Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2010

7 февраля 2010: Семейные ценности на современном телевидении. Гости - Раиса Рязанова, Георгий Дронов, Тимур Вайнштейн

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/654469-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Тема сегодняшней программы: «Семейные ценности на современномтелевидении» - как они выглядят глазами современных сериалов, ситкомов и других жанров, которые так или иначе повернуты к современной семье. Говорить мы будем с людьми, которые вот эту самую семью на современном телевидении воплощают. Это, во-первых, Раиса Рязанова. Добрый день, Раиса Ивановна, наша любимая актриса.

Р.РЯЗАНОВА: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Перечислять все ее работы достаточно долго. Вот сейчас достаточно часто мы ее видим в сериале «Спальный район», где она играет одну из главных ролей. Здесь также актер Георгий Дронов, которого вы когда-то запомнили как Сашу из дуэта «Саша и Маша», а сейчас он Константин в сериале «Воронины». Здравствуйте.

Г.ДРОНОВ: Да, добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так и хочется сказать - «Здравствуйте, Костя» или «Здравствуйте, Саша». Но все-таки - здравствуйте, Георгий.

Г.ДРОНОВ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: И Тимур Вайнштейн, продюсер, который достаточно много запускал семейных сериалов, ситкомов, как выяснилось, даже и к «Ворониным» имел причастие, также «Счастливы вместе». Какие еще, Тимур, в вашем богатом продюсерском багаже связанные с семейными ценностями были проекты?

Т.ВАЙНШТЕЙН: С семейными… Ну не знаю, «Солдаты», наверное, не связаны с семейными ценностями, не совсем…

Р.РЯЗАНОВА: Как это не связаны? Я играла маму главного солдата.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, куда ни посмотри, семейные ценности присутствуют.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Ну конечно, все же вокруг семьи, любви. «Крем», «Кружева», много таких.

Е.АФАНАСЬЕВА: Раиса Ивановна, у меня к вам вопрос. Вас все равно люди запомнили изначально как замечательную Тосю, которая даже в воплощении в «Москва слезам не верит» была с такими семейными ценностями из этой тройки самыми семейными - многодетная, дом - полная чаша. Этот образ, так или иначе, дома, уюта и тепла - это ваше актерское амплуа считается, правильно?

Р.РЯЗАНОВА: Да, в общем, в глазах всех - да.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в ваших собственных?

Р.РЯЗАНОВА: Ну, отчасти.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чем отличаются, по вашему ощущению, семейные ценности на экране тогда, в 80-е, и сейчас, в конце «нулевых»?

Р.РЯЗАНОВА: Вы знаете, у нас даже в тексте есть, что сейчас очень трудно родителям в семье с детьми-подростками, а тогда, по-моему, этой проблемы не было

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, когда мы, сидящие здесь два замечательных молодых человека и я, были подростками, вам было легче, чем нам с нашими детьми.

Р.РЯЗАНОВА: Когда мы были подростками, их еще и в проекте не было, поэтому пусть сидят и гордо себя ощущают - у них все впереди. А у нас тогда, допустим, в семье первым была дружба, взаимопонимание. Да, были какие-то распри, а, были какие-то мелочи, но они решались просто обычным подзатыльником, и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тимур, вам как продюсеру как кажется, само понятие семейных ценностей и семьи не становится менее популярным, менее модным? Вам не говорят заказчики-телеканалы - «ну что ты принес опять эту семейную байду? Давай что-нибудь другое»?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вы знаете, нет, конечно. Потому что семейные ценности, если говорить конкретно уже, то это любовь, это преданность, это очень важные слова и чувства. Но я, действительно, согласен, что сегодня все немножко поменялось. Если даже посмотреть на социологию, то, например, увеличилось количество разводов, каждая 6-я семья из 10-ти обязательно разводится. Такие страшные цифры. Причем не только в России, но и в Западной Европе. Это достаточно популярно. Поэтому, мне кажется, было бы, наоборот, ошибочным не обращать на это внимание и с помощью сериалов, кино, и много других жанров еще есть, включая даже новости, как мне кажется, должны все время об этом говорить и показывать людям, что такое семейные ценности и как с ними надо жить. Потому что без этого мы получаем то, что сейчас у нас есть. Это очень страшно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я забыла назвать наш смс-номер для ваших вопросов, уважаемые слушатели. +7 985 970 4545 - пожалуйста, ваши реплики, ваши вопросы гостям студии. Напоминаю, это Раиса Рязанова, Георгий Дронов и продюсер Тимур Вайнштейн. Мы говорим о семейных ценностях на современном телевидении. Какие сериалы и программы, связанные с семейными ценностями, вы любите, что смотрите, что нравится, что не нравится. Пожалуйста, +7 985 970 4545. Вот вам Надин уже написала: «Спасибо за «Букиных». Люблю их!» Это, в первую очередь, Тимуру как продюсеру ситкома «Счастливы вместе».

Т.ВАЙНШТЕЙН: Спасибо огромное. Кстати, я считаю, что «Счастливы вместе» очень внимательно относится к семейным ценностям.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз интересный вопрос. Наверное, это совсем не те семейные ценности. Представить себе такую семью, как Букины, на экране лет 10-15 назад было бы трудно. Сказали бы - «Боже, какой ужас вы показываете!» А сейчас, в общем, люди смотрят, и это нравится, и находят типологически образы друг друга. То есть своих поклонников. Значит, попали вы в какой-то срез населения, где такие семьи есть?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вы знаете, зрителям почему нравятся «Счастливы вместе»? Оказалось, что не то что они отождествляют себя с героями, нет. Просто они понимают, что эти герои дурачатся, шутят, и им весело. Но вы знаете, я хочу, чтобы вы обратили внимание. Если мы говорим о семейных ценностях, это очень важно - несмотря на то, что происходит в этом сериале и как они себя ведут, иногда как разговаривают друг с другом, ни разу за все уже 280 серий Гена не изменил Даше. И даже когда у него были такие возможности, а возможностей было много, и Егор как один из режиссеров «Счастливы вместе» 1-го сезона тоже это помнит, особенно когда к нему приставали красивые блондинки стюардессы, он в конце говорил: «Я женат и счастлив в браке». Это очень важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я буквально на этой неделе где-то прочла в какой-то газете, что вот-вот Гена изменит жене, прямо анонс.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Нет-нет, такого не может быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть желтая пресса поклеп наводит.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Быть такого не может. Они счастливы вместе и никогда друг другу не изменят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Вам уже, Георгий, прислали письмо: «Спасибо за «Ворониных» - чудесный сериал, и вы прекрасный актер». Только без подписи почему-то пришло.

Г.ДРОНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Георгий, вы начали свою телевизионную «семейную» жизнь в сериале «Саша и Маша», наверное? Там вас ярче всего запомнили. Это такая семья малогабаритная, что называется. Муж, жена. Какие-то проблемы современной молодой семьи, наверное, очень выпукло были показаны, раз куча таких семей вас смотрело и идентифицировало себя с вашими героями. Сейчас вы уже обзавелись большим семейством в сериале «Воронины» - там мама, папа, проблемы брата, детей. Что интереснее играть - микроконфликт муж-жена, мужчина-женщина или такой большой сериал, семейный ситком?

Г.ДРОНОВ: Вы сейчас меня поставили в тупик. Дело в том, что и тот сериал было интересно играть, и этот. Это же все зависит от той линии, которая прописана, которая сделана. Я не знаю, когда есть любовь, всегда интересно играть. То, что объединяет эти два сериала, это то, что у всех пар есть любовь - они счастливы, потому что находятся друг с другом. Интереснее… Ну, наверное, линия «Ворониных» интереснее, потому что есть взаимоотношения с детьми, как вы правильно сказали, есть очень сложные взаимоотношения с родителями, есть очень сложный баланс…

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, как раз взаимоотношения взрослых детей и родителей - это та особенность российской жизни, которая страшно привлекает аудиторию в вашем ситкоме. Как мама ведет себя со взрослыми сыночками - это ж наше, российское все. Раиса Ивановна улыбается.

Г.ДРОНОВ: Раиса Ивановна сказала о том, что было раньше. Дело в том, что отношение родителей в сериале «Воронины» к детям, двум братьям, идет как раз еще от той старой закалки.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть подзатыльники где-то близко?

Г.ДРОНОВ: Так они все время и получают подзатыльники до сих пор. Мне кажется, очень приятно, и я думаю, что многие люди испытывают ностальгию по таким взаимоотношениям. Может быть, молодые люди, которые уже с этим не столкнулись, смотрят и с завистью наблюдают за жизнью этих персонажей, потому что в этом подзатыльнике огромное проявление любви, заботы.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот интересно, но это, наверное, к Тимуру больше вопрос как к продюсеру, раз вы запускали «Ворониных» и «Счастливы вместе». Это западные форматы, вы их покупаете и адаптируете.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Совершенно верно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Семья в Америке, где вы покупаете сериалы, и отношения родителей и взрослых детей и семья в России - это большая разница…

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вы так думаете?

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы думаете, что мама с сыном в Америке ведет себя абсолютно так же, как в России?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но там же нет традиции совместного житья долгие годы под одной крышей или по-соседски.

Т.ВАЙНШТЕЙН: То же самое отношение поколений, та же самая ностальгия, о которой говорил Егор. Конечно, требует какой-то адаптации. Понятно, что это не подстрочник - то, что вы видите. Это большая работа, проделанная большим количеством людей, чтобы сделать из этого сериала русифицированную версию. Но, с другой стороны, поверьте, все отношения и все конфликты те же самые. Если вы посмотрите того же «Реймонда» или «Married with children»…

Е.АФАНАСЬЕВА: «Реймонд» - это наши «Воронины», а «Женаты с детьми» - это «Счастливы вместе».

Т.ВАЙНШТЕЙН: Да. Это два самых успешных за всю историю Америки ситкома. Это тоже очень важно. Всегда я считаю, что в таких сериалах есть какое-то таинство. Люди все следят, и примерно реакция и рейтинги одни и те же. Потому что найден вот этот ключ, вот эта тайна отношений между людьми, за которыми аудитория очень любит следить и находит что-то от себя, что-то от своих родителей, что-то от своих детей. На этом все построено.

Е.АФАНАСЬЕВА: Раиса Ивановна, а вы не считали, сколько мам вы сыграли на телеэкране?

Р.РЯЗАНОВА: Я поначалу считала своих детей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кто же были вашими детьми? Кто только не был?

Р.РЯЗАНОВА: Как считать - кто в люди вышел, а кто… Но у меня как-то заканчивалось - допустим, я выращивала до окончания школы, и кино кончалось.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Бюджет был освоен к этому времени уже.

Р.РЯЗАНОВА: А весь подготовительный до этого процесс - рождения, ясли, садик, школа - это все было.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот очень много было вопросов и здесь, на «Эхе Москвы», и в нашу передачу приходили вопросы, и в другие программы, связанные с телевидением: как удается в вашем сериале сиюминутность? Вот больше всех потрясало, что вчера проиграли наши футболисты - сегодня идет серия в эфире, и это уже обсуждается. Вот тут сидят люди, связанные с телевизионным процессом и технологией и понимают, что, наверное, это сложно.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Но можно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как это происходит? Неужели вот прямо снимаете и кассету по московским пробкам везут?

Г.ДРОНОВ: Заранее договариваются с футбольной командой, сценаристы прописывают счет, идут долгие переговоры…

Р.РЯЗАНОВА: Нет, события отслеживают специальные люди, которые в нужный момент, в нужное время вызывают артиста и говорят: «Так, вот тебе текст, надо вот в этот сюжет сейчас вплести вот это». То есть если это разговор на кухне, то он идет не о пирожках, не о пересоле супа, бульона, а о том, что произошло в мире. В данном случае, и про футбол, и про взрыв поезда, который был, еще какое-то последнее событие было…

Е.АФАНАСЬЕВА: О гаражах, о парковке во дворах запретить.

Р.РЯЗАНОВА: Да-да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я даже видел, Антон Привольнов в вашем сериале приходил в ваш магазин и что-то покупал.

Р.РЯЗАНОВА: Да. Все это было, да. Ну вот я говорю - это специальные люди, которые это отслеживают. И, мне кажется, очень успешно это делают.

Е.АФАНАСЬЕВА: Много очень смсок пришло. Попробуем такой блиц устроить. «Воронины» - вообще класс! Вся наша семья из 6-ти человек подсела», - пишет Иван. Иван другой, из Тулы, спрашивает, когда вый дут новые серии «Счастливы вместе». Тимур, когда выйдут?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Уже вышли. Иван, смотрите в 19:00.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Георгий тоже снимался в одной из серий «Счастливы вместе»?

Г.ДРОНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, снимался. «И почему днем постоянно идет повтор старых серий «Саши и Маши»?

Г.ДРОНОВ: Вы ставите меня в тупик.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что новых, наверное, уже нет.

Г.ДРОНОВ: Новых не будет серий, а старые, наверное, пользуются популярностью и до сих пор идут. Но это приятно, это актерская победа. Пускай идут.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Саша вырос и превратился в Костю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Владимир пишет: «Саша и Маша» - супер, а «Воронины» - пять минут не выдержал, жидковато». Видите, разные оценки приходят.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Ничего страшного.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Пару лет назад Букины очень сильно испортились. Что случилось? Не смотрю больше. Максим, Санкт-Петербург». Что пару лет назад в семье Букиных произошло?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Что-то с Максимом, наверное, случилось, с его восприятием сериала. Что могло случиться?

Е.АФАНАСЬЕВА: А посмотрите, какая интересная реплика: «Гена не изменяет, потому что дрейфит. Но дочка Букиных отрывается по полной. Где тут семейные ценности?»

Т.ВАЙНШТЕЙН: А кто вам сказал, что она отрывается по полной? Она очень много на эту тему говорит, мечтает, но, по большому счету, ничего там не происходит. Ни одной эротической сцены.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юра на Пежо пишет, что «Букины - это антисемейные ценности. Что за ценности, где муж избегает близости с семьей, дочь глупая и гулящая, а сын - полный ноль? Вот «Воронины» - это класс». Позлить ваш решил.

Г.ДРОНОВ: Нет, это нормально. Теоретически это же срез разных семей абсолютно. И мы, когда смотрим какие-то художественные фильмы, мы же всегда перекладываем на нас. Почему, если вдруг какая-то мама будет смотреть «Букиных» или родители и вдруг увидят поведение Светы и скажут, что оно недостойно современной молодой девушки, а у них дома такая же, которая поступает точно так же, вдруг это заставит их задуматься, повернуться на дочь и научить или вложить в нее какие-то - вот не поступай так, смотри, как она делает. И это будет уже очень большой положительный шаг. А Света должна провоцировать.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Конечно. Она красивая блондинка. Почему она не должна провоцировать?

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот интересно, после этих сериалов в своих семьях какая реакция? Вот идет очередная серия тех же «Ворониных» - вам родители что-то говорят, они какие-то проекции на вашу семью видят, например?

Г.ДРОНОВ: Вы знаете, когда идут серии «Ворониных», я нахожусь на съемочной площадке, поэтому я смотрю. Родители смотрят. Но у меня родители никак меня не ассоциируют. То есть они относятся к персонажу, который там… ну да, я уже достаточно давно занимаюсь творчеством и телеискусством, поэтому в семье никак не ассоциируют. Жизнь персонажей на мою жизнь никогда не переходила, и слава богу, иначе бы к невропатологу ходил бы уже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы прервемся сейчас на новости. Напоминаю, что в программе «Телехранитель» мы говорим о семейных ценностях на современном телевидении. Говорим с Раисой Ивановной Рязановой, замечательной актрисой, с Георгием Дроновым, актером, исполнителем роли Кости в сериале «Воронины», и с продюсером Тимуром Вайнштейном. Вернемся после новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о семейных ценностях на современном телевидении. Говорим с народной артисткой России Раисой Рязановой, исполнительницей одной из главных ролей в сериале «Спальный район», еще раз добрый вечер, Раиса Ивановна.

Р.РЯЗАНОВА: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: С Георгием Дроновым, Костей из сериала «Воронины», Сашей из сериала «Саша и Маша», и еще много-много можно перечислять. Вот тут уже пишут: «Георгий Дронов - русский Чеви Чейс, просто гениально!» - вот такая реплика пришла, пока шли новости. И Тимур Вайнштейн, кинопродюсер и продюсер многих сериалов, в том числе «Счастливы вместе» и других. Видите, Тимур, как хорошо быть актером. Вам никто не пишет, что вы Чеви Чейс или еще что-то. Вот зависть берет - только появится в кадре, и все знают.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Я тогда Харви Вайнштейн.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Смс-номер наш - +7 985 970 4545. Пожалуйста, ваши вопросы и реплики. Также вы можете дозваниваться. Телефон прямого эфира: московский код 495, номер телефона 363 36 59. Пожалуй ста, ваши звонки будем принимать. Задела ваша реплика по поводу подзатыльников, Раиса Ивановна. Пришла смска без подписи: «А вы не считаете подзатыльники признаком слабости со стороны родителей? Эдакой попыткой сорвать недовольство окружающей действительностью на беззащитном ребенке?» А Ирина 50-ти лет пишет: «Подзатыльник - это больно, унизительно и бесполезно. Меня родители пальцем не тронули. Спасибо им».

Р.РЯЗАНОВА: Ну, вместо подзатыльника можно в другое место попасть. Наверное, что и было. Потому что наказания надо как-то чередовать, я так думаю. Но подзатыльник имеется в виду и как рукоприкладство, и плюс словесно можно же дать и подзатыльник, и по носу, и по уху.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, наверное, речь идет о том, что все-таки раньше родителей как-то боялись больше подростки и дети, чем нынче.

Р.РЯЗАНОВА: Они не боялись. Они их уважали больше. Не могу сказать прислушивались больше, потому что все равно дети делают по-своему, но, тем не менее…

Г.ДРОНОВ: Нет, правда, прислушивались больше.

Р.РЯЗАНОВА: Может быть. Допустим, по себе я бы этого не сказала.

Г.ДРОНОВ: Да? Мне кажется, авторитет родителей раньше в глазах детей был значительно выше, чем сейчас

Р.РЯЗАНОВА: Да, но сейчас мы говорим об отношении детей к родителям, о поступках - на тот же подзатыльник.

Г.ДРОНОВ: Тут, наверное, все индивидуально. Меня тоже папа не бил, подзатыльников не делал. Но я помню, что были такие моральные обсуждения. Папа сажал меня в кресло, сам садился на табуретку, и я маленький понимал, что все, сейчас будет собрание, и я боялся этого страшно. Но я запомнил это, и слава богу. Знаете, как хорошо, когда есть какие-то ограничения? Тогда ребенок, зная, что у него есть какие-то ограничения, они потом сдерживают от совершения каких-то неприятных поступков. Как-то в первом классе меня пропесочили за прогул какой-то, и потом я до 8-го класса точно не прогуливал. Потому что я подсознательно, видимо, боялся гнева родителей.

Р.РЯЗАНОВА: Ну это хорошо, если был папа, который мог посадить напротив себя.

Г.ДРОНОВ: А это опять к вопросу семейных ценностей. Потому что, конечно, семья - это полная ячейка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звоночки тоже будем принимать. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Ольга. Я хочу сказать, во-первых, большое спасибо Раисе Рязановой. Я помню, еще девочкой она играла Гулю Королеву. Было такое?

Р.РЯЗАНОВА: Да, было. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Точно, она, да? Все правильно. А Георгию можно задать вопрос?

Г.ДРОНОВ: Да. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Георгий, добрый вечер. Я с удовольствием смотрю ваших «Ворониных». Вы же театральный актер?

Г.ДРОНОВ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: В Малом театре играли?

Г.ДРОНОВ: Да, я был. Сейчас ушел, но надеюсь, что вернусь.

СЛУШАТЕЛЬ: Потому что я прочитала где-то, что вы с Клюевым вместе играли. И ваши взаимоотношения на площадке после того, как вы играли вместе в театре, нормально у вас?

Г.ДРОНОВ: Вы знаете, прекрасные отношения. Мы с Борисом Владимировичем играли в спектакле «Мудрец», «На всякого мудреца довольно простоты», а сейчас по иронии судьбы получилось, что из пяти главных героев, не считая детей, четверо являются выпускниками Щепкинского театрального училища. Это и мама, и папа, я и Екатерина Волкова. У нас только Стасик, Стас Дужников из Щуки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Он, по-моему, у Джигарханяна работает?

Г.ДРОНОВ: Он работал, по-моему.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот про Анну Фроловцеву, которая маму играет, я вообще ничего не знаю. Она откуда-то из театра тоже?

Г.ДРОНОВ: Да, конечно. Она работала в театре. Я, честно говоря, познакомился с Анной Васильевной только на съемках.

Р.РЯЗАНОВА: А я знаю, я с ней дружу, с Анечкой.

СЛУШАТЕЛЬ: Так, и где она работает?

Р.РЯЗАНОВА: Она работала в театре - то ли «Сфера», извините, если я путаю. Но мы просто дружим с ней очень хорошо. Чудная девочка.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень хорошо. Спасибо вам большое всем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Видите, какие уже фанаты у «Ворониных» - всех актеров знают. Здесь есть такая реплика: «Воронины» лучше для современных жен, потому что учат находить общий язык со свекровью. Костя красавчик - и жену любит, и маму в обиду не дает. Жорик». Прочувствованно парень написал, явно. Еще есть вопрос от Тэда: «А что такое ситком? Спасибо». Тимур, отвечайте, что же такое ситком.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Это комедия ситуаций. Ситуационная комедия. Это очень просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть для русских зрителей понятно так - где смеются за кадром, это ситком.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Нет, ну конечно, это ни при чем. Есть ситкомы, где и не смеются за кадром. Это просто где в одной серии разыгрывается одна комедийная ситуация, к героям которой ты привык, ты их любишь, смотришь.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что труднее вам как продюсеру продюсировать и актерам играть - классический сериал мелодраматический или ситком?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вы знаете, так как ситком для нас новый жанр, хотя ему уже 5-6 лет, но вообще, в принципе, в той же Америке есть разделение на актеров, которые играют в ситкомах, и актеров, которые играют…

Г.ДРОНОВ: Не надо конкретизировать.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Ну у нас это просто невозможно. Потому что у них же нет особой театральной школы, и они все сразу попадают на телевидение.

Е.АФАНАСЬЕВА: У них сериальные актеры и в кино особо не играют. Есть градация.

Т.ВАЙНШТЕЙН: У них очень четкое разделение. Поэтому зависит еще от актера. Но вообще, в принципе, мне кажется, что не надо сейчас особо делить людей. Те, кто действительно комедийные актеры, кто понимает природу юмора, умеет это делать, они смогут сыграть что в кино, что в сериале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Раиса Ивановна, а вы не играли в юмористических сериалах, в ситкомах или в похожих?

Р.РЯЗАНОВА: Я играла у Кирющенко.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Да, это наш ситком, вы играли маму.

Р.РЯЗАНОВА: Вот вы сейчас говорили, что там актеры делятся на таких, таких и таких. А наши не делятся - наши играют и то, и то, и то. Чьи актеры лучше? Наши!

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте еще звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я по поводу эфира, который сейчас идет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, вы в эфире. Говорите. Вопрос ваш или реплика.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня не вопрос. Скорее всего, у меня реплика. Я считаю, что все эти сериалы - это обычная деградация нашего общества. Это очень чуждо нашей культуре. И ни один знакомый во всей нашей округе не смотрит их. Там нет ни одного порядочного актера, который бы сыграл положительную роль порядочного человека. Ни Букины, ни Воронины…

Е.АФАНАСЬЕВА: Простите, пожалуйста, можно я вам вопрос задам? Вот вы смотрите, например, Раиса Ивановна сейчас играет вот в сериале «Спальный район» - маму большого семейства. Это что, недостойный образ?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы смотрите «Спальный район»?

СЛУШАТЕЛЬ: У нас, слава богу, не показывают. А про Букиных я могу много сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас Первый канал идет? Я вам вопрос задала - вы можете ответить? Вы вот так огульно говорите, что нет ни одного порядочного человека.

СЛУШАТЕЛЬ: Я сказал не огульно. Если взять любой наш сериал - «Солдаты», «Букины», кто угодно - там просто деградация общества.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Иначе я вас выключу из эфира. Раиса Ивановна играет на Первом канале в сериале «Спальный район» - вы его смотрите, нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Слава богу, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А так чего «слава богу»? вы сначала посмотрите, а потом обижайте людей, который в студии.

Т.ВАЙНШТЕЙН: А вы вообще какие-нибудь смотрите сериалы мировые?

Е.АФАНАСЬЕВА: Я уже выключила человека, потому что я не люблю, когда обижают. Я понимаю, если бы он конкретно говорил: Костя ваш, дорогой товарищ Дронов, плохой, и объясняет, почему. А если говорит: у меня, слава богу, не показывает, но все плохое, это как-то странно.

Т.ВАЙНШТЕЙН: А у нас часто никто ничего не смотрит, посмотрит пять минут чего-то и скажет, что все огульно плохо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще у нас есть очень хорошие смски, приходят каждую программу: «Я телевидение не смотрю телевизор выбросил столько-то лет назад, но все ваше телевидение отвратительно». Откуда вы знаете?

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вообще, если говорить о телевидении, конечно, есть к нему претензии. Претензий не может не быть. Ведь, на самом деле, мне кажется, это правда, что много чернухи. Мне кажется, что телевидение не существует для того, чтобы показывать все время, особенно в сериалах, реальную жизнь. Для этого есть новости и общественно-политические программы. В принципе, в Америке во времена Великой Депрессии и когда она уже закончилась, был принят закон крупными продюсерами, закон очень сложный, кстати, но, тем не менее, он был принят - называется «закон хэппи энда». Людям так плохо, их реальная жизнь не такая восхитительная, и если они смотрят кино, смотрят телевизор, то они должны либо видеть, как они хотят жить, либо выход из этого…

Е.АФАНАСЬЕВА: А у нас это сразу называют лакировкой действительности.

Т.ВАЙНШТЕЙН: А вот это неправильно. В новостях может быть лакировка действительности. Если вы не показываете реальные новости, конечно, это лакировка действительности. В общественно-политических программах. А сериалы и кино - это художественный вымысел. Надо позволять режиссерам и авторам и продюсерам и актерам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Интересный вопрос. Вот жизнь в сериалах должна быть как в жизни или все-таки это совершенно отдельное произведение, имеет право на сказку или что-то еще? потому что сначала люди кричат, что это у вас все сказка, а стоит показать тот же сериал «Школа», который показывает чуть менее гламурную школу, чем в других сериалах… По вашему, Раиса Ивановна, что правильнее делать - показывать семью с какими-то язвами семейной жизни, которые, в общем, в каждой семье могут быть, или показывать хорошую, добрую, честную, с замечательными позитивными отношениями? Что правильнее?

Р.РЯЗАНОВА: Тут, вы знаете, какую цель преследовать. Мне так кажется. Потому что показывать тишь да гладь - ну и что? А дальше? А куда это все? Понимаете, все равно из этой ситуации должен быть выход. Куда, цель какая? Показывать все время, где дерутся, не понимают друг друга, бьют детей, не кормят, выгоняют из дома, мат, пьют, наркотики - наверное, это тоже неправильно, тоже плохо. Я, откровенно говоря, таких семей не знаю, чтобы все плохо. Поэтому надо очень выборочно и все-таки чтобы это как-то ложилось на душу зрителю.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Очень правильно сейчас говорят, что зрители очень часто отождествляют себя с героями и сериалами и кино, которые они смотрят. Ведь это очень важно понимать. Есть замечательное исследование, что люди очень любят смотреть сериалы, потом в интернете выходят на форум, друг с другом общаются, и если человеку нравится тот же сериал, то как бы он нашел друга. Вот сейчас совершенно новая такая форма обнаружена. И очень важно, чтобы когда люди смотрят какой-то продукт, особенно если это художественный вымысел, они понимали, что да, есть проблемы… возьмите любой американский фильм с хэппи эндом - там в течение фильма какие-то проблемы, и у нас много такого было, и советские фильмы были, и сейчас есть. Просто, мне кажется, ответственность продюсеров и режиссеров и актеров очень серьезная, потому что когда люди смотрят, какие-то люди действительно начинают думать так же, как герои, и когда, не дай бог, что-то совсем чернушное, они ведут себя так же. А этого, конечно, делать нельзя.

Р.РЯЗАНОВА: Можно я немножко добавлю по поводу отождествления с исполнителем? Снимаем мы на улице, где я занята, дети мои и так далее. И, естественно, на улице должна быть какая-то массовка. И когда дубль начинается, вы идете туда, а вы сворачиваете, а вот вы с колясочкой проходите здесь, а вы стоите две вот здесь разговариваете. И смотрю я - «Внимание, мотор, начали!» - стоит женщина и не знает, куда деться, мечется. И я понимаю, что она просто мимо проходила и не понимает, что. На всякий случай застыла. Кончился дубль. Она подходит ко мне и говорит: «Я вас умоляю, соглашайтесь быть директором, ну пожалуйста!» Я говорю: «Хорошо-хорошо». А мы это уже сняли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Неужели настолько отождествляют вас с героями?

Р.РЯЗАНОВА: Вот вы знаете, так.

Г.ДРОНОВ: Да это актерская удача, если зритель начинает отождествлять актера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как долго к вам приходили и спрашивали по поводу того, как вести себя с женой, как Саша ведет, или как воспитывать детей и с мамой общаться?

Г.ДРОНОВ: Слава богу, такого не было. Почему-то корреспонденты очень часто спрашивают: «Скажите, а как работа в сериале повлияла на вашу личную жизнь? Что-то привнесли?»

Т.ВАЙНШТЕЙН: Но на многих повлияла, Егор, это правда.

Г.ДРОНОВ: Да, я стал писать жене сценарий.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Но на многих повлияла. Я знаю, есть люди, которые смотрели «Сашу и Машу» и понимали, как себя вести с женой.

Г.ДРОНОВ: Ну это на них повлияло. Но на меня-то…

Е.АФАНАСЬЕВА: У этих людей уже успели родиться дети. И так как у них родились дети и они вынуждены жить близко с родителями, чтобы те помогали, вот теперь уже модель других отношений.

Т.ВАЙНШТЕЙН: А через 18 лет - «Счастливые вместе».

Р.РЯЗАНОВА: Вы знаете, к предыдущему вопросу. Наверное, подспудно была вот такая цель. Чтобы это было каким-то эталоном, скажем так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Судя по смскам, а они тут абсолютно разные - и «Букины» ужасные, и неужели бы вы хотели такую жену, как Даша Букина, Сергей спрашивает…

Г.ДРОНОВ: Не хотели. У меня нет такой жены и не будет. Все смотрите неженатые, проверяйте ее.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Нет, почему? А может, какому-то человеку нужна именно такая? На вкус и цвет товарища нет.

Г.ДРОНОВ: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Сергей. Вы только что прочитали мою смску.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, это ваша. То есть вам как раз не нравится Даша Букина.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, просто у нее такое отношение к собственной семье, поэтому мне не нравится. И ужасный, по-моему, сериал «Счастливы вместе». Я смотрел и заграничную версию «Женаты с детьми», и наш сериал.

Е.АФАНАСЬЕВА: А если он такой ужасный, почему ж вы смотрели и заграничную, и нашу?

СЛУШАТЕЛЬ: Чтобы сравнить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно выключить телевизор, книжечку почитать.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Вам американская тоже не нравится?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, не нравится.

Т.ВАЙНШТЕЙН: А, ну понятно. Вам просто не нравятся такие отношения. Но вы же понимаете, что это шутка, что это маски, которые просто балуются? Или вы думаете, что это на самом деле?

СЛУШАТЕЛЬ: По-моему, не все понимают это.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Что вы, не до такой степени. Как раз, как показывает исследование, именно со «Счастливы вместе» они себя не ассоциируют.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сорвался звонок. Извините, пожалуйста, Сергей. Не удалось вам ответить Тимуру. А вот из тех вопросов, которые заранее пришли на сайт «Эха Москвы» в интернете, пожарный Джон: «Почему нет моральной цензуры, которая отбирала бы уродливые высказывания, например, в сериале «Воронины» - «расчлененка». Вот видите, как не понравилось.

Г.ДРОНОВ: Вложенное в уста молодой, прекрасной, очаровательной девочки оно воспринимается совершенно по-другому.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Конечно. На НТВ пусть…

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. «Очень нравится «Спальный район», - пишет Вика из Улан-Удэ, - все такие настоящие. Но у меня грудной ребенок, смотрю редко. Можно ли найти серии в интернете?» Это, наверное, не к Раисе Ивановне вопрос, а к Александру Акопову, к руководителю компании. 363 36 59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня зовут Владимир. Слушаю сейчас вашу передачу по поводу сериалов. И хотел бы сказать, что мне нравятся, может быть, не все сериалы ваши, но…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, что-то так плохо вас слышно. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня нет вопроса. Я просто хотела сказать, что игра Дронова мне очень нравится. И вообще, есть некоторые серии сериала, которые очень приятно смотреть.

Г.ДРОНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам за ваш звонок. Давайте еще звонок примем. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Михаил, Ярославль. Ну, во-первых, я хочу выразить согласие - не сейчас, а перед этим мужчина говорил об определенной деградации в сериалах наших. Ну, «Воронины» смотрел - в общем-то, больше желания смотреть не возникает. Потому что настолько примитивные реплики. Хотя, в общем-то, я афоризмы такие юмористические очень люблю, стараюсь даже брать на вооружение. По поводу остальных сериалов - ну, смотрю иногда, чтобы расслабиться, что ли, отдохнуть во время работы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Во время работы расслабиться?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Скажем, я, в общем-то, работаю сам у себя. В мастерскую вошел, и за работой кофе пью и отдыхаю, глядя на экран.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо вам за звонок. Много у нас тут смсок. Мы на все ответить сразу не успеем. Потому что сколько людей, столько и мнений - и за, и против. «В новостях и так все залакировано, а «Ворониных» люблю и смотрю - иногда хоть где-то хочется увидеть близкую действительность», - Иоэль подписался или, может, я неправильно прочла его имя. Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Юрий. Я хочу сказать, что это замечательные работы, мне кажется. И к ним нельзя относиться как к правдивой истории из жизни. Семья этих Букиных - это карикатура, шутка, гротеск, сказка. И таких жен, слава богу, не бывает. Это кривое зеркало глупым женам и неприятным мужьям. Но при всем при том они обаятельные, они умные. Очень по-человечески похожи эти карикатуры на нас, на людей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что-то, мне кажется, у вас голос знакомый сильно.

Р.РЯЗАНОВА: Вот я тоже сижу и думаю - на Гусмана похож.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вот. Юлий Соломонович, это вы нам дозвонились?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я не хотел вам говорить. Просто мне было неудобно. Мне так обидно, когда замечательный сериал «Счастливы вместе», который, я говорил Тимуру много раз, я смотрю с удовольствием, и он лучше, чем американский, потому что в американском грубые шутки, там люди не очень приятные, а эти - смешные персонажи, эти куклы, они местами ведут себя совершенно по-идиотски и говорят нам: «Люди, не делайте так. Будьте людьми, а не такими букиными».

Е.АФАНАСЬЕВА: Юлий Соломонович, но почему-то люди считают, что если по телевизору показали, это образец для подражания.

СЛУШАТЕЛЬ: Конечно. Это газета «Правда» сразу. Вот вам сейчас говорили - я не хочу такую жену. Да упаси боже, никогда у нее такой жены не будет…

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще сначала пусть дорастет до такой жены.

СЛУШАТЕЛЬ: Эта девочка просто такая - посмотрите, девчонки, как вы глупо смотритесь, когда вы к каждому мальчику кадритесь. И вот это же просто абсолютная пародия. Люди не умеют отличать колесо обозрения от Баха или Юрия Никулина от МХАТа. Мы их не учим. Конечно, «Аватар» - вот так в жизни не бывает, у них хвост. А советский человек должен без хвоста быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юлий Соломонович, спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: И я хочу поздравить великую русскую актрису Рязанову, которая играет не только в сериалах. Они большие молодцы, так держать. А мы, телезрители, будем смотреть с удовольствием.

Р.РЯЗАНОВА: Спасибо, Юлий Соломонович.

Г.ДРОНОВ: Спасибо.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот видите, телезритель Юлий Соломонович Гусман неожиданно дозвонился и поддержал коллег. Ну что, наверное, мы уже сегодня не успеем другие звонки принять, их много. Сколько людей, столько и мнений. Меня больше всего всегда удивляют люди, которые звонят и говорят, что телевизор не смотрят, но пересказывают содержание всех якобы не посмотренных «Счастливы вместе» и «Ворониных» и «Спального района» и прочего. А второе - сегодняшний эфир лишний раз подтвердил, как люди серьезно относятся к той действительности, которую показывают сериалы. Они воспринимают не просто как отражение, а как реальность, кусок реальной жизни. Извините за такие высокопарные слова, но это накладывает большую ответственность на создателей сериалов. Мы сегодня говорили в программе «Телехранитель» о семейных ценностях на телевидении современном. Говорили с Раисой Ивановной Рязановой - спасибо, что к нам пришли, Раиса Ивановна…

Р.РЯЗАНОВА: И вам спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: С Георгием Дроновым. Ему даже съемки раздвинули, чтобы он смог прийти и поговорить со слушателями «Эха Москвы». спасибо, Георгий.

Г.ДРОНОВ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: С Тимуром Вайнштейном, продюсером.

Т.ВАЙНШТЕЙН: Я раздвинул ужин с любимой женой и срочно возвращаюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Срочно отпускаем Тимура к семейным ценностям. Елена Афанасьева. Прощаюсь до следующего воскресенья. Всего доброго. До свидания.