Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

27 января 2008: Такие разные сериалы. Гости - Ольга Остроумова, Александр Назаров

Послушать эфир- http://www.echo.msk.ru/programs/tv/58202/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям, мы с вами говорим о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня поговорим о сериалах. «Такие разные сериалы» - назвали мы тему нашей беседы. В гостях у нас сегодня замечательная актриса Ольга Остроумова. Добрый день, Ольга Михайловна.

О.ОСТРОУМОВА: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: И режиссер и теперь продюсер Александр Назаров, который сначала был главным режиссером на одном из самых успешных проектов позапрошлого теперь уже года – на проекте «Не родись красивой», а сейчас он продюсер очень любопытного сериала, на канале СТС выходящего, «Атлантида». Добрый день, Александр.

А.НАЗАРОВ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот мы поговорим с ними сегодня о сериалах, естественно с вами, уважаемые наши слушатели. Наш смс-номер - +7 985 970 45 45. Пожалуйста, ваши вопросы Ольге Михайловне, Александру, и ваши реплики и высказывания о том, какие же сериалы сегодня есть и какие должны быть, какие из них привлекают ваше внимание, и почему, на ваш взгляд, некоторые проекты становятся, что называется, культовыми и нарицательными, такие, как «Не родись красивой» и только что закончившийся «Татьянин день», а некоторые по какому-то общему набору факторов, кажется, не уступают им – вроде бы и сценарий подобный, и актеры не хуже, а вот не получается. Вот такие у нас вопросы к вам, уважаемые слушатели. Во второй части программы вы сможете с нами поговорить и по телефону, а пока смс присылайте. Как думаете вы, уважаемые мои гости, что объединяет сегодня на нашем телевидении начала 2008-го года успех сериала? Почему есть сериалы, которые становятся успешными, есть сериалы, которые проходят незаметно, хотя в общем-то схемы теперь примерно одинаковые, по которым делают сериалы, или я ошибаюсь? Александр Назаров. Что за схемы?

А.НАЗАРОВ: Вы знаете, дело в том, что сериал до сих пор считается и, наверное, справедливо считается низким жанром, что говорит о том, что у него скорее всего большая и длинная судьба, потому что что касается меня, то я пришел в сериалы достаточно осознанно. Была такая амбициозная хитрая мысль. Я люблю великого русского литературного критика Шкловского, у которого в свое время прочел гениальную фразу – что искусство развивается по пути канонизации низких жанров. Таким образом, если хочешь стать Мольером, берись за низкий жанр – за фарс. Кто на сегодняшний день бросит камень в Мольера? Никто.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть Мольер был автором сериалов по тем временам?

А.НАЗАРОВ: По тем временам да, потому что он был автором низких жанров, потому что высокий жанр существовал в Париже, в Пале-Рояль – Расин, Корнель, а Мольер был…

О.ОСТРОУМОВА: Комедии считались низким жанром.

А.НАЗАРОВ: Фарс, да. Он путешествовал по провинции со своей маленькой труппой и веселил народ. Но тем не менее, на сегодняшний день именно Мольер – создатель «Комеди Франсез». В «Комеди Франсез» был, видел его там бюст.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, вы человек, который играл и в кино, играл и в театре - замечательные работы. Для вас сериал – это более низкий жанр или все-таки это наравне с кино и театром?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, сейчас уже я не могу сказать, что это для меня низкий жанр. Когда начиналось все это, первый мой сериал, вероятно, был «Бедная Настя». Даже до «Бедной Насти», когда кино не было, все развалилось, то снимались фильмы чуть ли не за неделю какие-то телевизионные. Вот это был абсолютно низкий жанр, потому что никто качеством не занимался – надо было за неделю снять целый фильм и показать его по телевидению, и это было достаточно для меня ужасно. Я в одном таком участвовала – как-то попала, потому что согласилась, так как Оля Волкова там тоже снималась, и поработать с такой актрисой мне показалось интересным. Знаете, попадаешь ведь всегда как кур в ощип – думаешь, будет интересно, и достаточно интересный сценарий был, но вот эта вот гонка, конечно, никакого качества не предполагала. И тогда я немножко пожалела об этом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, но ведь сериалы тоже снимаются как бы такими поточными методами сейчас. Насколько я знаю, такие, как «Бедная Настя». Вот сейчас вы играете на СТС «Одна ночь любви» - тоже костюмный сериал, до этого в «Не родись красивой» участвовали. Серия в день, как говорят. Ну или несколько серий в неделю. Да, Александр? Какой график у таких сериалов?

А.НАЗАРОВ: Ну, в общем, да, нужно стремиться к одной серии в день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но поток этот предполагает качество, в том числе и актерской работы или нет?

О.ОСТРОУМОВА: Сейчас для меня уже предполагает, да. Как вам сказать, все-таки уделяется внимание, и довольно много и качеству – как костюм сшит и что ты говоришь и как ты говоришь и даже качеству диалогов. Вот мы с Сашей Назаровым работали на «Бедной Насте»…

А.НАЗАРОВ: На «Не родись красивой».

О.ОСТРОУМОВА: А, на «Не родись красивой», прошу прощения. Да, я чего-то думала, что мы уже так давно знакомы. Но мы тогда просили и боролись с диалогистами – сколько их было человек, не знаю, - что так не могут говорить люди воспитанные, я уж не говорю, что дворяне. И их меняли. Сейчас мне показалось, что это немного лучше, но тем не менее, опять же, у нас претензии, и опять будут в «Одна ночь любви», мне кажется, как-то улучшать это качество диалогов. Мы, конечно, поправляем это на ходу. Но такие актеры, как Саша Филиппенко, Ира Муравьева, я – уже более или менее с опытом, с чувством, что ли, стиля, хотя бы сословного какого-то, наработанного за всю свою жизнь, мы поправляем молодых, но это, конечно, не дело. Все же, я хочу сказать, это все лучше стало. Стало быстрее, много времени мы этому не уделяем. Допустим, камера… Хотя дольше стали ставить свет, что лучше. В кино ведь на пленку всегда очень долго ставят свет, и от этого очень зависит качество. Мне кажется, изменилось многое в лучшую сторону.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, в Америке, это все знают, существует деление на актеров сериальных и актеров большого кино и практически очень редко кому удается перейти… ну, Джордж Клуни, сыгравший в «Скорой помощи» любимца женщин, - один из немногих, пожалуй, примеров человека, который перешел. У нас такого нет – у нас вы только что назвали своих коллег. И вы, и актеры высочайшего уровня играют в сериалах. Это плюс для российского телевидения и телевизионного кино или это совсем вообще две сферы несочетающиеся?

О.ОСТРОУМОВА: Ну я не знаю, как будет дальше. Может, образуется клан актеров телевизионных, сериальных. Не знаю, пока где ж их взять? Все равно как бы, да пусть меня простят все, но все-таки элита актерства – это театральные актеры.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, что вы нужны телесериалам. А для вас это что все-таки? Возможность зарабатывать деньги, которых, может, не так много в театре?

О.ОСТРОУМОВА: Во-первых, денег в театре действительно не так много, но это еще и… ну, я, например, в «Бедную Настю» пошла, потому что мне предложили роль, которую мне очень редко предлагали в кино.

Е.АФАНАСЬЕВА: Отрицательную?

О.ОСТРОУМОВА: Отрицательную. Ну, играла у Матвеева один раз в фильме «Чаше терпения», что ли, он назывался. Мне предложили отрицательную роль – это очень интересно. Особенно в моем возрасте, и я поэтому пошла и не жалею. Ну что ж, по-моему, даже выдвигали на «Тэфи».

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сегодня говорим о сериалах. Говорим с замечательной актрисой Ольгой Остроумовой и с режиссером и продюсером Александром Назаровым в программе «Телехранитель». Напоминаю наш смс-номер - +7 985 970 45 45 – пожалуйста, мы ваши вопросы не забудем, будем их тоже читать. Александр, скажите, сериал, который у вас сейчас идет – когда я веду эфир, меня часто спрашивают рассказать про сериал «Атлантида» - такой непохожий на другие. Вот казалось, у нас достаточно гламурные сериалы шли, особенно на канале СТС много лет – красивые, костюмные, про хорошую жизнь, а тут сериал, в общем-то, выбивающийся из этого потока. Во-первых, сюжет более или менее связанный с реальной действительностью, то есть с той историей, когда женщина, защищаясь, убила человека. Как я понимаю, это все-таки было толчком для создания сериала, хотя у вас там не таксист, а банкир. И непривычная для канала СТС тема, когда там есть и тюрьма, и все прочее. Это только внешнее отличие или вы действительно хотели сделать другой сериал, непохожий на ту же «Не родись красивой»?

А.НАЗАРОВ: Нет, ну тут нужно сказать, что во-первых, я вошел в сериал, когда уже литературный материал был сформирован в своей основе. Поэтому когда мне генеральный продюсер Юрий Сопронов предложил этот материал, то я прочел его – честно говоря, вечером сел читать, думал, сейчас почитаю чуть-чуть и посплю, а так получилось, что я дочитал до конца все восемь серий, которые мне прислали. И это было очень хорошим знаком, что бывает редко. И это была главная отправная точка, почему я согласился участвовать в этом проекте. А дальше – на самом деле, он действительно кардинально отличается от того продукта, который идет на СТС, к которому привык СТС, и мне кажется, что в этом СТС прав, что он меняет свое лицо в каком-то смысле, делает себя подвижным, и судя по тому, как идет сериал на этом канале, значит, что зритель СТС готов в том числе и к такому.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но рейтингов и планок «Не родись красивой» он не достиг.

А.НАЗАРОВ: Нет, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему, по вашему? Почему эта история меньше привлекает, чем история страшненькой Кати Пушкаревой, которая превратится в замечательную?

А.НАЗАРОВ: Очень простой ответ. Дело в том, что основа у «Не родись красивой»… ведь основанная зрительская аудитория у «Не родись красивой», что было приятно и неожиданно, это дети. Почему?

Е.АФАНАСЬЕВА: Сказка про Золушку.

А.НАЗАРОВ: Ну конечно. Потому что это была сказка про Золушку. А ведь если рассматривать мифологическую основу «Атлантиды», то это Книга Иова, это человек, проходящий через все возможные испытания, через которые он только может пройти, и в конце концов он все равно не проклинает бога. в данном случае это наша главная героиня. Она не проклянет никоим образом, она примет все испытания, которые ей уготованы, и выйдет светлой из этих испытаний, просветленной. Ну, понятно, что сказка более популярна, ей все возрасты покорны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чем библейская истина.

А.НАЗАРОВ: К сожалению, да, это так оно и есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте несколько вопросов, которые заранее были присланы на наш сайт в Интернете и которые пришли по смс. Ольге Михайловне вопрос от Алены Смирновой, служащей из Москвы: «Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, в сериале «Одна ночь любви» так велика разница между актерской игрой молодежи и маститых профессионалов? Она просто режет глаза. Нельзя ли дать молодым немного уроков, как это должно быть? не чувствуют эпоху, слишком современны» - считает Алена.

О.ОСТРОУМОВА: Ну вы знаете, мы только начали. Это вообще беда, может быть, молодых. А их там еще и много. Есть очень талантливые ребята, и еще учатся. Это, вероятно, опыт какой-то. Они еще новички вообще на телевидении и в кино, многие первый раз просто снимаются. Это все придет. А мы с ними, конечно, работаем непосредственно, обязательно. И насчет выправки я им все время говорю – вы должны быть вытянуты, адъютанты по струнке, и девочкам. Но это придет. Мы только начали. Они освоят.

Е.АФАНАСЬЕВА: А ваша дочка, Оля, играет в сериалах где-то или нет?

О.ОСТРОУМОВА: Оля не играет пока, потому что она родила внука.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вы бабушка. Поздравляю. Ну а в принципе Оле как актрисе это интересно?

А.НАЗАРОВ: Ну, Оля снималась в сериале «Не родись красивой».

О.ОСТРОУМОВА: Да. Она, правда, из-за театра, тогда выпускала спектакль и мало смогла уделить времени. Но она такая там, даже сценки, которые там были, я запомнила – такая язвочка эксцентричная.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что еще впереди, да?

А.НАЗАРОВ: Нам очень жалко, что Оля так… Могло бы быть в женсовете не пять человек, а шесть, как должно было быть изначально.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть ей планировалась роль, но театр не пустил.

А.НАЗАРОВ: Театр не пустил, к сожалению.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть режиссер вынужден учитывать не только замечательный сценарий, но и отпустят ли актрису…

А.НАЗАРОВ: Ну, это закон жанра.

О.ОСТРОУМОВА: Конечно, когда снимаешься в таких длительных сериалах, то договариваешься с театром, чтобы тебя немножко освободили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас уже зрители научены опытом длинных сериалов и знают, что если там герой умирает неожиданно или уезжает куда-то надолго в Америку, это значит, что он не может сниматься, и периодически наоборот гадают – этого героя убили, потому что актер не смог или почему? Часто приходится на длинных сериалах вот так выкручиваться, Александр?

А.НАЗАРОВ: Ну, на самом деле, на моем веку таких выкрутасов было очень мало, и, по большому счету, приходится. Потому что сериал в классическом виде, в том виде, в каком он сложился и складывается, это почти кино, но в общем это все равно шоу, которое рождается почти в прямом эфире. Потому что расстояние между моментом производства и моментом выпуска в эфир минимальное. Поэтому хочешь не хочешь, но приходится учитывать и такие реалии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольге Михайловне вопрос от Александра Горбунова пришел: «Ответьте, будут ли снимать продолжение сериала «Большие девочки»? замечательный был сериал, но остался незаконченным – из четырех героинь счастье нашла только одна». Я хочу сказать, что это был достаточно новый для вас опыт. Это ситком – совсем другой жанр, комедия положений. Да?

О.ОСТРОУМОВА: Да. Тоже интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вам там поработалось, вот в таком сериале?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, опять, я говорю всегда – там было замечательно, потому что там были изумительные артистки. Просто изумительные. И Валя Теличкина, и Галя петрова, и мама ее замечательная.

А.НАЗАРОВ: Лена Миллиоти.

О.ОСТРОУМОВА: Да, и Лена Миллиоти замечательная из «Современника». Все были с юмором, все были… как вам сказать, наша четверка боролась с ситкомом, и, по-моему, там даже потом убрали смех. Но конечно, это на грани. Ну, нам хотелось все потоньше. А ситком все-таки предполагает достаточно грубые…

Е.АФАНАСЬЕВА: Густые мазки, да?

О.ОСТРОУМОВА: Да, и юмор такой…

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Ольга Остроумова. Мы говорим сегодня о сериалах. В гостях у нас сегодня еще Александр Назаров. Он продюсер сериала «Атлантида» и главный режиссер сериала «Не родись красивой». Мы вернемся к программе «Телехранитель» после короткого выпуска новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Это программа «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева. В гостях у меня сегодня Ольга Михайловна Остроумова и Александр Назаров – режиссер сериала «Не родись красивой» и продюсер сериала «Атлантида». Мы говорим сегодня о сериалах. Чуть в сторону от темы уйду, не могут не прочесть реплику, которую по смс прислала Жаклин из Москвы: «Уважаемая Ольга Михайловна, спасибо за участие в документальном фильме «Последний поцелуй», посвященном Владимиру Высоцкому. Ваш голос был очень органичен в данном случае».

О.ОСТРОУМОВА: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна читала фрагменты из книги Марины Влади. Да, насколько я понимаю?

О.ОСТРОУМОВА: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз перед тем, как войти сюда, мы говорили, что вам, наверное, Ольга Михайловна, уже надоели с этим, но увидев вчера в кадре Марину Влади, я подумала – как же удивительно похожи, как две сестры, Ольга Михайловна и Марина. Вернемся к сериалам. Вот такой вопрос есть, например, который пришел от Владимира: «Как определить сериал? Вот «Доктор Живаго» - это сериал или многосерийный фильм? Или разницы нет?» Я уже много раз рассказывала нашим слушателям, что существует очень много градаций – это и мини-сериалы, которые по сути дела многосерийный, просто хорошо снятый на пленку художественный фильм, не укладывающийся в два часа, которые человек может в зале высидеть. Есть сериалы, которые обычно по 12, 16, 20 серий, обычно кратные четырем, это такой средний сериал. А есть длинное такое мыло, которое снимается на потоке. Я права, Александр? Или как-то иначе производители сериалы делят?

А.НАЗАРОВ: Нет, вы абсолютно правы. Если говорить о первой части нашей программы, Ольга Михайловна абсолютно права, сказав, что в принципе мы к этой дистанции еще не привыкли. Не только мы, но и весь мир не привык. И разговор идет именно о том, что мы всегда пытались… когда я только занялся сериалами, было понятно, что здесь все дело в тщательной подготовке. И когда существует тщательная подготовка и когда понятно, как ее производить и, соответственно, готова технология, то на самом деле можно в день снимать и большое количество минут. И в общем, конечно, наверное, какие-то потери существуют, но когда я вижу подчас, как снимают полный метр, якобы полный метр, к сожалению иногда и сам участвую как артист в подобных вещах, я понимаю, что по большому счету здесь существует какая-то странная…

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто деньги бОльшие берут за полный метр, чем за серии.

А.НАЗАРОВ: На самом деле, когда режиссер выходит на площадку неготовый, то по большому счету неважно, сколько минут в день снимают – одну или сорок.

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, что хорошо еще в сериалах, Саша не даст соврать, - мы же там играем сценами, как в театре.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не отдельными кадрами.

О.ОСТРОУМОВА: Да, в сцене занято столько-то народу, и мы играем всю сцену, не кусочки из нее, как в кино…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть по-актерски вам это интереснее?

О.ОСТРОУМОВА: Интересно. Это вообще как бы между театром и кино, сериалы.

Е.АФАНАСЬЕВА: И потом, если говорим, например, о том сериале, который снимают в Америке, - уже четвертый сезон пойдет у нас, третий показывают, я имею в виду «Остаться в живых» в российском переводе, «Lost», то там и бюджеты огромные, и съемки замечательные.

А.НАЗАРОВ: Ну, он технологически снимается иначе.

Е.АФАНАСЬЕВА: И технологически.

А.НАЗАРОВ: Там, если не ошибаюсь, снимается одна серия в неделю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, и сейчас из-за забастовки гильдии сценаристов как раз был вопрос – будет ли новый сезон длинный или всего 8 серий.

А.НАЗАРОВ: Но честное слово, поверьте мне, в скором времени технологии возрастут до того, что мы сможем выдавать качественный результат и на таком вот большом пространстве.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы сейчас говорите как производитель. А мне как человеку, наблюдающему со стороны, иногда кажется, что хороший длинный сериал, не хочу называть это мылом, но длинный, он имеет больше отношения не столько к кино, сколько к области человеческой психологии. Для людей, будь то герои «Не родись красивой» или герои «Татьяниного дня», тот же «Женсовет» ваш или «Семейство Рыбкиных», они становятся какими-то телевизионными родственниками, который порой ближе, чем свои собственные дети – грубят, не замечают, родители не такие, что-то не так, а вот тут вот в телевизоре я из вижу уже целый год, они мне уже такие родные, как свои. Как вам кажется, это действительно так?

А.НАЗАРОВ: Абсолютно. Я могу сказать, что впервые почувствовал вкус к сериалу, когда в 92-м году, еще учась в Щукинском училище, я бегал почти ежедневно – в Киноцентре показывали великий сериал «Берлин, Александр Платц», и так как там показывали на одном сеансе две серии спаренные, это где-то два раза в неделю показывалось, то я в течение 2-3 недель с определенным ритмом посещая это, для меня Франц Биберкопф, главный герой этого сериала, он стал почти родным человеком, и я пропустил две серии, и для меня это было целой проблемой – я не знал целой части жизни моего родственника. И я понял, что это особая и очень важная психологическая часть. Но здесь есть еще один нюанс, о котором нужно сказать. Это точно, вы абсолютно правы, потому что сериалы в современной России, а я боюсь, что и в мире, в гораздо большей степени имеют отношению к социально-культурному процессу, чем другие произведения искусства, потому что герой входит в их дом, и соответствующим образом – если ты хочешь написать письмо современному зрителю, что-то ему внятное сказать, то на самом деле нужно разговаривать на том языке, который современный человек понимает. И когда деятели культуры с определенным снобизмом относятся к этому жанру, я их не понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но говорят же, что в общем-то, какие-то проблемы современного бытия только меньше 5% населения способно понимать из умных программ, из общественно-политических программ, из ток-шоу. А большинство людей сложные проблемы может понять только в сериальной форме – изменившиеся отношения между поколениями, в общем-то, срез 90-х очень сильно изменил многие моральные нормы в обществе, да? изменившиеся отношения между людьми, к богатству, к бедности, к работе, отношения даже элементарные какие-то. На Западе какие-то сериалы подростковые, которые проговаривают ролевые модели – мальчики, девочки, - очень важные для подростков, и они все растут на этих сериалах, которые показывают, как познакомиться, как с девушкой задружиться, как ответить, как отказать и так далее. У нас к этому в качестве ролевых моделей сериалы уже готовы или пока нет? Ольга Михайловна, как вам кажется?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, я не знаю. Ну, постепенно, наверное, готовы, мне кажется. Вы знаете, пока вы говорили с Сашей, я подумала – ведь все-таки длинный сериал всегда заканчивается победой добра и справедливости, что замечательно, мне кажется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Все всегда знают, что будет свадьба.

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, дело даже не в этом. Но все всегда знают, наверное, и пусть знают, и хорошо, и смотрят, как это добро в кавычках (оно в разном обличье может быть), сколько оно проходит борьбы, метаний, всякой всячины другой, чтобы победить, и это правильно, без этого ничего не бывает. И вот мне кажется, мы так соскучились по фильмам, сериалам, телевизионным спектаклям – с хорошим концом…

Е.АФАНАСЬЕВА: Так хочется добра. Да?

О.ОСТРОУМОВА: Что это, мне кажется, уже огромное-огромное дело вот этих сериалов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уважаемые слушатели, вы можете нам дозваниваться по телефону 363 36 59, номер московский, код 495, мы будем вас подключать к нашему разговору. Александр что-то хотел добавить.

А.НАЗАРОВ: Я хотел сказать только то, что я совершенно согласен с Ольгой Михайловной, совершенно согласен с вами, и есть хороший пример – «Не родись красивой», потому что изначально, когда только-только затевался этот сериал, мне приходилось как главному режиссеру говорить – «Вот посмотрите, какая важная у нас существует социально-культурная функция – сменить главную героиню современности». Это очень важно. Потому что 90-е годы приучили нас к тому…

Е.АФАНАСЬЕВА: Из гламурной фотомодели…

А.НАЗАРОВ: Да, что женщина должна быть, извините за прямой эфир, проституткой, которая должна знать, когда, кому… извините, что я так говорю.

Е.АФАНАСЬЕВА: И с какой выгодой.

А.НАЗАРОВ: Да. Что ужасно. А потом мы вместо этой героини говорим о том, что эта вот девочка, которая на самом деле абсолютно лишена экономического мышления. Она абсолютно не хочет владеть, она хочет кому-то служить изначально. Девочка, воспитанная в простой советской семье, простого военного, простой учительницы.

Е.АФАНАСЬЕВА: И потом – она резко выбивается из потока гламурных красоток, это уже ее выделило, героиню.

О.ОСТРОУМОВА: И сколько людей ее полюбили. Вы понимаете, это ж прекрасно.

А.НАЗАРОВ: И когда мы с Нелли разговаривали, я говорю – «Если в этом году на экономический факультет МГУ будет на сто абитуриентов больше, то это уже великая заслуга нашего сериала». Но это правда. И мне кажется, что мы с Катей Пушкаревой победили, потому что дети полюбили такую вот странную, и они поняли – они будут богатыми, они будут счастливыми, они будут красивыми…

Е.АФАНАСЬЕВА: Во-первых, дети перестали стыдиться вот этих вот брэкетов на зубах, которые были комплексами.

О.ОСТРОУМОВА: Да не то, что брэкетов, просто особливости своей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что не соответствовали параметрам в глянцевых журналах.

А.НАЗАРОВ: Да, самое главное – кому-то и чему-то служить. Это очень важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонок примем, послушаем, что скажут нам наши слушатели. Возьмите, пожалуйста, наушники. 363 36 59, добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Зовут Владимир Иванович. Я хотел бы сообщить этим товарищам, которые сейчас обсуждают сериалы… вы меня слышите?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы в эфире. Говорите, только побыстрее, если можете.

Слушатель: А, вы все там, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, мы все тут, мы вас внимательно слушаем.

Слушатель: Так вот, есть такой сериал… как же он называется, я уж забыл…

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас есть вопрос какой-то, нет?

Слушатель: Есть вопрос.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну задавайте тогда.

Слушатель: Идет в 19 по Москве, по московскому меридиану…

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы не знаем канал «Московский меридиан».

Слушатель: Нет, я имею в виду по этому уровню. Ну вот Новочеркасск, Ростов.

Е.АФАНАСЬЕВА: И что, на каком канале?

Слушатель: Забыл название уже.

Е.АФАНАСЬЕВА: А на каком канале хоть?

Слушатель: На канале «Россия».

Е.АФАНАСЬЕВА: Не знаю. Вопрос в чем?

О.ОСТРОУМОВА: Вам не нравится этот сериал?

Слушатель: Вы понимаете, там ограбляют миллионы людей, нас, зрителей, грабят. Почему никто не догадается подать в суд на телеканал или на…

Е.АФАНАСЬЕВА: А чем грабят? А вы подавайте в суд.

А.НАЗАРОВ: А вы не пробовали просто не смотреть?

Слушатель: Не надо, товарищи. Это наркотик. Вы нас посадили… 200 с лишним серий, сейчас новый сериал открыли – еще на 256. То есть сажают на наркотик.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну то есть вы смотрите?

Слушатель: Как вы правильно сказали, мы ждем счастливого конца – когда же негодяев накажут.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо.

Слушатель: А этого не видно. А самое что интересное – нас грабят. Каким образом? Вы посмотрите этот сериал, любую серию…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так вы нам даже название не назвали.

Слушатель: Слушайте, я говорю…

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, все, я, к сожалению, вынуждена выключить, потому что непонятно, что мы обсуждаем. 363 36 59, добрый вечер. Алло. Что-то не сложилось. Еще попробуем звонок.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Говорите, пожалуйста. Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель: Я Марья Тимофеевна, пенсионерка. Можно, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы в эфире. Будьте добры.

Слушатель: Ой, вы знаете, вот «Атлантида» фильм…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз здесь продюсер Александр Назаров.

Слушатель: Я хочу Назарову задать вопрос.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

Слушатель: Очень мне фильм понравился. Но говорят, он скоро кончится.

А.НАЗАРОВ: Это правда.

Слушатель: Это правда?

А.НАЗАРОВ: Да.

Слушатель: И вот сегодня я ждала, три серии должно было быть, и не повторили почему-то.

А.НАЗАРОВ: Вы знаете, это вопрос к дирекции канала СТС, я не могу вам сказать.

Слушатель: Ну просто замечательный фильм, с удовольствием смотрю. Не сравнить – «Татьянин день» так надоел уже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну уже закончился, слава богу.

Слушатель: Ну да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вы спросить что-то хотели? Только закончится он или нет?

Слушатель: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Закончится, увы, разочаровал вас Александр. 363 36 59 – дозванивайтесь, пожалуйста. Несколько вопросов еще, которые были по Интернету. Александру вопрос, Евгения Иванова, журналист: «Сейчас пошла в России мода на продолжение фильмов и сериалов…», цитирует количество продолжений, а потом спрашивает – «Почему те сериалы, которые действительно требуют логического завершения – «Большие девочки», «Грехи отцов» и другие, - остаются незавершенными, а истории уже законченные продолжаются? Причем продолжения сделаны в большинстве своем некачественно и непонятно для чего». Тут же есть еще вопрос – правда ли, что вы снимаете продолжение «Не родись красивой»?

А.НАЗАРОВ: Два вопроса, отвечу на них сразу. Ну, во-первых, никто не застрахован от успехов и неуспехов, и к сожалению, продолжение сериала зависит от успеха первой части. Когда первая часть закончена и успешна, как правило, принимается решение о съемках второй части. А когда вторая часть бывает успешна – а что, бывают успешны и вторые части. Как, например, в ситуации с «Терминатором». А что касается, снимается или не снимается «Не родись красивой-2», то отвечаю на этот вопрос – действительно, разговоры такие ведутся, уже давным-давно. Но мы до сих пор еще не остановились. Чтобы рассказать эту историю вновь, нужно иметь опять интересую историю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Если уже из гадкого утенка вылупился прекрасный лебедь, то какой же может быть история вторая?

А.НАЗАРОВ: Не буду вас обнадеживать, но такая история в принципе придумана, интересная история. Но только тогда, когда мы будем уверены, что эта история действительно интересная, и она в каком-то смысле повторяет первую историю, тогда мы, наверное, может, и выйдем в эфир. Кто его знает… Во всяком случае, «Сони Пикчерс» ведут со мной в частности разговоры, переговоры на эту тему, мы обсуждаем эти вопросы. Получится это или не получится, сказать не могу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот любопытное мнение, Виктор Савельев пишет: «Сериалы – это вдалбливание в мозги населения прелестей буржуазной жизни». Как вы считаете?

О.ОСТРОУМОВА: Да ну, почему буржуазной? Нет.

А.НАЗАРОВ: Смотрите сериал «Атлантида» на СТС.

О.ОСТРОУМОВА: И «Одна ночь любви».

А.НАЗАРОВ: Это прелести другой жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер. Алло. Что-то не сработало. «Зачем российскими сериалами вытеснили бразильские сериалы компании «Глоба»? – спрашивает Сергей из Барнаула. Обычно такие вопросы про бразильские сериалы женщины задают, но вот тут мужчина негодует. Потому что, наверное, русские люди хотят про наше смотреть. Мне так кажется. А вы как думаете?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, в чем дело. Вот когда-то, когда еще не было ни одного сериала такого длинного, мне один мой очень хороший знакомый, племянник Набокова, кстати говоря, сам переводчик синхронный, сказал – «Как у вас не додумаются снять огромный сериал! У вас же такая история российская!»

Е.АФАНАСЬЕВА: Додумались.

О.ОСТРОУМОВА: Понимаете? Ну вот, додумались. Теперь обсуждаем. Уже хорошо. Все куда-то движется, все куда-то идет.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, добрый вечер.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Надежда Ивановна из Звенигорода. Знаете, мне очень нравится «Ангел-Хранитель». Мы все смотрим, это частичка нашей жизни стало, играют все великолепно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Вопросы есть у вас к гостям, нет?

Слушатель: Быстро он закончится или нет?

Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, здесь нет производителей сериала «Ангел-Хранитель». Здесь есть люди, которые делают сериал «Одна ночь любви», «Атлантида», а вот «Ангела-Хранителя» нет, не можем ответить. 363 36 59, добрый вечер.

Слушатель: Алло. Сергей, Волгоград. Хотел спросить по поводу Нелли Уваровой – она играет все такие дебильноватые роли…

Е.АФАНАСЬЕВА: Дебильноватые?

Слушатель: Да, неадекватные.

Е.АФАНАСЬЕВА: За что ж вы ее так? По-моему, вы как-то несколько неточно оценили, некорректно абсолютно.

Слушатель: Нет, просто интересно – она в жизни человек такой? другого не может?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вы, наверное, не видели Нелли Уварову в театре, и вы не в Москве живете?

Слушатель: Нет, не в Москве.

Е.АФАНАСЬЕВА: А я б вам посоветовала пойти в РАМТ и посмотреть замечательную актрису Уварову в самых разных ролях.

О.ОСТРОУМОВА: А потом, по-моему, и «Московская сага» - там у нее маленький эпизодик…

А.НАЗАРОВ: Нет, это «В круге первом».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да.

О.ОСТРОУМОВА: Ну что вы, Нелли Уварова замечательная актриса, и я должна защитить и героиню нашу, между прочим, Катю Пушкареву. Какая ж она дебильная? Она чистый, замечательный человек, не похожий на других.

Е.АФАНАСЬЕВА: Редко, когда актриса умеет быть и красавицей, и дурнушкой, и старой, и молодой, а у Нелли это прекрасно, по-моему, получается.

А.НАЗАРОВ: Да, так что извините, просто дебильноватый вопрос. Простите.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще успеем принять телефонный звонок. 363 36 59, добрый вечер. Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель: Сергей из Подмосковья. Я хотел выразить благодарность создателям сериала «Одна ночь любви» за прекрасный русский язык…

Е.АФАНАСЬЕВА: Что-то Ольга Михайловна поморщилась.

Слушатель: Ну, может быть, но на фоне того новояза, который царит на всех других каналах, начиная от Первого, Второго и так далее, это, по-моему, способствует возрождению русского языка.

О.ОСТРОУМОВА: Спасибо огромное. Действительно, мы на слэнге стараемся не говорить. Просто те люди не говорили так. И вообще-то счастье говорить чистым, прекрасным русским языком. Даже вот это счастье я получаю, снимаясь в сериале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок примем. Добрый вечер. Алло. Как вас зовут?

Слушатель: Леонид Николаевич.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы откуда?

Слушатель: Я из Челябинска. Сериалы нужны. Такой сериал «Штрафбат» - это ведь сильнейший сериал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да никто не спорит, что нужны сериалы.

Слушатель: А потом – «Завещание Ленина» - почему этот сериал 12 серий не показали?.. вот такие сериалы посмотришь и после этого неделю ходишь думаешь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так правильно, никто не спорит. Более того, «Завещание Ленина» только что получил приз «Золотой орел» как более длинный сериал, вполне заслуженно, по-моему. Никто не говорит. Мы говорим о том, что есть разные виды сериалов. Есть сериалы, которые по сути многосерийные фильмы, и вот «Штрафбат», - по-моему, может, вы меня поправите, Александр или Ольга Михайловна, - «Завещание Ленина» - это просто длинные фильмы многосерийные, а не те сериалы, которые снимаются серия в день.

О.ОСТРОУМОВА: Но вообще – чем разнообразнее будет наш эфир на всех каналах, тем будет только лучше.

А.НАЗАРОВ: Конечно, разумеется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. Думаю, наверное, последний на сегодня. 363 36 59, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель: Меня зовут Александра Давыдовна. Я звоню из Калифорнии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из Калифорнии??? Вы нас по Интернету слушаете?

Слушатель: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Замечательно. А вы смотрите российские сериалы в Калифорнии?

Слушатель: А как же?

Е.АФАНАСЬЕВА: А какие?

Слушатель: Ну, во-первых, спасибо за «Не родись красивой». Вся Калифорния стояла на ушах.

А.НАЗАРОВ: Спасибо.

Слушатель: Просто вся Калифорния стояла на ушах, это я вам совершенно точно говорю. Потому что очень здорово, юмор замечательный, прекрасные актеры, первый раз за сто лет. Всем большое спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сейчас что смотрите?

Слушатель: Вы знаете, у меня вопрос есть. Может, он не совсем по теме. Я хотела спросить – куда делись 4 серии «Моей Пречистенки», очень хорошего сериала? Нигде не можем найти.

Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, не в курсе, что такое «Моя Пречистенка», и я первый раз слышу.

М. «Моя Пречистенка» - замечательный сериал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Узнаем.

Слушатель: Узнайте, пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот сериалы, которые сейчас идут… у вас СТС, как я понимаю, ловится, раз вы видели «Не родись красивой»?

Слушатель: Не столько ловится, сколько мы смотрим уже из проката.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, ДВД.

Слушатель: Кто-то привозит. Смотрим почти все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но для вас это скорее художественное произведение или кусочки такой российской жизни, которые к вам попадают в Калифорнию?

Слушатель: Они попадают все. Вы не думаете, я когда звоню в Москву своим друзьям, то выясняется, что я видела значительно больше, чем они, из российских фильмов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно.

Слушатель: Художественное произведение. Очень хорошее. «Не родись красивой» - просто прелестный фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо большое.

Слушатель: Спасибо вам большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго. Видите, даже и в Калифорнии смотрят. Ну что ж, уже к концу подходит наша передача. В общем-то, понятно, что если человеку не нравится, у него сейчас есть счастливая возможность выключить не смотреть сериал, который не подходит. А если уж совсем плохой сериал, там рейтинги бывают плохие, создатели вынужденно сворачивают историю где-то в середине, у героев неожиданно резко все разрешается, да? такое бывает тоже.

А.НАЗАРОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно за одну неделю свернуть. Бывало такое в вашей практике, Александр? Что не пошло и сказали «Сворачивай быстро»?

А.НАЗАРОВ: К сожалению, бывало, но называть не буду.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, остается пожелать, чтобы дальше такого не было. Ольга Михайловна, вы сейчас только в «Одной ночи любви» снимаетесь или еще в каких-то телевизионных проектах?

О.ОСТРОУМОВА: «Одна ночь любви» забирает все время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас Ольга Михайловна жаловалась, что снимали на натуре и замерзли сильно, даже в воскресенье работаете.

О.ОСТРОУМОВА: Да, идет же нон-стоп, идет в эфире уже, и мы должны продолжать, и продолжать все интереснее и интереснее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вам еще не надоело в сериалах играть?

О.ОСТРОУМОВА: Нет, мне не надоело. Когда рядом талантливые люди, не надоедает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Саша, заинтригуйте. Раз уж осталось совсем немножко в «Антлантиде», чтоб зрители, которые, может, не успели к началу, обязательно пришли к концу, - почему нельзя не посмотреть? Там тоже будет, как в сказке, все хорошо? Или по какой-то другой причине нельзя не увидеть?

А.НАЗАРОВ: Нет, там обязательно будет все хорошо. И то, что этот сериал не похож на классическую продукцию СТС, это так. Но ничего, СТС все равно сейчас будет делать сериалы, которые будут похожи на те лирические комедии, с которыми мы уже знакомы. В частности, сейчас мы делаем сериал «Мошенницы», он скоро пойдет по СТС, очень хороший будет сериал. В 9 часов вечера, насколько я понимаю, будет выходить. Скоро, с марта-месяца. Так что смотрите СТС.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот, пиаром закончили, откровенным таким пиаром.

О.ОСТРОУМОВА: Ну и прекрасно. Работаем для вас.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Ну что ж, я желаю вам успехов, я желаю вам главного – чтобы вам было интересно этим заниматься, потому что мне кажется, что ни Ольга Михайловна, ни Александр не занимались бы этим, у них есть чем еще в жизни заняться, если б это было неинтересно. А раз этим занимаются такие замечательные люди, значит, в этом деле что-то есть, и в том, что некоторые наши зрители и они же слушатели считают низким жанром, есть что-то высокое. Иногда о нашем времени не всегда сохраняются высокие произведения, а низкие жанры о нем рассказывают больше, чем якобы большие и глобальные фильмы. Всего хорошего. Большое спасибо за участие в программе «Телехранитель». До следующего воскресенья. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами. До свидания.

А.НАЗАРОВ: Спасибо большое.