Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2007

4 ноября 2007: Можно ли повторить успех "Диверсанта"? Гости - Владимир Меньшов, Игорь Зайцев

Послушать эфир- http://www.echo.msk.ru/programs/tv/56111/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Вот смска уже пришла. Андрей Лавреньтев пишет: «Елена, с выздоровлением и с праздником». Спасибо, Андрей. Праздник сегодня, который телевидение никак не придумает, как отмечать, - национальную идею для национального единства не нашли. По Первому каналу сплошной Эраст Фандорин. Ну, наверное, это и есть пока патриотизм в таком интеллигентном виде. Это и есть самая главная идея, которую можно придумать. Но есть идея, которую все общество воспринимает абсолютно на ура, и праздник воспринимает – это идея победы, великой победы в великой войне. И самые популярные проекты телевидения, самые бесспорные, если так можно сказать, самые признаваемые обществом, они так или иначе связаны с этим великим праздником, с этим великим подвигом всего народа. И сегодня мы будем говорить о сериале, который еще не вышел, он в плане стоит через несколько дней. Через неделю премьера его, 12-го числа. Это сериал "Диверсант. Конец войны", вторая часть сериала «Диверсант», сериала уникального, потому что показывали его три раза, и каждый раз он собирал совершенно невероятные, поражающие воображение профессионалов рейтинги. Это было выше 50% доля аудитории, что в отечественном телевидении собирает только единственная программа – это новогоднее обращение президента. Больше 50%. Вот сериал «Диверсант» может этим похвастаться. Можно ли вступить в одну реку дважды и повторить успех, должно ли продолжение абсолютно следовать канонам первой части, рискованно ли это – продолжать столь успешные проекты? Об этом мы сегодня мы хотим поговорить с Владимиром Меньшовым, известным актером и режиссером, исполнителем одной из главных ролей в этом фильме. Добрый день, Владимир Валентинович.

В.МЕНЬШОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. И режиссером второй части «Диверсант. Конец войны» Игорем Зайцевым. Добрый день.

И.ЗАЙЦЕВ: Добрый…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вечер. Когда темно, уже сразу вечер. Вот такие наши вопросы для обсуждения о том, как – не страшно ли продолжать успешное, может ли вторая часть… как это у киношников называется – сиквел, да, Владимир Валентинович?

В.МЕНЬШОВ: Римейк вроде.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, римейк – это когда повторяют то, что было. Сиквел, наверное, да, Игорь?

И.ЗАЙЦЕВ: Продолжение.

Е.АФАНАСЬЕВА: По-русски. Может ли продолжение быть не менее успешным, чем успешен первый проект? И вопросы к вам, уважаемые слушатели: смотрели ли вы первого «Диверсанта»? хотите ли вы посмотреть продолжение? Что вы думаете о разных продолжениях: когда они были успешными, когда они вас разочаровали? Пока наш смс-номер +7 985 970 45 45 – пожалуйста, ваши реплики и вопросы Игорю и Владимиру Валентиновичу. Во второй части программы вы с ними сможете поговорить и по телефону. Владимир Валентинович, вы до этого в продолжениях успешных проектов снимались?

В.МЕНЬШОВ: Так сразу не вспомню. Может, что-то и было. Но вот только параллельно с этим фильмом я снимался еще в одном продолжении. Фильм такой, имевший тоже хорошие отзывы зрительские и рейтинг неплохой – «Громовы» - был по Первому каналу. Вот мы снимали его как продолжение. Но это такая сага семейная, которая имеет право на длительное продолжение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну сага как жизнь – ее можно длить и длить. У «Диверсанта» жанр все-таки очень точно был задан в первом четырехсерийнике. Это экшн, боевик, очень точно выстроенный.

В.МЕНЬШОВ: Там с очень хорошей профессии герои. Такие отморозки, в хорошем смысле этого слова, если бывают отморозки такие. Военные, отчаянные ребята, которые совершают эти самые заходы в тыл врага, приносят оттуда массу информации и попадают в разные переплеты. Поэтому это продолжение естественно, прямо скажу. Тот был фильм небольшой – 4 серии всего. Сейчас уже сколько получилось, Игорь?

И.ЗАЙЦЕВ: 10.

В.МЕНЬШОВ: Сейчас уже 10, поэтому я думаю, что он будет смотреться на первых порах с тем же интересом, и люди прильнут – те, кто полюбили тот, как вы рассказываете, полюбили всей душой. 50% доля действительно велика, а какой рейтинг?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну сейчас вам точно не скажу, но все три показа были уникальные доли и рейтинги.

В.МЕНЬШОВ: Ну, думаю, что прильнут к экрану, потому что приключения новые, а герои те же – это любопытно, как они себя будут вести. Уже что увидят они потом на экране, это мы уже будем, наверное, обсуждать…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот на сайт в Интернете написал Кирилл Иващенко: «Я думаю, первый сериал был на ура, а что дальше – надеюсь, лучше». Думаю, что создатели тоже надеются.

В.МЕНЬШОВ: И мы с таким же чувством ждем начала показа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Игорь, скажите, пожалуйста, вы режиссер «Диверсанты. Конец войны» - второй части. Первую не вы делали. Когда вам предложили сделать продолжение столь успешного проекта, риск был? Вы сразу согласились или все-таки думали?

И.ЗАЙЦЕВ: Нет, я долго думал, и скорее думал не соглашаться, чем соглашаться. Потому что сценарий в том объеме, с теми событиями и с массой всяких приключений, мест, боев и так далее поначалу просто показался очень сложно исполнимым.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но судя по промороликам, которые идут, там огромное количество и съемок, и натуры, и военной техники, и людей, и объектов, то есть там масштабно все это, да?

И.ЗАЙЦЕВ: Мы с ребятами когда взялись за это, мы вынуждены были делать современным языком это, тем, без которого сегодняшняя публика уже не понимает зрелища. Действительно, съемки были масштабные, и невероятное количество мест съемки и декорации – это была и Польша, и Крым, и Москва, и Торжок, и Переславль-Залесский, и Псков, то есть много-много мест действия, множество приключений и интриги, и с замиранием сердца надеюсь, что наша работа будет оценена публикой никак не ниже, чем первый «Диверсант».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы сказали «новым языком». Перед тем, как мы в студию зашли, вы уже рассказали, что кто-то вам говорил, что похожи съемки на компьютерную игру. Вы это восприняли как комплимент от молодого поколения. Как показывать войну, у которой есть стереотипы съемки, в хорошем, может быть, смысле слова, а может, и в плохом, - стереотипы съемки военных фильмов, которые, в общем, все себе представляют. Как снимать так, чтобы это воспринимали люди, воспитанные на новой стилистике компьютерных игр, клипов и всего прочего?

И.ЗАЙЦЕВ: На самом деле, этот вопрос делится на… вернее, два ответа на этот вопрос, потому что все равно за камерой стоит несколько человек – режиссер, оператор, художник, и это только их видение. Почему бесконечно будут интересные фильмы про войну? Потому что их рассказывают все равно разные люди. Это как люди, которые пересказывают анекдот. Другое дело – анекдот может быть интересно рассказан или нет. Какие люди это рассказывают – это с одной стороны. С другой стороны, есть традиции определенные, бесспорно. То есть почему снимают «Ромео и Джульетту» с сегодняшним языком в Америке? «Фанфан-Тюльпан» и так далее. Это все равно новый язык, который требует новых приемов. Но это не значит, что мы сделали что-то новое. Мы просто те люди, которые видят фильмы, сделанные сегодня в жанре экшна, приключения, с приемами живой камеры, достаточно подвижно, в быстром ритме и так далее. То есть вопрос чтения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Реплика, которая уже пришла по смс. «Эти отморозки» - слова Меньшова – его устраивают, а вот «Сволочи» его почему-то возмутили. Лицемерие какое-то», - пишет Юрий. Владимир Валентинович, это вам реплика. Видно, вспомнили премию MTV, где вы отказались вручать приз фильму «Сволочи».

В.МЕНЬШОВ: Ну, поскольку «Сволочи», надеюсь, он видел тоже, этот молодой человек, понимая, о чем он задает вопрос, а этот фильм он еще не видел, поэтому мы будем как-то не на равных разговаривать. Я думаю, что разная степень отмороженности. И отмороженности не столько героев, сколько авторов, которые позволяют себе относиться к нашей истории и к военным событиям с таким подходом, который они допускают, скажем, в тех же «Сволочах». Так что сейчас дискутировать бессмысленно. Посмотрим фильм – тогда будем говорить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Галина пишет: «Диверсанты» смотрела дважды – мне казалось, все сказано». Подразумевается, наверное, что же дальше, если все сказано? Это совсем другая история? Расскажите, Игорь. То есть в первой части вроде бы все закончилось.

И.ЗАЙЦЕВ: Ну, поскольку война не закончилась в первой части, естественно, история могла не закончиться. Наша история заканчивается в 47-м году, то есть когда уже и война закончилась, и история продолжается. И рассказ о том, что случилось с этими парнями, когда они вынуждены были как бы разойтись, потому что война кончилась, их востребованность и военная специальность стала как бы не нужна. Что с ними случилось дальше и как они снова обрели друг друга. Это, на самом деле, для меня история, очень созвучная с «Тремя мушкетерами». И в этом смысле история про трех товарищей, про диверсантов, «Четыре танкиста и собака» и все-все-все, как бы всегда будет востребовано, потому что люди, друзья, которые были собраны в определенных обстоятельствах – войны, экстремальных ситуациях, это вообще всегда очень-очень интересная тема.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир Валентинович, ваш герой развивается как-то из первой части во вторую? Все-таки там достаточно четко заданный образ – это не один из трех мушкетеров, это совсем другой человек.

И.ЗАЙЦЕВ: Это кардинал. Причем и король, и кардинал в одном лице.

Е.АФАНАСЬЕВА: Там все хорошо.

В.МЕНЬШОВ: Да, я с интересом увидел когда этот сценарий, и когда раздался звонок, и предложение и продолжение – я с интересом прочел, и это гораздо более значительная по размерам роль, чем в первой серии. Там, если я не ошибаюсь, у мня было 2-3 съемочных дня. Хотя я очень рад, что она запомнилась и осталась, эта роль в памяти. Здесь уже целая большая история. В общем, фильм-то, по-моему, начинается с меня – с того, что произошло там, когда меня освобождали – или освободят или убьют, даже скорее убить меня они приехали, ребята, не зная, кого они должны убить, просто чтобы я не выдал какие-то потрясающие военные тайны. Здесь я уже возвращаюсь, как это ни неожиданно, опять в разведшколу немецкую и говорю, что они меня плохо охраняют, что это какая-то провокация, которую они устроили, и так далее. Много там событий, связанных уже со мной. И пикантность ситуации заключается в том, что я должен разговаривать в немецкой разведшколе, разумеется, на немецком языке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пришлось учить?

В.МЕНЬШОВ: Пришлось вспоминать. Как ни странно, какая-то произошла интересная история. Я ж учил его в школе. А что значит в школе учить – это два урока в неделю. Поэтому, разумеется, я думал, что я его не знаю совсем. Поразительно, но оказалось, что у меня даже чего-то там поставлено – и произношение каким-то образом. Во всяком случае, я понимал по-немецки написанный текст и произносил…

Е.АФАНАСЬЕВА: Положительный пример для внуков, Владимир Валентинович. Вот учитесь в школе – мало ли когда может пригодиться! Реплика, по смс пришедшая: «Если будет нарушена канва сериала и связь с первоисточником - романом Азольского, мне это вряд ли понравится», - пишет слушатель, но не подписался. Как я понимаю, здесь уже от романа Азольского ничего и нет. Она и первая часть далеко ушла от первоисточника.

И.ЗАЙЦЕВ: Это развитие темы. Я не буду пересказывать весь сценарий, но естественно, и герои, и тема, и основная интрига, конечно, взята из романа и имеет своей целью развитие, но никак не написать новую совершенно историю, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Несколько реплик, по смс пришедшие и по Интернету до эфира. Вот, например, Дмитрий написал: «Когда увидел анонс продолжение «Диверсанта», вспомнил высказывание одного ветерана войны – «не могу смотреть никаких фильмов о войне – противно видеть сытых актеров в чистеньких гимнастерках». Про этот ли фильм это? если можно, буквально несколько секунд, а потом мы на новости прервемся и продолжим. Игорь, как насчет чистеньких гимнастерок?

И.ЗАЙЦЕВ: На войне, как и в жизни, есть разные специальности, это очень важно. Скажем, летчики всегда были в чистеньких гимнастерках, в этом нет ничего дурного. Пехотинцы, если они ползают, они всегда в грязных гимнастерках…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ваши герои могли быть и в чистых.

И.ЗАЙЦЕВ: Могли быть и в чистых, и в грязных.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это программа «Телехранитель». Мы говорим о продолжении телесериала «Диверсант» - «Диверсант. Конец войны». Вернемся через несколько минут после новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Это программа «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о том, возможно ли повторить успех сериала «Диверсант», каким будет его продолжение – «Диверсант. Конец войны». Говорим с режиссером этого фильма Игорем Зайцевым и исполнителем одной из главных ролей в этом фильме Владимиром Меньшовым. И остановились на том может ли быть чистая гимнастерка у диверсанта. Как раз Юрий успел за время новостей прислать нам смску: «Откуда у диверсанта чистая гимнастерка? Он или через линию фронта ползком, или по болоту, или с парашютом, дальше лесом…» - не верят, что могут быть у диверсантов чистые гимнастерки. И.ЗАЙЦЕВ: Когда они возвращаются с задания, они переодеваются, берут чистые, гладят и надевают их.

В.МЕНЬШОВ: А я, например, хоть тоже и принадлежу к этим диверсантам во множественном числе, я вообще чуть ли не во фраке там хожу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что все бывает. Мы говорим шире – о том, вообще возможно ли столь же успешное продолжение очень успешных проектов. Есть ли риск, снимая вторую часть того, чтобы было очень популярно и очень признанно, не повторить успех, не оправдать ожидания? Вот Олег из Ростова-на-Дону пишет: «Диверсант» смотрел с удовольствием. Владимир Меньшов снимался в «Дневном дозоре», который был сиквелом «Ночного». Но вы, насколько я помню, снимали тогда все вместе, Бекмамбетов снимал. Это потом разделили на два фильма, да?

В.МЕНЬШОВ: Да, это не совсем точный пример, потому что это как две серии одного фильма снималось. «Дневной», «Ночной», еще, правда, предполагался «Сумеречный», который американцы замотали и перекупили нашего замечательного Тимура Бекмамбетова. Теперь он уже не на них работает и отнюдь не на «Дневном дозоре», хотя начиналось все с этого. А этот главный вопрос, который вы задаете – ну как все в жизни зависит от места, времени, обстоятельств, в которые поставлены…

Е.АФАНАСЬЕВА: Не могу не спросить, Владимир Валентинович, вот буквально через месяц с небольшим, 21-го декабря – очень рискованная премьера ваших же продюсеров, «Диверсанта», - Анатолия Максимова, Константина Эрнста. Это продолжение «Иронии судьбы», снятое через 30 лет, причем другим режиссером – тем же самым Тимуром Бекмамбетовым. Такой рискованный эксперимент.

В.МЕНЬШОВ: Рискованный.

Е.АФАНАСЬЕВА: И вам, как автору другого культового абсолютно фильма «Москва слезам не верит», наверное, тысячу раз задавали вопрос – а не снять ли продолжение?

В.МЕНЬШОВ: Не снять. Хотя предлагали и спрашивали, и может быть, даже Черных в конце концов и напишет, автор сценария, продолжение. Но оно будет уже продолжением… ну там как бы дети будут действовать и так далее. Впрочем, есть же пример уже и «Карнавальной ночи» продолжения. Мы имели в прошлом году на Новый год. В этом году будем продолжение «Иронии судьбы». Может, и «Москва слезам не верит» появится. Насколько это удачно, я сильно сомневаюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у вас желания делать продолжение…

В.МЕНЬШОВ: У меня категорически. Я считаю, что там история завершена, закончена и как только мы выйдем на продолжение, мы можем даже уничтожить предыдущее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз тут был вопрос – спрашивают, не снимаетесь ли вы в «Иронии судьбы». Но насколько я знаю, вы там мне играли.

В.МЕНЬШОВ: Да, не сошлось у нас. Я должен был, между прочим, небольшую роль там играть – какой-то прохожий. По-моему, Вежбицикй снялся в этой роли, как мы потом выяснили.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть не Гиссер, а Завулон, да?

В.МЕНЬШОВ: Да, не снялся. Но что касается продолжения, ведь есть примеры очень удачных продолжений. Мне сейчас они сразу в голову не приходят. Может Игорь вспомнит? Были какие-то продолжения, более мощные, чем…

И.ЗАЙЦЕВ: «Человек-Паук-5».

В.МЕНЬШОВ: Ну, «Чужой-7». И так далее. Из недавних бывали какие-то случаи, когда продолжение было даже более удачным. Но как правило нет. Но еще раз говорю – наш фильм не стоит рассматривать как фильм-продолжение, потому что это все равно эта сага про этих ребят, и там, кстати, заканчивается… то есть у них одна операция, другая операция, третья…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть заканчивается так, что возможна и третья часть.

В.МЕНЬШОВ: У того же Штирлица, кстати, - он же возник не в «Семнадцати мгновениях весны», а возник еще в романе «Пароль не нужен».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, много романов было.

В.МЕНЬШОВ: Еще в каком-то романе он был. И этот фильм заканчивается тоже таким подвешенным финалом, который можно трактовать и можно подумать. По крайней мере, если хватит силенок и таланта, то можно написать очень неожиданное продолжение происходящего уже… не буду сейчас рассказывать, но за рубежами нашей родины.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей уже спрашивает – «Когда выйдет в продажу второй фильм?»

И.ЗАЙЦЕВ: Через неделю где-то после эфира.

В.МЕНЬШОВ: Да, обычно через неделю после показа окончания.

Е.АФАНАСЬЕВА: Максим из Уфы пишет: «Я смотрел первую часть – мне понравилось. Буду ждать вторую». Недолго ждать осталось, Максим. 363 36 59 – это телефон прямого эфира. Пожалуйста, дозванивайтесь, и вы будете иметь возможность напрямую задавать свои вопросы Владимиру Меньшову и Игорю Зайцеву. И мы будем чередовать их с моими вопросами и с теми вопросами, которые приходят к нам по смс. 363 36 59 – пожалуйста. Так, все-таки с чистыми гимнастерками мы уже разобрались. Что-то фильм «Сволочи» все-таки тревожит наших слушателей – очень много вопросов. «Чем он вам так не понравился – художественно или исторически?» - спрашивает Соня. Владимир Валентинович, что Соне ответите?

В.МЕНЬШОВ: В фильме «Сволочи» сюжет фильма о том, что мы во время войны готовили в качестве диверсантов самураев, самоубийц или как их еще назвать…

И.ЗАЙЦЕВ: Камикадзе.

В.МЕНЬШОВ: Да, готовили мальчишек 15-16-летних, даже 14-летних, в этом качестве в своих лагерях для того, чтобы их посылать на верную смерть потом на сторону немцев. Это добавляет к портрету страны, который мы всеми силами создаем, такой чернушный, грязноватый портрет, что все мы вообще выиграли, завалив немцев трупами и так далее, добавляет еще очень лично меня корябающую деталь. Это обсуждалось. Выступили люди, которые сказали, что этого быть не могло. Более того – нашли документы, которые… это было, только было с немецкой стороны. Вот у немцев были такие лагеря и были ребята, которых они засылали к нам. Вот о чем речь. То есть это чистая фальшивка. Это нельзя трактовать как авторский вымысел. Тем более, что автор говорил, что он сам был в таком лагере, и сам воевал, для того, чтобы придать убедительности своей довольно грязноватой выдумке. А когда его прижали и схватили за все места, он сказал «Да нет, разумеется, я пошутил». А когда там дальше начали копать, выяснилось, что он вообще, похоже, не воевал, этот автор, хотя с большой гордостью рассказывает о своей военной карьере. Вот о чем речь. И что тут оспаривать-то? Что дискутировать? Но когда это опровергли, сказали, что это плохо, неправильно, хотя бы согласитесь. Нет – тогда начинают еще рассказывать, что имеем право, мы будем! Ну давайте, катите бочки на свою историю. Мы мало еще наплясались на собственных костях. Даже не понимаю, что за предмет для обсуждения.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Пожалуйста, возьмите наушники. Мы послушаем вопросы наших слушателей в прямом эфире. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте, как вас зовут?

Слушатель: Меня зовут Николай. Я бы хотел честно выразить, во-первых, скажем так, слова благодарности за первую часть фильма. Я подполковник в отставке и по профессии диверсант.

Е.АФАНАСЬЕВА: О как интересно.

Слушатель: И на самом деле, это один из первых фильмов, которые я видел, который я считаю более или менее профессиональным. Поэтому если у вас есть консультант, передайте ему спасибо, скажем так. Потому что я всегда смотрю военные фильмы с позиции профессионала.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы с позиции профессионала каких-то существенных огрехов не заметили?

Слушатель: Там есть, конечно, есть несколько ляпов, но они не настолько существенные и не настолько грубые. По сравнению, во всяком случае, с другими фильмами, которые я видел в этой жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, спасибо.

Слушатель: У меня вопросов нет. Просто большое спасибо. С удовольствием посмотрю, что вы нам еще предложите.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Вот как у вас с консультантами, Игорь? Работали консультанты на проекте?

И.ЗАЙЦЕВ: Консультанты работали и на стадии написания сценария, и на площадке. И это консультанты, которые действительно были действующими диверсантами и в современных горячих точках, и военные. Мы, конечно, старались, чтобы были достаточно близкие к теме и правде жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 – пожалуйста, ваши вопросы. Добрый вечер. Алло. Говорите-говорите, вы в эфире. Как вас зовут? Откуда вы?

Слушатель: Алло. Алексей из Саратова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Алексей.

Слушатель: Я бы хотел спросить главного режиссера, как Анна Снаткина попала в этот сериал? Что вы можете по этому поводу сказать? Все-таки у нее немножко другое амплуа.

И.ЗАЙЦЕВ: Ну поскольку вы фильма еще не видели – она не играет в «Диверсанте», это точно. Ее история связана с историей любви одного из диверсантов после войны. Поскольку Анна Снаткина хорошая актриса, привлекательная женщина, то в этом проекте ей места просто…

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто когда идет такое длинное мыло, как «Татьянин день», люди начинают воспринимать актрису не как актрису, а как Татьяну Разбежкину. И вот здесь, может быть, странное сознание у зрителя – когда она до программы «Время» героиня одного сериала долгоиграющего, к котором все привыкли, а после программы «Время» - в другой роли. Наверное, с этим связан вопрос. 363 36 59. Добрый вечер, алло.

Слушатель: Алло, добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте.

Слушатель: Меня зовут Николай, я звоню из Московской области. Я хочу Владимиру Меньшову сказать, что я знаю историю, как ему присуждали Оскар. Это был 79-й год, Московский кинофестиваль, я там работал. Если у вас там отпечатался мой телефон, то будьте добры, как-нибудь, может, он свяжется со мной?

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, передадим сейчас Владимиру Валентиновичу ваш телефон. Спасибо. 363 36 59 – пожалуйста, дозванивайтесь. «Кто еще, кроме Меньшова, занят в этом сериале? У кого главные роли?» - спрашивает по смс Владимир.

И.ЗАЙЦЕВ: Если Владимир не видел первой части, надо сказать, что практически все персонажи и все актеры, которые играли…

Е.АФАНАСЬЕВА: Основные мушкетеры-диверсанты.

И.ЗАЙЦЕВ: Владислав Галкин, Кирилл Плетнев, Алексей Бурдуков – это основные мушкетеры. Еще один серый кардинал – это Александр Лыков, который тоже очень таинственная фигура в нашей истории. Из новых персонажей – Олег Павлович Табаков. Очень интересная у него работа. Он играет председателя «нехорошего» колхоза, который продолжает работать на немцев. И это очень интересная работа, потому что он играет человека, который совершенно уверен в идее, что наша страна должна идти все-таки по другому пути развития.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 – пожалуйста, ваши вопросы. Добрый вечер. Что-то не соединилось. Сейчас еще раз попробую. 363 36 59 – дозванивайтесь. А пока вопросы. Почему-то интересуются: «Диверсант» на снят на кинопленку или на видео?»

И.ЗАЙЦЕВ: На кинопленку. Двумя камерами каждый день, иногда три камеры – сцены экшна снимались тремя камерами.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это уже не сериал, а такое многосерийное хорошее художественное кино? Просто по хронометражу длиннее, чем фильмы, которые идет в кинотеатре, да?

И.ЗАЙЦЕВ: Раньше в советском кино говорили, что это многосерийный художественный фильм. Мы старались, чтобы вот в этом формате этот продукт и вышел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир Валентинович, обычно человек, который сам и режиссер и актер снимается, он всегда видит какие-то неточности, пытается поруководить. Вы как с Игорем сработались? Не помогали ему режиссировать фильм?

В.МЕНЬШОВ: Не помогал, потому что Игорь – очень хорошо подготовленный профессионально человек, и помощь ему моя, что называется… у меня бывают ситуации, когда я чувствую… ну, иногда режиссер может и в открытую отвести в сторону и о чем-то спросить. Но у Игоря прежде всего очень хорошая театральная школа, у него за плечами большой театральный опыт - и актерский, и режиссерский, и много он работал с Анатолием Васильевым, и с Погребничко еще в Петропавловске-Камчатском. То, что у него проблема работы с актером, что, как правило, самая серьезная проблема кинорежиссеров современных – они довольно хорошо понимают, как это все будет монтироваться и как это все будет похоже на стрелялки в компьютерных играх, но с актерами они не умеют. Здесь все было легко и просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще вопрос. 363 36 59. Добрый вечер

Слушатель: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Меня зовут Валентина. Я хочу высказать свою признательность, восхищение Меньшовым как режиссером, как артистом и еще больше как человеком. Здоровья ему, счастья и всяческих успехов!

В.МЕНЬШОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Приятны, наверное, всегда такие звонки. Да, Владимир Валентинович? Еще звоночек примем. 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, говорите, пожалуйста.

Слушатель: Это «Эхо Москвы»?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы в эфире. Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Владимир. Я вот хотел задать вопрос. Может, не по теме…

В.МЕНЬШОВ: Выключите радио у себя там.

Слушатель: Вот в свое время, когда я еще был молодой, люди, пришедшие с войны, и все время шел фильм «Обыкновенный фашизм», я забыл, кто автор…

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил Ромм.

Слушатель: Да. А теперь сейчас вот молодежь ведь ничего ж не знает об этом. Я встречаюсь – я уже пожилой, - и мне говорят – «все коммунисты придумали и сталинские изверги придумали, а Гитлер хотел хороший порядок». Вот почему молодежь и ударилась в фашистские организации. Вот я считаю, что нужно было бы создать фильм и его широко пропагандировать, что же хотел окончательно сделать Гитлер. Теперь когда я молодежи говорю, что Гитлер хотел завоевать земной шар, хотел некоторые нации уничтожить, они улыбаются и говорят «Дедушка, ты отстал». Вот нельзя ли создать фильм, чтобы широко пропагандировалось? Чтобы молодежь увидела, чего же хотели фашисты.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо.

В.МЕНЬШОВ: Это мне вопрос ведь, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Наверное, вместе – и Владимиру Валентиновичу, и Игорю.

В.МЕНЬШОВ: Я не знаю, что за молодые вас окружают. Они уж очень у вас какие-то ограниченные, мягко выражаясь, ребята. Насчет того, что Гитлер хотел как лучше и мы б сейчас пили баварское пиво, если б он нас завоевал, думаю, что источников информации все-таки побольше… Я не знаю, где они черпают, из каких, даже самых тенденциозных передач, но все-таки оговаривается, как бы ни было, но в общем-то, отличие нашей войны, Великой Отечественной от Второй Мировой заключалось в том, что нас не шли завоевывать, в отличие от, скажем, французов, бельгийцев или других. Нас шли уничтожать. Это расписано было в плане «Барбаросса» еще в 41-м году, в 40-м уже было расписано, что эта нация славянская вообще должна быть изведена под корень, и оставлена только для обслуживания немецкого населения, а эти все земли будут завоеваны. Поэтому их планы, молодых ребят, попить баварское пиво, я думаю, что малоосуществимы были бы, скажем, в 45-м году, если бы победили немцы. Но источников информации очень много. Надо не только фильмы создавать на эту тему – они создаются, но не все доходит до людей, не все видно, не все фильмы показываются даже на экранах, на телеэкранах, ну, там уже прокатная политика. Но есть и книги. Надо немножко мозги-то развивать. Если человек остался на таком уровне, что думает, что Гитлер – это лучше, чем Сталин, то можно ему только посочувствовать.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Это «Эхо Москвы»?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, только приемник выключайте. Иначе будет фонить.

Слушатель: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Я из Ленинграда. Владимир Ильич Кучинский.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Владимир Ильич.

Слушатель: У меня такой вопрос. А как сложился тандем актера Меньшикова и режиссера?

Е.АФАНАСЬЕВА: Меньшова.

Слушатель: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тандем с кем?

Слушатель: С режиссером, который снял «Диверсанта».

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас как ваш тандем сложился? Спасибо за вопрос. Как? Насколько я понимаю, Владимир Валентинович снимался в первой части и достался Игорю в качестве актера в наследство. Нет, Игорь?

И.ЗАЙЦЕВ: Можно так сказать. А можно наоборот сказать – что мне посчастливилось работать с Владимиром Валентиновичем.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы как режиссер кого-то из первой части своей режиссерской рукой вычеркивали и говорили «Этот персонаж мне не нравится», несмотря на то, что он мог в продолжении романа действовать, или нет?

И.ЗАЙЦЕВ: Нет, учитывая такой рейтинг и такую популярность, это сделать было бы самоубийственно.

В.МЕНЬШОВ: У нас тандем, надо сказать, действительно сложился, потому что мы продолжаем сейчас сотрудничать. Игорь снимает уже новую картину.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как раз расскажите. Вы перед эфиром обсуждали, когда финал будете снимать. Что у вас за новая работа?

И.ЗАЙЦЕВ: Это полнометражный фильм. Рабочее название – «Каникулы строгого режима». Такая как бы комедия… сложный жанр – драма и комедия. В главных ролях Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Владимир Меньшов, много-много других прекрасных артистов, и сейчас заканчиваются съемки уже. Завтра я уезжаю на съемки. Владимир Валентинович послезавтра. И мы снова встретимся и продолжим сотрудничать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кого вы в этом фильме играете, Владимир Валентинович?

В.МЕНЬШОВ: Ну, поскольку «Каникулы строго режима» - это не идиома, а в прямом смысле этого слова, это дело происходит в исправительной колонии, то я играю начальника этой колонии. Мои поднадзорные – как раз Безруков, Дюжев, и там разворачиваются события и в лагере, и в пионерлагере. Вот таких два объекта основных.

Е.АФАНАСЬЕВА: Этот фильм в 2008-м выйдет?

И.ЗАЙЦЕВ: Да, мы надеемся, что он выйдет в 2008-м году. История забавная. Может быть, смешная. Потому что это история о том, как из колонии строго режима бегут двое заключенных – один бывших милиционер, другой пахан. В общем, персонажи как бы несовместимые.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это как раз Безруков и Дюжев?

И.ЗАЙЦЕВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кто из них паха?

И.ЗАЙЦЕВ: Сейчас расскажу. И вот для того чтобы спрятаться на время, где-то пересидеть, они не нашли ничего лучшего, как устроиться в пионерский лагерь вожатыми. Что из этого получилось, мы увидим. Пахана играет Сергей Безруков, а бывшего милиционера Дима Дюжев.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Интригующе. У нас несколько минут осталось буквально до конца эфира. И так как ваш фильм, сериал, многосерийный фильм только выйдет на экраны, есть возможность как-то заинтриговать зрителя. Вот что бы вы сказали – по 30 секунд, по минуте – зрителям? почему надо посмотреть «Диверсант. Конец войны»? Владимир Валентинович, почему нельзя не посмотреть?

В.МЕНЬШОВ: Вы знаете, я лично нахожусь в такой ситуации – я все-таки знаю только свои эпизоды…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы тоже не видели картины?

В.МЕНЬШОВ: Я не видел картину. Режиссера спросите – он говорит, что это хорошо получилось. А главное, что ему говорят, что это хорошо получилось. И те, кто отвечают за фильм, довольны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Зато у вас есть шанс как у зрителя посмотреть.

В.МЕНЬШОВ: Я так и сделаю. Я с 12-го числа прикован к экрану.

Е.АФАНАСЬЕВА: Игорь, тогда у вас все шансы поработать в качестве пиарщика собственной картины.

И.ЗАЙЦЕВ: Я думаю, надо посмотреть эту картину, прежде всего, потому что, возможно, приключения, в которые попадают наши герои, в такие переплеты еще не попадали другие диверсанты точно, в других картинах. Обстоятельства те, в которые попадают наши, они просто незаурядны. И они незаурядным способом выходят из ситуаций.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я знаю, что у вас Влад Галкин снимался в очень тяжелом состоянии – у него или травма была, или что-то… как сейчас – нормально он себя чувствует?

И.ЗАЙЦЕВ: Дай бог ему здоровья. Сейчас, кажется, он идет на поправку. Он сделал очень серьезную операцию и снимается уже в новом проекте. И мы все рады за него.

В.МЕНЬШОВ: Вместе со мной. Поэтому я могу подтвердить – он уже бегает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что рассказывали мне, что у вас бывали очень сложные ситуации иногда, когда надо было снимать Влада, а он практически не мог двигаться, стоять, да?

И.ЗАЙЦЕВ: Я уже во всех интервью, когда есть такие вопросы, рассказываю, что Влад просто совершил и человеческий, и актерский подвиг, потому что в любой момент он мог сказать «Я больше не могу», и все бы это поняли. Потому что ту боль, которую он испытывал с травмой ноги - можно было не снимать. Но он снимался, и мы картину закончили.

Е.АФАНАСЬЕВА: И теперь уже, тьфу-тьфу-тьфу…

В.МЕНЬШОВ: Да, он сделал операцию и вроде как он счастлив в самом деле.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уже пришла реплика – «Как уголовник и мент могут бежать из одной колонии? Они должны сидеть в разных» - пишет Юрий.

И.ЗАЙЦЕВ: Очень короткий ответ – если сотрудник уволен из органов до совершения преступления, его могут уволить задним числом, то он может попасть в колонию общего или строгого режима. Такие случаи конкретные есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это уже вопрос о другом фильме. Не о том.

В.МЕНЬШОВ: Там консультант железный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Там консультант не хуже, чем на «Диверсанте».

В.МЕНЬШОВ: Там посильнее, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, мы говорили сегодня о многосерийном фильме, сериале «Диверсант. Конец войны», который выходит на Первом канале с 12-го ноября. Мы с Владимиром Валентиновичем будем как зрители смотреть. Игорь его сделал, смонтировал своими руками, как теперь это… или своими компьютерными возможностями. Ну что ж, обещают создатели, что должно быть интересно. Я правильно вас поняла?

И.ЗАЙЦЕВ: Будем надеяться, что вам очень-очень понравится.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Присоединяйтесь к зрителям фильма, а мы потом обсудим, понравилось нам или нет. Это были Владимир Меньшов, режиссер фильма Игорь Зайцев и Елена Афанасьева в программе «Телехранитель». До следующего воскресенья. Всего доброго. До свидания.

И.ЗАЙЦЕВ: До свидания.

В.МЕНЬШОВ: До свидания.