Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

20 апреля 2008: Сериал "Апостол" - почему телевидению так интересны шпионские саги? Гости - Юрий Мороз, Юрий Назаров

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/508655-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, мы говорим с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Одним из наиболее интересных событий прошедших недель стала премьера сериала «Апостол» на Первом канале. И я пригласила сегодня в гости создателей этого сериала: Юрий Мороз – режиссер… Добрый день, Юрий.

Ю.МОРОЗ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: …а исполнитель роли комиссара Демина Юрий Назаров. Добрый день. Наверное, буду говорить «Юрий Владимирович», чтобы вас не путать.

Ю.НАЗАРОВ: Добрый.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий Павлович, Юрий Владимирович, а то очень сложно. Мы назвали тему программу так – «Почему телевидению так интересны шпионские саги?» Или это не шпионская сага? Что вы снимали? Вопрос Юрию Морозу.

Ю.МОРОЗ: Снимали, на самом деле, сценарий, который был написан, который был интересен с самого начала. Сценарий готовился три года практически. Сначала была идея, а потом два года Олег антонов, автор сценария, ее воплощал. Потом это в течение двух лет снималось. Поэтому проекту, в общем, по-хорошему, пять лет. Это многовато. Поэтому, наверное, учитывая длину произведения, это сага. А почему интересно? Потому что время интересное. Потому что понятно, кто с кем и за что воюет. Можно проявить, выявить характеры, есть всегда конфликт одного с другим – поэтому это интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть в военное время всегда понятно, кто свой, кто чужой, и кто кем претворяется.

Ю.МОРОЗ: Конечно.

Ю.НАЗАРОВ: До сих пор непонятно, по-моему.

Е.АФАНАСЬЕВА: До сих пор в сериале непонятно?

Ю.НАЗАРОВ: Нет, в жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в жизни – конечно. Про современность, наверное, так не снимешь – все свои и все чужие.

Ю.МОРОЗ: Ну да, все свои, а про кого-то вообще нельзя, а про этих скажешь – эти обидятся. Поэтому лучше не выходить за пределы комнаты, и хорошо, когда Маша общается с Пашей, когда они любят друг друга в течение 15-ти серий, потом появляется Даша, и они опять любят все друг друга, и в конце концов все хорошо. Отличное кино!

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Я не успела напомнить номер для ваших СМС-вопросов и реплик. Пожалуйста, уважаемые слушатели, - +7 985 970 45 45. Ваши вопросы режиссеру Юрию Морозу, актеру Юрия Назарову – создателям сериала «Апостол», а также ваши мнения и по поводу этого сериала, и по поводу других сериалов о войне и шпионах. Как вам – интересно смотреть такие сериалы или нет, что вам нравится, что не нравится. Пожалуйста - +7 985 970 45 45. Во второй части программы вы сможете, как обычно, задать свои вопросы и по телефону. У меня вопрос к Юрию Назарову. Есть такие актеры, которые – актеры в военной форме. Бывает, про некоторых даже говорят – фуражка ко лбу приросла. Вы, в общем-то, не специализируетесь, по-моему, на ролях военных, у Вас больше такие…

Ю.НАЗАРОВ: Ну, когда-то я отвоевал 28 лет на экране, я считал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но в последнее время не играли такие роли.

Ю.НАЗАРОВ: Ну, в последнее время у меня разные, как-то по мелочи все, эпизоды. Больших ролей я как-то в последнее время не помню. Хотя нет, было – но опять сыщики районного масштаба в форме милицейской был… Нет, ну в общем…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вам вот этот Ваш персонаж, который такой… комиссар не комиссар – как правильно сказать? к режиссеру вопрос.

Ю.МОРОЗ: Комиссар госбезопасности, я не помню, какого ранга. Второго или…

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Вам этот большой начальник интересен был как персонаж?

Ю.НАЗАРОВ: Да конечно же! мне вообще история интересна. Когда мы историю забываем… по-моему, Расул Гамзатов писал, что если выстрелишь в прошлое из пистолета, оно пальнет в тебя из пушки. А мы не из пистолета в наше прошлое стреляем – и никак не настреляемся до сих пор. Все-таки очень бы интересно было правду… Ну, как Толстой в своих «Севастопольских рассказах» - там кто-то карьерист, кто-то алкоголик, кто-то еще чего-то. Он спрашивает в конце этого рассказа: Кто же герой моего произведения? А герой – тот, которого я обожаю и люблю больше всего, - правда. Вот они все разные, и все небезупречные, но они все защищают Севастополь, они все защищают родину, они все святому делу служат. При всем том, что они все разные, понимаете? Так что в лучших произведениях – это и у Бондарева есть в «Горячем снеге» то же самое… Да, особист, нэкэвэдист, я не знаю, как он в те времена, чекист…

Ю.МОРОЗ: Энкэвэдэшник.

Ю.НАЗАРОВ: Да, и он так же подвергает себя риску, так же чуть ли не гибнет или гибнет там. Сейчас это очень однобоко – что НКВД занималось только вредительством, мазохизмом каким-то, убийством. Не только. Я в этом убежден. И в победе нашей они сыграли колоссальную роль. Были перегибы. А как же? Война – это жуткая вещь. Это трагедия, ошибка в жизни, в мирной жизни. Ну, всякие ошибки бывают. Трагические ошибки бывают. А на войне-то они постоянно. Если на войне ошибка, то она обязательно трагическая. Только вот не надо… хорошо бы все это воспринимать в полном объеме.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы вот сказали по поводу того, что если выстрелить в прошлое из пистолета, то оно пальнет из пушки. Я прочту один из вопросов, который пришел заранее на сайт «Эха Москвы». Анастасия, православная студентка – подписалась: «Господин Мороз, почему все, что касается прошлого России, будь то царские времена, советское время, нашим кинематографом и многими публицистами преподносится как нечто зверское и ужасное? Вам самому не стыдно за Ваш антирусский, антисоветский, антинародный «Апостол»? почему Вы намеренно искажаете нашу историю, оскверняете память дедов и прадедов-победителей?» Там дальше еще есть цитата – все читать не буду.

Ю.МОРОЗ: Да, но хотелось бы подробнее – в какой именно части произошло оскорбление? Это первое.

Ю.НАЗАРОВ: Мне кажется, что это она вообще…

Ю.МОРОЗ: Да. Вы знаете, по поводу исторической достоверности – почему к Спилбергу не приходят и не спрашивают: «Уважаемый господин Спилберг, у Вас Индиана Джонс борется в Африке против немцев, которые ищут Чашу Грааля!» Ну почему никому в голову не придет задать ему этот вопрос? А где хоть в одном месте «Апостола» написано, что это документальный фильм, который соответствует исторической действительности? Эта история придумана от начала до конца. Другой вопрос – что я в недоумении, в каком именно месте мы так затронули чувству девушки…

Ю.НАЗАРОВ: По-моему, это не мы затронули, а это вообще весь кинематограф предыдущий…

Ю.МОРОЗ: Это другой вопрос. Но я не могу отвечать за все произведения, которые идут у нас по телевидению.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Есть другие реплики. Леха из Самары пишет, антианархист: «Отличный сериал! Даже лучше «Ликвидации». И Миронов – супер!» Вопросы: кто был первым режиссером до Мороза? И – встретил ли апостол свою родню или ему показалось? Это, вероятно, он уже забежал вперед.

Ю.МОРОЗ: А, последний вопрос, очевидно, задан человеком, который посмотрел на ДВД этот фильм, поэтому я всех тайн раскрывать не буду. Пусть уже остальные, кто не имеет возможности смотреть ДВД, по телевидению посмотрят. Что касается первого режиссера, который в «Апостоле» стоит за именем «Иван Иванов», то его имя – Геннадий Сидоров.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что за история была? Почему Вы были вынуждены заменять режиссера, который начинал проект?

Ю.МОРОЗ: Вы знаете, существует официальная позиция компании по этому вопросу, компании-производителя «Central Partnership», одним из продюсеров которой я являюсь, в том числе я являюсь одним из продюсеров «Апостола», помимо режиссера. Я отвечаю за свои собственные поступки. За поступки Ивана Иванова, Геннадия Сидорова и за его высказывания и за его некорректное, на мой взгляд, поведение пусть он отвечает сам. Что касается меня – почему я взялся за этот проект? Этому были три причины. Первая причина – когда Геннадий Сидоров собирался приступить к проекту и мне в компании задавали вопрос – Как ты его можешь рекомендовать, Геннадия Сидорова? – Геннадий Сидоров – мой однокурсник по ВГИКу. Я его рекомендовал для того, чтобы он мог быть режиссером этого проекта. Эти же вопросы мне задавал Женя Миронов, спрашивал, а как режиссер, проект сложный – сможет ли, не сможет. Я их всячески успокаивал. Когда произошло то, что произошло, на мне висела моральная ответственность перед компанией, поскольку этот человек пришел по моей рекомендации. Поэтому первый, кто должен был продолжить и закончить этот проект, это был я. Я не мог в тот момент заканчивать съемки, потому что я заканчивал в тот момент съемки «Братьев Карамазовых», и был еще один режиссер, имени которого я не хочу называть, поскольку он сам не хотел этого и даже не встал в титры ни под каким именем, который отснял часть проекта. И последнюю часть проекта снимал я. И заканчивал картину тоже я. Это первая причина – мое моральное обязательство перед компанией за человека, которого я привел на проект. Второе. В этом проекте снималась моя дочь. Не потому что я продюсер проекта, а потому что ее пригласил Геннадий Сидоров. И естественно, я не хотел, чтобы эта роль, которую мне нравилось, как она сыграла, я б не хотел, чтобы она пропала, чтобы она осталась втуне. Я хотел приложить к этому руку. Это вторая причина. И третья причина – мне проект нравился и продолжает нравиться. Я отвечаю за свои поступки, за свои слова, я не прячусь за чужими именами, потому что мне нечего прятать. Я сделал свою работу честно, как мог, как делаю ее всегда, поэтому я свою фамилию оставил, поставив только Ю.П.Мороз, именно поставил это «П.», потому что я всегда подписываюсь «Юрий Мороз» для того, чтобы этой самой П с точкой дистанцироваться от того, что это полностью мой проект. Вот вся подлинная история.

Е.АФАНАСЬЕВА: По Вашему ощущению – те части, которые снимали не Вы, и то, что делали Вы, это разные части? Или Вам удалось в финале все-таки собрать стилистически единый проект?

Ю.МОРОЗ: Вы знаете, я изначально считал, что у проекта существует своя стилистика. Это, наверное, зависело и от оператора Анатолия Петриги, у которого очень своеобразный взгляд на мизансцену – очень локальный и очень сдержанный. И мне показалось, что это хорошо для этого проект, потому что ни монтаж, ничего не отвлекает от того, что происходит внутри сцены, не отвлекает от актеров замечательных, которые, на мой взгляд, все хорошо работают. Да, это сдержанное участие режиссера и оператора в процессе. Мне это нравилось, и когда я снимал те эпизоды, которые мне достались, я следовал изначально заданной системе координат. Третий режиссер не совсем. Ему не очень нравилась стилистика, поэтому он работал в своей стилистике, как ему было привычно. Я думаю, что разница заметна для специально обученных людей, что называется. А для рядового зрителя, я думаю, разница не так видна. Я думаю, что это все стилистически сложилось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Юрий Мороз – все-таки будем Вас представлять как режиссера сериала «Апостол».

Ю.МОРОЗ: Ю.П.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Много вопросов, которые по СМС уже приходят. Вопрос явно задает актер Юрию Назарову: «Какую роль Вы мечтаете сыграть и есть ли роли, за которые Вам стыдно?»

Ю.НАЗАРОВ: Роли, за которые стыдно… Ну, я как-то старался их не играть, чтобы не было стыдно…

Ю.МОРОЗ: А вот Вы взяли бы и написали – «Юрий Иванов» и все. А почему режиссеру можно спрятаться…

Ю.НАЗАРОВ: Нет, лучше не отказываться…

Е.АФАНАСЬЕВА: Я тут, как и все, наверное, наше поколение с шоком заметила, что фильму «Маленькая Вера» 20 лет, когда показали его недавно. Прошло целых 20 лет, а казалось, все вчера.

Ю.НАЗАРОВ: Ну а зачем стыдиться? В общем, если стыдно, так лучше и не браться за это дело. Если сразу стыдно. Бывали такие случаи. И по сей день бывают. Ну вот я не знаю даже. Понимаете, сейчас в раже, в ажиотаже оплевывания всего прошлого достался мне его сценарий, я его читал – не знаю, вышел он или нет, я отказался там работать, - что большевики или коммунисты в мечте поработить весь мир, у них другой мечтов не было, они решили спарить или совокупить, скрестить женщину с гориллой – у женщины ума немного, у женщины еще меньше, а сила есть. И мне предлагалась роль смотрителя за этими гориллами-оплодотворителями советских женщин. Я обалдел от такого – я даже звонил другу, у меня друг – лауреат Ленинской премии, доктор химико-биологических наук. Он говорит, что лошадь с ишаком еще дают мула или ишака, но вот горилла с женщиной ничего не даст, как бы большевики об этом ни мечтали. Вот пришлось отказаться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как обидно, да.

Ю.НАЗАРОВ: Да ну что Вы!

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут еще много вопросов, пришедших по СМСЛУШАТЕЛЬ: Так как у нас до новостей всего несколько минут, предлагаю такой блиц – если можно, быстро. «А почему в Вашем фильме разведшкола на территории монастыря? Насколько мне известно, немцы в таких местах разведшколы не размещали. Руслан, Уфа».

Ю.МОРОЗ: Все-таки поместить свастику в центр православного монастыря – это идея, которая посетила в самом начале, и против нее никто не возражал, потому что все-таки есть противопоставление одной идеологии другой, и все-таки апостол Петр, апостол Павел – здесь есть некая составляющая драматургическая, которая позволяет, наверное, сделать вот такой выбор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил из Вологды спрашивает: «Снимали «Апостол» в Кириллове?»

Ю.НАЗАРОВ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Будет ли продолжение? Саша». И много здесь вопросов по поводу продолжения.

Ю.МОРОЗ: Было-было, в Кириллове.

Ю.НАЗАРОВ: Ой, это я там не снимался. Было.

Ю.МОРОЗ: По поводу продолжения – скорее всего, будет. Чего здесь кривить душой?

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы намеренно делаете…

Ю.МОРОЗ: Нет, никто не делал намеренно ничего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я понимаю, сейчас продюсеры и режиссеры, если они подразумевают, что при успехе первой части может быть вторая, они жирную точку не ставят – всегда оставляют вариант развития событий. Не выдавая, как Ваш фильм заканчивается.

Ю.МОРОЗ: Да-да.

Е.АФАНАСЬЕВА: У Вас такой пунктир…

Ю.МОРОЗ: Открытый, пунктирный финал. Но на самом деле, а что здесь скрывать? Человек весь фильм шел к встрече со своими близкими, родными. Ну конечно, в конце концов он должен с ними встретиться.

Е.АФАНАСЬЕВА: «А фильм очень хороши», - пишет Эдуард из Ухты. Артур: «Гнал бы всех в шею!» Ну что ж, Артур, гоните, если найдете, где. «Как в Вашем сериале с достоверностью?» - спрашивает Игорь. Но на этот вопрос мы ответим уже после новостей - через несколько минут в программе «Телехранитель».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня с создателями сериала «Апостол» - Юрий Мороз, режиссер, и Юрий Назаров, актер – сегодня у меня в программе. Наш слушатель, который подписался S.W.K., написал: «Вы будете смеяться, но фильм про обезьян сняли. Названия не помню, сериал коротенький». Это к Вашему рассказу.

Ю.НАЗАРОВ: Слава тебе господи, что я отказался, а то мне было бы очень стыдно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, +7 985 970 4545 – наш СМС-номер, а телефон прямого эфира – 363 36 59. Телефон московский, код – 495. Пожалуйста, вы уже можете дозваниваться и задавать свои вопросы моим гостям. А также ваши реплики по поводу и этого сериала, и того, почему нам сегодня так интересны шпионские фильмы, шпионские сериалы. Много вопросов – выйдет ли сериал на ДВД? Но, насколько я понимаю, он уже вышел, опережая эфир.

Ю.МОРОЗ: Уже давно – с 18-го февраля, если я не ошибаюсь, он уже в продаже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Поэтому одни требуют, как Светлана и Алексей, чтобы Вы прояснили финал: «Остались ли они живы?» Но думаю, что отвечать Юрий Мороз, пока все не посмотрят последние серии, не будет.

Ю.МОРОЗ: Да. Слава богу, остались.

Ю.НАЗАРОВ: Кто-то остался…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть интересный вопрос. «Спасибо, - говорит Сергей из Зеленограда, - уважаемому актеру за взвешенный и мудрый взгляд на советскую историю». А вот Евгений пишет: «В Вашем сериале нет разницы между Абвером и НКВД, чекисты показаны страшнее нацистов». Будете отвечать? Или только пожмете плечами?

Ю.МОРОЗ: Знаете, тут недавно какая-то книжка вышла про сталинизм и нацизм. Они что – близнецы-братья или антагонисты? Ну, это разные взгляды на историю…

Ю.НАЗАРОВ: Нет, а потом – сталинизм ведь к нацистам туда не лез. Пришел нацизм сюда. А защищаться-то надо было… Поэтому… вот где там близнецы-братья? Почему Гитлер пришел сюда, а не мы туда ходили?

Е.АФАНАСЬЕВА: «Фильм классный» но с концовкой непонятно!» - теперь уже Таймураз из Владикавказа. Таймураз, ведь уже ответил Вам Юрий Мороз, что скорее всего будет и продолжение – тогда уже, может, будет понятнее. Нет, Юрий?

Ю.МОРОЗ: Будет продолжение и будет понятнее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Еще раз напоминаю наши все координаты для связи: +7 985 970 45 45 – это СМС-номер, и телефон прямого эфира – 363 36 59. Пожалуйста, дозванивайтесь. Я пока вот что хотела спросить. Вы оба – люди, которые традиционно занимались кино. И Юрий Владимирович играл в фильмах, и Вы заканчивали ВГИК, да, Юрий? Насколько вынуждена ваша работа с телевидением? Или это сейчас интересно? Телевидение просто денег дает, что можно фильмы снимать и в фильмах сниматься, или это Ваш осознанный выбор? Юрий Мороз.

Ю.МОРОЗ: Шесть лет назад, может, чуть больше, чуть меньше, телевидение спасло кинематограф от полного развала…

Е.АФАНАСЬЕВА: Уже, наверное, чуть больше.

Ю.МОРОЗ: Ну, наверное, побольше – лет 8 назад - была полная тотальная безработица. Я это хорошо помню. Потому что мне повезло в этот момент – я снимал сериал «Каменская» на «Мосфильме», и на «Мосфильме» в этот момент на огромной студии снималось два фильма. Через пять лет безработицы не стало. То есть телевидение настолько плотно стало заниматься сериалами, что фактически спасло кино от развала. Во всяком случае, люди остались в профессии – это самое главное. Что касается вообще отношения к телевидению и телесериалам – у меня огромное разочарование. Я бы не хотел снимать телевизионное кино, за исключением, может быть, отдельных проектов, которые хотелось бы снять и которые невозможно рассказать в другом формате, нежели телевизионном. В данном случае я имею в виду «Братьев Карамазовых», которые в другом формате мне никто бы не позволил снять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут вопрос по поводу «Братьев Карамазовых» от Александра Горбунова, заранее на сайт пришел: «Когда и на каком канале можно будет увидеть Вашу экранизацию «Братьев Карамазовых»?»

Ю.МОРОЗ: Канал Первый, в новом сезоне, осенью, скорее всего, после сентября-месяца.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда я все-таки адресую вопрос по поводу телевидения Юрия Назарову, а потом еще вернусь к «Братьям Карамазовым».

Ю.НАЗАРОВ: Господи, я заканчивал театральное училище имени Щукина, в дипломе у меня стоит – «Актер драмы и кино». Я не знаю, где-то на Запад, говорят, отдельно телевидение, отдельно кино, отдельно шоу, отдельно театр, отдельно еще что-то. У нас это как-то все вместе было. И, в общем, профессия – актер драмы и кино. Я помню это жуткое время – когда какая-то судьба занесет на «Мосфильм», как в склеп приходишь. Даже если до того, при советской любимой мною, извините, власти. Ну, если приходишь в 10 утра на «Мосфильм», никого в группах нету – все сидят отдыхают, но телефоны изо всех комнат звенят, по коридору идешь – тррррр… а тут входишь – как в склеп: тишина мертвая, никого, ничего. И слава богу, что сейчас это… Значит, все-таки кому-то кино нужно. И потом, сегодня, как мне кажется, опять же по моей привязанности к этому прошлому, что, в общем, рынок и искусство – две вещи, как-то не очень совместимые.

Ю.МОРОЗ: Не очень.

Ю.НАЗАРОВ: Не очень. Потому что Станиславский репетировал чуть ли не по году, чтобы добиться чего-то, а сегодня – скорей-скорей-скорей, деньги-деньги-деньги. Как, что – наплевать. Вперед-вперед-вперед. Все-таки я отношусь к телевидению, к кино - как к искусству, как к серьезному делу, а не выжиманию… эх, что-нибудь выдумали, показали, из себя перевернулись, какой-нибудь обнажили орган, до того не обнажаемый, и скорей за это получили деньги.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте мы примем несколько звонков. 363 36 59. Добрый вечер. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Моя фамилия Гуревич, зовут меня Георгий Викторович. Одна реплика в адрес «Эха Москвы» и создателей фильма. Столько разговоров таких глубокомысленных и таких длинных – по-моему, о телесериале-пустышке. И вопрос: не правда ли, этот фильм был выпущен к юбилею – 90-летию НКВД, а? Я одобряю Вашу ухмылку, Ваш смех – я так же ухмыляюсь. Читайте «Новую газету», «New Times» журнал и так далее.

Ю.МОРОЗ: Понятно. Спасибо за вопрос. Нет, никто не подгадывал к юбилею, ни на чьи деньги не снималось…

Е.АФАНАСЬЕВА: А были и такие вопросы – снимали ли Вы на деньги…

Ю.МОРОЗ: Есть фильмы, которые снимаются на деньги, заказные фильмы… это нормальная ситуация. Во всем мире так. Что касается мнения – ну, у Вас такое мнение. Опять-таки – никто не претендует на историческую достоверность. Мы не занимаемся документальным кино, мы снимаем телевизионные художественные фильмы. Автор сразу сказал: ребята, эта история придумана от начала до конца, а если она вам не понравилась, ну что ж… извините.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лора пишет для меня: «Апостол», «Диверсант» - подтверждение того, что возможности человека много больше, чем он об этом думает. Спасибо».

Ю.МОРОЗ: Я думаю, что водораздел по мнениям лежит в возрастной группе. Я думаю, что люди старшего поколения, наверное, не очень примут этот сериал, а люди более молодые скорее всего примут в силу возраста и в силу дистанцированности от того времени, про которое этот фильм снимался, потому что у них нет эмоциональных сопряжений с тем временем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Алексейпишет: «Немцы показаны понаивнее, чем наши. А бывшие на службе нацисты и штампы типа фрица с губной гармошкой – хорошо бы и эту стороны подостойнее показать. Врага надо уважать. А так «Апостол» вполне». Спасибо.

Ю.МОРОЗ: Спасибо большое. Все равно мы победили.

Ю.НАЗАРОВ: Да. И не только мясом, а и самоотверженностью. Вот я вспоминаю – сейчас к юбилеям много было разговор про то, что победила генералов грязь, мороз. А фашистские генералы писали, что потрясающая самоотверженность, с которой они встретились, эта самоотверженность защитников, вот она не дала… А где-то, извините меня, на Малой Земле, в Новороссийске – они там, как заноза сидела у немцев, вот занятый этот мыс Хака. Он малюсенький, нескладный, со всех сторон открытый… Когда у нас Гитлер-то родился, 20 апреля? Не сегодня ли? И вот к этому знаменательному событию немцы пытались эту занозу выдернуть, взять мыс Хака, и пишут донесение – мыс Хака взять невозможно, его защищают не люди – это дважды матросы и трижды коммунисты.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос, который на СМС прислан: «Каким образом на одну из главных ролей попал Николай Фоменко?» Это, наверное, к режиссеру и продюсеру.

Ю.МОРОЗ: Он точно так же попал, как и все остальные актеры. Его кандидатура была предложена режиссером и утверждена продюсерами.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы довольны тем, как работали актеры в этом сериале? Вот как раз пишут: «Уважаемый Ю.П.Мороз, Ваша дочь – великолепная актриса!»

Ю.МОРОЗ: Спасибо большое. Одной из причин – наверное, уже четвертой, - из-за которой я согласился доснимать этот фильм, это - у меня было желание поработать с Женей Мироновым, которого я очень ценю, люблю. Ну, просто мне было интересно с ним как с актерской составляющей поработать. Работой актеров я очень доволен, все высокопрофессиональные люди. Понимаю каверзу вопроса про Фоменко, и сам считаю, что артист, который очень широко известен как шоумен, ему просто сложнее гораздо пробиваться через недоверие зрителя, через свой шоумизм. Нужно потратить 2-3 серии - а это достаточно времени, - чтобы поверили ему, тем более, что роль у него серьезная драматическая. Ему просто сложнее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий Владимирович, а Вам как работалось с молодыми звездами, которые и шоумены, и известные?

Ю.НАЗАРОВ: Да я вообще это слово ненавижу. Эта «звездность» - этот откуда-то с Запада пришло. Нормальные ребята работали, нормальные профессиональные люди с пониманием, с уважением к профессии, с уважением к теме, с уважением к истории. Нормально работал. Как-то тут по возрасту… Юра учился с моей дочерью, однокурсник ее, называл меня «дядя Юра»…

Ю.МОРОЗ: Да, я и сейчас так называю. А для меня Юрий Владимирович бОльшая звезда, потому что он у Тарковского снимался, вот он «звездее», чем Миронов и Фоменко, да простят они меня…

Ю.НАЗАРОВ: Блестяще работают ребята.

Ю.МОРОЗ: Но для меня звездее.

Ю.НАЗАРОВ: Ну спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще все-таки к звонкам вернемся. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Здравствуйте. Как Вас зовут, откуда Вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Юрий, Санкт-Петербург.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

Ю.НАЗАРОВ: Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать – я ветеран, и даже отношению имею к этому делу. Так вот, меня в этом фильме что возмущает – уж такие начальники, руководители разведки – такими подонками показаны. Он находится там, в тылу врага, рискуя жизнью, а они здесь его жену совершенно невинную пытаются трахать и сажают в лагерь. Это что такое?!

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вот такая точка зрения – что не могло быть, если засылали разведчика туда, то не могла быть жена в лагере, или какие-то такие ситуации могли с ней случаться, как с героиней, которую играет ваша дочь Даша Мороз.

Ю.МОРОЗ: Ну миленькие, ну как же мне вас… как же вам объяснить, что это кино…

Ю.НАЗАРОВ: Наверное, все было.

Ю.МОРОЗ: Юрий Владимирович, это Вам, наверное… я понимаю, что сейчас абсолютно поменялся взгляд на экранизацию…

Ю.НАЗАРОВ: Понимаешь, Юрка, ведь я сам когда молодой… в общем, я где-то такое пишу, что коммунисты и энкэвэдисты - и не те ангелы божьи, какими их в советском кино показывали, и не те карикатурные уроды, идиоты и мазохисты, которыми их сейчас изображают. Было все. И все-таки то, что мы победили, для меня эта победа является… Я вот говорю – Тургенева «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах моей родины» поддерживал один русский язык – меня во дни сомнений и тягостных раздумий поддерживает еще наша победа великая. Я вырастал в стране, которой я гордился. Сегодня мне очень часто, если не постоянно, стыдно за мою страну…

Е.АФАНАСЬЕВА: Все-таки День Победы – это один из абсолютных… по-моему, единственный абсолютный праздник в нашей стране…

Ю.НАЗАРОВ: Да нет, победа эта – Великая Победа была.

Е.АФАНАСЬЕВА: …не оспариваемый ни поколениями…

Ю.НАЗАРОВ: Ой, нет – оспариваемый. Господи, тут столько на победу наваливают, говорят – какая же победа…

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Давайте еще звоночек примем. 363 36 59. Говорите. Нет, что-то не получилось – придется другой звонок принять. 363 36 59. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Меня зовут Вера Григорьевна. Вы знаете, что я хочу сказать. Может, я скажу, конечно, не то, но вы меня извините. Но я думаю, что то, что Вы изобразили – вот что мы победили, и мы все так гордимся… мы не победили бы, если б было то, что Вы изобразили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Видите, нам сегодня как-то звонят люди более старшего поколения, судя по голосам, и считают, что не победили, если бы было так, как у вас. А у меня такой вопрос, Юрий. Сценарий-то не Вы писали, а когда Вы уже работать стали, Вам не казалось, что есть некоторые нестыковки, все-таки какая-то – ну, может быть из-за сложности написания сейчас про то время, может, еще от чего-то, - что вот что-то с чем-то могло не сойтись или так не было? У Вас не возникало такого ощущения?

Ю.МОРОЗ: Вы понимаете, какое дело – а как было-то? Вот так не было. А как было? А было так, как…

Е.АФАНАСЬЕВА: Наверное, все считают, что было так, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» и «Майор Вихрь» или не знаю, еще где-то…

Ю.МОРОЗ: Может быть, так и было. Потому что я вспоминаю, думаю, какие у меня были впечатления от школы, как я себе представляю штурм Зимнего дворца. А я вспоминаю картинку из учебника истории. А эта картинка – из фильм Эйзенштейна. Поэтому если мы будем мерить нашу историю по фильму «Семнадцать мгновений весны», то тогда извините, а если по своему личному опыту, тогда тоже извините. А если по опыту, который был у автора сценария, тогда мы экранизируем. Тогда возьмите напишите свою историю, и мы ее радостно экранизируем. И это будет именно то, что вы хотите. Поэтому…

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Во-первых, спасибо, конечно, большое актерам – Жене Миронову, Фоменко, здорово сыграли, ну, Назаров – это вообще любовь наша. Я же пожилого возраста. У меня в жизни небольшая история была связана с отцом – он мне рассказывал такие вещи… и такой случай был: он просидел в 43-м году в камере-одиночке 8 месяцев. Его каждый день выводили на допрос, но ни разу не ударили. В конце концов он освободился, попал на фронт, все нормально, закончил войну. А у нас вообще шесть братьев погибли…

Е.АФАНАСЬЕВА: Если только можно, давайте немножечко ближе к теме сегодняшнего разговора – или вопрос гостям, или Ваша реплика по поводу фильма.

СЛУШАТЕЛЬ: Хочется поблагодарить актеров за хорошую игру. Ну и, естественно, режиссера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам.

Ю.МОРОЗ: Спасибо большое. И маленький комментарий. Конечно, никого не били, но только 8 месяцев в одиночке продержали. А там и бить уже не надо было, потому что, наверное, и бить уже было нечего.

Ю.НАЗАРОВ: Да все было, господи.

Ю.МОРОЗ: Поэтому этот звонок – это ответ на многие вопросы. Было и так, и было и иначе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Владимир, я из Питера. Вы знаете, я смотрю с интересом этот сериал, но всегда что задевает – к деталям какая-то небрежность в отношении всяких мелочей, которые цепляются за глаза и портят общую картину. Хотелось бы просто, чтобы… Грубо говоря, отъезжает машина, а звук подъезжающей идет, или что-то такое…

Е.АФАНАСЬЕВА: Видите…

Ю.МОРОЗ: Большой специалист.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, но это портит впечатление. Вы помните, на каких колесах был в первом кадре этот красный Мерседес?

Ю.МОРОЗ: Не помню.

СЛУШАТЕЛЬ: А вот он был на совершенно современных колесах, на литых дисках.

Ю.МОРОЗ: Правильно! Правильно Вы заметили.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну так вот.

Ю.МОРОЗ: Ну старались. Ну уж простите нас за колеса на мерседе отъезжающем, ну за всем не уследишь. Главное – чтобы в главном не было вранья, не было туфты, не было клюквы. Ну, бывает, бывает, куда денешься… В историческом фильме вдруг самолет пролетает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59ю Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Это Максим их Уфы. У меня вот такой вопрос к этому фильмы. Почему энкэвэдэшников показывают добрыми? Ведь они же были злые.

Ю.МОРОЗ: Неправда. Всякие были.

Е.АФАНАСЬЕВА: Максим, а сколько Вам лет?

СЛУШАТЕЛЬ: 17 лет.

Ю.НАЗАРОВ: Молодой еще.

Ю.МОРОЗ: Вот видите, только что звонил человек, который, как я понимаю, работал в НКВД, и он Вам ответил – он сказал, что они такие не были.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте, наверное, последний или один из последних звонков.

Ю.МОРОЗ: Всякие были, правда посередине.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. Вы в эфире. Как Вас зовут, откуда Вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Это Сергей из Тулы. Я что хотел бы сказать по поводу фильма – это очень полезный фильм в том плане, что у меня сын 10 лет – он первый раз с удовольствием смотрит фильм про войну.

Ю.НАЗАРОВ: Слава богу.

СЛУШАТЕЛЬ: Мы вместе с ним смотрим – это очень приятно, потому что до этого я никак не мог его заставить смотреть фильмы про войну. А этот смотрит с большим удовольствием. Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо Вам. И тогда, наверное, еще один или два звонка успеем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Это Евгений из Москвы. Я хочу сказать по поводу этого фильма – очень правильно показано, и на самом деле НКВД и любая другая организация сейчас очень жестоки…

Е.АФАНАСЬЕВА: Совсем любая?

СЛУШАТЕЛЬ: И то, что обещал один, не всегда выполняет другой. Алло.

Ю.МОРОЗ: Да-да, мы поняли Вас.

СЛУШАТЕЛЬ: И на самом деле, это очень правдиво показано.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, спасибо Вам за Вашу точку зрения. Все звонки принять невозможно, к сожалению, как и прочитать все реплики, которые вы прислали по СМС. Одну из последних, наверное, прочту: «Фильм добрый, замечательный, и зря все против него ополчились. А как сыграл Фоменко – просто блестяще! Спасибо за фильм. Леонид, Сергиев Посад». Здесь, кстати, просят рассказать о коллективе «Central Partnership» - как написали, «армянские продюсеры, которые делают хорошие российские сериалы». Два слова, может, скажете, Юрий?

Ю.МОРОЗ: Компания, которая на этом рынке существует уже 10 лет, активно занимается производством порядка 6 лет. Из самых громких – «Доктор Живаго»…

Е.АФАНАСЬЕВА: И та же «Ликвидация», с которой сейчас сравнивают Ваш фильм, да?

Ю.МОРОЗ: Да, «Апостол» и «Братья Карамазовы», которые будут в следующем году. Помимо этого, много других прокатных и телевизионных проектов. Так что…

Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий, давайте все-таки про «Братьев Карамазовых» два слова. Вот это вроде бы телевизионный сериал – «Апостол», и то вроде бы телевизионный сериал – для Вас это разные работы?

Ю.МОРОЗ: Да, это абсолютно разные работы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно чуть-чуть подробнее?

Ю.МОРОЗ: Ну что же сейчас тратить время на «Карамазовых»…

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы Вас позовем обязательно, когда этот фильм будет.

Ю.МОРОЗ: «Карамазовы» - это такое академичное прочтение Достоевского след в след – для того, чтобы хотя бы в таком формате (это одна из причин) наша широкая публика ознакомилась с творчеством этого великого автора.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Вы полагаете, что без того, что телевидение привлечет внимание, наша широкая публика уже не ознакомится?

Ю.МОРОЗ: Вы знаете, у меня пессимизм определенный по поводу того, насколько наша публика читала этот роман, именно этот, потому что в школе его почти не изучают, о нем знают понаслышке, мало, 95% просто ничего не знают – ну, так, что-то слышали, 5% читали и с ними можно говорить, 0,01% - это те, с кем можно обсуждать этот роман.

Е.АФАНАСЬЕВА: Юрий Владимирович, к Юрию Назарову вопрос – Вы-то сейчас где снимаетесь? Где Вас еще можно будет увидеть всем, кто Вас любит?

Ю.НАЗАРОВ: Ой, спасибо огромное. Это две разные вещи – где я снимаюсь и где меня можно увидеть. Увидеть меня… нет, понимаете, бывает – у нас идет-идет, потом раз – остановилось, и куда-то делось. Вот как-то при советской власти там была полка, на которую клали, а сейчас – просто кончились деньги, и разогнали всю эту компанию. Так что где меня можно увидеть – да там у меня старых что-то около 200 фильмов…

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно и смотреть.

Ю.НАЗАРОВ: Да, иногда они прорываются на экран.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. В отличии от всех, кто мучает Вас вопросами по поводу концовки, большинство зрителей посмотрело 8 из 12 серий – у Вас впереди на этой неделе последние 4 – буквально 20 секунд, Юрий Мороз, заинтригуйте: почему нельзя пропустить, а надо досмотреть до конца?

Ю.МОРОЗ: Я думаю, что вынуждены будут досмотреть до конца, потому что кто есть главный злодей, станет понятно за 5 минут до окончания фильма.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только за пять?

Ю.МОРОЗ: За пять минут, не раньше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз за «Ликвидацию», которую ваша же компания сделала, очень было обидно, что за две серии раскрыли тайну. Я все думала – может, потом поменяете?..

Ю.МОРОЗ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но здесь за пять минут – обещаете?

Ю.МОРОЗ: Обещаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Это Юрий Мороз – режиссер сериала «Апостол». В гостях у меня также был Юрий Назаров – исполнитель одной из ролей в этом сериале. Смотрите последние 4 серии в эфире Первого канала. Елена Афанасьева. Я прощаюсь с вами – всего доброго, до следующего воскресенья.

Ю.НАЗАРОВ: Всего доброго.

Ю.МОРОЗ: До свидания.