Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

28 декабря 2008: Обитаемые острова телевидения и кино. Гость - Александр Роднянский

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/561910-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы программу назвали – «Обитаемые острова телевидения и кино». Потому что в гостях у нас Александр Роднянский, президент СТС-Медиа и продюсер фильма "Обитаемый остров", который стартует на этой неделе. Здравствуйте, Александр.

А.РОДНЯНСКИЙ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, что вам сейчас сразу хочется говорить про «Обитаемый остров». Но вы очень давно у нас не было в гостях в программе о телевидении, поэтому я буду пытать вас не только про кино, но и про телевидение.

А.РОДНЯНСКИЙ: А я буду уходить намеренно сегодня к «Обитаемому острову».

Е.АФАНАСЬЕВА: А я буду вас возвращать. Программа «Телехранитель» называется. 363 36 59 – телефон. Но это во второй части программы. +7 985 970 4545 – наш смс-номер. Ваши вопросы Александру Роднянскому и по телевидению, и по кино и по «Обитаемому острову», как просит продюсер фильма. Александр, так получилось, что вы давно не были у нас в гостях. По крайней мере, в моей программе. По-моему, на «Эхо» тоже давно не были. И последний раз, я сейчас как раз вспомнила, мы с вами встречались, когда вы были на таком пике – только компания вышла на IPO, результаты были грандиозные. Доходы, успехи, личные, «Кинотавр», все было хорошо. Я еще помню, я тогда цитировала высказывание ваших коллег, что «Роднянский в шоколаде». Любая вершина – причем чем выше она, тем это очевиднее – чревата тем, что дальше начинается невольный либо спуск, либо падение, но какое-то движение вниз. Выше уже некуда. Или есть куда?

А.РОДНЯНСКИЙ: Да нет, я вообще отношусь к этому не как к спускам и падениям, подъемам и прочим кривым, а как к естественной части профессиональной жизни. Знаете, Лена, я родился на территории киностудии и видел кинематографистов с детства. О том, что существуют другие профессии, я узнал много позже. Поэтому я знал, что бывают очень успешные кинематографисты в этом году, и, к сожалению, не все у них складывается в следующем. Это естественная часть профессии, и нужно для себя принять эти правила игры и понимать, что поражение всегда есть начало победы, а в каждой победе таится начало поражения. Это естественно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все, что происходило дальше у вас на телевидении, вы это воспринимали как объективную реальность?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я это воспринимаю как естественную часть телевизионного процесса, который, безусловно, является частью общественного процесса и, безусловно, отражает постоянно меняющиеся социальные ожидания аудитории. и то, что сегодня кажется очень востребованным и, соответственно, очень эффективно работающим в телевидении, завтра может оказаться абсолютно бессмысленным, ненужным, устаревшим и консервативным. И в этом же трагедия телевидения. Трагедия не столько в том, что какие-то передачи, сериалы или телевизионные каналы в целом оказываются не такими успешными, каковыми они были буквально несколькими месяцами ранее, а проблема в том, что люди, которые делают это телевидение, не понимают того, что происходит с восприятием этих самых программ, сериалов и фильмов. Единственное, в чем я, например, не могу себя упрекнуть, это в самообмане. Вот я всегда чувствую, когда все идет хорошо, и с ужасом жду – и это все профессионалы, а у меня в жизни их было достаточное количество – всегда этих точек подъема. Потому что знаю – обязательно за ними начнется спуск, как вы сказали. И тут важно не самообмануться. Не убеждать себя в том, что эта реальность неверна, требуется коррекция пейзажа, который катится мимо окон…

Е.АФАНАСЬЕВА: То, что вы стали меньше заниматься телевидением – все-таки, как я понимаю, вы отошли от оперативного управления компанией, а ваша должность скорее более консультативно-надзирательная, я не знаю, как вы это точнее определите.

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, она называется очень просто – президент компании и член совета директоров. Я действительно не участвую в операционной деятельности компании, и это, к чему я так или иначе стремился с момента нашего с вами последнего разговора.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я как раз и хотела спросить – это ваш личный выбор или это больше желание акционеров поменять как-то систему руководства на канале СТС?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я думаю, скорее это совместное решение. В пресс-релизе, который конституировал изменения, произошедшие в компании СТС-Медиа, мы сказали, что это наше совместное решение. И это правда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, в пресс-релизах обычно даются такие нечеткие, корректные формулировки, чтобы никого не обидеть.

А.РОДНЯНСКИЙ: Это тот самый случай, когда это абсолютная правда. И я очень давно с момента, когда мы вышли на IPO и я понял, что главным содержанием моей деятельности как руководителя большой публичной компании, холдинга, только сегодня владеющего и управляющего тремя телеканалами в РФ – СТС, Домашний и ДТВ, да еще и несколькими телеканалами в странах бывших республиках Советского Союза, основным содержанием моей деятельности должно быть корпоративное управление. Поскольку я так или иначе полагал себя и до сих пор, может, не верно, но все же считаю себя компетентным в принятии творческих решений или решений, связанных в основном с творческими экспертизами, то есть программирование, производство, некие идеи, то я понимал, что, во-первых, это мне не слишком интересно, а во-вторых, наверняка есть некоторое количество людей, которые с корпоративным управлением должны справиться лучше, чем я. В ситуации, когда я при этом еще крупнейший индивидуальный акционер компании.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом, например, я услышала от одного из нынешних управленцев компании такую фразу, что в какой-то момент ваши акционеры фактически испугались, что СТС становится компанией одной звезды – одного Роднянского. И, может, поэтому решили вам найти какую-то другую позицию, чтобы компания не так зависела от одного человека.

А.РОДНЯНСКИЙ: И это, может быть, частичное соображение любых составов акционеров, потому что главным условием стабильного существования бизнеса является его независимость в глазах акционеров от конкретных лиц, чтобы можно было всегда… Так считается. Здесь начинается система не то чтобы споров, но внутренних противоречий. Потому что я всегда полагал и до сих пор считаю, что медийные компании, безусловно, неразрывно связаны с личностями.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот я как раз хотела сказать – телевидение и газета и журнал и радио становится ярким, когда есть звезда.

А.РОДНЯНСКИЙ: Я тоже так считаю. Звезда не звезда, но имя, отчество и фамилия, безусловно определяют облик и стратегию развития той или иной компании. Я не знаю, я не разговаривал на эти темы, скажу вам откровенно, но знаю, что любой состав акционеров заинтересован в том, чтобы не оказаться в зависимости даже от очень сильного, харизматичного, а я говорю не о себе. поверьте, в целом и, безусловно, имеющего свое представление буквально обо всем лидера. Это не всем удобно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас, когда вы все-таки смотрите на телевидение чуть-чуть со стороны, не так глубоко в нем, как были еще год назад, вы видите какие-то свои собственные ошибки? Может быть, вы понимаете, что немножко не так стратегия выбрана была, не так вы зрителя представляли, не туда развивали канала? Или все было правильно?

А.РОДНЯНСКИЙ: Да ну, мы ж не вполне безумные, чтобы считать, что все, что мы делаем, правильно. Даже в тот момент, когда мы находимся в эпицентре операционной деятельности. Когда я говорю «мы», я имею в виду не только себя, но и всех своих коллег. Конечно же, существует полное и ясное понимание того, что какие-то обстоятельства, которыми мы оперируем, могут оказаться далеки от действительности и от той аудитории, с которой мы каждый раз пытаемся выстроить диалог. То есть, иными словами, СТС был очень успешным телеканалом и бурно развивался, я бы сказал, 4,5 года подряд, это очень долгий период, и мы отдавали себе отчет в том, что в какой-то момент это должно меняться, корректироваться, он должен сам по себе претерпевать некоторые изменения, но каждый раз риск этих изменений, связанный с тем, что существует определенная территория, которая любит, смотрит и является лояльной по отношению к телеканалу, риск потерять эту лояльную аудиторию, сталкивается с необходимостью неких радикальных смен и поворотов. Вот я честно вам скажу – я обожаю резкие, революционные изменения. Я не случайно лет шесть тому назад пришел на СТС, и мне было любопытно в очередной раз попробовать заново. Когда оно отстроено было, мы с вами разговаривали, если не ошибаюсь, последний раз, когда заканчивалось «Не родись красивой», шла еще в те времена, когда ее очень любили, «Моя прекрасная няня», было масса разных свежих, свежо воспринимавшихся передач, импровизационного юмора, «Слава богу, ты пришел», «Хорошие шутки». Это был такой свежий, полноценный, мне казалось, полный жизни канал. А как только прошло полгода, это ощущение у нас ушло. И для того, чтобы добиться такой же свежести, такой же ясности понимания аудитории, нужно было, конечно, пробовать совершенно новые и радикальные жанры.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что произошло? Вам не захотелось пробовать или?..

А.РОДНЯНСКИЙ: Мы все время пробовали. Вот в чем нас не упрекнешь – это в том, что СТС все время что-то пробовал. Я даже скажу, что слишком много. Я думаю, мы каждый раз что-то новое привносили. Если вы помните, у нас прошлым летом шел в эфире сериал очень удачно «Дочки-матери» - обычная теленовелла. Очень характерный пример. Она шла хорошо. Можно было и любой стабильно ориентированный на финансовые и экономические показатели менеджмент, безусловно, оставил бы этот сериал в эфире, поскольку он здорово шел. И здесь производящая компания была настроена на его продолжение. Но нам очень хотелось удивить аудиторию новым жанром. Нам очень хотелось что-то открыть. И мы сделали сериал, который, к сожалению, провалился. К сожалению, потому что он просто для нас был не очередным, не конвейерным продуктом. Я имею в виду «Тридцатилетние». Нам хотелось найти свежую интонацию. Это тот самый случай, когда мы попробовали. И провалились. У нас много в жизни было удачных и неудачных сериалов. Знаете, они ж по-разному воспринимаются. Одно дело – когда скромный сериал, условно говоря, обычный конвейерный продукт такой складывается или не складывается. Кого это волнует? А когда для тебя существенная телевизионная задача ставится, когда тебе хочется для аудитории что-нибудь любопытное рассказать, проникнуть, пробиться к тем, кто телевидение обычно не смотрит, заговорить о чем-то существенном, новом и поговорить с той аудиторией, которая появилась за последние 5-7 в обществе вообще, выявить ее в телевидении нам казалось очень важным. У нас не вышло…

Е.АФАНАСЬЕВА: А вам не кажется уже со стороны, Александр, что вы либо переоценили аудиторию либо не тот акцент поставили? Все-таки у вас был такой яркий, праздничный, гламурный канал. Вы иногда даже сами говорили, что надо снимать… точно вашу цитату уже не вспомню, но смысл тот, что чуть лучше делать эту страну, этот мир в экране, который вы создаете, чем он на улице и в соседнем дворе. Может быть, сказка была немножко перепридумана, и этот гламурный канал…

А.РОДНЯНСКИЙ: Он не гламурный. Я не люблю слово гламурный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но чистенький, красивенький, новенький.

А.РОДНЯНСКИЙ: Конечно. Но это не означает гламурный. На самом деле, идея безновостного телевидения так или иначе концептуально должна быть завершенной.

Е.АФАНАСЬЕВА: ТНТ тоже неинформационный, но совершенно не гламурный.

А.РОДНЯНСКИЙ: Ну конечно. ТНТ обожает трэшевые жанры. А СТС с самого начала был с огромным элементом детского телесмотрения. Это семейный канал. И когда ты делаешь телевидение, которое могут и должны смотреть дети, и родители не боятся детей оставлять наедине с телеэкраном, то безусловно ты делаешь некий сказочный жанр. Вот всегда СТС был сказкой.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сейчас сказка закончилась?

А.РОДНЯНСКИЙ: А я думаю, что сейчас в эту сказку начали в силу того, что меняется восприятие, на фоне большой дискуссионной площадки, на фоне больших телеканалов, наполненных разного рода страстями, каковы было российское телевидение лет семь назад, появление СТС, свежего и абсолютно другого, с виртуально придуманной, но тем не менее самостоятельной и вроде бы предложенной телевизионной реальностью, - это было альтернативное предложение. На фоне сегодня изменившегося в целом телевизионного ландшафта, такого праздника развлекательного телевидения в целом, СТС, на мой взгляд, конечно, очень трудно сегодня уже отличаться. И для того, чтобы отличаться, он пытается искать и находить новые, более реалистичные темы. Поэтому появились в свое время и «Кадетство», и «Ранетки», и поэтому искали и с «Тридцатилетними». Было очень много успешных. И сейчас очень успешные сериалы идут в эфире. Я думаю, осенний сезон на СТС чрезвычайно успешный, кстати сказать. И грешно жаловаться. Он здорово работает. Но тем не менее, если мы говорим о настоящем телевидении, то телевидение постоянно меняется и старается ответить на запрос аудитории еще не сформулированный. Вот аудитория еще не знает, какого она хочет телевидения, а мы это должны по идее чувствовать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр, но все-таки человек, который делал телевидение руками каждодневно столько лет, сначала канал «Один плюс один» на Украине, потом СТС здесь, вот сколько лет всего непрерывной этой каждодневной работы? Больше десяти, да?

А.РОДНЯНСКИЙ: Значительно больше десяти. 14 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: И вот когда моменты ежедневной необходимости идти в забой отошли, есть ощущение нехватки чего-то в жизни? Когда не надо что-то верстать, смотреть? Что нет этого напряга – думать, что у тебя завтра в сетке, через месяц, через три месяца, когда только концептуальное управление осталось?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я понимаю ваш вопрос. Но со мной все-таки не чистый эксперимент. Во-первых, я все же вовлечен – я смотрю и сетки, и программирование, и ежедневные рейтинги и общаюсь с коллегами. И, безусловно, по мере возможностей и обстоятельств, конечно, участвую в том виде, в котором это удобно моим коллегам, которые работали со мной и продолжают работать на канале. Это первое. Поэтому я все же как-то вовлечен. Понятно, что адреналиновое отравление очень сильное. Я очень люблю телевидение…

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот как без этого наркотика?

А.РОДНЯНСКИЙ: У меня есть второй и главный нюанс под названием «Обитаемый остров», который занял…

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас мы к нему перейдем.

А.РОДНЯНСКИЙ: Я не к тому, чтобы о нем сейчас поговорить и всем рассказать о фильме. Я просто говорю, отвечая на ваш вопрос, что я этим занимался ежедневно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А если б вам сейчас сказали как продюсеру – жизнь такая, выбирай: или телевидение, или кино, выбрать смогли бы?

А.РОДНЯНСКИЙ: Вы знаете, у меня телевидение появилось от безнадеги. Я помню, я его очень не любил. Помню, когда я учился в киноинституте на режиссуре, мы очень не любили телевидение…

Е.АФАНАСЬЕВА: Низший жанр считался.

А.РОДНЯНСКИЙ: Ну конечно. Это вообще считалось неприличным, вообще нехорошо. Затем, когда я попал на телек, я попал просто потому, что рухнула система госфинансирования, господдержки, еще не существовало никаких иных моделей для отечественного кинематографа. Поэтому телевидение возникло от безнадеги. И вот, собственно говоря, если есть выбор между телевидением и кино, то кино для меня по-прежнему интереснее.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все-таки кино?

А.РОДНЯНСКИЙ: Конечно. Оно революционнее по восприятию аудитории и по способу влияния. И потом – оно более насыщено творческими решениями. Что, конечно, делает кино значительно более сложным и драматургическим в жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но отдача не каждодневная. Четыре года вы делали «Обитаемый остров», и еще неизвестно, вы ждете, что же будет.

А.РОДНЯНСКИЙ: А что может быть интереснее, чем четыре года жить вместе с группой очень близких тебе друзей над одним проектом, строить его и собирать из ничего вот этот удивительный домик, а потом с ужасом трястись, как мальчишечка при вступительных испытаниях в институт, от испуга на премьерах?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, трястись Александр Роднянский будет на этой неделе, когда «Обитаемый остров» стартует. Мы прервемся на новости. Напоминаю тем, кто подключился к эфиру чуть позже, это Александр Роднянский, президент СТС-Медиа и продюсер фильма "Обитаемый остров". Мы вернемся в программу «Телехранитель» после выпуска новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель». В гостях у нас сегодня Александр Роднянский, президент СТС-Медиа и продюсер фильма "Обитаемый остров", который на этой неделе выходит на экраны в огромном количестве копий, на экраны России и СНГ. Чтобы перейти от телевидения к кино – какому каналу вы продали права на телепремьеру?

А.РОДНЯНСКИЙ: Премьера будет на канале «Россия».

Е.АФАНАСЬЕВА: Успели продать до кризиса? Или уже по дэмпинговым ценам?

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, во время кризиса.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но цены уже стали ниже, чем до этого?

А.РОДНЯНСКИЙ: Цены, безусловно, ниже, но при всем при этом мы благодарны каналу за поддержку и за понимание обстоятельств, связанных с фильмов, при всем при том, что это, конечно, не соответствовало нашим ожиданиям двухлетней давности…

Е.АФАНАСЬЕВА: На сколько процентов не соответствовало?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я не буду оглашать, но тем не менее, это очень удачно получилось. И я надеюсь, что канал тоже не будет разочарован и покажет оба фильма. У нас же два фильмы. Сейчас выходит первый, а потом будет еще второй.

Е.АФАНАСЬЕВА: А телеправа когда откроются? Через сколько?

А.РОДНЯНСКИЙ: Мы им открываем сразу. Месяца через 3,5 после проката, и дальше они будут уже сами решать, когда показывать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Раз заговорили о канале «Россия», хочу проверить слухи, которые ходят в телекиносообществе, что вы создали кинокомпанию вместе с Антоном Златопольским и Александром Любимовым. Это правда?

А.РОДНЯНСКИЙ: Да это бред. На самом деле, я создал кинокомпанию с Константином Эрнстом скорее. Эти слухи я тоже слышал. У меня, к сожалению, еще нет компании. Я президент компании СТС-Медиа. А вы все слухи будете проверять сейчас?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, ну просто где же еще проверить? А у вас есть еще какие-то слухи? Давайте проверим.

А.РОДНЯНСКИЙ: Да нет, я же не специалист по слухам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот сейчас телеканал «Россия» купил ваш фильм, а они на поляне новогодней ваши конкуренты с фильмом «Стиляги». Это вносит какие-то сложности в отношения менеджеров и продюсеров?

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, мы прекрасно понимаем, что «Стиляги» «Россия», в отличие от «Обитаемого острова», финансировала, делала, ждала. И вообще они традиционно работают с Тодоровским. И все равно тот факт, что они приобрели права и время от времени нам помогают информационно, для нас много более приятная неожиданность, нежели сама по себе конкуренция. Я вообще считаю, что для нынешней ситуации сам факт, что в новогодний период выходит три сильных российских фильма – я имею в виду «Стиляги», Любовь-морковь-2» и «Обитаемый остров», - это намного более здоровая ситуация, нежели, скажем, в семи залах семизального кинотеатра один кинофильм, как было в прошлом году.

Е.АФАНАСЬЕВА: А осенью, когда презентовали директорам кинотеатров фильмы, очень активно раздувались в газетах и в интернете слухи, что компания, которая ваши фильмы прокатывает, запрещала директорам кинотеатров брать «Стиляг». Это конкуренция дошла до такого пика?

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, это лучше говорить с дистрибуторами. Это специфика отношений дистрибуторов с кинотеатрами. Конечно, там речь не могла идти о запрещении каких-либо фильмов. Потому что компания, которая прокатывает «Обитаемый остров», она же прокатывает и «Любовь-морковь-2», и она может, очевидно, требовать свои какие-то условия от кинотеатров, как это всегда бывает и в США, и везде, имея в руках такой внятный пакет. Для того, чтобы сформировать предложения и по количеству сеансов, и по количеству кинозалов. Это же главная конкуренция. В любом случае, сам факт, что будет в новогодний период достаточно серьезный репертуар, это позитивная история.

Е.АФАНАСЬЕВА: При этом я прочла в одном из ваших интервью, сейчас уже не помню, в каком издании, что для вас было неожиданностью то, что Первый канал включился в промотирование «Стиляг». Вы это восприняли как подножку?

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет. Я, на самом деле, ничего не воспринимаю как подножку. Я достаточно спокойный человек в этом смысле. Неожиданный, я сказал, тот факт, что фильм, сделанный телеканалом «Россия» оказался предметом продвижения Первого канала. И зная конкуренцию очевидную между двумя каналами, я счел это событие вполне беспрецедентным. Поэтому я так и сформулировал. Но я не вижу ничего и в этом плохого, потому что и сами по себе «Стиляги»… я, к сожалению, не посмотрел фильм…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Тодоровский сказал, по-моему, Берману и Жандареву, если не перепутала, что он сначала подумал, что вы пришлете ему билет на премьеру, а потом сказал – «нет, я куплю билет и рублем поддержу «Обитаемый остров».

А.РОДНЯНСКИЙ: Да, ну мы точно так же. Мы прислали им, пригласили на премьеру. И надеемся, что Тодоровский, Ярмольник, все придут. Мы разговаривали по телефону – обещали, естественно, быть. А Леонид Исаакович даже сказал, что даже если бы мы его не пригласили, то он все равно прорывался бы сквозь ограждения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вас послушаешь – никакой конкуренции. Идиллия.

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, есть конкуренция, но у нас профессиональное сообщество.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но каждому из вас нужно собрать какую-то кассу, кассу большую. Правильно?

А.РОДНЯНСКИЙ: Но это ж не означает, что надо портить отношения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Они стоили, по-моему, 18 миллионов долларов, вы – 40, два фильма. Но все равно – для того, чтобы вернуть хотя бы затраченное, надо собрать в два раза больше. Я правильно понимаю, что половину забирают кинотеатры?

А.РОДНЯНСКИЙ: Это не вполне верно, потому что вы забываете, что нужно учитывать перспективы фильма не только, во-первых, в кинопрокате…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, еще телеправа и DVD.

А.РОДНЯНСКИЙ: И самое главное – мы все время являемся заложниками в отечественной киноиндустрии этого удивительного по безумия, кстати говоря, странно звучащего по-русски – боксофис первого уикенда, то есть, иными словами, как пройдет фильм в первые две или, максимум, три недели проката. Вот это и означает судьбу того или иного фильма. Мы все же, я надеюсь, что и в отношении «Обитаемого острова» это окажется правдой, думаю, что и в отношении «Стиляг», все же рассчитываем на длинную жизнь фильмов. И если это длинная жизнь, то…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы надеетесь, что как когда-то фильмы Тарковского шли в Советском Союзе в небольших залах, но долгими годами и десятилетиями, и так же может случиться и с «Островом»?

А.РОДНЯНСКИЙ: Может случиться с «Островом» и это, могут случиться и многократные показы по телевидению. Может случиться, и уже случается большой международный интерес по отношению к фильму.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но пока расписывается какое-то количество недель, да? насколько я понимаю, кинотеатры берут ваш фильм на какое-то количество недель – 3, 4, 5.

А.РОДНЯНСКИЙ: Обычно это происходит со всеми без исключения фильмами. Мы – заложники, как и киноиндустрия, небольшого числа залов. По всей стране около 1700 киноэкранов. Это где-то чуть меньше 700 кинотеатров. Вот представьте себе – это все американские фильмы больших студий, которые выходят в прокат и которые имеют фактически длительные отношения через своих дистрибуторов с кинотеатрами, и те заинтересованы регулярно показывать, потому что раз в две недели что-то появляется в прокате. Плюс – некий европейский репертуар. Плюс – российское кино. То есть, иными словами, там все очень жестко. И только если картина в первые две недели здорово идет, тогда она может идти долго.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы не можете не волноваться, потому что все-таки такие деньги давали Роднянскому, под вашу ответственность продюсерскую. И если вы их не вернете, то будущая ваша возможность делать фильмы будет осложнена. Я понимаю, что можно хорошо относиться к друзьям, коллегам и всем прочим, но деньги надо вернуть.

А.РОДНЯНСКИЙ: Деньги мы будем, естественно, возвращать. И, естественно, в первую очередь, независимо от того, как пройдет картина, мы будем в первую очередь возвращать тем, кто инвестировал. Естественно, они все получают в первую очередь. Это для нас дело чести – добиться возврата нашим инвесторам, нашим друзьям, потому что те, кто поверил мне и Федору Бондарчуку, конечно, не должны пожалеть об этом. Но, с другой стороны, они все уже видели картину – им всем нравится, и они относятся, если честно, так же, как и мы, то есть они затаили дыхание и ждут, как отреагирует аудитория, но понятно, что для них уже нет ощущения обмана. Они посмотрели картину – они поняли, что это серьезно, что это соответствует нашим разговорам четырех-пятилетней давности. И я надеюсь, что, в общем, со временем они не будут жалеть и финансово.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр Иванович из Москвы прислал заранее на сайт вопрос. «Ваш фильм – это про нас, про Россию?»

А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, странно делать картину, которая не имеет никакого отношения к жизни людей, которые ее смотрят сегодня. Безусловно, мы делали фильм, который может иметь отношения к жителям России и к России. Мы показывали уже – в нескольких городах России это воспринимали как свое и про себя. Мы показывали в Украине – восприняли как абсолютно украинскую политическую аллюзию. И я думаю – видело несколько наших американских коллег, прилетавших из Лос-Анджелеса посмотреть с точки зрения международных перспектив проката, - восприняли они как бы про себя. Я надеюсь, что в этом смысле у «Обитаемого острова», как было и у книжки братьев Стругацких, очень ясная, универсальная и работающая история.

Е.АФАНАСЬЕВА: Книжка вышла в застойные времена, для большинства интеллигенции в те времена читать Стругацких и искать там подтексты и аллюзии – это было такого рода интеллектуальное… даже не игра, а даже не знаю, как назвать точнее… пиршество такое духа, код свой-чужой. Сейчас не так такого опасения, что власть немножко глянет и скажет – а про что это он?

А.РОДНЯНСКИЙ: Да не, мы не думаем. Точно так же, как Стругацких сводить к политической фиге в кармане неправильно. Они, безусловно, много шире. Они много шире, и они не писали историю только лишь для того, чтобы сформулировать свое отношение к тогдашнему советскому режиму. Это не так. И сегодняшняя история «Обитаемого острова», мне кажется, много шире, чем даже подчас напрямую очень актуально звучащие какие-то диалогов и аллюзии. Вы не забывайте маленький нюанс, во многом, кстати, послуживший толчком для появления фильма. Их любили, книги братьев Стругацких, не только интеллигенция. Их любили и школьники, и студенты, их любила огромная читательская аудитория. И вот мы очень хотели сделать картину, бережно, тщательно передающую книгу Стругацких…

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз Бэла задает вам вопрос: «Насколько в вашем фильме сохранился философский и политический аспект романа братьев Стругацких? Спасибо».

А.РОДНЯНСКИЙ: Мне кажется, что это сохранилось. Мне трудно тут гарантировать, что все дословно, но знаю одно – Борис Натанович посмотрел и вчера как раз я был счастлив услышать интервью по «Эху Москвы» его, и позавчера он дал интервью РИА Новости, где сказал, что ему нечего добавить к экранизации, что все сказано, близко к тексту и к смыслу. Ему понравился главный герой. Много у него есть замечаний и поправок – он сказал, каких. Но неважно. Главное – я хотел сказать – это попытка очень тщательного и бережного отношения к книге. Это принципиально.

Е.АФАНАСЬЕВА: При этом перед тем, как мы сейчас зашли с вами в студию, вы разговаривали с Алексеем Венедиктовым. Он сказал, что пойдет завтра смотреть на премьеру. Говорит, буду плеваться, но пойду смотреть. И мы говорили о том, что очень трудно экранизировать роман, который для определенного поколения был культовым, то есть у каждого каждый герой свой. Тяжело это воплощать. Как у всех свои «Три мушкетера», «Мастер и Маргарита» и так далее. Как бы ни экранизировали. Вот эта опаска делать культовое произведение вас не страшит? То, что не своим покажется это публике?

А.РОДНЯНСКИЙ: Не страшит. Безусловно, мы это понимали. И с самого начала мы бесконечно волновались. Поэтому я и упомянул о реакции Бориса Натановича как о важнейшей. Потому что хуже всего было бы его разочаровать, я вам скажу честно. А у всех остальных свое представление. Равно, как и у нас. Я любитель Стругацких с очень давних времен. Эта история с «Обитаемым островом» как-то еще с детства запала в голову. И вот, слава богу, закончилось тем, что на монтаже «Девятой роты» мы, сидя, попивая чай в перерывах между монтажными сменами с Федором Бондарчуком, разговаривали о будущем, и я ему предложил «Обитаемый остров», и в результате у нас появился фильм. То есть, иными словами, конечно, у каждого свое представление о мире, о герое, о героях, об обстоятельствах. Оно связано еще с обстоятельствами прочтения, жизненной атмосферой, в которой это прочтение состоялось. Понятно. Нестрашно. Мы любим книжку. Мы относимся к ней бережно. Мы понимаем, что это сегодняшнее очень увлекательное кино, сделанное сегодняшним кинематографическим языком, с попыткой, безусловно, сохранить все необходимые социальные и важные идеи, но при этом и полноценные объемные характеры.

Е.АФАНАСЬЕВА: А молодые ребята, которые у вас играют, до того, как их позвали в кино, этот роман читали?

А.РОДНЯНСКИЙ: Василий Степанов не читал, Юля Снегирь не читала, и Петя, я думаю. Нет, не читали, все трое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это показатель того, что в новом поколении это уже не так востребовано?

А.РОДНЯНСКИЙ: Показатель.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это плохо или хорошо?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я думаю, что это скорее естественно. Нам, может быть, жаль, потому что, скажем, во времена, когда мне было столько, сколько Василию и Степану, не читать Стругацких было бы, конечно, ужасным и было бы стыдно в компании.

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто вам бы не сочли своим.

А.РОДНЯНСКИЙ: Не был бы я, конечно, принят в эти высокие общества, в которых я вращался, ну то есть в своей студенческой среде. Безусловно, для ребят не самые сегодня популярные писатели. Но, во-первых, когда они прочитали, им это странно понравилось. Во-вторых, я думаю, когда увидят фильм, изложенный современным, энергетичным, очень высокотехнологичным киноязыком, он может именно молодую аудиторию заразить любовью к Стругацим. Я в этом убежден.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 – наш номер телефона. Мы постараемся принять хотя бы несколько звонков. Много вопросов и по смс. Вот Максюша, 20 лет, пишет: «Почему-то мне не хочется смотреть «Обитаемый остров». Вот вы продюсер – что скажете Максюше, чтобы убедить его сходить в кино?

А.РОДНЯНСКИЙ: Ну, на фразу «почему-то» мне трудно что-либо сказать. Я надеюсь, что Максюша услышит какие-то фразы из трейлера или что-то, через что мы пытаемся донести до него как до зрителя – что это, в общем, вполне серьезное, актуальное, нестыдное и для любителя жанра кино, сделанное с уважением к литературе и к зрителю. Вот я ничего большего сказать не могу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Возьмите наушники, пожалуйста, Александр. Мы звонки попробуем принять. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Алексей, Москва. Я пойду, но мне страшновато.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что страшит?

СЛУШАТЕЛЬ: То, о чем вы только что сейчас говорили. Мне 45. Это то, на чем я рос. Как бы ни было, понимаете, мне страшновато, как бы кинематографический хайтек не поглотил здесь чего-то важного.

Е.АФАНАСЬЕВА: Скажите, пожалуйста, а вы часто в кино ходите?

СЛУШАТЕЛЬ: Стараюсь. Во всяком случае, то, что меня интересует, что я должен знать, независимо от того, приятно мне или нет, но для того, чтобы просто иметь свое мнение, ниоткуда не списанное. Да, я стараюсь смотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок. 363 36 59 – дозванивайтесь, пожалуйста. Вот как раз вопрос. Для того, чтобы собрать большую кассу, надо привлекать не только аудиторию молодую и динамичную, которая и так ходит в кино, для которой именно вы делали этот современный динамичный фильм, но и людей старше, которые в кино не ходят. Боксофис «Иронии судьбы» был по большому счету был собран еще и за счет той аудитории, которая впервые за долгие годы пошла. За счет чего вы собираетесь позвать эту аудиторию, которую может вообще испугать какая-то модность, технологичность имени Федора Бондарчука?

А.РОДНЯНСКИЙ: Не надо преувеличивать модность и технологичность, хайтек и прочие обстоятельства, которые всех смущают. Я как раз говорил перед эфиром Венедиктову, что история с «Обитаемым островом» связана с тем, что все без исключения относятся с предубеждением. По разным совершенно поводам. Кто-то любит Стругацких, равно, как и мы. Единственное, что я могу сказать такой аудитории – что мы тоже очень любим их и правда старались не нарушить и не навредить. Кого-то смущает излишнее количество гламура и глянца, безусловно, каким-то образом связанного с именем Федора Бондарчука, успешного и хорошо выглядящего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут как раз вопрос был: «Режиссера поприличнее найти было нельзя?» - спрашивает Анатолий.

А.РОДНЯНСКИЙ: Режиссер замечательный и очень талантливый. Я надеюсь, в этом смогут убедиться те, кто посмотрит фильм. Я вообще противник вот этой удивительной нашей манеры судить о кино, когда его не видишь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так я вас звала в следующее воскресенье, а вы сказали, что не можете. Пришли воскресеньем раньше. А то мы бы уже говорили с теми, кто кино видел.

А.РОДНЯНСКИЙ: Может, сможем еще обсудить, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Приходите. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Юрий, город Москва. Знаете, я хотел бы такой вопрос поднять. Меня очень расстраивает, что этот фильм доверили снимать членам «Единой России», потому что всем известно – Федор Бондарчук это околовластный режиссер. Поэтому не знаю, как удалось договориться с Борисом Натановичем, но я думаю, что современные нынешние власти просто не позволят показать нам в этом фильме то, что вкладывали туда Стругацкие.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. Что скажете, Александр?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я совершенно не согласен с этим. Естественно, я понимаю опасения. И это классический случай наш, когда Стругацкие для многих – это такая сакральная единица оппозиционности, и все с ужасом думают об этой власти. Никто не вмешивался, никто не мешал. Федор снимал книгу «Обитаемый остров», которую точно так же любит, как тот, кто сегодня позвонил. И это никак не противоречит его искренним убеждениям, связанным с «Единой Россией». Мне кажется, что с Борисом Натановичем не договаривались. Борис Натанович вообще, к сожалению, не выходит из дому. Равно, как и по любому другому поводу. Ему прислали DVD в удобной для него форме. Он посмотрел фильм и отписался очень быстро по электронной почте. И когда ему позвонили журналисты, он сформулировал – фильм имеет непосредственное отношение к книге, близок к тексту, по диалогам сохранен. И всегда бы так, - сказал он.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Виктор. Я хотел просто передать большой привет Александру. Просто мы учились вместе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда представьтесь. И потом вы поговорите с Александром после эфира.

СЛУШАТЕЛЬ: Ладно, хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А если есть вопрос, то задавайте, только чуть-чуть быстрее.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Я рад, что так все хорошо складывается у Александра, и поздравляю его с будущей премьерой.

А.РОДНЯНСКИЙ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Вопрос от Эли по смс пришел: «Вы будете бороться с контрафактом?»

А.РОДНЯНСКИЙ: Мы стараемся. Как раз мы ехали сейчас в студию «Эха Москвы» и обсуждали с рядом коллег, как бороться с ним.

Е.АФАНАСЬЕВА: А можно ли с ним сейчас бороться, когда через сутки уже с вашей любимой Украины утекает копия, перепечатываются миллионные тиражи любого фильма, он выкладывается в интернете, это все скачивается в жутком качестве…

А.РОДНЯНСКИЙ: Вот мы сейчас договариваемся с несколькими интернет-провайдерами, у которых есть технологическая возможность хотя бы мешать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да мешать-то можно. Я ваш зритель, я пришла на ваш фильм, сбоку на мобильный телефон в кривом качестве сняла, выложила потом в блоге.

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет, я имею в виду мешать сайтам, на которых можно получить возможность посмотреть этот чудовищно переснятый на мобильный телефон фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: На какой день, на ваш взгляд, утечет?

А.РОДНЯНСКИЙ: Не могу сказать. К сожалению, сейчас я думаю об этом постоянно. И мы общаемся с милицией…

Е.АФАНАСЬЕВА: Какой процент дохода кинопроизводителя уходит пиратам?

А.РОДНЯНСКИЙ: Я думаю, что от больших популярных фильмов, на которые так или иначе аудитория пойдет и к которым есть интерес, я думаю, высокий процент. Мы обсуждали недавно это с рядом коллег. Я думаю, пока это процентов 25, а то и больше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Последний, наверное, на сегодня звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, меня зовут Лариса Николаевна, Москва. Вы знаете, сначала я изумилась, увидев рекламу «Обитаемого острова», поскольку это снимает Бондарчук, но позавчера я услышала его эфир по «Вести-24» и узнала, что, оказывается, это о несвободе в Америке, и поняла, что у меня шизофрении нет.

А.РОДНЯНСКИЙ: Ну вы посмотрите фильм.

СЛУШАТЕЛЬ: Да я не буду смотреть. Я читала книгу, и Оруэлла читала, и жила в советской стране.

А.РОДНЯНСКИЙ: Понятно. Ну подождите. Посмотрите фильм, который понравился достаточному количеству людей, которые читали книгу. Я не уговариваю вас, но я думаю, вы вырвали фразу Федора из контекста. Я слышал его интервью. Он пытался сформулировать, что этот фильм актуален и для Америки. И для него это важно.

СЛУШАТЕЛЬ: Его фабула была, что только для Америки и актуален, а к нам это отношения мало имеет.

А.РОДНЯНСКИЙ: Нет-нет, он так не говорил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок, Лариса Николаевна. Ну вот видите, как реагируют по-разному.

А.РОДНЯНСКИЙ: Это очень хорошо. У всех разное отношение к книге. Я надеюсь, что это, кстати, ответ на ваш вопрос…

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр, вы так говорите – у всех есть отношение к книге… Я думаю, сколько процентов придет в зал – 80 или 90, которые этот роман не читали…

А.РОДНЯНСКИЙ: Я думаю, больше 90. Я имею в виду тех, кто звонит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну да, это те, кто на «Эхо Москвы» звонит и готовы с вами поспорить. Потому что иначе невозможно.

А.РОДНЯНСКИЙ: Поскольку я принадлежу к тем 5-10%, которые книгу читали, я повторяю – это с уважением к книге и к тому, о чем эта книга была написана.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я для финала оставлю приятную для вас смску, которую прислала Маргарита. Она написала: «Мне 62. Пойду на «Обитаемый остров» обязательно».

А.РОДНЯНСКИЙ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот на этом, наверное, мы и закончим сегодня разговор с Александром Роднянским, президентом СТС-Медиа, продюсером фильма "Обитаемый остров" который на этой неделе выходит в прокат в кинозалы, первая его часть. Вторая когда?

А.РОДНЯНСКИЙ: Вторая, надеюсь, в апреле.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, приходите в апреле и раньше. Поговорим с теми, кто фильм уже видел.

А.РОДНЯНСКИЙ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это была программа «Телехранитель». Прощаюсь с вами до следующего воскресенья, то есть уже до следующего года. Всего доброго, до свидания.