Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Рецензии на книги // ne-bud-duroi.ru

Акунин: женская версия

 

После периода бурного развития российский женский детектив впал в состояние стагнации. Новые звезды, прежде вспыхивавшие чуть ли не ежемесячно, появляются все реже, да и номенклатура подвидов этого всенародно любимого жанра давненько не обновлялась. Ковыряют свои привычные делянки Донцова, Полякова и иже с ними, пылятся на лотках старые романы Марининой – вот, собственно, и весь пейзаж. Именно поэтому любая нетривиальная вещь на этом однообразном фоне так бросается в глаза. Действительно, так, как пишет Елена Афанасьева, среди наших детективных дам не писала еще ни одна. И дело не в том, что ей лучше, чем, скажем, Дашковой, удается интригостроительство или что стиль у нее изящнее, чем, например, у Устиновой. Главный козырь Афанасьевой – в умело поставленной и добротно реализованной задаче: предложить читателю (или, вернее, читательнице) феминизированную версию детективов Бориса Акунина. Сохраняя все фирменные «примочки» мэтра (в первую очередь это касается хитрых игр со временем и пространством), Елена Афанасьева создает текст сложный по композиции, но простой по мысли и вдобавок ко всему по-женски трогательный и сентиментальный.

Фотограф-стрингер Женя Жукова, миниатюрная дама сорока лет, внезапно оказывается объектом кровавой охоты. Кто-то могущественный и незримый требует, чтобы она вернула нечто ей не принадлежащее. И этот кто-то, похоже, шутить не намерен. Но это только половина истории: вторая ее половина, начавшись на каравелле Фернана Магеллана, продолжается в богатом петербургском доме середины XIX века, достигает кульминации при дворе филиппинской диктаторши Имельды Маркос и приходит к логической развязке в Москве 2000-х. Склеиваются обе половинки посредством довольно-таки искусственного приема, однако придраться не

к чему: концы сходятся с концами, и никакие сюжетные линии не провисают.

Современные фрагменты получаются у Афанасьевой много лучше, чем исторические: по уровню стилизаторского дарования до Акунина ей очень далеко, поэтому речь Магеллана от речи двадцатилетнего хакера, сына Жени Жуковой, отличается разве что регулярным употреблением слова «сие». Впрочем, учитывая, что новинок от Акунина в скором будущем не предвидится, можно предположить, что именно за Афанасьевой на ближайшие пару лет будет закреплена ниша сложно устроенных детективов с исторической подоплекой. Да и многообещающая концовка прозрачно намекает на то, что приключения Жени Жуковой только начинаются.

2 марта 2004