больше там, и там пять церемоний в году, а не две, причем из пяти две показываются по телевидению, это так называемое дневное телевидение, где мыльные оперы и ток-шоу, и прайм-тайм, где все остальное. А, скажем, спорт, информация и все другие номинации, в том числе костюмы, освещение, звук, такое, такое, это все в других церемониях. Постепенно мы к этому будем подходить, но вы понимаете, что это очень много денег, это очень много людей, это колоссальная работа по всей стране, с отделениями по всей стране. Мы движемся в эту сторону. В первый раз, когда мы только начинали, у нас было 15 номинаций, сейчас у нас 40, дайте нам срок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВИКТОРИНЫ
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте еще, может, один звоночек успеем принять.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА (Москва)
Скажите, пожалуйста, сейчас время приближается к 18 часам.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вопросы и на пейджер эти. Как вы раздвоитесь, Владимир Владимирович, да?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА
Кулешова Татьяна, Москва.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, вы хотите спросить…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА
Скажите, пожалуйста, время сейчас приближается к 18 часам.
В. ПОЗНЕР
Да.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАТЬЯНА
Программа «Времена», она идет в прямом эфире или нет?
В. ПОЗНЕР
Послушайте меня внимательно, программа «Времена» идет в прямом эфире, она выходит в 18 часов 15 минут на Дальнем Востоке. Это первые зрители.
Е. АФАНАСЬЕВА
В Москве в это время 10, да?
В. ПОЗНЕР
Здесь 10.15 утра. Дальше она идет по орбитам, потому что, как вы понимаете, приглашать таких людей, какие бывают у меня в программе, два раза, чтобы это было в прямом, абсолютно прямом эфире, невозможно. Т.е. она выходит в прямом, а потом повторяется по орбитам.
Е. АФАНАСЬЕВА
Т.е. те, кто придут к вам в студию, пойдут в следующее воскресенье к 10 утра, не к 6.
В. ПОЗНЕР
Они должны быть там даже полдесятого.
Е. АФАНАСЬЕВА
В полдесятого, а не к 6 вечера.
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Еще звонок. Так, последний раз, если нет, последний вопрос я задаю.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА (Москва)
Владимир Владимирович, несколько на другую тему, скажите, пожалуйста, конкурсная комиссия выбирает каналы на частоту, скажите, пожалуйста, как могло так случиться, что канал ТВ-3, наподобие канала ТВ-3 исключительно целый день показывают третьесортные американские фильмы?
Е. АФАНАСЬЕВА
Спасибо, давайте дадим ответить, последняя минута пошла.
В. ПОЗНЕР
Я не могу, это вопрос к Попцову, это ТВ-3 или кто там ТВ-3?
Е. АФАНАСЬЕВА
Нет, ТВ-3 – это другой канал.
В. ПОЗНЕР
Другой канал, да, понимаете, я не могу вам объяснить вещательную политику того или иного канала. Не могу и все, я не знаю, нужно спрашивать их.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вероятно, в следующий раз при конкурсе это будет учитано, когда они подадут документы на продление лицензии.
В. ПОЗНЕР
Надеюсь, но я не являюсь больше членом ФКК, поскольку в этой комиссии я работать не захотел.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тоже ответ сам по себе.
В. ПОЗНЕР
Да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Сам по себе тоже ответ. Ну что же, у нас эфир подходит к концу, думаю, на основные вопросы мы ответили, еще приходите, будем продолжать разговор, потому что сегодня мы о вашем телевидении поговорить не успели, только о ТЭФИ. Поэтому приглашаем отдельно поговорить.
В. ПОЗНЕР
С удовольствием.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вопросов очень много.
В. ПОЗНЕР
С удовольствием.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это Владимир Познер, совершенно импозантен, красивый, идет на какую-то встречу, в бабочке, в костюме, просто очаровательный.
В. ПОЗНЕР
Спасибо большое.
Е. АФАНАСЬЕВА
Всего доброго, это была программа «Телехранитель», Елена Афанасьева, до следующего воскресенья.