Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2010

3 октября 2010: Телевидение для академиков или телевидение для зрителей: скандалы и награды ТЭФИ 2010. Конференция со слушателями

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/714963-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И там получилось, что мы продолжаем тему прошлой недели, за неделю она не остыла. Мы будем говорить о ТЭФИ, о скандалах и наградах премии ТЭФИ-2010, этого года, которая была вручена неделей ранее. Первая часть, «Профессии», прошла в Москве, вторая в Петербурге и ознаменовалась рядом скандалов. И вот за этими скандалами, во-первых, мы не успели в прошлый раз, обсуждая в эфире, поговорить с вами, уважаемые слушатели, вы же зрители, и не успели обсудить собственно награды. Потому что, в общем, достойны обсуждения победители и триумфаторы ТЭФИ, которые год работали и не виноваты, что скандалы затмили их награды. Поэтому сегодня мы будем говорить с вами, уважаемые слушатели и зрители. И я сразу напомню номера телефонов и смс-номер: смс-номер - +7 985 970 4545, вы можете присылать свои вопросы и комментарии, а телефон прямого эфира – 363 36 59, код Москвы 495. Вопрос к вам один: вам важно то, что происходит в Телеакадемии? Вам интересны результаты профессиональных оценок телевизионщиков? Как вам кажется, насколько результаты голосования академиков совпадают с вашими мнениями по разным номинациям? Насколько вообще вам вся эта история кажется интересной? Ну, также, я думаю, вы не избежите прокомментировать и те скандалы, а это, как вы помните, был отказ от получения премии автора фильма «Подстрочник», Олега Дормана, и второй скандал, гораздо еще более неприятный, с моей точки зрения, это то, что премия «За личный вклад в развитие российского телевидения» не была вручена и не была оглашена во время церемонии в Петербурге, премия, присужденная Манане Асламазян. Я хочу сказать два слова тем, кто не в курсе, как эта ситуация с невручением премии Манане развивалась на прошлой неделе. 29 сентября состоялось заседание правления Академии российского телевидения, после чего обнародовали такое заявление. Я вам его прочту, чтобы вы знали, в каком состоянии эта ситуация сейчас. «Правление Академии признало ошибкой тот факт, что во время торжественной церемонии награждения лауреатов ТЭФИ-2010 в номинациях категории «Лица», которая состоялась в Санкт-Петербурге 25 сентября в Михайловском театре, со сцены не было озвучено имя Мананы Асламазян, которой по результатам голосования членом АРТ был присужден приз «За личный вклад в развитие российского телевидения». При этом следует учесть, что во время пресс-конференции, которая проходила в режиме онлайн непосредственно во время церемонии, был распространен пресс-релиз и обнародована информация о присуждении премии-приза Манане Асламазян. На заседании правления АРТ было решено, что приз будет вручен Манане Асламазян во время ее первого приезда в Россию, о чем была достигнута договоренность непосредственно во время заседания в телефоном разговоре с ней. Скорее всего, это произойдет в ноябре 2010 года». И подписали это заявление Михаил Швыдкой, президент, а также вице-президенты – Игорь Мишин, Александр Митрошенко, Павел Корчагин и члены правления Академии. Вот вроде бы правление признало свою ошибку, хотя, конечно, вручение на какой-то частной встрече, если это будет в ноябре, вряд ли это будет какое-то широкое заседание. Возможно, это будет общее собрание Академии, потому что, по-моему, как раз где-то в ноябре истекает срок полномочий президента Академии, и явно должно состояться собрание, но тот факт, что этого не произошло во время церемонии, конечно, это не затмевает. Я еще раз повторяю вопрос. Уважаемые слушатели, вы же зрители, насколько важно и интересно вам и любопытно или неприятно то, что происходит среди телевизионных академиков? И насколько вам интересны результаты премии ТЭФИ? Насколько ваши собственные предпочтения телевизионные совпадают или не совпадают с результатами, которые телеакадемики, голосуя по гильдиям, определили в этом году? Наверное, надо помнить, кто были основные производители. Сейчас я в ходе нашего с вами разговора потихонечку буду об этом напоминать и рассказывать, если вы не следили за этим по телефону или в режиме онлайн, я даже не знаю, как сказать. Будем пробовать звонки принимать – 363 3659 – и смски. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Максим, я из Москвы, мне 28 лет, я по образованию журналист, но по профессии не журналист сейчас. Вы знаете, я следил исключительно по «Эху Москвы» за этим событием. Я слушал передачу, когда вы дозвонились до Швыдкого и до Мананы Асламазян. Мне кажется, что этот пресс-релиз, эта конференция – это несколько уменьшает значение премии. Потому что это уже спускается на более бытовой уровень. Все-таки, если бы об этом сказали во всеуслышание и торжественно, несколько иная эмоциональная окраска была бы у этого. А так это все свели до уровня полупрофессионального.

Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, я с вами абсолютно согласна. Дело не в полупрофессиональном. Дело в том, что немножко сами себя перехитрили, сами себя высекли.

СЛУШАТЕЛЬ: И еще у меня вот какой вопрос. Они боялись это сделать? Они ждали от кого-то разрешения? Я имею в виду правление Академии. Или это получилось спонтанно – не досмотрели? Я склоняюсь к тому, что они ждали все-таки разрешения или им запретили во время церемонии об этом объявлять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не думаю, что запрещали. Я думаю, что скорее всего перестраховались. К сожалению, мы не раз в этой студии говорили о том, что самоцензура сейчас – мы в основном говорили это о том, кто «в поле» работает, что называется, о рядовых журналистах – чаще срабатывает, чем запреты сверху. Люди уже часто – телевизионщики, корреспонденты многие – что-то не снимают, не записывают комментарии каких-то людей. Потому что – а зачем? Мол, все равно не поставят. Даже не пробуют.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, вот мои сокурсники, которые со мной окончили журфак военного университета в свое время, сейчас работают в гражданских СМИ – в пуле у Путина, у Медведева, в каких-то более либеральных СМИ. И я могу полностью подтвердить ваши слова – самоцензура заедает их как журналистов, как профессионалов, и они становятся просто роботами по написанию того, что с них требуют. Вот и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вообще, за результатами какими-то те, кто победил в разных номинациях, вы следили или нет? вам это интересно, кто лучший?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, исключительно по новостям вашей радиостанции.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы согласны с какими-то голосованиями?

СЛУШАТЕЛЬ: Если я не ошибаюсь, Павел Корчагин получил премию. Правильно или нет?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, вот я что-то не помню Павла Корчагина. Может, какой-то из его проектов? Павла Петровича я не видела, я извиняюсь.

СЛУШАТЕЛЬ: Я зацепился за то, что дали Манане Асламазян, для меня это знаково, для меня это положительная тенденция. А все остальное, получается, не было интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за звонок. Давайте еще звонки будем принимать. 363 3659. А также будем отвечать на ваши смс-вопросы. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, это Александр Горбунов, Нижний Тагил. Я не буду, наверное, добавлять в отношении скандалов на ТЭФИ. Мне кажется, все сказала Арина Бородина в своих газетах, в «Коммерсанте».

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, Арина свою точку зрения высказала, а вы свою. Вы зритель.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотел сказать чисто с точки зрения картинки. Что я предложил бы Академии? На мой взгляд, это было бы разумнее. Первое. Я считаю, что в категории «Профессии» - да, должны голосовать профессионалы, а вот в категории «Лица» все равно, мне кажется, должна голосовать вся Академия. Мне кажется, так было бы разумнее. Потому что, действительно, всех их мы видим на экране, и вся Академия, наверное, знает, кто более достойный. Потому что в гильдиях все равно, например, та же гильдия кино – вы, наверное, читали у Арины Бородиной, я считаю, там было немножко нечестное голосование в отношении фильма «Разжалованный», который шел на спутниковом канале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не то что нечестно, просто несколько на неопределенной позиции – он прошел на спутниковом канале. Но, вы знаете, Александр, Академия 16 лет голосует, и как ни меняют варианты голосования, всегда находится кто-то недовольный.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну и пожелание с точки зрения картинки. Мне, например, было не очень приятно смотреть, как эти уважаемые ведущие разговаривают с телевизорами. Вот, например, пожелание – если бы можно было сделать, чтобы каждый канал сделал бы такой промо-ролик лучшего из того, что было в течение сезона показано. Например, или какой-то комедийный…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, вы имеете в виду, промо-ролик для чего? для своего эфира или для церемонии вручения?

СЛУШАТЕЛЬ: Для церемонии вручения.

Е.АФАНАСЬЕВА: У церемонии вручения существует хронометраж. Если показывать ролики всех каналов, церемония растянется совершенно безнадежно.

СЛУШАТЕЛЬ: Но там же вышло в финал штук 10-15 каналов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Во-первых, есть организаторы церемонии – если они считают нужным, они просят каналы монтировать. Бывали чисто телевизионные такие церемонии, которые монтировались совершенно по телевизионному варианту несколько лет. Там были нарезки всего лучшего.

СЛУШАТЕЛЬ: А так, конечно, мне жалко, что «Школа» не получила, обидно за «Маргошу», которая в финал вообще не прошла, жалко «Исаева».

Е.АФАНАСЬЕВА: Я знаю, что вы часто звоните по поводу «Маргоши», но честно вам скажу, что были гораздо более сильные проекты, нежели «Маргоша», с профессиональной точки зрения.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну возможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, Александр, спасибо вам за звонок, всего доброго. Давайте еще ваши звонки послушаем, а потом еще и почитаем вопросы, которые по смс нам задают. 363 3659, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Девочки, спасибо вам за эфир, во-первых, вообще за «Эхо Москвы». Не появилась программа «Мы», где был один заключенный, который бизнесмен, и вот она звучала дня два…

Е.АФАНАСЬЕВА: Я немножко не понимаю, о чем вы сейчас говорите. Мы просто сейчас обсуждаем итоги телевизионной премии ТЭФИ-2010.

СЛУШАТЕЛЬ: Я понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: А программы «Мы» на ТЭФИ-2010 я не помню.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет-нет, это я смешал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну тогда давайте мы в каком-то другом выпуске поговорим, потому что сейчас люди хотят высказаться на эту тему. 363 3659, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Дмитрий, из Московской области. Я вот сейчас слушал буквально три минуты – ваш гость, извините, я не знаю…

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, мы со слушателями разговариваем.

СЛУШАТЕЛЬ: Просто журналист из военного института, я имел в виду, который говорил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Он звонил по телефону, он слушатель.

СЛУШАТЕЛЬ: А, извините. Получается, что сейчас примерно такая же цензура в настоящее время, в наше демократическое, как и в советское время была.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну мы, в общем, сейчас не столько о цензуре. Я не хочу сворачивать эту тему. Мы обсуждаем премию ТЭФИ-2010. Что касается цензуры, мы не раз здесь обсуждали. Ну вот программа «НТВшники» на НТВ, где впервые за долгое время появились Юля Латынина, Алексей Венедиктов, Стас Белковский и другие, это цензура или не цензура, с вашей точки зрения?

СЛУШАТЕЛЬ: С моей точки зрения, как вот эти фильмы разрешили про Лужкова показать…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть им разрешили?

СЛУШАТЕЛЬ: Разрешили и дали установку – в таком виде снять.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть именно такую установку – позовите Латынину, пускай про Лужкова и Латыниной можно. Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Собственно, ничего крамольного они не сказали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ладно, извините, пожалуйста, я вынуждена с вами попрощаться. Все-таки ТЭФИ обсудим сегодня. 363 3659, дозванивайтесь. Здесь много вопросов по смс. Сейчас на какие-то попробуем ответить или вместе с вами поразмышлять. «Кто принял решение о неоглашении вручения премии?» - спрашивает Лена. Ну, насколько мы успели понять на прошлой неделе, это было все-таки решение Михаила Ефимовича, он берет на себя ответственность. Он считает, что таким образом выводился под удар канал-вещатель, 5-й канал, которому пришлось бы делать купюры в трансляции. Канал-вещатель уже пост-фактум говорит, что этого делать не собирался, а собирался показать все то, что было на сцене. Ну что, в данном случае трудно сказать, кто принял решение. «Не Корчагин, а Борис Корчевников», - подсказывает мне Георгий. Да, Борис Корчевников в прошлый раз как раз-таки у нас в студии был. «Почему не показывали 11 лет фильм «Подстрочник»? Посмотрела все серии. Ирина». Ирина, его не 11 лет не показывали – его не могли домонтировать 11 лет. Вот когда его уже Дорман доделал… Он обижен на тех, кто не помогал ему сделать. Мы сегодня говорим в «Телехранителе» о премии ТЭФИ и продолжим после выпуска новостей. Пожалуйста, все, кто хочет высказаться, не уходите от приемников.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Сегодня мы говорим с вами, уважаемые слушатели, об итогах премии ТЭФИ и о скандалах и о наградах, которые, к сожалению, за скандалами незаслуженно были забыты. 363 3659 – наш номер телефона. +7 985 970 4545 – смс-номер. Вопросы приходили и заранее на сайт «Эха Москвы». Alaverdos, сотрудник СМИ из Москвы, интересуется: «Очень не хотелось бы, чтобы из Академии ушли Познер, Сорокина... Вы там ближе, уважаемая Елена, так скажите - как с этим обстоят дела?» Вы знаете, Alaverdos, я не могу вам сказать, как обстоят дела. Вот ровно перед эфиром я пыталась дозвониться и Свете, и Владимиру Владимировичу. Владимир Владимирович где-то за границей, у него телефон переключен на помощника, Светлана не ответила, но, по крайней мере, никаких заявлений, кроме тех, первых, сделанных сразу после того, как этот скандал стал известен, о том, что они будут думать о своем присутствии в Академии. Я, по крайней мере, не знаю, чтобы они какие-то заявления о выходе… Ну а потом – выйти всем, и что дальше? Надо же как-то, в общем, решать, что с такими ситуациями делать, чтобы они не повторялись. А разбежаться всем и оставить телесообщество без какого-то… Знаете, все равно рейтинги – это эквивалент зрительского телесмотрения, вот такая валюта телевизионная, по которой и реклама продается, и худо-бедно, как бы мы ни ругали все рейтинги, все равно это мерило телевизионного зрительского интереса, а ТЭФИ – это мерило профессиональной оценки. Мы каждый год говорим всем эти 16 лет, что что-то не так, где-то не тому дали, но все равно для телевизионщиков необыкновенно важно получить эту награду именно как признание коллеги. И поэтому, если сейчас все такие уважаемые академики, как Познер, Сорокина и другие, выйдут, то что же останется? Просто надо, наверное, на каком-то общем собрании, которое будет, принимать решение, как поступать так, чтобы этого не происходило. Гюльнара из Тюмени интересуется, где можно ознакомиться с полным списком телевизионных академиков. Гюльнара, очень просто. Сайт Телеакадемии – www.tefi.ru. И там есть списки академиков, и там вся информация о работе Фонда Академии российского телевидения и вся прочая информация, в том числе все письма, о которых я говорила. Там же публикуются и все номинанты на премию – кто выдвигался, кто прошел в тройки, кто победил. Поэтому там все есть. В этом году Телеакадемия, если кто не знает, очень сильно расширилась. Если она 16 лет назад начиналась с нескольких человек, которые скорее выглядели неприкосновенными, нимб над ними просто сиял, это был какой-то такой ареопаг, или как их еще назвать, я не знаю, потом постепенно Академия расширилась до 100 человек, потом до 200. В этом году уже более 500 человек. Очень расширились за счет регионалов, что крайне важно. Из за счет тех людей, которых вы, зрители, может, и не знаете. Это люди закадровых профессий, но именно они телевидение и делают. Давайте еще звонки ваши будем принимать. 363 36 59, добрый вечер. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Владимир, я из Томска.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я, во-первых, вас поздравляю, и Юлю Мучник. Я что-то в этом году ей не позвонила. Юля, извини меня, пожалуйста. Поздравляю с победой как лучшего интервьюера.

СЛУШАТЕЛЬ: Я буквально на две минуты. Вы прямо Швыдкого расчесываете…

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы не расчесываем никого.

СЛУШАТЕЛЬ: Я понял. Ну он же сказал, что виноват. Он извинился.

Е.АФАНАСЬЕВА: Упаси бог, Михаила Ефимовича никто не расчесывает.

СЛУШАТЕЛЬ: Он взял же на себя это.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил Ефимович взял на себя, он за это отвечает.

СЛУШАТЕЛЬ: Молодец, да. Если бы она, кого лишили премии, сказала: «Все, я его прощаю. Приеду – получу». Все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Слово «прощаю» тут не совсем уместно. Просто, наверное, вы не совсем в курсе ситуации. Но Михаила Ефимовича никто не обижает. Хорошо, что вы его защищаете, мы вашу точку зрения поняли, спасибо вам за звонок. 363 3659, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я из Петербурга. Я, конечно, интересуюсь, какие там премии присуждают. Я смотрю телевизор много, в отличие от других. Мне, конечно, понравилось, что «Глухарь» получил премию, и мне понравилась передача «История российского шоу-бизнеса». А то, что говорят Познер и Сорокина, что надо выйти из Телеакадемии, согласитесь, что это несерьезная мера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Она, может, и серьезная, но вряд ли эффективная для того, чтобы наше телевидение становилось лучше.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я согласна с вами. Все, мне больше нечего сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо большое вам за звонок. 363 3659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Елена. Меня зовут Андрей, я из Москвы. У меня вот такие впечатления от церемонии. Я вообще стараюсь следить за церемонией и за вручением премии, регулярно смотрю и все списки кандидатов, которые вывешиваются на сайте, это очень здорово, кстати. Ну вот у меня такие впечатления по последней церемонии, что те, кто получил награды, практически все совпали с моим мнением, что очень здорово. И вообще эта тенденция последняя меня очень радует. Но вот что хотелось бы еще сказать – мне кажется, что многие достойные программы просто не были представлены, и на это нет каких-то веских причин.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну например?

СЛУШАТЕЛЬ: Например, что просто приходит в голову – в номинации «Телеигра» очень много достойных программ, тот же «Миллионер», например…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, выдвигают, по-моему, второй или третий год, производители. Не каналы-вещатели, а производители. Если производитель считает нужным выдвинуть, он выдвигает. Очень часто крупные производители производят несколько очень сильных программ, которые, если выдвигать в одной номинации, конкурируют друг с другом и, что называются, «растаскивают» голоса своих поклонников, а побеждает кто-то третий. В таком случае крупные производители принимают решение выдвинуть одну программу, чтобы у нее было больше шансов, и не выдвигать другую, не менее, может быть, хорошую, чтобы не отнимать у самих же себя голоса. Мне кажется, что причина в этом. Спасибо вам за звонок. Вот у меня вопрос без подписи: «Каждый год слышу имя журналистки Юлии Мучник – хотелось бы увидеть хотя бы одну ее передачу – нет даже в сети». Вы знаете, я не знаю, но у компании «ТВ-2 Томск» есть сайт, и, скорее всего, там есть Юлины программы. Я, если честно, как-то не заходила. Обычно смотрю на дисках, когда присылают на премию, и потом – много раз видела, когда мы встречались с Юлей. Действительно, очень сильный интервьюер. 363 3659, давайте еще один звоночек примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Это Игорь, Москва. Вы не прокомментируете, что там за история с Мананой Асламазян?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, «Эхо Москвы» про это говорит уже ровно неделю. Вот в прошлое воскресенье в нашем эфире мы впервые узнали о ситуации, когда премия была присуждена Манане и не вручена, и об этом не было объявлено со сцены. Мы дозвонились тогда Манане, и эту историю обсуждали и на следующий день в понедельник, и в газетах. Так что, если кратко, просто Манане не вручили приз, не объявили об этом на церемонии. Пресс-релиз разослали, но все мои коллеги бывшие, журналисты, подтвердили, что пресс-релиз пришел уже после того, как церемония была закончена, завершена. Мне вот вопрос на сайт был прислан: «а прозвучала ли информация о награждении Мананы Асламазян на 1-м канале?» Да нет, не прозвучала. По той же самой причине - в программе «Время» был сюжет сразу, когда церемония закончилась, в девять вечера, а новая информация пришла позже. Поэтому не было информации. И теперь будут вручать Манане приз, когда она приедет в Москву. Она сейчас работает в Ереване.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что еще вам пояснить? Манана была руководителем «Интерньюса».

СЛУШАТЕЛЬ: Я знаю, что вы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, всего доброго. 363 3659, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Алексей меня зовут, из Москвы. Я хочу вас спросить, почему вы трусость и подлость называете ошибкой Швыдкого?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, давайте не будем сейчас давать оценки. Для того, чтобы оценить действия… Наверное, телеакадемики сами оценят. А оскорблять людей, в общем, много храбрости не надо. Смска пришла – человек, подписавшийся «Владимир в бане», пишет: «Есть программы Юлии Мучник на их сайте – я их смотрю. Еще она преподает в вузе – я в ее ЖЖ читал». Да, Юля преподает, если я не ошибаюсь, историю в Томске. 363 3659. Пожалуйста, +7 985 970 4545. Ваши точки зрения, ваши мнения о том, насколько то, что происходит в Телеакадемии, и то, что происходило на премии ТЭФИ в этом году, это важно для вас, зрителей, а не только для телеакадемиков. Ну, высказывания типа того, что «телевидения сейчас для дебилов», я, Николай, не хочу принимать, потому что телевидение именно для тех, кто его смотрит. Сейчас такое количество каналов, что, если вы хотите, вы найдете для себя. А если ищите для дебилов, найдете для дебилов. 363 3659, +7 985 9704545. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Михаил, из Питера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что-то не хочет Михаил говорить дальше. Ну что ж, попробуйте перезвонить, Михаил. 363 36 59, сейчас попробуем еще раз, одну секундочку. Добрый вечер. Алло. К сожалению, опять не получилось. 363 36 59.

Т.КАНДЕЛАКИ: Добрый вечер, я Тина Канделаки из Питера.

Е.АФАНАСЬЕВА: О, здравствуйте, Тина Канделаки. Как вы удачно нам дозвонились. Кстати, телеакадемик Тина Канделаки. Тина, тебя в Петербурге не было, но думаю, что ты в курсе всей этой ситуации. Что ты можешь нам сказать по поводу всего произошедшего в этом году на ТЭФИ – и хорошего, и плохого?

Т.КАНДЕЛАКИ: Ты знаешь, я думаю, что ничего нового я не скажу. Безусловно, все, что удивило и поразило и вызвало недопонимание у всех, вызывает аналогичное непонимание и у меня. Если человек побеждает, безусловно, его нужно отметить, и отметить так же, как отмечают всех. Но, знаешь, для меня это не в первый раз, потому что, как ты помнишь, я была одной из немногих, кому дали ТЭФИ и у кого забрали ТЭФИ. Хочу тебе напомнить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но там не все ж забрали. Есть же ТЭФИ, которые остались.

Т.КАНДЕЛАКИ: Не-не, у меня первый раз очень просто все было. Помнишь, когда академики проголосовали, когда открытое голосование…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, а потом что-то пересчитывали.

Т.КАНДЕЛАКИ: Нет-нет, потом я просто включила радио на второй день, счастливая, сказавшая со сцены все слова благодарности, уехавшая домой, и вдруг услышала, что что-то пересчитали, и оказалось, что, как ты понимаешь, мне не хватило голосов для того, чтобы победить, победителем оказалась Оксана Федорова со «Спокойной ночи, малыши». И ТЭФИ у меня забрали.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот просто интересно, как это было практически? Ты увезла ТЭФИ, а потом тебе позвонили домой и сказали: «Тина, верни»?

Т.КАНДЕЛАКИ: Да, и сказали вернуть.

Е.АФАНАСЬЕВА: И ты честно повезла в Академию и сдала.

Т.КАНДЕЛАКИ: Знаете, мне кажется, не вернула. Надо уточнить. Потому что у меня лично дома стоит только одна ТЭФИ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это не было для тебя поводом уходить из Академии? Или ты тогда даже не была академиком?

Т.КАНДЕЛАКИ: Ты понимаешь, в чем дело – это еще раз убеждает в том, что в Академии находятся люди, и в зависимости от людей и человеческого фактора происходит то, как каждый год проходит в Академии. Понимаешь, очень сложно вообще говорить о чем-либо, когда телевидение в Академии представлено частично и, когда, даже несмотря на то, что вроде производители стали представлять программы, все равно очень многие программы, которые сегодня имеют, судя по рейтингу, знаковое значение на телевидении, не представлены.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну а что в этой ситуации делать? Никак не найдут общий язык. Я думаю, это отмашки телеруководителей, а может быть, даже тех, кто руководит руководителями, руководителей холдингов, потому что явно для телевизионщиков, которые делают программы, премия никогда не будет лишней, им всегда интересно. Что делать, если не хотят возвращаться? Ну спасибо хотя бы, производители выдвинули, иначе бы «Глухарь» ничего не получил, например, да?

Т.КАНДЕЛАКИ: Надо садиться за общий стол переговоров. Потому что все со всеми вне Академии общаются. Это же вообще очень странная ситуация, когда все со всеми за пределами Академии общаются, а что касается самого ТЭФИ, на ТЭФИ кто-то принципиально приходит, кто-то не приходит, и таким образом получается, что, например, я абсолютно согласна с критиками, которые написали, что церемония, на которой половины руководителей, половины телеведущих и вообще главных лиц, для кого отдельно церемония «Лица» делалась, нет, не присутствует. Понимаешь?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот очень многие почему-то предлагали просто хлопать дверью, выходить всем из Академии, еще что-то. С твоей точки, зрения, ситуация, может, и была неприятная в этом году с двумя скандалами, но повод ли это, чтобы Академию как-то гнобить, закрывать и так далее?

Т.КАНДЕЛАКИ: Надо задуматься о другом: что дает Академия. Вот ТЭФИ для меня лично, когда я была совсем-совсем маленькой девочкой, когда она только появилась, была определенным стимулом для того, к чему нужно в профессии стремиться. Потому что все равно, будучи молодым и амбициозным журналистом, тебе хочется дойти до какого-то пика в своей карьере, и должна быть не только мотивация профессиональная, но еще и некие этапы пути, по которым ты понимаешь, что вот он, определенный этап, когда коллеги тебя оценили по заслугам. Безусловно, в моем детстве это было ТЭФИ. Но сегодня, после того, что в Академии происходит, я не уверена, что журналисты в регионах, видя и слушая это, захотят или будут думать о том, что именно ТЭФИ является знаком профессионализма. Понимаешь, если мы, будучи академиками Академии, претендуем на то, что мы профессионалы, и поэтому мы в Академии, то, наверное, мы и вести себя должны как профессионалы. Правда же?

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это уже каждый для себя решает, как он голосует, как себя ведет. Большинство наших с тобой коллег, которые честно голосовали и принимали решения, вряд ли им стоит бросать упрек, что получились где-то такие неприятные истории, не знаю, как их еще назвать.

Т.КАНДЕЛАКИ: Но мы должны все в этом участвовать. Когда меня не было в Питере, но когда вы узнаете о том, кто становится главным победителем в номинации, которая всегда вызывает интерес, а потом понимаете, что этого человека не награждают, все же отдают себе отчет…

Е.АФАНАСЬЕВА: Тина, ты, наверное, немножко не в курсе – об этом мало кто узнал в Петербурге, я об этом узнала ровно на следующий день, когда ехала на свой эфир на «Эхо Москвы», благодаря исключительно Марианне Максимовской, которая мне позвонила и это сказала. Потому что я не видела пресс-релиза. То есть в тот момент там не было возможности узнать, что нам не сказали, встать и как-то прореагировать в зале. Об этом информация появилась после.

Т.КАНДЕЛАКИ: Но ты понимаешь, в чем дело. После такого ТЭФИ… и так уже последние годы, ты сама прекрасно понимаешь, мы попадаем в центр внимания, к сожалению, только благодаря вот такого рода ситуациям, каждый раз все хуже и хуже. Просто, может, уже надо задуматься как-то? Всех, кто находится в Академии, ты знаешь, и все друг друга знают. Стоит как-то задуматься – или попытаться как-то серьезно Академию реформировать, или вообще задуматься о смысле существования в той форме, в которой она существует. Я искренне не понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, что тебе надо подготовиться к заседанию. По-моему, где-то в конце года должно быть общее заседание Академии, и выдвинуть свои предложения.

Т.КАНДЕЛАКИ: Ты знаешь, здесь, мне кажется, даже выдвигать не надо, благодаря тому, что ты так активно пишешь в Твиттере, а я тебе активно отвечаю и активно вступаю с тобой в разного рода дискуссии, я думаю, что если академиков будет побольше в каких-то доступных соцсетях, где все могут обмениваться мнениями, никому не надо будет выступать с докладами.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тина – горячий пропагандист интернет-СМИ и вещания и всего прочего.

Т.КАНДЕЛАКИ: Я хочу тебе очень важную вещь сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ты сегодня в качестве слушателя, а не гостя, поэтому давай других в эфир пустим.

Т.КАНДЕЛАКИ: Я хочу, чтобы ты это поняла, Лен, и все это поняли: смешно, когда есть тот (неразб.), когда все равно все всё вынесут, что-то скрывать. Вот я этого вообще не понимаю, как можно что-то скрывать в 2010 году!

Е.АФАНАСЬЕВА: Ничего невозможно, я с тобой согласна. Ладно, Тиночка, спасибо, что нам дозвонилась, всего тебе хорошего.

Т.КАНДЕЛАКИ: Пока.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Тина Канделаки, слушательница «Эха Москвы». Вот Людмила из Томска прислала адрес сайта канала «ТВ-2» - это www.tv2.ru. 363 3659, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Ирина Георгиевна, Подмосковье. Хотела у вас уточнить насчет «Послесловия». Дело в том, что я, конечно, случайно попала на этот фильм и не могла от него оторваться, он на меня произвел очень большое впечатление. Но я поняла из публикаций, которые вышли уже после того, как показали его первый раз на канале, в том числе и Ирина Петровская здесь писала, я поняла так, что готовый фильм не мог уже пробиться на экраны, а вы сказали, что не давали ему возможности снять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, я, может, не совсем точно расскажу вам историю пробивания этого фильма в эфир. Я знаю, что очень долго Олег Дорман не мог его доделать. Ему не хватало денег, ему не давали поддержку. Но вот когда он отдал Леониду Парфенову, Парфенов принес Олегу Добродееву, этот фильм сразу вышел в эфир. Насколько я знаю со своей точки зрения, как человек, работающий на Первом канале, на Первый канал этот фильм никто ни разу не предлагал, потому что, если бы предложили бы нам, мы бы его тоже показали, это сто процентов. Поэтому, кто не пускал, мне сказать трудно. Мне было, честно признаться, при всем при том, что я отдаю должное поступку Олега Дормана, от многих моих коллег, которые сидели в зале, было и за них обидно, которые пришли свои награды получать… ну, в общем, в зале были не те люди, которые запрещали и не помогали, а совсем другие, которые за этот фильм проголосовали.

СЛУШАТЕЛЬ: Я так поняла, что даже на канал «Культура» не взяли этот фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну возможно, на канале «Культура» за это время поменялось несколько руководителей.

СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас-то, я понимаю, а вот в то время, когда он выходил еще.

Е.АФАНАСЬЕВА: Возможно. Спасибо за звонок. Всего доброго. 363 3659. +7 985 970 4545. Наверное, мы успеем еще что-то. «ТЭФИ никогда не встанет на ноги, если академики будут голосовать с точки зрения, понравилось или не понравилось. «Школа» сделана гораздо профессиональнее». Не подписали, чем что. Наверное, оборвалась смска. Знаете, я тоже думаю, что, например, сериал «Школа», с точки зрения именно телевидения, это более прорывная вещь, чем «Глухарь» как сериал – ни как резонанс общественный, ни как рейтинг. Потому что я, например, абсолютно солидарна с теми, кто выбирает лучшим исполнителем мужской роли исполнителя роли Глухаря, но при этом мне кажется тоже, что сериал «Школа» сильнее. Но гильдия, которая голосует за художественные сериалы, решила иначе в данном случае. Ну что можно сказать? «Что происходит после того, как программа получает ТЭФИ?» - интересуется Денис из Иркутска. Да ничего не происходит. Создатели программы очень радуются. Причем есть разные ритуалы. Я знаю, те творческие группы, которые привозят ТЭФИ к себе в офис, кто-то его даже святой водичкой брызгает, кто-то шампанским, чтобы удача не уходила и не заканчивалась с одним бронзовым Орфеем. Это не дает ни никаких привилегий – ни денежных, ни профессиональных. Все равно, если ты вчера победил, а сегодня или завтра делаешь недостаточно интересную программу… Телевидение – это где надо бегать каждый день на эти сложные дистанции. И вчерашние заслуги здесь абсолютно ничего не дают. Айрат из Казани: «Вы, наверное, не прочитаете это смс в эфире, но хочу высказаться. По-моему, Борис Корчевников недостоин премии, тем более двух». Ну почему недостоин? Дальше идет о том, что неприятно было его слушать. Ну, Айрат, вам неприятно, а есть люди, которые с большим интересом это смотрели, и профессионалы оценили. Так что они с вами, наверное, не согласны. Вопрос не по теме – меня спрашивают, когда будет новая серия сериала «Шерлок» на Первом, на следующей неделе ее почему-то нет. Лариса, это британский трехсерийник ВВС, там всего три серии по 90 минут. Ну, то есть в эфире их больше с рекламой, и они все три вышли. Вчера была третья. Сейчас снимают второй сезон. Как только он выйдет в Великобритании, он будет и на Первом. Давайте еще звонок напоследок сегодня примем. 363 36 59. Звоните. +7 985 970 4545… а, нет, уже не успеем. Извините, я на часы не глянула. Вы знаете, я не случайно продолжила сегодня разговор, потому что в прошлый раз мы не успели послушать ваши точки зрения. И, обсудив с Алексеем Алексеевичем Венедиктовым, мы решили, что можно пойти на такой нетрадиционный шаг – провести конференцию со слушателями. Когда я шла сюда, боялась, что вам эта тема будет неинтересна, что не будет ни звонков, ни смсок, что вы скажете, что это, мол, дело академиков – скандальте там сами, нам не до этого. Но все звонки сегодня и смски и вопросы, на сайт присланные, показывают, что это не та академия, которая может абстрагироваться от зрителей. Это та академия, которая оценивает с профессиональной позиции, но все-таки то, что мы делаем для вас, и вам это по-прежнему интересно и важно. И вот это мерило оценок очень важно с точки зрения профессионального сообщества. Я думаю, что не бывает ни людей, ни организаций, которые ошибок не делают, вопрос – как их исправлять. Я надеюсь, Телеакадемия с этой ситуацией справится и найдет достойные выходы из сложных ситуаций, и через год мы с вами обсудим результаты ТЭФИ-2011. Я с вами прощаюсь до следующего воскресенья. Надеюсь, что будет в эфире одна из самых блистательных победительниц ТЭФИ-2010. Расскажу вам поближе, на следующей неделе. До свидания.