Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2010

25 апреля 2010: "Гордон Кихот" в поисках смысла и в поисках скандалов. Гость - Александр Гордон

Послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/674196-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях сегодня Александр Гордон, телеведущий.

А.ГОРДОН: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Мы тему назвали: «Гордон Кихот» - в поисках смысла или в поисках скандалов? Тема общая. Я думаю, что сегодня будет и смыслов, и скандалов достаточно много по поводу разных ваших проектов - и «Закрытый показ», и «Гордон Кихот». Я сразу скажу номер смс, по которому вы можете, уважаемые слушатели, задавать Александру Гордону свои вопросы и высказывать свои мнения о его программах.  +7 985 970 4545  +7 985 970 4545 . Как обычно, во второй части программы вы сможете поговорить и по телефону с моим сегодняшним гостем. Александр, вы как определяете свою роль на телевидении? Вы кто?

А.ГОРДОН: Автор. Ну, иногда еще и ведущий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Автор программ?

А.ГОРДОН: Ну да. Ну как, какие есть возможности? Журналист? Нет. Шоумен? Тоже нет. Остается - автор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Соответственно, программы «Закрытый показ» и «Гордон Кихот», которые вы сейчас ведете, это ваши авторские программы?

А.ГОРДОН: «Закрытый показ» - в меньшей части, я там придумал только название, формат мною не был придуман, и немножко сместил это в сторону все-таки своего видения, как человек должен вести себя на телевидении и зачем он туда приходит. То есть мы изначально договаривались, что если мне фильм не нравится, то я буду говорить, что мне фильм не нравится, а если мне фильм нравится, то наоборот.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это честно ваша точка зрения, Александра Гордона, на этот фильм.

А.ГОРДОН: Да. А что касается «Гордон Кихота», то да, это я придумал. И я имею несчастье вести.

Е.АФАНАСЬЕВА: А это тоже ваша точка зрения, которую вы высказываете? Или это такая провокация? Вы как журналист, автор и шоумен провоцируете своих гостей на то, чтобы они как-то раскрывались и было шоу.

А.ГОРДОН: Ну, провокация - это форма.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть это не содержание.

А.ГОРДОН: Нет. А суть - да, это я вот действительно считаю, что этот человек или это явление сегодня в нашем обществе требует вот такого-то обсуждения, такой-то моей позиции. А дальше я уже включаю провокацию как нормальный инструмент для того, чтобы получить ожидаемую реакцию. А раз я получаю ожидаемую реакцию, значит, я могу ею управлять.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть человек, который заранее прислал вопрос на наш сайт, из Нефтеюганска - Findlay, музыкант, он крупными буквами написал: «ГОРДОН - ПОЗОР НАШЕГО ТЕ.АФАНАСЬЕВА: А КОГДА ОН ТАМ ДЫМИЛ В ЛЕГКИЕ КАШЛЯЮЩИМ ДАМАМ, ЭТО БЫЛО МЕРЗКО И ПОДЛО!» А потом еще один написал: «АХ ДА, ВОПРОС: ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?» курение в студии - это была провокация или что?

А.ГОРДОН: Курение в студии, вне всякого сомнения, провокация, которая была нацелена на то, чтобы вызвать определенную реакцию, а я мог дать ответ, что, извините, пожалуйста, ни один современный закон, принятый нашей замечательной Государственной Думой, не возбраняет мне курить в студии.

Е.АФАНАСЬЕВА: А пожарники?

А.ГОРДОН: Вот только пожарники. А это штраф - 10 рублей. Я готов платить им этот штраф каждую минуту или за каждую сигарету, пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но в программе про курение еще можно устроить такую провокацию. В программе, которая была, по-моему, позавчера про СПИД, устроить такую провокацию сложнее в студии.

А.ГОРДОН: Мне даже уже кто-то написал, что было бы честно, если бы вы взяли кровь ВИЧ-инфицированного и впрыснули себе, раз вы считаете, что СПИДа нет. Но я ж не уверен, что СПИДа нет. Я считаю, что кампания борьбы со СПИДом гораздо большее место занимает в нашей культуре, в нашей жизни и в наших финансах, чем должна была бы занимать, если бы мы честно посмотрели на эту проблему. Но честно смотреть на эту проблему неинтересно, потому что тогда пропадает одна из главных страшилок 20-21 века, а кроме того, в чем я абсолютно убежден, рушится схема, по которой нам продают лекарства каждую весну или осень, когда наступает птичий грипп или какая-нибудь там атипичная пневмония и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Те темы, которые вы берете для «Гордон Кихота» в последнее время, это действительно ваша точка зрения, что эти явления надуманы, например, как тот же птичий грипп или глобальное потепление, это просто такие огромные бизнес-проекты и надувания, это действительно ваша точка зрения? Либо вы находите какие-то такие нераскрученные темы, которые можно раздуть до большого-большого скандала в программе, и пытаетесь их рассматривать в студии?

А.ГОРДОН: Скажем так, на каждый вопрос, который мы обсуждаем, у меня есть своя точка зрения, которой я не таю. Другое дело, что вот вчера мы записывали передачу про клонирование, вернее, про запрет клонирования человека в России, это в марте этого года вступил в силу бессрочный запрет на клонирование человека, Государственная Дума приняла такой закон. И в этой программе разные мнения были высказаны. И у меня не было сформулированного своего перед началом записи. Мне была интересна тема, и я очень хотел послушать, что скажут. Но в конце оно появилось, и я его опубликовал тоже.

Е.АФАНАСЬЕВА: К какому выводу пришли, если не секрет?

А.ГОРДОН: Я против запрета клонирования человека, хотя бы потому, что никакого клонирования человека до сих пор нету. Но я против клонирования, потому что мне кажется, что это одна из попыток, знаете, как в компьютерной игре, получить 2-ю, 3-ю, 4-ю жизнь, в то время, как мне кажется, надо прожить одну. Как получится, конечно, но постараться.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сколько ж вы вчера записывали программ? Потому что я знаю, что вчера у вас был еще Никита Михалков, который явно не про клонирование там говорил. Ибо сегодня мне уже звонил Виталий Манский и рассказывал, что они не пошли к вам в эфир, а вы говорили, что они ушли перед эфиром. В общем, там скандал кипит, как я понимаю.

А.ГОРДОН: И пусть кипит. Я сейчас, может быть, остановлюсь на этом подробнее. Две передачи, потому что это технологично. Мы обычно пишем две. Никто ж не спрашивает, жив я после этого или мертв.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, две - это еще мало. Ежедневные программы пишутся по четыре в день.

А.ГОРДОН: Ну, они другого формата. Они не предполагают такого активного участия.

Е.АФАНАСЬЕВА: Такого количества проклятий на голову.

А.ГОРДОН: Да, а вчера я был просто действительно поставлен перед фактом за несколько минут до начала записи. Дело в том, что Сергей Кудрявцев, Леонид Павлючик, Елена Стишова, это все члены Союза, которые подписали письмо против Никиты и вышли из Союза, ни пришли в студию, а потом по непонятной мне причине развернулись и ушли, тем самым сорвав программу. Передо мной стоял простой выбор: снимать без них или извиниться перед всеми собравшимися и сказать, что ничего не получится. Я решил снимать без них. Ни Манского, никого другого не должно было быть на передаче, мы с ними не договорились об этом, и они не приходили. Следовательно, не ушли. Все, кто ушел, я их перечислил. Все, кто остался, это Андрей Столбунов, адвокат, который защищал интересы Хуциева после 7-го Съезда, и Виктор Матизен, бывший член Союза, президент Гильдии киноведов и кинокритиков.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так а программа получилась при таком перекосе сил, представляющих одну и другую сторону?

А.ГОРДОН: Покажет монтаж и Виктор Матизен, который пришел с диктофоном.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть он будет проверять.

А.ГОРДОН: Я думаю, что он будет сидеть и проверять просто по буквам, что там у него оставлено в эфире, что вырезано. На самом деле, мне вот что пробесило-то в этой ситуации…

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошее слово - «пробесило».

А.ГОРДОН: Пробесило, да. Ну, написали ребята инициативной группы письмо против Никиты. Большая редкость - письма против Никиты. Ну, вышли из Союза. Это добровольный союз, имеют право выходить. Ну, создают свой союз. Дело замечательное. Потому что если их не удовлетворяет тот и у них потребность в общении, это их право - создать свой союз. Меня возмутило другое: почему так? И я задавал эти вопросы одному из инициаторов создания этого союза, Алексею Герману младшему, случайно столкнувшись с ним в ресторане ЦДЛ. Почему, ребят, вы подписывали письмо, вот это обращение, по телефону? Почему было такое беспрецедентное давление на членов Союза? Подписал этот, подписал тот. Почему вы дали подписать письмо, в котором черным по белому написано: «Мы приняли трудное решение и выходим из Союза», не членам Союза? В том числе Отару Иоселиани, например. Почему тем членам Союза, которые подписали это письмо, вы не сказали (многим из них, не всем, но многим из них), что, подписывая письмо, они выходят из Союза? И так далее. То есть хорошее новое дело с самого начала скомпрометировано дурным, нечистым поведением тех, кто это дело организует. Больше того скажу. Я говорил со многими подписантами, и выяснилось, что, к сожалению, нет там никакой стройности в этих рядах. Потому что на протесте, я в этом абсолютно убежден, ничего создать нельзя.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы программу еще не видели, вы сами сказали, монтаж покажет, что там останется в эфире, она еще не вышла.

А.ГОРДОН: Писали два часа с лишним. Поэтому, конечно, монтаж покажет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но по тому, как вы говорите, я понимаю, что представители той стороны, которая в массе своей не пришла, скажут, что Гордон абсолютно за Михалкова.

А.ГОРДОН: Ну, а я им отвечу, что - где ж вы… Как бы помягче слово подобрать, чтобы потом тоже не было того же самого, что с Михалковым… Где ж вы, гады, были, когда…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ничего себе, помягче!

А.ГОРДОН: Это самое мягкое, что я мог. …когда в 1998 году после выхода очередного киношедевра Никиты Сергеевича, когда выяснилось, что он потратил на этот киношедевр… а тогда, напоминаю, весь бюджет госкино составлял 3 миллиона долларов… что он потратил бюджет госкино за три года, да еще получил от Черномырдина около 10 или 12 миллионов?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду «Цирюльника»?

А.ГОРДОН: Конечно, да. Вот где вы были тогда, когда Никита Сергеевич написал письмо премьер-министру с требованием выкинуть меня из всех СМИ и закрыть радиостанцию «Серебряный дождь», на которой я публиковал эти воззрения? А потом, когда информация об этом просочилась в прессу, выступил только журнал «Коммерсант», выпустив номер: «Миллионы Михалкова пахнут Сибирью». Все остальное киносообщество молчало в тряпочку. Просто в тряпочку. Где вы были, спрошу я их, если они скажут, что я продался Никите Сергеевичу Михалкову, когда он судил меня уголовным судом по статье «Оскорбление в неприличной форме в средствах массовой информации»? Где вы были, когда я вопил на каждому углу, что, ребят, совершается некая несправедливость, потому что, не доведя дело до суда, вопреки полному моему отказу от амнистии, меня все-таки амнистировали? Вот какие вопросы я им задам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вариабельны отношения в кинематографической среде. 10 лет назад он на вас в суд подавал, а теперь он приходит к вам в программу.

А.ГОРДОН: Он приходит в программу, которая называется «Гордон Кихот». Программа все-таки должна была состояться из-за того, что я задам ему несколько вопросов, которые меня волнуют, и он был главным героем. Не пришла та сторона, у которой колоссальное количество сформулированных претензий к нему.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Придется нам все-таки подождать, когда программа выйдет в эфир. Очень много смсок приходит с вопросами. Давайте попробуем такой блиц устроить, если получится. «Где можно найти вашу программу «Нью-Йорк, Нью-Йорк»? Андрей из Москвы».

А.ГОРДОН: Не знаю, у меня у самого нет ни одного выпуска.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. «Дон Кихот вел извечную борьбу, врагов было много. С кем борьбу ведете вы?» - Сергей, Барнаул.

А.ГОРДОН: Ну, теперь уже я веду борьбу, видите, с общественным мнением. С некоторыми заблуждениями, которые, как мне кажется, царят в нашем обществе. А тут весь такой хороший, с копьем, на худом Росинанте рассекаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Что случилось с Гордоном? Он же терпеть не может «Эхо»! Света».

А.ГОРДОН: При чем здесь «Эхо»? Я терпеть не могу политику «Эха», как любую либерально-демократическую болтовню, которая в последнее время, к счастью, уже не так прилипает к этой стране. Вы знаете, у меня был конфликт с «Эхо Москвы», связанный с моим письмом по поводу Ходорковского. И я никогда этого не скрывал. Мало того, мы иногда общаемся с главным редактором. И, в общем, все те претензии, которые оставались у меня… а претензии простые - я вот честно скажу, я с трудом слушаю «Эхо Москвы», даже когда мне надо получить какую-то информацию, потому что комментарии, к сожалению, крайне предсказуемы. У меня есть ощущение, что я открыл газету «Известия» за 1975 год.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вам могут возразить, что программа «Гордон Кихот» тоже вряд ли отличается чем-то потрясающе новым и прорывным на отечественном телевидении, особенно точки зрения и комментарии.

А.ГОРДОН: Могут. И я с удовольствием выслушаю критику в свой адрес и посоветую поступать так же, как я. Я очень редко включаю радиостанцию «Эхо Москвы», а вы очень редко включайте программу «Гордон Кихот».

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Илья просит сделать обсуждение последней серии «Остаться в живых», пригласив актеров российского дубляжа.

А.ГОРДОН: Последней серии?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну да, первую вы уже обсуждали.

А.ГОРДОН: Ну да. Но я тут должен развеять некоторые иллюзии тоже. Дело в том, что я не могу считать программу «Закрытый показ» авторской хотя бы потому, что фильмы для обсуждения выбираю не я, а отдел кинопоказа Первого канала. Поэтому если они захотят обсудить последнюю серию, я как существо подневольное буду обсуждать последнюю серию. Вы ж не забывайте, что я на телевидении все-таки деньги зарабатываю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь вопрос был… Да, насчет денег понятно. Вопрос был от Александра из Нижнего Тагила: когда выйдет в прокат новый фильм ваш «Метель», и будут ли его обсуждать в «Закрытом показе»?

А.ГОРДОН: Я не знаю, выйдет ли этот фильм в прокат, потому что с прокатом у нас сейчас беда. Вы видите, как грохнулся в прокате даже фильм, который получил такую сильную поддержку на Берлинском фестивале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду «Попа»?

А.ГОРДОН: Ну да. А я все-таки думаю, что «Метель» получилась не совсем мейнстримовской.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так у вас-то, в общем, фильмы все не мейнстримовские по большей части.

А.ГОРДОН: Ну да. Поэтому про прокат ничего сказать не могу. Мне кажется, что это почти невозможно, его и нет. А вот к осени, я надеюсь, если все будет хорошо и Эрнсту понравится, то мы покажем это по телевизору.

Е.АФАНАСЬЕВА: Любопытно, как будет эта программа выглядеть - вы сядете в кресло режиссера или останетесь на позиции ведущего?

А.ГОРДОН: Если бы я мог раздвоиться, я бы так и сделал. Нет, я какого-нибудь достойного нейтрального человека помещу на свою обычную позицию, а сам, конечно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Достойного нейтрального - это хорошо. Потому что я слышала энное количество реплик от людей, которые были у вас в эфире со своими фильмами, которые, потирая руки, сказали: «О, пустили бы меня на его место, когда его фильм будут разбирать - я бы эту программу провел!» Вы хотите нейтрального, а никого из вами обиженных не хотите.

А.ГОРДОН: Да нет, я хочу видеть всех, кого я обидел, среди тех, кто будет обсуждать. Просто провести программу и обсуждать фильм - это разные вещи. Здесь нужен какой-нибудь человек, который может еще и соблюсти технологию. Я про это. А так…

Е.АФАНАСЬЕВА: Невзоров.

А.ГОРДОН: Да на здоровье.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вполне ведущий. Был у вас в программе.

А.ГОРДОН: Ваня Ургант - замечательный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ваня еще с фильмом со своим к вам не приходил.

А.ГОРДОН: Да, ну пожалуйста, Невзоров - запросто.

Е.АФАНАСЬЕВА: А почему программа про фильм Невзорова вдруг была не «Закрытым показом», а старым названием формата, «Премьера со зрителями»?

А.ГОРДОН: Я полагаю, потому что там фильма нет. То есть там есть некое провокационное событие.

Е.АФАНАСЬЕВА: Обидел художника.

А.ГОРДОН: Да, никакого фильма там, конечно, в помине нет. Уж что Невзоров умеет, это он умеет провоцировать и возбуждать. Но кино он снимать не умеет. Это стало очевидно, по-моему, даже его сторонникам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сэм спрашивает: «Александр, ваше мнение об «Утомленных солнцем-2». Не обсудить ли его в «Закрытом показе»?

А.ГОРДОН: Еще раз говорю - если канал купит фильм «Утомленные солнцем-2» и поставит его в «Закрытый показ», я вынужден буду с удовольствием или без оного его обсудить. Пока я не знаю, есть такие планы или нет. Сам я фильма еще не видел. На премьеру в Кремле, куда меня пригласил Никита Сергеевич, я не пошел, потому что премьера должна была состояться перед записью вчерашней передачи, и я не хотел, чтобы вот это вот сообщество кинематографическое закричало: «Вот видите, вот видите! Все-таки он продажный - продался Никите!»

Е.АФАНАСЬЕВА: За билет не премьеру.

А.ГОРДОН: Ну да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. «Будут ли обсуждать фильм Веры Глаголевой «Одна война?» - интересуется Саша.

А.ГОРДОН: О таких планах не осведомлен.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Так, опять хотят «Остаться в живых», Юля хочет.

А.ГОРДОН: Пусть остается.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему вы явно опекали Ксению Собчак в своей программе? Москвичка».

А.ГОРДОН: Опекал?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

А.ГОРДОН: Ну потому что я выбрал такую позицию - папа разговаривает с дочкой. Потому что все остальные позиции были бы провальные, потому что Ксения терпеть не любит прямого давления. А тут - мы все помним папу, и я попытался сыграть для нее его роль.

Е.АФАНАСЬЕВА: Получилось?

А.ГОРДОН: Нет, конечно. Но, похоже, из «Дома-2» она все-таки срулила.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему? Она, по-моему, там появляется. Я, правда, не очень внимательно слежу, но она появляется на всех каналах.

А.ГОРДОН: Она появляется везде.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Мы прервемся на новости на «Эхо Москвы», хоть и не любит Александр политические разговоры здесь, ну а потом продолжим разговор с Александром Гордоном в программе «Телехранитель». Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях сегодня Александр Гордон. Говорим и о программе «Гордон Кихот», и о «Закрытом показе». Вопросов много. Пожалуйста, еще раз напоминаю -  +7 985 970 4545  +7 985 970 4545 . Чуть позже будем принимать и звонки по телефону - 363 36 59. Дозванивайтесь, пожалуйста. Попробуем успеть ответить и на те вопросы, которые вы заранее прислали на сайт. Я хотел совсем о другом сейчас спросить. После программы «Моя родословная» я теперь знаю, что никакой вы вообще не Гордон.

А.ГОРДОН: Да, я тоже теперь знаю, что никакой я не Гордон.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы знали давно, что эта фамилия у вас не родовая, а, как я теперь поняла, досталась вам, потому что ваш дедушка взял псевдонимом фамилию своего боевого революционного товарища?

А.ГОРДОН: Да. То есть была такая легенда, ничем не подтвержденная. И вот эта программа помогла ее подтвердить. Я, конечно, сломал голову, думая, для чего ему понадобилось менять фамилию Авербух на фамилию Гордон, но потом выяснилось, что все очень просто. Авербух - это фамилия, которая принадлежит к древнему раввинскому роду, а дед был очень проницательным человеком и понимал, что чистки будут не только среди православных священников, но и с другой стороны. А Гордон - это такая рабоче-крестьянская, пролетарская еврейская фамилия. Поэтому он решил поменять. Грубо говоря, Болконского на Петрова. Вот и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Человеку, который привык, что он живет с фамилией, говорят, что это не его. Были какие-то у вас ощущения? Все-таки имя - это судьба, говорят буддисты.

А.ГОРДОН: Ну, видимо, от того, что я не буддист, мне, честно говоря…

Е.АФАНАСЬЕВА: Гордон, и Гордон.

А.ГОРДОН: Да, история была интересная. Но женщины иногда по шесть раз за жизнь меняют фамилии, и ничего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Говорят, судьба меняется, многие из них.

А.ГОРДОН: Ну, значит, я живу судьбой Гордона. А мог бы жить судьбой Авербуха.

Е.АФАНАСЬЕВА: А к Илье Авербуху этот род ваш имеет какое-то отношение? Естественный вопрос.

А.ГОРДОН: Полагаю, что нет. Хотя кто знает? Там история темная. Почти ничего в Вильно из еврейских архивов не осталось. Их вывозили сознательно до войны, вывозила Красная армия и советская власть, потому что понимала, что Гитлер может сделать, если эти архивы попадут к нему в руки, и обратно уже не вернули. То есть где они - сгорели, исчезли, никто не знает. Так что установить такого рода родство или связь практически сейчас невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы сейчас просто так вот обломали многих, кто хотел бы поискать свои корни. Ну вот невозможно, и все.

А.ГОРДОН: Нет, почему? Пожалуйста. Если у вас корни еще, как у меня, и в Калужской губернии, то там вам до 16-го века скажут на месте, а потом езжайте в отдел редких рукописей и копайтесь хоть до 12-го века. Поскольку у меня с той стороны крестьянство, то там я нашел всех буквально, кто жил, был, где жил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, давайте вернемся к вопросам по поводу ваших телевизионных воплощений, которых много. «Будет ли обсуждение в «Закрытом показе» фильма «Кошечка»? - интересуется Света.

А.ГОРДОН: Да. Мы сняли передачу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивают, кто вы - актер или журналист. Но уже вроде ответил Александр, что он автор. Клара пишет: «Гордону: Кихот - это никак не относится к вам с вашей желчной ненавистью и завистью к благородным умам России и отсутствием брезгливости к холопству семейства Михалковых». Упс.

А.ГОРДОН: Ну что я могу сделать? Ничего. Красиво сказано.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Всегда восхищаюсь Гордоном. Успехов вам. Роман из Московской области».

А.ГОРДОН: Хуже сказано, но приятней.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему в программе Познера вы назвали Гарри Каспарова как самого презираемого вами человека? Сергей, Барнаул».

А.ГОРДОН: Вот сейчас очень не хотелось бы говорить мне на этой радиостанции про Гарри Кимовича. Ну вот не хочу я про него говорить, и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну понятно. «Согласна с Гордоном - предсказуемые комментарии». Это обсуждают политику нашей радиостанции. Придется привести вас в программу к Венедиктову. А сейчас о телевидении и о Гордоне поговорим. «Когда пригласите Урсуляка на вашу передачу? Олег».

А.ГОРДОН: Не понял вопрос.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сергея Урсуляка предлагают вам позвать.

А.ГОРДОН: В качестве кого?

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не могу ответить за Олега.

А.ГОРДОН: Тогда я просто не понимаю вопроса и не могу ответить на него.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Еще раз напоминаю -  +7 985 970 4545  +7 985 970 4545 . И, пожалуйста, дозванивайтесь: код Москвы - 495, 363 36 59. Мы будем ваши звонки тоже принимать. Вы начинали «Гордон Кихот» как программу с персоналиями. Они закончились? Или почему вы перешли на явления?

А.ГОРДОН: Ну, они не закончились. У меня по-прежнему есть список, где около 60-70 имен. Они просто перестали приходить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я помню промо вашей программы, когда вы сидите и вычеркиваете - эти люди ко мне уже никогда не придут.

А.ГОРДОН: Это правда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Боятся или не хотят связываться с Гордоном?

А.ГОРДОН: Я не знаю, какие у них мотивы. Боятся, презирают, ненавидят, считают низким или, наоборот, высоким для себя. Не идут, и все. Ну что делать? Это их право.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть поэтому приходится перейти к явлениям?

А.ГОРДОН: Ну да, это вынужденный переход.

Е.АФАНАСЬЕВА: А с людьми интересней?

А.ГОРДОН: Конечно. Персональные претензии, высказанные конкретному человеку, всегда интересна, хотя бы потому, что в качестве обсуждения здесь не только его поступок или слова, здесь вся его биография, то есть весь его образ медийный. Конечно, это интереснее обсуждать, чем заблуждение, скажем, или явление.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонок попробуем принять. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Инна меня зовут, из Самары. Александр, спасибо за ваши передачи! Больше ничего не могу сказать. Хороший вы человек. И, знаете, не навязываете вы собственное мнение, как на «Эхо Москвы». Спасибо вам! Еще пораньше бы по времени. Хорошие передачи. Спасибо.

А.ГОРДОН: Спасибо. Я только не стал бы…

Е.АФАНАСЬЕВА: Какая еще радиостанция будет терпеть или телеканал? Вот придут к вам и скажут: «Вообще, ваш этот Первый телеканал - ужас», и что останется при монтаже?

А.ГОРДОН: Но это ж не я виноват, это вы вопрос задали. Я просто хочу сказать этой милой женщине из Самары, что не надо ставить знак равенства между тем, что вам нравится передача, и тем, что я могу в этом случае быть хорошим человеком. Это не так. Я, на самом деле, без всякого кокетства, не очень хороший человек. Но рад, что это не всем видно по телевизору.

Е.АФАНАСЬЕВА: Зато у меня ребенок просила вам передать, что она смотрит «Закрытый показ» только потому, что вы похожи на доктора Хауса.

А.ГОРДОН: Мне уже говорили, что я похож на этого персонажа, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Причем я, пытаясь повторить ее фразу, сказала - на Хью Лори. Она сказала: «Нет, на доктора Хауса».

А.ГОРДОН: Конечно. На персонажа, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И как вам такое сравнение? Льстит или не нравится?

А.ГОРДОН: Ну, ни то, ни другое. Просто это значит, что у меня совершенно адекватный телевизионный образ, раз сравнивают с образом…

Е.АФАНАСЬЕВА: Считывается.

А.ГОРДОН: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Александр. Скажите, пожалуйста, а какие у вас сегодня отношения с господином Соловьевым? Планируете ли вы какие-то совместные программы и передачи?

А.ГОРДОН: У меня никаких отношений нет с Владимиром. Когда мы с ним встречаемся, а это происходит крайне редко и случайно всегда, то мы с удовольствием 10-15 минут обсуждаем последние события и перемываем косточки знакомым. Но я думаю, что этого недостаточно для того, чтобы пойти на какой-нибудь совместный проект с ним. Нет, таких планов у меня и, надеюсь, у него тоже нету.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, еще дозванивайтесь. 363 36 59. Лия пишет: «Спасибо за Гордона - единственного настоящего матадора-мужчину на ТВ, не боящегося и не заискивающего перед аудиторией!»

А.ГОРДОН: Вот зачем вы это сейчас прочли? Эрнст приревнует, и мне наступит гэк просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, с матадором вас Лия сравнила, вот, понимаете. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Людмила.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Людмила, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Подмосковья, Люберцы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вас плохо слышно, Людмила. Попробуйте еще раз ваш вопрос и реплику повторить.

СЛУШАТЕЛЬ: Я говорю, что мне очень нравятся передачи Александра Гордона.

А.ГОРДОН: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: И у меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, почему в эфир ваша передача выходит в такое неудобное и позднее время? очень неудобно - на следующий день вставать на работу. Если в пятницу, это еще куда ни шло, а иногда бывает совершенно неудобное эфирное время. Это вы сами выбираете или вам просто навязывают такое время?

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, кроме как по пятницам, ваши программы в эфир не ставят.

А.ГОРДОН: Теперь уже не ставят, да. Но дело в том, что, конечно, я не выбираю время и не могу его выбирать. Есть служба планирования на Первом канале, и это целая наука - чего куда поставить. И меня, к счастью, это время совершенно устраивает, хотя бы потому что после полуночи рейтинг перестают мерить, и…

Е.АФАНАСЬЕВА: Кто вам сказал? Еще как меряют.

А.ГОРДОН: Сейчас меряют, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: В вашем «Закрытом показе» и в три ночи, и когда вы там заканчиваете, все прекрасно меряется. Это не меряет телефонный опрос, он до 11-ти, а там, где пиплметры, все меряет.

А.ГОРДОН: Жалко тогда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Обидно.

А.ГОРДОН: Обидно, да. Нет, просто, на самом деле, это очень уютная ниша для меня телевизионная, и я стараюсь ее держаться, потому что там меньше ветров дует, там меньше минных полей разбросано в это время. Я могу доказать это тем, что очень давно уже на телевидении. Посмотрите сами.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть если бы в праймтайм выходили, уже…

А.ГОРДОН: Все остальные уже подорвались на минах, а я, видите, еще… жив курилка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вы объясните, что те самые рейтинги, которые, как вы считали, не меряют, в «Закрытом показе» показывают удивительную вещь: что сам фильм менее интересен зрителю, чем обсуждение после него? как будто приходят еще на обсуждение даже те, кто фильм не посмотрел.

А.ГОРДОН: Ну, я думаю, что здесь нет особого феномена. Тут, я думаю, две причины. Первая льстит мне, а вторая, мне кажется, объективная. Начну с той, которая мне льстит. Поскольку у нас действительно телевизионная площадка, на которой могут обсуждаться проблемы, актуальные сегодня, очень сужено, практически совсем она исчезла, то это шоу воспринимается не как культурологическое, а как, скажем, социально-политическое. Это первое. Второе, почему больше людей на обсуждении, чем на фильме: потому что некоторая часть аудитории этот фильм уже посмотрела, и они не хотят смотреть по второму разу, они ждут, когда закончится кино, чтобы прийти на обсуждение. Вот и все. Никакой хитрости тут нет. Другое дело, когда рейтинг обсуждения такого фильма, скажем, как «Манежное лошадиное чтение», выше, чем рейтинг фильма, вот это приятно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не понравилось вам произведение Невзорова.

А.ГОРДОН: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Игорь интересуется: «А ваша театральная жизнь будет продолжаться?»

А.ГОРДОН: Думаю, что да. Потому что вот я сейчас раздумываю, у меня давняя затея есть - сделать в театре Райхельгауза довольно камерный спектакль по повести Гарри Борисовича. Поскольку я «Метель» снял по повести Толстого, то сейчас должен реабилитировать себя в глазах другого автора, и пока кина не грозит, попробую сделать такой спектакль. Повесть называется «Комментарии без возвратного глагола». И думаю, что это может получиться интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Евгений, Москва. Александр, я не скажу, что мне все ваши передачи нравятся, но относительно Михалкова я полностью присоединяюсь к предыдущему звонившему.

А.ГОРДОН: А, понятно. Это прочитали сообщение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это все, что вы хотели сказать?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, все, что хотел сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Пожалуйста, дозванивайтесь. Илья пишет из Екатеринбурга: «Мне очень нравятся программы Гордона, но очень не нравится сам Гордон».

А.ГОРДОН: Так тоже бывает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это плюс или минус для ведущего?

А.ГОРДОН: В данном случае это, конечно, минус для ведущего, потому что ведущему всегда нравится, когда нравится он, а не передача.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но если б нравился только он, а не нравились передачи, вряд ли вы были уже ведущим.

А.ГОРДОН: Ну да. Но, с другой стороны, если программа нравится, значит, я свою работу делаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, меня зовут Галина.

А.ГОРДОН: Очень приятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать большое спасибо Александру Гордону за ведение передач, за темы, которые он поднимает. И вообще как-то хоть немножечко радует. Это единственный луч света в темном царстве наших ведущих на телевидении. Просто на данном этапе равных ему нет, его не с кем сравнить. А остальные - это просто или детский сад, или просто даже неприятно смотреть. Спасибо большое.

А.ГОРДОН: Вот видите, что мне приходится выслушивать. Спасибо вам на добром слове, конечно, но вы сейчас поссорили меня со всеми ведущими.

Е.АФАНАСЬЕВА: Слушайте, когда вас хвалят. Что ж вас только ругать? Вы привыкли, что вас ругают.

А.ГОРДОН: Да, что-то я как-то не в своей тарелке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот видите, чем вас можно удивить. Вы готовы, что сейчас на вас нападать будут, а вас хвалят.

А.ГОРДОН: Ну ладно, пусть похвалят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Алкид из Пензы пишет: «Вы такой спокойный. А что вас может вывести из себя?»

А.ГОРДОН: Это я-то спокойный?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, образ, значит, такой.

А.ГОРДОН: Да, образ у меня достаточно адекватный. Меня может вывести из себя самая элементарная вещь, на которую другой человек, может, и внимания не обратит. Особенно это касается семейного общежития или контактов с друзьями и в профессии. Я вообще придерживаюсь той точки зрения, что когда я кричу, я как бы продлеваю себе жизнь, при этом, наверное, догадываясь, что я могу ее укорачивать тем, кто находится рядом. Ну вот, скажем, я вам точно могу сказать, что я не снял бы фильм «Метель», если бы не матерился, как извозчик, на площадке по 20 часов в сутки, не прекращая. Потому что в нашем кино, к счастью, появились профессионалы во всех областях - от костюмов, света, грима, техники, камеры, актеры, но так и не появилось профессионалов в управлении, в администрации. И поэтому одна из главных задач режиссера - это не закрывать рот и кричать матом, потому что тогда хоть что-то шевелится.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Валькирия, студент из России, пишет: «Не жалеете ли вы, что, выйдя на Первый канал, поменяли имидж интеллектуала на шоумена-склочника? На ТВ нет шансов вдумчиво обсуждать проблему, вместо этого остается только раздувать огонь чувств большинства - досады и безысходности, что и делаете вы, выходя в серой куртке и заявляя, что ваша битва проиграна заранее».

А.ГОРДОН: Да. Если вы мне предложите какую-нибудь работу, столь же не пыльную и за те же деньги, то я с удовольствием перестану морочить большинству нашего населения головы. Я уже тысячу раз говорил и еще раз говорю - у меня, к сожалению, нет других источников дохода.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть ничего кроме денег вас в «ящике» не держит?

А.ГОРДОН: Нет, ничего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так. Андрей, rus73, Петербург: «Если честно, Вам самому не скучно? Кто Вас ограничивает в темах и почему ВЫ не обсуждаете то, что действительно волнует людей? Вам запрещено заниматься политикой и говорить правду?»

А.ГОРДОН: Мне не запрещено заниматься политикой и говорить правду. Я просто не люблю заниматься политикой.

Е.АФАНАСЬЕВА: А говорить правду?

А.ГОРДОН: И не люблю говорить правду, потому что если бы эта правда была в сияющих одеждах истины в последней инстанции, то и тогда, при разных взглядах на нее, с разных точек, мы видели бы разные картины. А поскольку, особенно в нашей стране, правда у каждого своя, ну чего ж я буду? Я пытаюсь быть эмоционально правдивым, а что у меня на уме, это, ребята, не про вас, мне за это не платят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Атамаров, редактор-корректор из Москвы, пишет: «Я о материальной стороне вопроса. Вы где покупали плащик, в котором были на прошлом «Кихоте» про курево - серенький такой, мятенький, - в каком секонд-хэнде?»

А.ГОРДОН: Это специально моя подруга большая, Елена Макашова, которая для мужчин не шьет, сшила мне спецодежду.

Е.АФАНАСЬЕВА: Явно дизайнерская одежда.

А.ГОРДОН: Так нет, она спросила: «Что тебе сшить?» Я говорю: «Сшей мне костюм ассенизатора, пожалуйста».

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть правильно поняли намек. 363 36 59. Давайте еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Александр, добрый вечер. Полный респект и уважуха вам за вашу передачи на канале «Охота и рыбалка» и на Первом канале. Я вас приглашаю на рыбалку и на охоту в Надым, там олень, щука, язь и прочие дела.

А.ГОРДОН: Спасибо вам большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы еще и про охоту и про рыбалку, Александр?!

А.ГОРДОН: Я чуть ли еще только не вышиваю крестиком.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как многосторонни, однако, телевизионные звезды.

А.ГОРДОН: С удовольствием я приехал бы в Надым на рыбалку. На охоту бы я не поехал, потому что я не охотник. Я не вегетарианец, я мясо ем, но когда меня укоряют в этом вегетарианцы (в моем окружении есть некоторое количество людей), я говорю, что я эту дичь не убиваю, я падальщик, я ем то, что убили другие.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что вы делаете на канале «Охота и рыбалка»?

А.ГОРДОН: Теперь уже ничего не делаю, а раньше сидел в студии и задавал вопросы дилетанта.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. 363 36 59. Думаю, что, наверное, уже последний на сегодня вопрос. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Александр Гарриевич, я с большим уважением отношусь к вашему творчеству. И хотела сказать большое спасибо за вашу беседу с отцом Георгием Кочетковым о смертной казни. И рада, что через некоторое время после нее смертную казнь у нас ценят ниже и что вы в это внесли свой вклад.

А.ГОРДОН: Ну, вклад - вряд ли. А то, что нам удалось обменяться очень для меня важными мнениями с отцом Георгием, это мне самому было приятно. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Может, это как-то будет можно продолжить на какие-то актуальные темы?

А.ГОРДОН: Да я с удовольствием. Как только меня отец Георгий пригласит, я тут же буду у него и разговаривать с ним.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо, будем рады услышать что-то новое.

А.ГОРДОН: Пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Смотрим вас еще с передачи «Гордон». Даже для своих бесед и посиделок с друзьями используем глагол «погордонить». Алексей, Ижевск».

А.ГОРДОН: Видите, как. Я все-таки вошел в историю, по крайней мере, культурной жизни нашей страны. Приятно сознавать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Зато Олег из Петербурга пишет: «Ваши поклонницы - кухарки, управляющие пультом ТВ? Где ваша целевая аудитория?»

А.ГОРДОН: Не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: «По радиоэфирам не скучаете?» - спрашивает Кирилл.

А.ГОРДОН: Нет. Вы знаете, я как-то задавался - что-то я перерос уже радио.

Е.АФАНАСЬЕВА: Переел.

А.ГОРДОН: Переел, да. Потому что это невыносимо - пытаться быть интересным каждые пять минут два раза в неделю. Это просто… я скучный, старый, тупой человек…

Е.АФАНАСЬЕВА: Кокетничаете.

А.ГОРДОН: Не-не.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сидит мужик в самом расцвете сил, его слушает куча поклонниц, и кокетничает.

А.ГОРДОН: Любимое место у меня - диван.

Е.АФАНАСЬЕВА: Успеем еще один звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что-то сорвалось. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня зовут Светлана, я из Ростова-на-Дону. Хочу очень сказать, что нам очень не хватает передачи «Гордон», самой первой. Это замечательные передачи, которые образовывали людей разного возраста. Нельзя ли их возродить?

А.ГОРДОН: Я бы с удовольствием, но, видите, спроса нет. Никто мне не предлагает возродить эту передачу. Если бы мне сказали: «Вот у нас есть канал «Наука» - иди и разговаривай с учеными», я бы все бросил, пошел и разговаривал с учеными.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вам все равно, какой охват аудитории? То есть будет это федеральный канал, как был НТВ, где вы выходили, либо это будет нишевый, где доля аудитории - ноль-ноль с хвостиком?

А.ГОРДОН: Мне абсолютно все равно, лишь бы деньги платили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет бы сказать - «Лишь бы с хорошими людьми поговорить». Вы специально хотите казаться хуже, чем вы есть?

А.ГОРДОН: Почему хуже-то, объясните? Я хочу выглядеть страдальцем. Человек делает работу вынужденно, за деньги. А ему еще либо претензии предъявляют, либо хвалят его за это.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ужас какой! Хвалят! Придешь к вам на «Эхо» - думал, помоями обольют, а тут хвалят.

А.ГОРДОН: Я к другому готовился. Я что-то растаял и растекся.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. «Возможно ли, чтобы программа «Гордон Кихот» выходила в прямом эфире, а не в записи? Олег».

А.ГОРДОН: Я думаю, что нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Время почти заканчивается. расскажите, какие фильмы сняли в «Закрытом показе» - что ждать потом?

А.ГОРДОН: Думаете, я сейчас помню?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хоть что-то помните же.

А.ГОРДОН: Ну вот «Кошечку» сняли, опять-таки, с Гришей Константинопольским. Что ж мы обсуждали в конце-то… Нет, даже не могу вам сказать. Там написаны же все эти анонсы, на сайте есть. Зайдите на Первый канал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сидит человек и даже не помнит, за что деньги получает.

А.ГОРДОН: Дело сделано - совесть чиста.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо. Это Александр Гордон, которого просто выбили из колеи зрители, которые его хвалили, они же слушатели. Если бы ругали, он бы был пободрее сейчас. Хорошо. Подождем, как смонтируют ваши разговоры вчерашние…

А.ГОРДОН: Ой, самому интересно. Только учтите, что я после этого буду опять либеральной общественностью проклят до конца дней моих, вот увидите.

Е.АФАНАСЬЕВА: После клонирования или после Михалкова?

А.ГОРДОН: Да при чем здесь клонирование. После Михалкова.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть клонирование - мелочь по сравнению с Михалковым?

А.ГОРДОН: Да. Ну вот Киносоюз же писал еще до программы о том, что не ходите к Гордону на передачу, призываем не участвовать в программе «Гордон Кихот» с Никитой Михалковым. Представляете, с чего начали ребята?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну ладно, хорошо. Порекламировали вы программу изо всех сил. Раз такой скандал, то, значит, обязательно смотреть нужно. Спасибо, что пришли.

А.ГОРДОН: Спасибо, что позвали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Александр Гордон, ведущий программ «Гордон Кихот» и «Закрытый показ» на Первом канале. Я быстро отвечу на два вопроса, которые задавали мне. Меня тут спрашивают, почему я никак не позову Шумакова, это канал «Культура». Индиана, студентка. Я его звала много раз. Как только сможет Сергей прийти к нам, буду очень рада. Еще раз публично передаю приглашение. И теперь говорят: «Хоть вы, Лена, сделайте передачу по поводу «Остаться в живых», раз Гордон не хочет». Хорошо. Когда закончится в конце мая сериал, может быть, сделаем для фанатов. Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.

А.ГОРДОН: До свидания.